2. В структуре ИППП у больных хроническим уретрогенным простатитом наиболее значимыми являются: хламидии (32,6%), трихомонады (13,0%), гонококки (10,8%) и смешанные инфекции.
3. Наибольшая распространенность хронического простатита отмечена у женатых
мужчин, занятых в сфере бизнеса, в возрастных группах 20-29 и 30-39 лет.
4. При комплексной диагностике хронического простатита целесообразно использовать ректальный датчик ультразвукового аппарата с рабочей частотой 5 МГц.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мазо Е.Б. Хронический инфекционный простатит. Материалы правления Российского общества урологов. - М.,2004. - С.267-289.
2. Wenningerk, Heiman JR., Sickness in pact of chronic nonbacterial prostatitis and obs correlates. J.Urol. 1996; - р.155.
3. Bennett B.C., Culbcrson P.H. Histopathology and cytology of prostatitis (prostate diseasea) Eds. Phiadelphia ,1993. -p.399-413.
4. Юдин И.Ф. Простатит. - Киев: Здоровье, 1987. - 180с.
5. Лобкарев О.А. Пути оптимизации эндоскопический диагностики и лечения заболеваний уретры и предстательной железы. Автореф. дис...канд.мед.наук. - Казань, 2005. - 19с.
6. Зиганшин О.Р., Долгушин И.И. Механизм антимикробной резистентности репродуктивных органов мужчин. - Челябинск, 2001.
УДК 616.89-053.7-058.8-07:613.81
© Н.А. Дружинина, А.Г. Муталов, Г.П. Ширяева, С.В. Шагарова, А.И. Назарова, И.В. Боровская, 2009
Н.А. Дружинина, А.Г. Муталов, Г.П. Ширяева,
С.В. Шагарова, А.И. Назарова, И.В. Боровская ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, РОДИТЕЛИ, КОТОРЫХ СТРАДАЮТ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа
В статье представлены результаты исследования психологических особенностей подростков, родители которых страдают алкоголизмом. Исследование проведено с использованием адаптированного опросника Кеттела.
Выявленные особенности личностных свойств детей могут быть использованы при выборе различных способов психотерапевтической терапии и для обоснования медико-социальной реабилитации детей, родители которых страдают алкогольной зависимостью.
Ключевые слова: подростки, психология, личностные особенности, терапия, реабилитация.
N.A. Druzhinina, A.G. Mutalov, G.P. Shiryaeva,
S.V. Shagarova, A.I. Nazarova, I.V. Borovskaya PSYCHOLOGIC FEATURES OF ADOLESCENTS IN FAMILIES OF ALCOHOLICS
Results of the study on psychologic features of adolescents whose parents suffer from alcoholism are presented in the paper. The study has been carried out using the Kettle questionnaire. The personality traits revealed in children can be used in the choice of various psycotherapeutic methods and for grounding medicosocial rehabilitation of children in families of alcoholics.
Key words: adolescents, psychology, personality traits, therapy, rehabilitation.
За последние годы среди подростков России произошел рост заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения [4,5,6]. Психические заболевания зачастую являются причиной ограничений в выборе профессии, негодности к службе в Вооруженных Силах. Поэтому оценка состояния высших психических функций является одной из важнейших проблем педиатрии.
До настоящего времени при исследовании психики детей преобладали методы свободной беседы и наблюдения. При этом эффективность результатов диагностики во многом зависит от квалификации и опыта врача. Но в последнее время высказывается мнение о необходимости широкого внедрения в практику здравоохранения специальных диагностических тестов, позволяющих проводить
раннюю диагностику отклонений в психике детей.
Целью настоящего исследования явилось проведение интегральной оценки психологического статуса подростков, родители которых страдают алкогольной зависимостью.
