Научная статья на тему 'Психологические особенности подростков как группы риска аутоагрессии в контексте терроризма'

Психологические особенности подростков как группы риска аутоагрессии в контексте терроризма Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1067
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОАГРЕССИЯ / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SUICIDAL BEHAVIOR / БИОПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / BIOPSYCHOSOCIAL DEVELOPMENT / SELF-AGGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Вера Вадимовна, Карпов Анатолий Михайлович

В статье раскрываются психологические особенности подросткового возраста, которые могут быть отнесены к предикторам аутоагрессивных действий, совершаемых лицами, интегрированными в террористические группы и организации. Указывается, что значительное число террористических акций содержит в себе аутоагрессивную составляющую, т.е. смертника, другими словами, суицидента, как правило, молодого возраста, добровольно прерывающего свою жизнь. Рассматриваются психофизиологические основы данного явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Герасимова Вера Вадимовна, Карпов Анатолий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS AS A SELF-AGGRESSION RISK GROUP IN THE CONTEXT OF TERRORISM

The authors unveil the psychological features of teenage age which can be referred to predictors of self-aggressive actions of persons integrated into terrorist groups and organizations. It is specified that the great number of terrorist attacks comprises a self-aggressive component, i.e. a suicide bomber as a rule of the young age that voluntarily ends his life. Psychophysiological basics of this phenomenon are investigated.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности подростков как группы риска аутоагрессии в контексте терроризма»

УДК 159

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ

КАК ГРУППЫ РИСКА АУТОАГРЕССИИ В КОНТЕКСТЕ ТЕРРОРИЗМА

В.В. Герасимова, А.М. Карпов

Аннотация. В статье раскрываются психологические особенности подросткового возраста, которые могут быть отнесены к предикторам аутоагрессивных действий, совершаемых лицами, интегрированными в террористические группы и организации. Указывается, что значительное число террористических акций содержит в себе аутоагрессивную составляющую, т.е. смертника, другими словами, суицидента, как правило, молодого возраста, добровольно прерывающего свою жизнь. Рассматриваются психофизиологические основы данного явления.

Ключевые слова: аутоагрессия, терроризм, психологические особенности подростков, суицидальное поведение, биопсихосоциальное развитие.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS AS A SELF-AGGRESSION

RISK GROUP IN THE CONTEXT OF TERRORISM

V. Gerasimova, A. Karpov

Abstract. The authors unveil the psychological features of teenage age which can be referred to predictors of self-aggressive actions of persons integrated into terrorist groups and organizations. It is specified that the great number of terrorist attacks comprises a self-aggressive component, i.e. a suicide bomber as a rule of the young age that voluntarily ends his life. Psychophysiological basics of this phenomenon are investigated.

Keywords: self-aggression, terrorism, psychological characteristics of adolescents, suicidal behavior, biopsychosocial development.

Психологические особенности подросткового контингента как группы риска девиантного поведения достаточно детально изучались в рамках отечественной и зарубежных психологических школ и направлений. Однако тема терроризма по сей день остается актуальной, сложной и недостаточно изученной областью психолого-педагогического знания. Под терроризмом А.А. Маджорян понимает акты насилия, совершаемые отдельными лицами, организациями или правительственными органами, направленные на устранение нежелательных государственных и политических деятелей, дестабилизацию государственного правопорядка в целях достижения определённых политических результатов [10, с.32].

В трудах А.А. Зиновьева отмечается, что терроризм не есть что-то беспричинное или нечто, коренящееся в каких-то дефектах человеческой биологической природы. Это явление социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей [5, с.47].

По мнению В.П. Емельянова, терроризм представляет собой публично совершаемые общеопасные действия или угрозы, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов [4, c.13]. Таким образом, целью терроризма является получение резонанса

от террористической акции в обществе, который спровоцирует желательное для них развитие событий.

