Научная статья на тему 'Психологические особенности интеллектуальной деятельности'

Психологические особенности интеллектуальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3132
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗИДАНИЕ / СПОСОБНОСТЬ / ОСОЗНАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / СРАВНЕНИЕ / ОБОБЩЕНИЕ / АБСТРАКЦИЯ / КОНКРЕТИЗАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕЙСТВИЯ / РЕЧЕВЫЕ СИМВОЛЫ / МОТИВЫ / ЦЕЛИ / ПОТРЕБНОСТИ / ЧУВСТВА / ВНУТРЕННИЕ ПОБУЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдурахимов Кадир Абдухалилович

В статье интеллектуальная деятельность рассматривается как одна из форм жизнедеятельности человека, направленной на создание интеллектуального продукта и воспроизводство интеллектуального капитала, которая характеризуется как мощная движущая сила развития человеческой цивилизации. Она опирается на совокупность достижений науки, культуры, традиции и на духовные ценности, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности интеллектуальной деятельности»

► ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF INTELLECTUAL ACTIVITY

Абдурахимов К.А. (Кадир Абдухалилович)

Преподаватель философского факультета кафедры Психологии Национального университета Узбекистана E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье интеллектуальная деятельность рассматривается как одна из форм жизнедеятельности человека, направленной на создание интеллектуального продукта и воспроизводство интеллектуального капитала, которая характеризуется как мощная движущая сила развития человеческой цивилизации. Она опирается на совокупность достижений науки, культуры, традиции и на духовные ценности, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий.

Abdurakhimov K.A.

Lecturer at the Faculty of Philosophy of the Psychology Department of the National University of Uzbekistan, E-mail: [email protected]

Annotation. The author considers intellectual activity as a form of human activity aimed at creating intellectual products and reproduction of intellectual capital, which is characterized as a powerful driving force in the development of human civilization. It is based on the totality of the achievements of science, culture, traditions and spiritual values, accumulated by humankind over the millennia.

Ключевые слова. Самосозидание, способность, осознание, познание, мышление, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, интеллектуальная деятельность, психологические процессы, действия, речевые символы, мотивы, цели, потребности, чувства, внутренние побуждения.

Keywords. Self-creation, awareness, cognition, thinking, analysis, synthesis, comparison, generalization, abstraction, instantiation, intellectual activity, psychological processes, actions, speech characters, motives, goals, needs, feelings, internal motivation.

Человек с давних времен является творцом, обеспечивает свою повседневную деятельность, производит продукты питания, строит жилье, создает орудия труда, одежду, украшения, произведения искусства. В процессе труда, в постоянном взаимодействии с окружающей средой происходит становление, самосозидание человека и как биологического

вида, и как разумного существа, который познает мир и самого себя. Вместе с физическим развитием человека осуществляется и его интеллектуальное развитие. Со временем человек понял, что тяжелую изнурительную физическую работу можно облегчить более совершенными орудиями труда, технологиями, способами использования различных ресурсов. По своей сути, это и есть наглядный результат интеллектуальной деятельности человека [12].

Развитие интеллектуальной деятельности в различных формах приводит к появлению новых объектов интеллектуальной собственности. Результаты интеллектуальной деятельности являются ценнейшими продуктами человечества, а также товаром на рынке, как и материальная продукция [21].

Интеллектуальную деятельность, в общем понимании, можно характеризовать преимущественным выделением и вниманием к некоторым раздражителям окружающей действительности, она, по своей природе, является информационным процессом, сопровождающимся мыслительной переработкой выделяемой информации о предмете познания [17, с. 241-265]. Интеллектуальная деятельность человека отражает применение индивидом способностей рационального осознания и познания. Вместе с тем, понятие интеллектуальная деятельность человека не совпадает с термином творческая деятельность. Творчество человека предполагает новизну итогов данного вида деятельности, тогда как интеллектуальная деятельность человека предполагает рациональную деятельность, осуществляемую посредством логических умозаключений. Интеллектуальная деятельность человека в целом имеет значимое влияние на становление науки, техники, литературы [8, с. 224].

Интеллектуальная деятельность человека - это действия контролируемые мозгом. В свою очередь, мозг может являться одним из самых сложных и многогранных из живых структур. Он выполняет множество функций, которые еще меньше зависят от нашего активного сознания [9].

При этом, интеллектуальная деятельность по созданию каких либо новых технологий, конструктов, как правило, характеризуется различными проявлениями бессознательного, по результатам которого возникают догадки, влияющие на результативность интеллектуальной деятельности в целом [1, с. 27-46].

Интеллектуальная деятельность человека непосредственно вытекает из мышления. Мышление - это высшая форма отражения реальности и сознательной целенаправленной деятельности человека, направленной на опосредование, абстрактное обобщенное познание явлений окружающего мира, сути этих явлений и связей между явлениями [22].

Рассмотрим общепринятую классификацию видов мышления: по форме существования: конкретно-действенное, наглядно-образное и абстрактное; по характеру интеллектуальной деятельности: теоретическое и практическое; по степени оригинальности: репродуктивное и продуктивное [7, с. 236-278].

Исторически сначала произошло становление практической деятельности и лишь позднее с развитием человеческого общества - теоретической интеллектуальной деятельности. Однако, несмотря на высокий уровень развития общества, практическое мышление является основой сознательной деятельности личности. У людей рабочих профессий, труд которых связан с реальными предметами, преобладает практическое,

конкретно-действенное мышление. Задача практического мышления - решение конкретных задач [5].

На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей школьного возраста постепенно формируется абстрактное (понятийное) мышление, которое существует в виде абстрактных понятий и суждений. Этот вид мышления сопровождается речью. Его еще иногда называют словесно-логическим. Определенная логика присуща всем видам мышления [13; 14; 16].