Материалы и методы
Под наблюдением находилось 222 подростка в возрасте от 10 до 17 лет. Все наблюдаемые дети были разделены на две группы. Опытная группа включала 112 подростков из социально-неблагополучных семей. Контингент «социально-неблагополучных» представлен семьями, не имеющими необходимых условий для адекватного воспитания своих детей, проживающие в неудовлетворительных бытовых условиях. В таких семьях отец или оба родителя страдали алкогольной зависимостью и состояли на учете районного нарколога.
В качестве группы сравнения послужила репрезентативная выборка, состоящая из 110 подростков, родители которых воспитывали своих детей в относительно благополучных условиях и не злоупотребляли алкоголем. В работе использовался комплекс психологических тестов, включающих анализ индивидуальных особенностей характера, поведения и адаптационных возможностей подростков. В настоящем сообщении приводятся результаты одного из этапов комплексного исследования, посвященного анализу структуры личностных свойств с использованием адаптированного модифицированного варианта личностного опросника, разработанного Р. Б. Кет-теллом [14].
Тест базируется на общей способности интеллекта испытуемого к «образованию отношения». Эта способность является относительной характеристикой индивида и проявляется и сфере вербальной, числовой, пространственной и социальной успешности («ловкости»). Результаты теста дают более высокую корреляцию с успехами в школе или в другом учебном заведении, чем другие тесты.
Этот тест определялся с различным набором вопросов отдельно у детей 10-12 лет и у подростков 13-17 лет. Каждый вопросник позволяет количественно оценить выраженность ряда личностных особенностей: замкнутость-общительность (шкала А), сформиро-ванность интеллектуальных функций (шкала
B), неуверенность в себе - уверенность (шкала
C), сдержанность - возбудимость (шкала Б), зависимость - доминирование (шкала Е), осторожность - склонность к риску (шкала Б),
недобросовестность - добросовестность (шкала О), робость - социальная смелость (шкала
H), реалистичность - чувствительность (шкала
I), коллективизм - индивидуализм (шкала I), безмятежность - тревожность (шкала О), групповая зависимость - самостоятельность (шкала Q2), низкий самоконтроль - высокий самоконтроль (шкала Оз), расслабленность -напряженность (шкала Q4).
В варианте адаптированного модифицированного варианта личностного опросника для детей 10 - 12 лет шкала Q2 была исключена. Ответы выносились на специальный регистрационный бланк. При этом испытуемый должен был выбрать один из вариантов ответов на вопрос: «да», «нет», «не знаю» (или «а», «б», «с»).
На основании результатов тестирования у каждого подростка при помощи специального «ключа» подсчитывали количество баллов для каждого фактора. Совпадение с ключом ответов «а» и «с» оценивается двумя баллами, совпадение ответов «в» - одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор В - здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору В -8 баллов, минимальная - 0 баллов.
Значения баллов по таблице переводили в стандартные оценки - стены. Высокие значения факторов (8-10 стенов) указывали на значительную выраженность соответствующего личностного свойства, низкие (1-3 стена) - на слабую. Высокие значения факторов кодировались значком «+», низкие значком «-» и ставились рядом с буквой алфавита, обозначающей данный фактор.
Из имеющихся показателей по всем факторам строили «профиль личности». При интерпретации уделялось внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям
факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находились в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» - от 8 до 10 стенов.
Нами также анализировалась совокупность факторов в их взаимосвязях с определением показателя «интроверсии-экстраверсии» ^1), который вычисляли по следующей формуле:
QI - [(2А + ЗЕ + 4Б + 5Н) - ДО2 + I)]: 10.
Этот показатель измерял качества, открытые К. Юнгом, отражающие интерес, направленный на внешние события, либо на внутренние переживания.
Результаты и обсуждение
Известно, что проблемы в семье и быту у детей подросткового возраста вызывают психопатологические изменения личности [1,13]. Комплексные работы по изучению личностных особенностей и влияния на них психосоциальных факторов у подростков, родители которых страдают алкогольной зависимостью, в доступной литературе нами не обнаружено.