В структуре терроризма явно выражено проявление двух форм агрессии:

- гетероагрессии - агрессии, направленной на людей: тех, кто пострадает во время теракта, их близких, которые будут переживать утрату или инвалидизацию своего родственника, и тех, кто будет переживать по поводу погибших, пострадавших людей;

- аутоагрессии - агрессии, направленной на саморазрушение, при которой участник теракта лишает себя жизни во имя определенной для него идеи.

Значительное число террористических акций содержит в себе аутоагрессивную составляющую, т.е. смертника, другими словами, суицидента, как правило, молодого возраста, добровольно прерывающего свою жизнь [3].

В сентябре 2015 года в г. Казани проходил XVI Съезд психиатров России «Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы». На секции, посвященной суицидологии, было отмечено, что за последние годы, по данным детского фонда ООН, значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди подростков и молодежи. В настоящее время

уровень суицидов среди российских подростков является одним из самых высоких в мире.

Анализируя происходящее, мы приходим к выводу о необходимости изучения психологических особенностей подросткового возраста как группы риска аутоагрессии в контексте терроризма.

По данным различных источников: аналитических справок органов внутренних дел, социальной защиты населения, медицинских публикаций, психологических и педагогических исследований, среди основных причин, способствующих использованию крайней формы аутоагрессии у подростков, являются конфликтные отношения с родителями и конфликты со значимыми взрослыми, учителями. Отсутствие взаимопонимания с родителями и значимыми близкими при сложившейся политической обстановке в мире и морально-этической деградации, ригидности и инфантилизации современного общества может стать тем асоциальным лифтом, доставляющим подростков в организации террористического характера. При обретении временного комфортного состояния принятия и уважения в этих организациях подростки, зачастую не осознавая последствий, берут на себя роль аутоагрессантов, борющихся за торжество «высоких» идей [7].

В работах А.Г. Амбрумовой отмечается, что суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации

личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта [1].

В подростковом возрасте отчетливо представлен совокупный процесс биологических и психологических изменений и преобразований. У подростков развиваются все психические функции. В эмоциональной сфере проявляется склонность к более серьезному восприятию некоторых событий и более динамичные колебания настроения. По мнению М. Раттера, ощущение своей ничтожности, никчемности, несчастья для половины подростковой группы является весьма распространенным состоянием [11]. Влияние эмоций на духовную жизнь становится более глубоким, вследствие чего при определенных обстоятельствах подросток может проявить деструктивную импульсивность в поведении, выражающуюся в уходах из дома, приобщении к криминальным структурам, проявлении агрессивных асоциальных и аутоагрессивных актов. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается у подростков с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. В работах

А.Е. Личко описано, что сентиментальность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязанностью, желание быть признанным и оцененным другими

- с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением всеобщих кумиров, а чувственное фантазирование

- с прагматичным мудрствованием [9].

Центральным фактором психологического развития подростков по Л.И. Бажовичу, И.С. Кону является становление нового уровня самосознания [2;8].

В подростковом периоде определяется состояние «Я»: физического, психологического и социального, возникает чувство взрослости, выбираются и утверждаются аксеологические ориентации, формируется «Я-концепция» и самооценка.

У подростков актуализируется процесс самоопределения. Он обусловлен поиском путей удовлетворения основных потребностей, в том числе, в независимости и эмансипации от семьи, определении и развитии своего «Я»; аксиологической зрелостью и перспективным видением своей жизни.

Подросткам свойственно стремление к утверждению собственной независимости в том виде, в котором они ее сами представляют. Актуализируется потребность в расширении и углублении понимания своей идентичности, укреплении своего собственного образа личности, в сепарации своего «Я» от семейного «Мы». Необходимо отметить, что достаточно часто у подросткового контингента, склонного к асоциальным формам поведения, нет корреляции между представлениями о себе и реально существующим образом.

