Научная статья на тему 'Психологические особенности личности успешных предпринимателей'

Психологические особенности личности успешных предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2864
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / SUCCESSFUL ENTREPRENEURS / PSYCHOLOGICAL PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белова Елизавета Васильевна

В статье приведены результаты исследования психологических особенностей личности успешных предпринимателей малого и среднего бизнеса, в котором приняли участие 110 человек. Все испытуемые были разделены на две группы: успешные и неуспешные. В ходе исследования были установлены личностные особенности успешных предпринимателей. Выяснено, что для них характерен более широкий диапазон ролевых предпочтений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological parameters and personality traits in successful business people

Psychological personality traits were studied in 110 entrepreneurs involved in small and mediumsize businesses. The subjects were divided into two groups according to their rate of success. Key personality traits of successful business people were identified, such as a broader range of role preferences.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности личности успешных предпринимателей»

Е. В. Белова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УСПЕШНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Актуальность проблемы исследования

Проблема развития предпринимательства в современной российской рыночной экономике является одной из наиболее активно обсуждаемых в отечественной науке. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что доля присутствия в экономике нашей страны малого и среднего бизнеса растет и в ближайшие годы составит 47%. Развитие малого и среднего бизнеса, как отмечает президент РФ — необходимое условие для того, чтобы Россия смогла занять одну из лидирующих позиций в мировой экономике. В связи с этим в последние годы в нашей стране действует Президентская программа по развитию малого и среднего бизнеса.

Проблема развития предпринимательства предполагает комплексный подход, включающий психологические аспекты изучения субъекта предпринимательской деятельности. В связи с этим актуальным представляется исследование особенностей личности успешных предпринимателей малого и среднего бизнеса [3].

Цель данной работы — изучение взаимосвязи психологических особенностей личности предпринимателей малого и среднего бизнеса с успешностью их деятельности. Объект исследования — предприниматели малого и среднего бизнеса. Предмет исследования — взаимосвязь ролевых предпочтений и особенностей личности предпринимателей малого и среднего бизнеса с успешностью их деятельности.

В настоящее время в отечественной психологии оформляется самостоятельное научно-практическое направление — психология предпринимательства. Дальнейшее развитие этого направления требует уточнения научного определения таких понятий, как «предприниматель» и «успешность предпринимательской деятельности» [4].

Прежде всего, определимся с понятием «предприниматель». Необходимо отметить, что это понятие трактуется неоднозначно, зачастую отождествляясь с понятиями «собственник», «бизнесмен», «руководитель», «менеджер».

«Собственник» — это физическое или юридическое лицо, которому принадлежит право владения, пользования или распоряжения своим имуществом [11].

«Бизнесмен» — тот, кто владеет капиталом, находящимся в обороте и приносящим доход, занимается активной экономической коммерческой деятельностью. Это собственник, который может не занимать никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и состоит членом ее правления [11].

«Руководитель» — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Он несет юридическую ответственность за функционирование организации, располагает строго определенными возможностями санкционирования [6].

«Менеджер» — это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное (управление персоналом), разрабатывает рабочие процедуры (технологии) применительно ко всем стадиям

© Е. В. Белова, 2010

управленческого цикла, осуществляет контроль. Менеджер — специалист, работающий по контракту, имеющий высокий уровень профессиональной подготовки, реализуемый в системе управления [11].

Под предпринимателем в нашей работе мы понимаем собственника и руководителя организации, который осуществляет бизнес, вкладывает средства в новое дело, принимает на себя личный риск, несет ответственность за решение что производить, в каком количестве, какой способ производства при этом использовать. То есть это бизнесмен, который создает нечто новое: новую организацию, продукт, услугу и стоит во главе организации, которая осуществляет деятельность с целью получения прибыли.