Исследование психологического статуса с использованием адаптированного варианта опросника Р.Кеттела, которое позволило оценить широкий спектр личностных характеристик: черты темперамента, характера, некоторые особенности мотивации. Выделяемые компоненты личности наиболее устойчивы, относительно независимы от мотивационных факторов внешней ситуации. У детей опытной группы по сравнению с контрольной выявлено достоверное повышение стандартных оценок (стенов) по факторам: Е (соответственно, 5,76 ± 0,27 и 4,39 ± 0,20, Р<0,01), Н (6,14 ± 0,34 и 4,86 ± 0,23, Р < 0,05), Q2 (6,47 ± 0,35 и 4,06 ± 0,31, Р < 0,01) и снижение их по факторам: В (4,87 ± 0,23 и 5,56 ± 0,29, Р < 0,01), С (5,21 ± 0,25 и 6,97 ± 0,13, Р < 0,01), О (5,26 ±0,31 и 7,01 ± 0,32, Р < 0,01), О3 (4,65 ± 0,30 и 6,21 ± 0,23, Р < 0,01).
С учетом полученных данных можно заключить, что дети, родители которых страдали алкогольной зависимостью, отличались от детей контрольной группы самоуверенностью, повышенной агрессивностью, конфликтностью и своенравностью (фактор Е). Им свойственна смелость, рас-торможенность, склонность к риску и авантюрам (фактор Н), они весьма независимы и не нуждаются в чьем-либо одобрении или поддержке (фактор Q1).
Вместе с тем снижение стандартных оценок по фактору А отражало тенденцию к эмоциональной бедности, замкнутости. Эти дети скептически настроены и холодны к окружающим, не уверены в своих силах, недоверчивы, замкнуты, предпочитают одиночество. Более низкие оценки по фактору В свидетельствовали о ригидности мышления, недостаточной сформированности преимущественно вербального интеллекта, затруднениях в выполнении логических и математических операций.
Относительно низкое значение фактора О свидетельствует, что дети, родители которых страдают алкогольной зависимостью, могут быть беспринципными, безответственными, иметь гибкие установки к отношению к каким-либо нормам поведения, что может привести их к асоциальному поведению. Они отличаются от детей контрольной группы низким самоконтролем, недисциплинированностью, что также может свидетельствовать о склонности к асоциальным поступкам (фактор О3).
В контрольной группе психологический статус характеризовался такими личностными свойствами, как эмоциональная устойчивость, уравновешенность, общительность, реалистичная оценка своих возможностей, преобладание низкого уровня тревожности и напряженности.
Большинство обследованных нами детей контрольной группы характеризовались добросовестным выполнением правил и норм поведения, высоким самоконтролем, что способствовало хорошей адаптации этих детей в микросоциальной среде. Относительно высокий уровень развития интеллектуальных функций, быстрое овладение логическими операциями позволяли им успешно справляться с учебной нагрузкой.
Анализ показателей теста Кеттела по возрастному признаку не выявил достоверных различий структуры личностных свойств у детей, родители которых страдали алкогольной зависимостью (Р>0,05). Однако, наибольшие различия в абсолютных значениях стенов (стандартных оценок) отмечены у подростков 15-17-летнего возраста.
Анализ различий в показателях личностных особенностей между мальчиками и девочками в зависимости от пола нами также не выявлен. Дисгармоничность психоэмоционального статуса в опытной группе наблюдавшихся детей недостоверна (Р>0,05). Вместе с тем у девочек этой группы имелась тенденция к большей выраженности снижения фактора А, характеризующего стремление к уединению, замкнутости, социальной робости, а у мальчиков - более отчетливое снижение фактора В (сформированность интеллектуальных функций).
Наибольшие различия по полу и возрасту в опытной и контрольной группах выявлены при анализе совокупности факторов в их взаимосвязях с определением показателя «ин-троверсии - экстраверсии» ^1) у подростков в возрасте 13-17 лет. Указанный возрастной диапазон был определен исходя из особенно-
стей проведения теста Р.Кеттела, включающего, как известно, подсчет показателя QI с учетом фактора Q2. В варианте же адаптированного модифицированного варианта личностного опросника для детей 10 - 12 лет шкала Q2 была исключена.