Особенностью психосоциального развития подростков является интенсификация процесса рефлексии на себя, на окружающий микро- и макросоциум. Трансформацию претерпевает отношение подростка к семейным традициям, укладу жизни, проявляющееся в повышенной критичности, нетерпимости, конфликтности. Социальные институты, такие как семья, школа, сверстники, обретают новые значения и смыслы.

На подростковый период приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также

ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.

Подростковый возраст является периодом полового созревания и психологического взросления. Ведущая деятельность - интимно-личностное общение. Формируется новый образ физического «Я». Появляется чувство взрослости. Возникает страстное желание если не быть, то казаться взрослым. Отстаивание своих прав часто приводит к ограждению своей сферы жизни от контроля, порой посредством конфликтов. Присуща сильная потребность в общении со сверстниками, проявляющаяся в подростковой дружбе и неформальных группах. Личность подростка - образование нестабильное, порождает противоречивые желания и поступки. Подростки стремятся одномоментно и походить на сверстников и выделяться. Хотят заслужить уважение и бравируют недостатками. Требуют верности и быстро меняют друзей. Появляется склонность к самоанализу.

Отметим, что личности подростка свойственна личностная нестабильность. Поиск имижда и его частая смена. Независимо от содержательного контекста копируются «взрослые» формы поведения. Характерны сильные, часто сменяющие друг друга увлечения. Присуща социальная инфантильность. Появляется стремление к самостоятельности, желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей и других взрослых. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Значимой сферой отношений являются отношения с взрослыми. Происходит формирование системы внутренне согласованных представлений о себе.

Таким образом, подростки представляют собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям.

В силу своего возраста они характеризуются такими психологическими особенностями, как:

— максимализм и нДАИШизм;

— радикализм и нетерпимость;

— безоглядность и непримиримость;

— склонность к группированию;

— мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности.

При определенных жизненных условиях и наличии питательной среды эти характеристики могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.

Особенности психики и психологии подростков обусловлены особенностями морфологии и нейрофизиологии мозга, неравномерностью развития его отделов, являющихся субстратами определенных функций,

в частности эмоций, инстинктов, воли, памяти, мышления, контроля, критики и др.

В период полового созревания (10 - 12 лет) гормонами запускается лимбическая система. Лимбической системой называют совокупность структур мозга, образующих кольцо (лимб) на границе ствола мозга и новой коры. Эта система контролирует эмоции, инстинкты, пищевое, половое и элементарное социальное поведение, сон - бодрствование и участвует в процессах кратковременной памяти. Информация, получившая эмоциональную окраску,

запоминается лучше. При сильных негативных переживаниях наблюдается обратный процесс: стирание следов памяти, амнезия.

Эта система управляет работой внутренних органов, эндокринных желез и сосудов. Нарушение работы гипоталамических центров вызывает: ожирение, бессонницу, диабет, лихорадку, гипертонию и половое бессилие.

Позже всех частей мозга у подростков формируется префронтальная кора, которая отвечает за:

— управление, планирование, принятие решений, осознанный выбор;

— связь настоящего с будущим, прогнозирование последствий поступков;

— контроль над эмоциями и желаниями, над импульсивностью;

— организованность, социальные знания, способность отличать друзей от врагов, ориентироваться в отношениях, выбирать партнеров.

Преобладание «подкорковой» активности над «корковой» является биологической базой, объясняющей описанные расстройства психологии и поведения у подростков.

В качестве клинического примера можно привести выписку из истории болезни подростка: Ш-ов А.Р., 2002 г. рождения, воспитанник детского дома г. Казани. Наследственность отягощена психическими заболеваниями. Мать совершила суицид. Ребенок из роддома поступил в дом ребенка. Усыновлен дядей, братом матери. Развивался с задержкой физического и психического развития. Посещал коррекционный детский сад, учился в коррекционной школе-интернате № 1.

