Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
483
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОГА / СИТУАТИВНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКОМФОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гончарова Наталья Андреевна

Тревога, являясь предиктором психосоматических расстройств, до определенного момента остается латентным образованием, выступающим в качестве мобилизующего фактора. Однако при систематичности переживаний ее компенсаторные функции истощаются, затрудняя эффективность адаптационных процессов, и дестабилизируя деятельность. Целью исследования является установление зависимости личностной и ситуативной тревожности от уровня нервно-психической адаптации. Методика и организация исследования: в исследовании приняли участие лица, обучающиеся в образовательной организации высшего образования, распределенные на две подгруппы в соответствии с уровнем показателей нервно-психической адаптации. В исследовании использован комплекс методик: тест нервно-психической адаптации (И.Н. Гурвич), интегративный тест тревожности (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев). Результаты исследования показали, что высокий уровень нервно-психический дезадаптации статистически достоверно характеризуется высоким уровнем ситуативной и личностной тревожности, состояниями эмоционального дискомфорта, фо-бическими компонентами в виде хронических страхов и их проекции на будущее, тревожной оценкой личностной перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гончарова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF EXPERIENCED ANXIETY DEPENDING ON THE LEVEL OF NEUROMENTAL ADAPTATION OF A PERSON

Anxiety, being the predictor of psychosomatic disorders, up to the certain point remains the latent formation, acting as mobilizing factor, however, with the systematic experiences, its compensatory functions are depleted, hindering the effectiveness of adaptive processes and destabilizing activity. The purpose of the study is to establish the dependence of the personal and situational anxiety on the level of neuropsychic adaptation. Methodology and organization of the study: the study involved people studying in the educational organization of higher professional education, divided into two subgroups in accordance with the level of indicators of neuropsychic adaptation. The study used a set of methods: the neuropsychic adaptation test (I.N. Gurvich), integrative anxiety test (A.P. Bizyuk, L.I. Wasserman, B.V Iovlev). The results of the study showed that a high level of neuropsychic maladjustment is statistically significantly characterized by high level of situational and personal anxiety, states of emotional discomfort, phobic reactions in the form of chronic fears and their projection on the future, and an anxious assessment of a personal perspective.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

11. Узденова, А.М. Влияние стратегии психологической защиты на совладание личности со стрессом / А. М. Узденова, М. Х. Болатчиева, Р. Х. Джанчеров // Традиции и инновации в психологии и социальной работе : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Кара-чаевск, 29-30 октября 2021 года. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет имени УД. Алиева, 2021. - С. 115-129.

12. Ярошевский, М. Г. История психологии, от античности до середины XX в. / М.Г. Яро-шевский. - Москва : Академия, 1997. - 409 с.

REFERENCES

1. Achabayeva, L.H., Bogatyreva, A.S., Dotdueva Zh.B. and others (2020), "Psychological factors influencing the stability of personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, № 11 (189), pp. 615-619.

2. Vygotsky, L. S. (1984), Collected works, Pedagogy, Moscow.

3. James, W. (1991), Psychology, Pedagogy, Moscow.

4. Leontiev, A. N. (2004), Activity. Conscience. Personality, Meaning, Academia, Moscow.

5. Lindemann, E. (1984), Acute Grief Clinic, MSU, Moscow.

6. Miklyaeva, A.V. and Rumyantseva, P. V. (2008), Social identity of a person: content, structure, mechanisms of formation, Monograph, Peter, St. Petersburg.

7. Semenova, F. O., Kitova, D. A. and Runets, O. V. (2021), "Psychological features of the attitude to unemployment as a social phenomenon", Psychological Journal, No. 6, pp. 111-120.

8. Simonova, O. A. (2000), Personal identity in modern society: The concept of E. Erickson, dissertation, Moscow.

9. Toffler, E. (2008), Shock of the Future, AST, Moscow.

10. Freud, Z. (2017), Essays on the psychology of sexuality, Eksmo, Moscow.

11. Uzdenova, A. M., Bolatchieva, M. H. and Dzhancherov, R. H. (2021), "The influence of the psychological defense strategy on the coping of a person with stress", Traditions and innovations in psychology and social work, Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference, Ka-rachaevsk, pp. 115-129.

12. Yaroshevsky, M.G. (1997), The history ofpsychology, from antiquity to the middle of the XX century, Academia, Moscow.