В целом средние значения показателя «интроверсии - экстраверсии» ^1) у детей, родители которых страдали алкогольной зависимостью, были несколько выше, чем к контрольной группе (соответственно 6,70 ± 0,31 и 5,89 ± 0,32). Однако эти различия оказались недостоверными (Р< 0,05).
Обращает на себя внимание, что с возрастом возрастают различия в показателях QI между девочками и мальчиками, а также между опытной и контрольной группами.
Чем старше юноша опытной группы, тем более выражена у него оценка по фактору экстраверсии, при этом разница в показателях QI между ними и сверстниками контрольной группы статистически достоверна (в возрасте 13-14 лет соответственно 7,27 ± 0,18 и 5,94 ±
0,21, Р < 0,01; в возрасте 15-17 лет - 7,89 ±
0,36 и 5,91± 0,19, Р < 0,01). Следовательно, юноши опытной группы отличаются выраженной экстраверсией, они легко вступают в контакт, неплохо адаптированы в социальной среде.
Девушки, родители которые страдают алкогольной зависимостью, отличаются от девушек контрольной группы тем, что они более склонны к уединению, подавляемы в межличностных конфликтах. У них более выражена тенденция к тревожному, а иногда и к депрессивному состоянию. С возрастом различия между девочками опытной и контрольной групп нарастают. Об этом свидетельствуют значения показателей «интроверсии -экстраверсии» (в возрасте 13-14 лет соответственно 7,23 ± 0,12 и 8,27 :Ь0,40, Р < 0,05; в возрасте 15-17 лет - 6,17 ± 0,22 и 7,32 ± 0,28, Р< 0,01).
Заключение
Таким образом, для детей, родители которых страдали алкогольной зависимостью, характерна выраженная дисгармоничность психоэмоционального статуса, проявляющаяся самоуверенностью, повышенной агрессивностью, конфликтностью, своенравностью, смелостью, расторможенностью, склонностью к риску и авантюрам. Такие дети весьма независимы и не нуждаются в чьем-либо одобрении или поддержке.
Большинство детей имели тенденцию к эмоциональной бедности, замкнутости, скептически настроены и холодны к окружающим, не уверены в своих силах, недоверчивы, замкнуты, предпочитали одиночество. Они могут быть беспринципными, безответственными, иметь гибкие установки к отношению к каким-либо нормам поведения, что может привести их к асоциальному поведению. Наряду с этим они отличаются от детей контрольной группы низким самоконтролем, недисциплинированностью, что также может свидетельствовать о склонности к асоциальным поступкам.
Личностные особенности юношей, родители которых страдали алкогольной зависимостью, отличались сниженным интеллектом, выраженной экстраверсией. Многие из них легко вступали в контакт и были неплохо адаптированы в социальной среде.
Девочки, родители которых страдали алкогольной зависимостью, характеризовались стремлением к уединению, замкнутости, социальной робости, подавляемости в межличностных конфликтах. У них более выражена тенденция к тревожному и депрессивному состоянию.
Выявленные особенности личностных свойств детей могут быть использованы при выборе различных способов психотерапевтической терапии и для обоснования медикосоциальной реабилитации детей, родители которых страдают алкоголизмом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьин С. А. Состояние здоровья детей из семей социального неблагополучия: Автореф. дис. ... д-ра. мед. наук. - М., 1995. - 43 с.
2. Антропов Ю.Ф. Терапия психосоматических расстройств у детей и подростков //Вопросы социальной и клинической педиатрии и наркологии». - М., 2000. - С. 171-172.
3. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычки действия у детей и подростков. - М., 2000.-320с.
4. Безменов Т.В. роль психопатологических расстройств в комплексе причин школьной неуспеваемости у учеников младших классов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2001. - 22 с.