Описание выборки испытуемых

В соответствии с принятым определением понятия «предприниматель» в нашем исследовании приняли участие 110 испытуемых в возрасте от 25 до 52 лет. Все испытуемые имеют высшее образование. Средний возраст — 33,5 года. Из них 56,4% мужчин и 43,6% женщин. Испытуемые были разделены на две группы. В первую группу вошли 59 «ныне действующих предпринимателей». Во вторую группу вошли «бывшие предприниматели» (51 человек), которые на момент исследований были уже наемными топ-менеджерами.

В соответствии с целью исследовании выявлялась взаимосвязь особенностей личности предпринимателей и успешности их деятельности.

Для начала уточним определение предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью мы понимаем инициативную самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на создание организации с целью систематического получения прибыли.

В современной литературе для оценки деятельности предпринимателей используются понятия «успешность», «эффективность», «производительность», «продуктивность» и «результативность».

Такие характеристики, как производительность, результативность, продуктивность и эффективность предпринимательской деятельности чаще всего отражают экономическую сторону данного вопроса.

В психологии предпринимательской деятельности существует потребность в разработке критериев оценки этой деятельности с учетом ее психологического содержания. «Успешность» является наиболее адекватным термином, который трактуется неоднозначно. Одни относят успешность к социальным потребностям личности. Другие рассматривают ее как основной мотив профессиональной деятельности и оценивают, соотнося с целью, на достижение которой направлены значительные усилия человека. Третьи понимают успешность как результат деятельности, предстающий в качестве оценки как со стороны самого субъекта, так и со стороны окружающих людей. Так, согласно толковому словарю С. И. Ожегова, успех понимается как хороший результат, достижение результата или признание [7].

Поскольку успешность характеризует отношение человека к результатам его деятельности, это позволяет нам отнести ее к числу психологических категорий.

Успешность в широком смысле - устоявшееся понятие, широко применяемое для описания различных видов деятельности: деятельности успешных актеров, спортсменов, предпринимателей. В предпринимательстве успешность связывается с разными о ней представлениями. Одни считают, что успешность связана с практической реализацией своей идеи, другие считают успешностью получение крупных прибылей, третьи —

действия, которые помогли избежать краха, четвертые — возможность расширения своего производства. В целом, считается, что в экономике понятие успешности предпринимательской деятельности связано прежде всего с достижением полного (или близкого к полному) результата, планируемого при начале реализации предпринимательского проекта или предпринимательской идеи [11].

Практика показывает, что требуется не только экономическая оценка успешности предпринимательской деятельности, но и психологическая ее трактовка.

В связи с этим в нашей работе, во-первых, под критериями успешности предпринимательской деятельности мы принимали факт создания коммерческой организации, ее прибыльность и длительность существования более пяти лет. Во-вторых, успешность предпринимательской деятельности — это показатель предпринимательской деятельности, результаты которой соответствуют целям предпринимателя, нормативным требованиям, ГОСТам и ожиданиям потребителей [9].

Наиболее перспективным, но малоизученным для выявления взаимосвязи особенностей личности с успешностью деятельности предпринимателей малого и среднего бизнеса является ролевой подход. Ролевая концепция личности применительно к руководителям была разработана Г. Минцбергом, который понимал роль в узком смысле как набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или должности [2]. В социальной психологии под ролью понимается способ поведения человека в зависимости от его статуса или позиции [6, с. 309].

Р. М. Белбин выделил девять ролей:

• «мыслитель» (обладает богатым воображением);

• новатор (характеризуется повышенной креативностью);

• «исполнитель» (претворяет идеи в практические действия, вносит упорядоченность в деятельность команды);

• «доводчик» (следит за тем, чтобы задание выполнялось полностью и своевременно);

• «оценщик» (осуществляет беспристрастный, критический анализ ситуаций);

• «исследователь ресурсов» (владеет искусством переговоров и эффективных коммуникаций) ;

• «формирователь» (ориентирован на решение поставленной задачи, побуждает коллег работать интенсивно);

• «коллективист» (гармонизирует отношения в команде и устраняет разногласия);

• «координатор» (формулирует цели, организует работу группы).

В отличие от Г. Минцберга, Р. М. Белбин предложил социальные роли, необходимые для успешной совместной работы группы [1].