Контактная информация: bostanova14@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

ЛИЧНОСТИ

Наталья Андреевна Гончарова, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург

Аннотация

Тревога, являясь предиктором психосоматических расстройств, до определенного момента остается латентным образованием, выступающим в качестве мобилизующего фактора. Однако при систематичности переживаний ее компенсаторные функции истощаются, затрудняя эффективность адаптационных процессов, и дестабилизируя деятельность. Целью исследования является установление зависимости личностной и ситуативной тревожности от уровня нервно-психической адаптации. Методика и организация исследования: в исследовании приняли участие лица, обучающиеся в образовательной организации высшего образования, распределенные на две подгруппы в соответствии с уровнем показателей нервно-психической адаптации. В исследовании использован комплекс методик: тест нервно-психической адаптации (И.Н. Гурвич), интегративный тест тревожности (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев). Результаты исследования показали, что высокий уровень нервно-психический дезадаптации статистически достоверно характеризуется высоким

уровнем ситуативной и личностной тревожности, состояниями эмоционального дискомфорта, фо-бическими компонентами в виде хронических страхов и их проекции на будущее, тревожной оценкой личностной перспективы.

Ключевые слова: тревога, ситуативная и личностная тревожность, нервно-психическая адаптация, дезадаптация, эмоциональный дискомфорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p634-638

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF EXPERIENCED ANXIETY DEPENDING ON THE LEVEL OF NEURO-MENTAL ADAPTATION OF A PERSON

Natalya Andreevna Goncharova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, St.

Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Abstract

Anxiety, being the predictor of psychosomatic disorders, up to the certain point remains the latent formation, acting as mobilizing factor, however, with the systematic experiences, its compensatory functions are depleted, hindering the effectiveness of adaptive processes and destabilizing activity. The purpose of the study is to establish the dependence of the personal and situational anxiety on the level of neuropsy-chic adaptation. Methodology and organization of the study: the study involved people studying in the educational organization of higher professional education, divided into two subgroups in accordance with the level of indicators of neuropsychic adaptation. The study used a set of methods: the neuropsychic adaptation test (I.N. Gurvich), integrative anxiety test (A.P. Bizyuk, L.I. Wasserman, B.V. Iovlev). The results of the study showed that a high level of neuropsychic maladjustment is statistically significantly characterized by high level of situational and personal anxiety, states of emotional discomfort, phobic reactions in the form of chronic fears and their projection on the future, and an anxious assessment of a personal perspective.

Keywords: anxiety, situational and personal anxiety, neuropsychic adaptation, disadaptation, emotional discomfort.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема тревоги и тревожности обсуждается в комплексе фундаментальных психических состояний личности, фиксируемых при переживании стресса, депрессии, дезадаптации. В психической жизни индивида она актуализируется в обстоятельствах неопределенности будущего и дестабилизации деятельности, поэтому ее анализ обусловлен возрастающей интенсивностью переживаний, провоцирующих частоту панических атак, постстрессовых состояний, деформаций личности. Тревожность, как устойчивое состояние, выступает в качестве причины беспокойства и ожидания неблагополучия, симптомов эмоционального дискомфорта, а также возникновения соматических и психических заболеваний [1, 2]. Это связано с тем, что переживание состояний тревоги характеризуется необычайной глубиной, отражается в виде психической неустойчивости, невротических реакций, свидетельствующих о проблемах в адаптации и психологическом здоровье личности [3, 4, 5].

Современные исследования тревожности показывают, что факторами, определяющими ее глубину и генерализованность, могут выступать как диспозиционно-личностные, так и ситуативные явления, связанные с ожиданием неблагополучия и предчувствием грозящей опасности [6]. В большинстве своем исследователи склоняются к пониманию состояний тревоги как субъективного явления, свидетельствующего о внутреннем неблагополучии личности [7]. Содержательное переживание тревоги связано с ощущением эмоционального дискомфорта, предчувствием грозящей опасности [8]. Отрицательный полюс переживаний тревоги эмоционального генеза характеризуется также фобическими проявлениями, астеническими компонентами, повышенным уровнем беспокойства [9]. В связи с этим, исследования в данной области являются актуальным

направлением, представляющим особый интерес для сферы профессионального образования.

