Научная статья на тему 'Психологические особенности пациентов неврологического профиля'

Психологические особенности пациентов неврологического профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
756
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСУЛЬТ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / STROKE / REHABILITATION / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стародубцева О.С., Казаева А.В., Шестакова Ю.Ю., Чепусова Л.П.

В исследовании пациентов неврологического профиля использовался комплекс психодиагностических методик. Для эффективного планирования и осуществления программы восстановления больных с инсультом необходим мультидисциплинарный подход, что позволит вернуть пациента к обычному образу жизни, физическому и психологическому благополучию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стародубцева О.С., Казаева А.В., Шестакова Ю.Ю., Чепусова Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности пациентов неврологического профиля»

(©

Стародубцева О.С., Казаева А.В., Шестакова Ю.Ю., Чепусова Л.П.

Уральский государственный медицинский университет,

МАУЗ ЦГКБ № 3, г. Екатеринбург

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО

ПРОФИЛЯ

Аннотация

В исследовании пациентов неврологического профиля использовался комплекс психодиагностических методик. Для эффективного планирования и осуществления программы восстановления больных с инсультом необходим мультидисциплинарный подход, что позволит вернуть пациента к обычному образу жизни, физическому и психологическому благополучию.

Ключевые слова: инсульт, реабилитация, психологические особенности.

Keywords: stroke, rehabilitation, psychological characteristics.

Реабилитация пациентов, переживших инсульт, сложный и длительный процесс, который требует мультидисциплинарного подхода. Пациентом одновременно занимаются врач-невролог, методисты и инструктора ЛФК, физиотерапевт, массажисты, логопед-афазиолог, средний и младший медицинский персонал, а также медицинский психолог.

Важными психологическими факторами, влияющими на процесс выздоровления пациента, являются его психологическая защита и отношение к болезни.

Работа проведена в период с октября по декабрь 2014 года. Объем исследования составил 50 пациентов, находящихся на реабилитации в постинсультный период. Гендерное распределение было следующим: лиц мужского пола - 20 (40%, n=20), женского - 30 (60%, n=30). Из общего числа исследуемых пациентов 46 человек (92%) перенесли ишемический инсульт, 4 человека (8%) - геморрагический, причем первичное цереброваскулярное заболевание имели 43 пациента (86%), а повторное - 7 (14%).

В исследовании пациентов неврологического профиля использовался комплекс психодиагностических методик:

- личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ), позволяющий определить тип отношения к болезни;

- авторская анкета на выявление образа жизни и эмоциональное состояние пациента;

- опросник Плутчика Келлермана Конте - методика Индекс Жизненного Стиля (Life Style Index, LSI), который используется для диагностики различных механизмов психологической защиты.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе настоящего исследования, что большинству респондентов (28%) присущ эйфорический тип реагирования на болезнь, то есть у данных пациентов наблюдается необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное и пренебрежительное отношение к лечению.

Некоторым пациентам также свойственны тревожный (10%) и паранойяльный (8%) типы. Таких пациентов отличает наличие постоянного беспокойства и мнительности в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнениях, неэффективности и даже опасности лечения. Их более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому они предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы.

© Стародубцева О.С., Казаева А.В., Шестакова Ю.Ю., Чепусова Л.П., 2015 г.

У обладателей паранойяльного типа реагирования существует уверенность, что болезнь - это результат чьего-то злого умысла, крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам, стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала, а также обвинения и требования наказаний в связи с этим.

Предполагается, что существует восемь базисных защит, которые тесно связаны с восемью базисными эмоциями психоэволюционной теории. Существование защит позволяет косвенно измерить уровни внутриличностного конфликта, то есть дезадаптированные люди должны использовать защиты в большей степени, чем адаптированные личности.

Защитные механизмы стараются свести до минимального негативные, травмирующие личность, переживания. Эти переживания в основном связанны с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта.

Механизмы защиты помогают сохранить стабильность своей самооценки, представлений о себе и об окружающем. Также они могут выступать в роли буферов, стараясь не допустить очень близко к сознанию слишком сильные разочарования и угрозы, которые приносит нам жизнь. В тех случаях, когда невозможно справиться с тревогой или страхом, защитные механизмы искажают реальную действительность с целью сохранения психического здоровья и пациента как личность.

Восемь механизмов психологической защиты личности формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные в опроснике утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале.

Для большинства пациентов - 90% (45) характерной психологической защитой является реактивное образование. Этот вид нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность. Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

У 44% (22) пациентов отмечается интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие

интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственного» способа преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного.

Отрицание (у 20% пациентов) - механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо какой-либо внутренний импульс или сторона отрицает самое себя. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу.

В основе проекции (12% исследуемых) лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписывается другим людям и таким образом становятся как бы вторичными. Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например:

агрессивность, нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях.

Подавление (10%) - механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - становятся бессознательными. По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты.

Изучая эмоциональной фон больных неврологического профиля, выявлено, что 12% часто задумывались о возможном возникновении инсульта и испытывали страх по этому поводу, каждого второго (52%) пугает собственное состояние на момент проведения анкеты.

Корреляционный анализ (по методу Spearmen) позволил выявить следующие статистически значимые связи между показателями психологических защит и типом реагирования на болезнь пациентов неврологического отделения.

Установлены статистически значимые положительные сопряженности между «подавлением» как механизмом психологической защиты и эйфорическим типом реагирования на болезнь (r=0,317; р=0,04), «регрессией» и неврастеническим типом (r=0,691; р=0,004). Обнаружены статистически значимые отрицательные сопряженности между «проекцией» и эйфорическим типом (r= -0,331; р=0,03), «компенсацией» и сенситивным типом (r= -0,437; р=0,03), «интеллектуализацией» и неврастеническим типом отношения к болезни (r= -0,652; р=0,008).

Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

1) Большинству пациентов присущи эйфорический, гармоничный, анозогнозический и тревожный типы реагирования на болезнь.

2) Для пациентов в постинсультный период характерны следующие психологические защиты: реактивные образования, интеллектуализация, проекция и отрицание.

3) Установлена как прямая, так и обратно пропорциональная сопряженность отдельных психологических защит и типов отношения к болезни у пациентов неврологического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.