Научная статья на тему 'Психологические особенности общения в Рунете'

Психологические особенности общения в Рунете Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
204
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ / ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панова Анна Валерьвна

Статья посвящена осмыслению психологического своеобразия коммуникации и взаимодействия в российской части Интернета, а также выявлению специфики достижения при этом взаимопонимания между людьми. Рунет рассматривается как особая культурная и социально-психологическая среда, которая предоставляет средства для развития самосознания индивидов и совершенствования взаимоотношений между ними в новых условиях. В статье раскрывается общее и особенное в общении людей в российской части Интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF COMMUNICATION IN THE RUNET

The article is devoted to the psychological characteristics of communication and cooperation in russian part Internet, as well as its structure and mutial understandingt during this process. Russian Internet is considered as a unique cultural environment, which provides the means for the development of self-consciousness as the higher mental function and develops relations among people in our contry. The article considers the status fnd barriers of communication (mutial understanding) and new problems associated with the relations by means of online ties.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности общения в Рунете»

УДК 316.775:004.738.5

А.В. Панова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

В РУНЕТЕ

Аннотация. Статья посвящена осмыслению психологического своеобразия коммуникации и взаимодействия в российской части Интернета, а также выявлению специфики достижения при этом взаимопонимания между людьми. Рунет рассматривается как особая культурная и социально-психологическая среда, которая предоставляет средства для развития самосознания индивидов и совершенствования взаимоотношений между ними в новых условиях. В статье раскрывается общее и особенное в общении людей в российской части Интернета.

Ключевые слова: социально-психологические особенности взаимодействия в виртуальном пространстве, эмоциональная сфера взаимоотношений, психологическая характеристика общения, пути достижения взаимопонимания в интернет-коммуникации.

Anna Panova THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

OF COMMUNICATION IN THE RUNET

Abstract. The article is devoted to the psychological characteristics of communication and cooperation in russian part Internet, as well as its structure and mutial understandingt during this process. Russian Internet is considered as a unique cultural environment, which provides the means for the development of self-consciousness as the higher mental function and develops relations among people in our contry. The article considers the status fnd barriers of communication (mutial understanding) and new problems associated with the relations by means of online ties. Keywords: socio-psychological features of cooperation in vertual reality, psychological description of Runet, emotional sphere of interpersonal relations, communication process, mutial understanding, communication barriers.

В России Интернет появился с опозданием, однако стремительные темпы его распространения оказались выше, чем в любой другой части Сети. По охвату аудитории популярные интернет-ресурсы в России сегодня вплотную приблизились к показателям телевидения, которое пока считается самым влиятельным медиаканалом в России. Например, сервисами Яндекса ежедневно пользуются 38,9 млн человек, в то время как аудитория «Первого канала» - 43,9 млн человек [1].

Можно предположить, что пространство Интернета обладает определенной спецификой, обусловленной психологическими и креативными характеристиками. По этой причине не только объективно (по числу интернет-ресурсов СМИ), но и субъективно, для каждого пользователя в отдельности, Интернет превращается в пространство коммуникативно-информационное, имеющее свои психологические особенности:

— Интернет делит мир на «свое» и «чужое» пространство;

— «свое» интернет-пространство предоставляет возможность для реализации составляющей личного образа-Я, которая в других условиях недостижима;

— Интернет стимулирует формирование необычной, во многом ирреальной картины мира, удобной, прежде всего, для его пользователей;

— пространство Интернета является средой, порождающей новые формы коммуникации и взаимодействия, новую культуру, новое поведение [4].