Цель исследования состояла в оценке особенностей переживания состояний тревоги и тревожности обучающихся в образовательной организации высшего образования, и установление зависимости личностной и ситуативной тревожности от уровня нервно-психической адаптации.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛЕДОВАНИЯ

Данное исследование проведено на выборке обучающихся в Санкт-Петербургском университете МВД РФ. Выборку составили курсанты в количестве 64 человек, средний возраст которых 20,6±0,9 лет. В исследовании были применены следующие психодиагностические методики: тест нервно-психической адаптации (И.Н. Гурвич), интегративный тест тревожности (А.П. Бизюк, Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев), позволившие оценить уровень адаптации и показатели ситуативной и личностной тревоги. Методы математической статистики: программы SPSS Statistics 22, Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В оценке выраженности показателей адаптации, по результатам теста нервно-психической адаптации, было установлено наличие различных ее уровней, согласно которым выборка была дифференцирована на две группы. В состав первой группы были включены лица, в показателях которых по данным тестирования был установлен уровень «оптимальной адаптации» (n=45), (M±c=9,08±2,6), свидетельствующий о благополучии в состоянии здоровья, отсутствии признаков глубокой дезадаптации. Состав второй группы (n=19) характеризовался более высоким уровнем показателей, свидетельствующих о признаках дезадаптации непатологического генеза (M±c=18,6±4,6), что не требует вмешательства специалиста-психолога и психологической помощи, но является маркером отдельных дезадаптивных проявлений, незначительных нарушений, требующих от субъекта самоконтроля.

Анализ показателей ситуативной и личностной тревожности, полученных при помощи интегративного теста тревожности, позволил установить, что в обеих группах наблюдается низкий уровень ситуативной тревоги-тревожности, соответствующий значениям до 4-х баллов. По параметрам ситуативной тревожности, установленных в обеих группах, отмечаются равные значения, статистически не различающиеся по позициям шкал «эмоциональный дискомфорт», «фобический компонент» и «социальные защиты». Достоверные различия между группами выявлены между значениями показателей «астенический компонент тревожности» на уровне - U=203,5, при р<0,01; «тревожная оценка перспективы» - U=179, при р<0,5. Ситуативная тревожность более выражена в группе с риском дезадаптации, где интегральный показатель ситуативной тревожности достоверно выше: M±o=1,8±0,7 / 3,2±1,88; р<0,01.

Выявлены статистически достоверно более высокие значения показателей личностной тревожности в группе с признаками дезадаптации. Наиболее выраженными компонентами в выборке данной группы выступают параметры «фобического компонента тревоги» и «тревожной оценки перспективы». Уровень тревожной оценки выходит за пределы нормального и свидетельствует о превышении нормативных значений, что отличает данную группу: M±c=7,2±2,8; р<0,01. При этом интегральный показатель личностной тревожности обеих групп находится в рамках нормативного уровня тревоги и достоверные различия между группами характеризуются значениями, которые не превышают пределов нормативных показателей: M±c=4,3±1,8 / 5,8±2,2; р<0,05.

Выраженность признаков личностной тревожности, по сравнению с ситуативной тревожностью, в целом по выборке, и в каждой группе отдельно, достоверно более зна-

чимая, что позволяет предположить наличие психоэмоциональных нагрузок не только ситуативного характера, но и системность негативных переживаний, имеющих конкретный предмет, постоянный источник состояний напряженности. Эти переживания интегрированы в повседневную деятельность и проявляются преимущественно во взаимоотношениях с социальной средой.

ВЫВОДЫ

Тревога и тревожность являются системными эмоциональными состояниями, переживание которых прямо пропорционально зависит от факторов нервно-психической адаптации и устойчивости. В результате проведенного исследования установлено наличие более высокого уровня тревожности лиц, относящихся к группе с выраженностью отдельных признаков дезадаптации. Переживание тревожности активизируется при взаимодействии с социальной средой, свидетельствует об относительном несоответствии психофизиологических и психических характеристик личности, вялости и пассивности, повышенной эмоциональной чувствительности.

Особенности переживания состояний ситуативной тревожности, даже при наличии немногочисленных дезадаптивных проявлений, характеризуются астеничностью, эмоциональным дискомфортом, сниженным эмоциональным фоном и неудовлетворенностью. Отмечается наличие фобического компонента в обстоятельствах неопределенности опасности, выраженного в неуверенности и эмоциях страха. Наиболее ярко состояния тревожности переживаются в обстоятельствах социальных контактов, которые оцениваются дезадаптивной личностью как опасные и неблагоприятные.

Переживание личностной тревожности связано с уровнем нервно-психической адаптации, и при ее значениях, свидетельствующих о признаках дезадаптации, проявляется в высокой эмоциональной чувствительности, детерминирующей устойчивую негативную, субъективно-ментальную оценку личностью перспектив собственной деятельности. Это также является свидетельством часто переживаемых эмоций страха, порождающих защитные реакции, двигательное и речевое беспокойство, речевые проявления, слабо контролируемые сознанием.