Психиатрами наблюдается с 2007 г. в связи с грубыми нарушениями поведения в детском саду в форме расторможенности, сексуальности, агрессивности, демонстративного нарушения социальных, культурных и нравственных норм. В школе интереса к знаниям и учебе не проявлял, нарушал дисциплину, громко разговаривал, смеялся, ходил во время урока, залезал на подоконник, открывал окна, мешал учителю и

ученикам, дерзил, нецензурно выражался, набрасывался на одноклассников, бил и кусал, хватал мальчиков за гениталии, мазал красками лицо и одежду. Критику и воспитательные воздействия игнорировал, проявлял лживость, изворотливость, асоциальность.

Вследствие невозможности пребывания в школе переведен на домашнее обучение в детском доме. От учителей убегает, угрожает учителям и воспитателям ножницами и острыми предметами, грубит, оскорбляет, шантажирует жалобами в прокуратуру и реализует их. Убегал из детского дома, заходил в юридические консультации, оставлял жалобы на персонал детского дома. По чужому телефону вызвал пожарную команду на адрес дедушки. На ложный вызов прибыло 8 пожарных машин. Эмоционально неустойчив, иногда бывает плаксив, обвиняет всех в плохом к нему отношении. Глубоких и стабильных интересов, симпатий, увлечений не обнаруживает. Проявляет сексуальный интерес к мальчикам, ложится к ним в постель, сбрил брови, иногда красит губы.

Образ личности и будущего не сформирован. Сказал, что хочет стать членом жюри конкурсов певцов. Никаких предпосылок для такой работы не имеет и не собирается заниматься музыкой, вообще трудиться. Обнаруживает биологические и примитивные (потребительские, сексуальные) социальные потребности. Духовных,

нравственных потребностей нет. Нет целеполагания. Поведение в целом контропродуктивное, нелепое. Суждения и поступки не структурированы и логически не связаны. Нет единства в личности, психических функциях и поведении. Отсутствуют долгосрочные планы. Свободен от каких-либо обязательств, от прошлого опыта, который не осмысливает и ничему не учится. Делает только то, что хочет. Эгоцентричен и асоциален. В психике и поведении преобладает дезинтеграция и асоциальная направленность, склонность к грубым деструктивным действиям, но с элементами самолюбования и с претензиями на самореализацию. Одинок, глубоких и стабильных отношений с кем-либо нет. Не может соотносить свое поведение с интересами других людей, сопереживать, сочувствовать, быть членом коллектива, подчинять личное общему. Но есть стремление быть в обществе, демонстрировать себя, подчинять себе других людей, даже взрослых с помощью запугивания, шантажа, кверулянтства и прокуратуры. В этом он проявляет достаточные мыслительные, интеллектуальные и волевые способности. В структуре поведения много детскости, дурашливости, инфантилизма, неустойчивости, незавершенности,

демонстративности, претензий на доминирование и подчинение других людей своим желаниям.

С 2007 по 2017 г. 8 раз проходил стационарное лечение в детском отделении РКПБ МЗ РТ.

Вернемся к субстрату психической деятельности. Перечень функций префронтальной коры свидетельствует о том, что как раз они и нужны для воспитания, образования, социализации, для профилактики алкоголизма, наркомании и курения, для выбора адекватных стратегий поведения.

Развитие названных функций должно быть приоритетным в воспитании и обучении школьников. Так и было в системе советского образования. Оно было системным, фундаментальным, учило мыслить, творить, воспитывало патриотизм и коллективизм...

Структура современной телевизионной продукции, рекламы, шоу-бизнеса, кино также адресуются к лимбической системе и «отключают» префронтальную кору мозга. Это также способствует распространенности бездумного, безответственного, агрессивного и аутоагрессивного поведения у подростков.

В программы обеспечения национальной безопасности, противодействия деструктивным информационно-психологическим воздействиям, профилактики терроризма, воспитания патриотизма необходимо включить

нейропсихологическое направление. Разработать методики обучения соотечественников самозащите от технологий перевода функционирования мозга и психики на эволюционно низшие уровни.