Одна из последних ролевых моделей была разработана С. Уэллсом, который выделил девять ролей предпринимателя как руководителя организации:

• «мудрец» (разработка стратегии);

• «пророк» (новаторство во имя будущего);

• «волшебник» (гармонизация перемен);

• «глобалист» (согласование культурных различий);

• «наставник» (мотивация развития);

• «союзник» (построение партнерства);

• «властитель» (принятие решений);

• «проводник» (достижение целей);

• «художник (стремление к совершенству).

С. Уэллс считает, что роль — это не просто набор определенных поведенческих правил и функций, он выделяет и личностный аспект ролей руководителя. Таким образом, для успешной реализации ролей необходимо обладать рядом личностных качеств, причем каждая из ролей имеет их собственный набор [10].

Хотя существование личностных особенностей и признается С. Уэллсом как важная основа каждой роли, но совокупность личностных качеств, характерных для каждой роли руководителя, он не выделяет.

Успешность деятельности предпринимателя зависит от количества освоенных им ролей. Причем совершенствовать свой ролевой репертуар возможно как с помощью освоения нового поведения, присущего данной роли, так и развивая личностные особенности, характерные для каждой из ролей. При этом каждому человеку присущ индивидуальный набор предпочитаемых им ролей.

Из ролевого подхода следует, что любая роль описывается, помимо поведенческих характеристик, такими особенностями личности, как ролевые предпочтения. Под ролевым предпочтением мы понимали выбор предпринимателем ролей, проявляющихся в предпринимательской деятельности, в которой данный предприниматель является собственником и руководителем созданной им организации. Данный выбор, как следует из теорий Р. М. Белбина и С. Уэллса, обусловлен особенностями личности, причем под особенностями личности мы понимаем совокупность мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных качеств личности, проявляющихся в предпринимательской деятельности.

Методики

Для разделения предпринимателей на группы успешных и менее успешных была использована методика экспертной оценки успешности деятельности организации, разработанная В. М. Снетковым. Эта методика направлена на изучение таких объективных сфер успешности деятельности коммерческой организации как: рыночной деятельности, деятельности управленческой и материально-технического обеспечения [9].

Для исследования ролевых предпочтений использовались модифицированная методика Р. М. Белбина и методика «Роли руководителя» С. Уэллса [10]. Модификация методики Р. М. Белбина заключалась в уточнении формулировки и содержания ролей применительно к российским предпринимателям и их менталитету.

Личностные особенности изучались с помощью трех психодиагностических методик. Мотивационная сфера — с помощью опросника Г. Шуберта [8], методики диагностики уровня субъективного контроля [8, с. 288-297]. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла позволяла оценить интеллектуальную, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы личности [5].

Выводы

Обобщая результаты нашего исследования, можно сделать следующие выводы.

1. Степень выраженности большинства особенностей личности предпринимателей малого и среднего бизнеса находится либо в области средних значений, либо соответствует значению «выше среднего», что свидетельствует об их значимости для предпринимательской деятельности. Установлена взаимосвязь степени выраженности особенностей личности с интегральным показателем успешности деятельности предпринимателей. Для успешных предпринимателей малого и среднего бизнеса характерна

высокая эмоциональная стабильность, выраженный интеллект, доминантность, нормативность, мечтательность, радикализм, самоконтроль, склонность к риску, интерналь-ность, экспрессивность и смелость в общении, а также жесткость, уверенность в себе и ориентация на группу.

2. Ролевые предпочтения, определяемые как по методике Белбина, так и по методике Уэллса, достоверно различаются в двух группах предпринимателей: «успешных» и «менее успешных». Для деятельности предпринимателей малого и среднего бизнеса значимы не одно, а несколько ролевых предпочтений, определяемых по двум методикам. Существует различие в степени выраженности отдельных ролевых предпочтений. У предпринимателей малого и среднего бизнеса наиболее выражены такие ролевые предпочтения, как «мотиватор», «финишер», «эмоциональный лидер» по методике Белбина и «мудрец», «проводник» —по методике Уэллса.