Таким образом, переживание тревоги и тревожности системно связано с психофизиологическими характеристиками личности, высокой эмоциональной чувствительностью, предопределяющей формирование взаимосвязанных функциональных систем фо-бической оценки перспектив деятельности и социальных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия. Исцеление души и тела / Г.В. Стар-шенбаум. - Москва : Изд-во Института психотерапии, 2005. - 496 с.

2. Чутко Л.С. Тревожные расстройства у детей и подростков / Л.С. Чутко // Тревожные расстройства в общеврачебной практике: руководство для врачей. - Санкт-Петербург : ЭЛСБИ-СПб, 2010. - С. 55-74.

3. Николаева В.В. От традиционной психосоматики к психологии телесности / В.В. Николаева, Г.А. Арина // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. - 1996. - № 2. - C. 8-17.

4. Криз? Атака? Невроз? Клинический случай приступа психовегетативных нарушений в кардиологическом стационаре / О.В. Николаева, И.Н. Бабурин, Е.Л. Николаев, Е.А. Дубравина // Вестник психотерапии. - 2009. - № 30. - С. 86-90.

5. Smoller J. Genetics of anxiety disorders: the complex road from DSM to DNA / J. Smoller, S. Block, M. Young // Depress Anxiety. - 2009. - Vol. 26 (11). - pp. 965-975.

6. Noyes R. Anxiety disorders / R. Noyes, R. Hen-Sarik. - Cambridge University Press, 1998. -

303 p.

7. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - Москва : Московский психолого-социальный институт; Во-

ронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. - 304 с.

8. Грехов Р.А. Роль тревоги в психофизиологии стресса / Р.А. Грехов, Г.П. Сулейманова, Е.И. Адамович // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. - 2017. - Т. 7, № 1. - С. 57-66.

9. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика / С.Л. Соловьева // Медицинская психология в России. - 2012. - № 6 (17). -URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 01. 10.2022).

REFERENCES

1. Starshenbaum, G.V. (2005), Psychosomatics and psychotherapy. Healing of the soul and body, Publishing House of the Institute of Psychotherapy, Moscow.

2. Chutko, L.S. (2010), "Anxiety disorders in children and adolescents", Anxiety disorders in general medical practice: a guide for physicians, ELSBI-SPb, St. Petersburg, pp. 55-74.

3. Nikolaeva, V.V., Nikolaev, V.V. and Arina, G.A. (1996), "From traditional psychosomatics to the psychology of physicality", Bulletin of Moscow University, Vol. 14 (2), Psychology. pp. 8-17.

4. Nikolaev, O.V., Baburin, I.N., Nikolaev, E.L. and Dubravina, E.A. (2009), "Crisis? Attack? Neurosis? Clinical case of an attack of psychovegetative disorders in a cardiological hospital", Bulletin of psychotherapy, No. 30. pp. 86-90.

5. Smoller, J., Block, S. and Young, M. (2009), "Genetics of anxiety disorders: the complex road from DSM to DNA", Depress Anxiety, Vol. 26 (11), pp. 965-975.

6. Noyes, R., Hen-Sarikm R. (1998), Anxiety disorders, Cambridge University Press.

7. Prihozhan, A.M. (2000), Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age dynamics, Moscow Psychological and Social Institute Moscow;: Publishing House MODEK,Voronezh.

8. Grekhov, R.A., Suleimanova, G.P. and Adamovich, E.I. (2017). "The role of anxiety in the psychophysiology of stress", Vestnik VolGU. Series 11, Natural Sciences, Vol. 7 (1). pp. 57-66

9. Solovieva, S.L. (2012). "Anxiety and anxiety: theory and practice", Medical psychology in Russia. Vol. 6 (17), available at: http://medpsy.ru (date accessed: 01.10.2022).

Контактная информация: goncharova_n@bk.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2022

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА КУРСАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ

Екатерина Алексеевна Горбаренко, старший преподаватель, Ирина Александровна Макеева, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург; Михаил Павлович Бородин, кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева, Санкт-Петербург; Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, Андрей Владимирович Платонов, кандидат философских наук, доцент, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург; Сергей Николаевич Рубцов, доктор исторических наук, профессор, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург; Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при

Президенте РФ, Санкт-Петербург

Аннотация

Для успешной самореализации в профессиональной деятельности человеку необходимо обладать развитым социальным интеллектом, который является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, стремящихся к реальным перспективам и успехам в общественно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.