5. Баранов А. А., Щеплягина Л.А. Проблемы подросткового возраста. - М., 2003.-477 с.
6. Битти М. Алкоголик в семье или преодоление созависимости: перевод с англ. -М., 1997. -331 с.
7. Брязгунов И.П., Абалакина М.В. Особенности психологического статуса при психосоматических функциональных заболеваниях у детей и подростков. - Рос. педиатрический журнал. -2000. - №5. - С. 15-16.
8. Гузева В.И. Влияние алкоголизма матерей на состояние нервной системы их детей // Педиатрия. - 1994. - №5. - С. 95.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1983.-223 с.
10.Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеп-лягиной. - М., 2003. - 480 с.
11.Собчик Л.И. Культурно-свободный тест интеллекта по Кеттелу: учебно-методическое пособие. - СПб., 2002. - С. 6.
12.Шварков С.Б., Барабанов Н.И. Алкоголизм родителей - фактор риска психосоматических заболеваний потомства // VIII всес. съезд неврологов, психиатров и наркологов. - М., 1988. - Т.
1.- С. 462-464.
13.Aronson M; Hagberg В; Neuropsychological disorders in children exposed to alcohol during pregnancy: a follow-up study of 24 children to alcoholic mothers in Guteborg, Sweden.- Alcoholism, clinical and experimental research.-1998. - Apr; 22 (2). - P. 321-324.
14.Bender L. Schizophrenics - spectrum disorders in the families of schizophrenics children. - General results in psychiatry. - London, 1975. - P. 125-134.
15.Brown S.A; Tapert S.F. The role of alcohol in adolescent relapse of out comeu. - Journal of psychiatric drugs. - 2000. - Fan-Mar; 32(1). - P. 107-115.
16.Dube S.R; Auda R.F; Felitti V. J. Childhood abuse dysfunctions, and the risk of an attempted suicide throughout the life span; findings from the adverse childhood. Experiences study. - Jama. - 2001. - Dec. 26; 286 (24). - P. 3089-3096.
17.Fehon DC; Grilo CM; Lipschitz DS. Correlates of community violence exposure in hospitalized adolescents. - Comprehensive psychiatry.- 2001. - Jul-Aug; 42 (4). - P.283-290.
УДК 159. 923 © Л. А. Коротовских, 2009
Л.А. Коротовских СВОЕОБРАЗИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МАТЕРИ О РЕБЕНКЕ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ЕГО ЗДОРОВЬЯ
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», г.Пермь
В статье отражены результаты исследования представлений матери о ребенке в связи с состоянием его здоровья. Описано содержание представлений и их структура. Особое внимание автором уделено анализу обнаруженных специфических различий представлений о здоровом ребенке и ребенке с нарушениями здоровья. Работа выполнена с позиций междисциплинарного подхода. Полученные данные могут быть использованы в консультативной практике врачей, медицинских психологов и проведении психотерапевтических мероприятий.
Ключевые слова: представления, мать, ребенок, состояние здоровья, различия, контент-анализ.
L.A. Korotovskikh SPECIFICITIES OF MATERNAL REPRESENTATIONS ABOUT HER INFANT’S HEALTH CONDITION
The paper focuses on the results of the study on the mother’s representations about her infant’s health condition. The description of the content and structure of the representations is presented. Using an interdisciplinary approach, the author emphasizes the importance of specific differences between the healthy infant and the infant with health problems. The data obtained can be used in consultative activities of physicians, medical psychologists and for carrying out psychotherapeutic measures.
Key words: representations, mother, infant, health condition, differences, content-analysis.
Проблема научных исследований в области психологии здоровья считается одной из самых актуальных в современной науке. Особую значимость в изучении феномена здоровья приобретает междисциплинарный подход, включающий в себя интеграцию зна-
ний медицинской и психологической науки [2]. Результаты ряда работ показывают, что представления о критериях здоровья неточны, многообразны, акцент смещается в сторону физического здоровья, т.е. имеет место «со-матизация» понятия здоровья [5]. Выявлено