3. Установлена взаимосвязь ролевых предпочтений и особенностей личности предпринимателей малого и среднего бизнеса. Каждое ролевое предпочтение, определяемое по двум методикам, связано с определенным набором особенностей личности. Существуют как общие, коррелирующие не с одной, а с множеством ролевых предпочтений, так и специфические особенности личности, связанные только с одним ролевым предпочтением.

К общим особенностям личности, которые связаны с ролевыми предпочтениями, определяемыми по методике С. Уэллса, относятся доминантность и подозрительность.

Специальными для роли «мудрец» являются следующие личностные характеристики: расслабленность и интернальность. Для роли «пророк»—робость в общении, нормативность поведения, расслабленность, интернальность. Для роли «волшебник» — нормативность поведения, общительность, осторожность в общении и рассудительность. Для роли «глобалист» —мягкость, осторожность в общении и радикализм. Для роли «наставник» — мягкость, осторожность в общении, зависимость от группы, рассудительность. Для роли «союзник» — дипломатичность, практичность, расслабленность, осторожность в общении. Для роли «властитель» — интернальность и осторожность в общении. Для роли «проводник» — эмоциональная уравновешенность, замкнутость, избегание риска, интернальность. Для роли «художник» — дипломатичность, застенчивость в общении и расслабленность.

Роли, которые определяются с помощью методики Белбина, также отличаются определенным набором личностных особенностей. Роль «деловой лидер» характеризуется такими качествами, как уверенность, смелость в общении, спокойствие, ин-тернальность. Роль «руководитель» — расслабленностью и интернальностью. «Координатор» — нормативностью поведения и уверенностью в общении. «Мотиватор» — спокойствием, расслабленностью, интернальностью. «Генератор идей» — доминантностью, низкой нормативностью поведения, консерватизмом, зависимостью от группы, низким самоконтролем. «Контролер» —замкнутостью и прямолинейностью. «Аналитик»— жесткостью, практичностью, прямолинейностью. «Эмоциональный лидер» («душа») —покорностью, нормативностью поведения, консерватизмом. Роль «дипломат» характеризуется такими качествами, как конкретный интеллект, дипломатичность. «Критик» — доминантностью, прямолинейностью, низким самоконтролем, склонностью к риску. «Энциклопедист» («летописец») — доверчивостью, радикализмом. «Финишер» — интернальностью.

Таким образом, можно заключить, что предприниматели малого и среднего бизнеса тем более успешны, чем менее выражены у них мягкость и тревожность и чем выше уровень развития их интеллекта, доминантности, нормативности поведения, мечтатель-

ности, радикализма, самоконтроля, склонности к риску и интернальности. Успешность предпринимательской деятельности тем выше, чем шире диапазон ролевых предпочтений предпринимателей и чем более выражены эти ролевые предпочтения.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные о взаимосвязи успешности предпринимателей и особенностей их личности могут быть использованы для разработки программ психологического обеспечения успешной предпринимательской деятельности, в частности для разработки программы тренингов.

Литература

1. Belbin R. M. Team Roles at Work. London, 1993. 224 p.

2. Mintzberg H. The Nature of Managerial Work. New York, 1973. 298 p.

3. Акперов И. Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства: Учебное пособие. М., 2003. 544 с.

4. Завьялова Е. К., Посохова С. Т. Психология предпринимательства. СПБ., 2004. 296 с.

5. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: Учеб.-метод пособие. СПб., 2001. 112 с.

6. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. С. 310.

7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2008. 944 с.

8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / сост. Д. Я. Рай-городский. Самара, 2003. . 632-635.

9. Снетков В. М. Модульно-функциональный анализ успешности деятельности организации // Психология руководителя (в настоящее время находится в издательстве).

10. Уэллс С. Босс многоликий: Найди стиль своего руководства. СПб., 2002. 256 с.

11. Энциклопедический словарь предпринимателя / сост. С. М. Синельников, Т. Г. Соломо-ник. СПб., 1992. 592 с.

Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.