По этой причине Интернет получил своего потребителя - того, чья картина мира и образ-Я нуждаются именно в такой среде существования. В настоящий момент сложилось уже достаточно обширное и дифференцированное сообщество пользователей Интернета, в котором наряду со случайными посетителями, постоянными пользователями определенных ресурсов, выделяется группа пользователей, которых уместнее всего было бы назвать «жителями Интернета». Это те, кто имеют достаточно высокую мотивацию пребывания в Сети, в частности тратят значительные финансовые и

© Панова А.В., 2014

временные ресурсы, а также демонстрируют высокую эмоциональную включенность в проблемы Сети. При этом собственно деловых задач, решаемых ее средствами у них или немного, или их решение увязывается с решением иных, чаще коммуникативных задач. Они не участвуют ни в планировании трудового процесса, ни в его результатах, почти никогда не соприкасаются с произведенным продуктом в целом. Эти люди демонстрирует тенденции, выражающие «мотивы коммуникативного, корпоративного и креативного содержания, при этом мотивы личностного общения приобретают все большую представленность в системе регуляции их взаимодействия» [6].

Изначально Интернет - это коммуникация, причем массовая. Правда, осуществляется она по каналам в двух плоскостях «человек-компьютер» и «человек-компьютер-человек». То есть массовость интернет-коммуникации достигается за счет большого количества людей, взаимодействующих между собой с помощью ПК.

Интернет как коммуникация имеет и свои собственные психологические характеристики [5]:

1. Анонимность.

2. Физическая непредставленность.

3. Добровольность и желательность контактов.

4. Отсутствие паралингвистических компонентов коммуникации.

5. Своеобразие невербальной составляющей коммуникации.

6. Своеобразие аффективного компонента общения.

7. Возможность пользователей конструировать свою идентичность по собственному выбору.

8 Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. 9. Снятие жестких социальных конвенций в общении.

Обычно различают в Рунете деловую, развлекательную или неформальную коммуникацию и психологическое опИпе-консультирование (психотерапевтическую коммуникацию). Между каждым из этих видов сетевого общения существуют определенные психологические различия при общей технологической идентичности. То есть в техническом плане никаких различий между этими видами коммуникации нет, и интернет-решения для их осуществления одинаковы. Однако психологические последствия каждого из этих видов интернет-общения различны. Например, тот факт, что общение ограничивается текстом:

— приводит в деловой коммуникации к большему вниманию к формулировкам своих мыслей;

— дает простор для фантазий собеседников друг о друге - в развлекательно-неформальном общении;

— существенно затрудняет процесс психологического консультирования из-за отсутствия невербальной информации о клиенте [8].

Основу коммуникации в Интернете составляет общение в режиме онлайн, обеспечивающее возможность вести диалог с удаленным собеседником в режиме реального времени, что в свою очередь позволяет осуществлять индивидуальное психологическое воздействие [5]. Общение в виртуальном пространстве имеет свою специфику: обмен письменными посланиями, замещающий вербальную коммуникацию, является очень медленным; у человека есть время подумать и придать мыслям и словам нужную форму; множество полезной информации, отброшенной в процессе набора и редактирования текста, оказывается утраченной; обмен информацией вместе с тем становится более интенсивным в смысле отношения содержания текста к его объему [8]. Взаимопонимание, теснейшим образом связанное с процессом коммуникации и результатами общения, приобретает в Интернете смысл не просто некоего языкового выражения, но и превращается в определенное согласие по поводу нравственности суждения и относительно некоторых явлений в мире при условии взаимной прозрачности намерений. Цель процесса взаимопонимания - достижение согласия, определяемого

«интерсубъективной общностью этого процесса, разделенного знания, обоюдного доверия и нормативного соответствия участников коммуникации друг другу» [7]. Вместе с тем в процессе общения в Рунете, нацеленном непосредственно на достижение взаимопонимания, сообщающиеся стороны рано или поздно все же выясняют степень отчуждения друг от друга. Они могут быть абсолютно искренни, не испытывать никакого внешнего давления, делающего невозможным неподдельное согласие, но с течением времени при условии продолжения коммуникации они дойдут до той точки, когда их различия примут принципиальный характер. Это предел в сближении этих двух людей и предел достижения взаимопонимания в Сети [6].