Надо осознать, что если реальная жизнь не соответствует ожиданиям человека, не удовлетворяет его актуальные потребности, создает угрозу безопасности и значимым интересам, то возникают стресс, тревога, страх, дезадаптация и поиск стратегии адаптации, в том числе бегство в саморазрушительные, деструктивные формы поведения [6].

Все уровни биопсихосоциального развития подростков содержат в себе объективные и субъективные факторы риска возникновения поведенческих девиаций. Влияние данных факторов на подростков усугубляется негативной социально-стрессовой составляющей российского общества. Развитие современных подростков проходит на фоне картины мира, изобилующей проявлениями деструктивного, дефицитарного, саморазрушительного характера.

При активно разрушающем воздействии информационной, культурно-досуговой сфер, бесконечно давящим своим изобилием рынка промышленных товаров при полном отсутствии реальной возможности их приобретения страх

несоответствия нормам человековидения, задаваемым на рекламных прожектах, бесперспективное, размытое будущее ориентирует подростков на деструктивные действия как в свой адрес, так и в адрес своего близкого окружения.

В Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и в последующем утвержденной Правительством России новой Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» ставятся задачи для воспитателей, педагогов, преподавателей, тренеров, психологов, психиатров, наркологов, психотерапевтов, журналистов и других специалистов, участвующих в воспитании, образовании, оздоровлении, трудоустройстве, социализации, организации общественной деятельности, творчества и отдыха молодежи; ставится задача: «создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение

принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности»; указывается на необходимость «повышения роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, к которым относятся: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины».

Мы убеждены в том, что реализация этих положений позволит предупредить подростковую аутоагрессию в целом и снизить вероятность ее проявления в условиях продолжающейся информационно-психологической войны.

Литература:

1. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А., Бергельсон Л.Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Л.Л. Бергельсон // Вопросы психологии. - 1981. - № 4. - С. 94-95.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЗК», 2001. - 349 с.

3. Герасимова В.В. Психологические аспекты профилактики аутоагрессивного поведения у обучающихся образовательных организаций: методическое пособие / В.В. Герасимова. - Казань: ИРО РТ, 2015. - 60 с.

4. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования / В.П. Емельянов. -М., 2000. - С. 9.

5. Зиновьев А.А. Как иголкой убить слона / А.А. Зиновьев. - М.: 2005. - С. 47.

6. Карпов А.М. Здравствуйте, если хотите. Образовательно-воспитательные основы интеграции медицины, экологии, образа жизни и власти / А.М. Карпов. - Казань. - 2008. - 224 с.

7. Карпов А.М., Герасимова В.В., Башлай Э.Х. Биопсихосоциальный подход к профилактике аутоагрессивных форм поведения у подростков: информационно-методическое пособие / А.М. Карпов, В.В. Герасимова, Э.Х. Башлай. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 56 с.

8. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

9. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. - М.: «Апрель Пресс», «ЭКСМО-Пресс», 1999. - 406 с.

10. Моджорян А.А. Терроризм: правда и вымысел / А.А. Моджорян. - М., 1986. - С. 32.

11. Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М., 1987.

Сведения об авторах:

Герасимова Вера Вадимовна (г. Казань, Россия), кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и коррекционной (специальной) психологии и педагогики ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», e-mail: leto2301@mail.ru

Карпов Анатолий Михайлович (г. Казань, Россия), доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой наркологии и психотерапии ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия», главный психиатр МЗ и СР по Приволжскому федеральному округу.

Data about the authors:

V. Gerasimova (Kazan, Russia), candidate of psychological sciences, senior lecturer at the Department of General and Correctional (Special) Psychology and Pedagogy of the Institute for the Development of Education of the Republic of Tatarstan, e-mail: leto2301@mail.ru

A. Karpov (Kazan, Russia), doctor of medicine, full professor, head of the Department of Addiction Medicine and Psychotherapy of Kazan State Medical Academy, chief psychiatrist at the Ministry of Health and Social Development of Volga Federal District.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.