Интернет как коммуникативная среда интересен еще и тем, что в нем образуются коммуникативные области, в которых отсутствует какой-либо предварительный статус субъектов. В чате, форуме или гостевой книге, например, сталкиваются личности, не имевшие друг о друге никакого предварительного представления. И у них поэтому возникает меньше барьеров для взаимопонимания. Наблюдая за этими областями, можно стать свидетелем того, как персонажи коммуникации онлайн приобретают статус и как в связи с этим изменяется сама коммуникация [3].

Статус в среду онлайн может привноситься извне, то есть из жизни оффлайн. Это происходит естественным путем в тех случаях, когда Рунет воспринимается лишь как средство для облегчения обычной, повседневной коммуникации путем использования его технических средств. Так, скажем, в деловой переписке, ведущейся по электронной почте, статус каждого из корреспондентов практически не отличается от того, который обычно присутствует в реальных отношениях. Та же ситуация наблюдается на научных конференциях, проводимых в Сети [3]. Онлайновый статус субъекта коммуникации может частично привноситься из форм взаимодействия в Рунет, имеющих меньшую степень интерактивности. Иными словами, статус может складываться из сетевой активности его пользователя в целом, а может и определяться исключительно его ситуативными устремлениями. Или сочетанием того и другого [2].

Формирование и дальнейшая трансформация статуса в российской части Сети имеет свои характерные особенности в силу специфики самой среды. Прежде всего - статус, сформированный в онлайн, как правило, более уязвим, чем оффлайновый статус, что обусловливается несколькими причинами. Статус участника сетевой коммуникации, так сказать, менее осязаем, поскольку не подкреплен невербальной информацией — внешним видом собеседника, его жестами, мимикой, тембром голоса, поведением и так далее. Потому суггестивное воздействие на собеседника возможно оказывать лишь с помощью слов. Вместе с тем, вышеупомянутая скудность онлайновой среды, выражающаяся в недостатке социальных реплик, повышает внимание к собственно вербальной информации. Чуткость к словам собеседника и возможность постоянного доступа к ним в сочетании с относительной анонимностью пользователей Рунета естественным образом способствует включению критического мышления в коммуникативный процесс и, как следствие, изменение сложившегося статуса [7].

Те же особенности онлайновой среды позволяют по-новому взглянуть на личность, знакомую по реальной жизни и проявившую активность в Интернете. Отбрасывая атрибуты оффлайнового статуса и сосредоточившись на фиксируемых вербальных репликах индивидуума, можно с большей долей вероятности понять степень специфику его мировоззрения, его коммуникативные установки и многое другое. В частности, можно уяснить, что именно является критерием успешной коммуникации для человека: полученный в ее процессе статус или взаимодействие с собеседниками. Зачастую эти коммуникативные характеристики противоречат друг другу, поскольку приобретение и поддержка статуса затрудняют взаимопонимание между двумя субъектами. Субъект с высоким статусом держится за свой авторитет и может даже избегать нового общения из боязни не оправдать ожиданий,

уронить лицо в перепалке с критичным и въедливым собеседником. С другой стороны, открытости и искренности других участников коммуникации в общении с «высокостатусной» персоной могут помешать чувства, похожие на застенчивость, гордость, нежелание навязываться [1].

Библиографический список

1. Асмолов А.Г., Асмолов Г. А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Московского университета. - № 1. - 2010. - С. 3-22.

2. Барабанщиков В.А., Самойленко Е.С. Общение и познание / В.А. Барабанщиков, Е.С. Самойленко. - М., 2007.

3. Войскунский А.Е. Гуманитарные исследования в Интернете / А.Е. Войскунский. - М., 2009.

4. Коул М. Психологические особенности пространства и сообществ в Интернете / пер. с англ., М. Коул. -М., 1997.

5. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - 4-е изд. - М., 2014.

6. Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета / Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова. - М., 2011.

7. Лотман Ю.М. Психология поведения человека в Интернете / Ю.М. Лотман. - М., 2011.

8. Силаева В.Л. Специфика общения в сети [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecsocman.edu.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.