В основе абстрактного мышления лежат логические операции и понятия. Особенно высоким уровнем отмечается этот вид мышления у ученых. Мышление сочетает в себе репродуктивные и творческие элементы. Возникает вопрос: почему мы не все и не всегда мыслим творчески, что препятствует такому мышлению? На эти вопросы можем найти ответ в трудах Т. Линдсея, К. Халла и Р. Томпсона: мы нерешительны - не хотим выглядеть смешными в своих суждениях; стремимся подражать поведению большинства и быть такими, как все; быстро воспринимаем критику, вежливы, тактичны, корректны, но, как следствие, не умеем постоять за себя, открыто высказаться, обосновать мнение, несмотря на отношение тех, кто нас окружает; неадекватно (несоответственно) оцениваем свои идеи и, как следствие, решаем не раскрывать их ни перед кем, оставить при себе [11, с. 11-19].

Интеллектуальный труд требует, в среднем в 5-10 раз большей степени напряжения внимания, чем при физическом труде [7, с. 236-278; 14, с. 209-227; 20]. Электроэнцефалографические исследования показывают, что при переходе человека к интеллектуальной деятельности происходит сдвиг мощности в высокочастотную зону спектра и пики мощности более часто регистрируются в диапазоне 13-16 Гц. Уровень когерентности во всех исследуемых диапазонах ниже, чем для тех же пар в фоне, за исключением симметричных затылочных зон [23, с. 595-601].

Прекращение интеллектуальной деятельности вовсе не прерывает данный процесс. Развивается особое состояние организма - усталость, что со временем может перерасти в переутомление. Все это приводит к нарушению нормального физиологического функционирования организма. Люди, занимающиеся интеллектуальной деятельностью, даже в состоянии переутомления способны долгое время выполнять свои обязанности без особого снижения уровня работоспособности и производительности. Преимущественно люди интеллектуальной деятельности неспособны выключить механизм переработки информации на ночь, они работают не только 8-12 часов в сутки, а почти постоянно с короткими переключениями. Это и есть подтверждение так называемой информационной теории, согласно которой человек, во время сна перерабатывает информацию, полученную в период активного бодрствования.

Под информацией понимаются сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые и интерпретируемые человеком или специальными устройствами. В научной литературе информация трактуется неоднозначно. С одной стороны, как некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний. С другой -как одно из основных понятий кибернетики. В этом случае научное понятие информации отвлекается от содержательной стороны сообщений, берётся во внимание количественный аспект [8].

Закономерности теории познания направляют интеллектуальную деятельность человека на объективное понимание окружающей действительности, на реальную оценку событий, объектов и явлений в действительных, закономерных связях и отношениях.

Обучение и интеллектуальная деятельность - понятия неразрывные и по существу, и по форме. Это относится и к самому широкому пониманию образования, и к любому отдельному акту обучения.

Общепризнанно, что в условиях постиндустриального общества ведущую роль в системе общественного разделения труда играет интеллектуальная деятельность, которая превращается в определяющую силу формирования и развития человеческой цивилизации [4; 6, с. 50-80; 18].

Интеллектуальная деятельность объединяет два взаимосвязанных аспекта: репродуктивный - направлен на решение стандартных задач, достижение заданных результатов, применение известных алгоритмов и типовых средств; творческий (продуктивный) - направлен на решение нестандартных задач, которые требуют создания новых (неповторимых, оригинальных, уникальных) или нестандартных способов применения известных средств в принципиально новых ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом.

Сочетая творческую и репродуктивную составляющие, интеллектуальная деятельность воплощается и выражается в определенных результатах - интеллектуальных продуктах. Следует заметить, что не существует абсолютно творческого результата, при этом не существует интеллектуального продукта, полученного без минимальных творческих усилий. Не любая интеллектуальная деятельность является творческим трудом, одновременно любой творческий результат - продукт интеллектуальной деятельности [2; 8].

По мнению Т. Стюарта, интеллектуальная деятельность, выступая сущностной основой создания интеллектуального продукта, несет в себе еще два важных аспекта: в ее процессе воспроизводится персонифицированный интеллектуальный капитал и интеллектуальное развитие личности, которые выступают важнейшими мотивационными факторами трудовой деятельности [6, с. 50-80; 15; 21].

Таким образом, основным инструментом, который люди используют, чтобы выжить, является интеллект. Без интеллекта все другие инструменты бесполезны и даже могут нанести вред вместо пользы.

В связи с этим, интеллектуальную деятельность можно рассматривать как одну из форм жизнедеятельности человека, направленную на создание интеллектуального продукта и воспроизводство интеллектуального капитала, которая характеризуется как мощная движущая сила развития человеческой цивилизации. Она опирается на совокупность достижений науки, культуры, традиции и духовные ценности, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий.

Человечество все больше переключается в этом процессе на создание новых орудий и средств, то есть акцент переносится именно на интеллект, мастерство, умение. Интеллектуальным трудом человека создаются все богатства общества. Человечество в своем развитии никогда не достигнет такого состояния, когда бы его удовлетворяли имеющиеся средства обеспечения жизнедеятельности. Человек постоянно находится в интеллектуальном поиске. Это неотъемлемое свойство человека, которым природа наделяет каждого из нас.

Список литературы:

1. Бассин, Ф. В. Роль бессознательного в активности мышления и речи / Ф. В. Бас-син, А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия // Бессознательное = The unconscious. Т. 3 / под ред. А. С. Прангишвили [и др.]. - Тбилиси : Мецниереба, 1978. - С. 27-46.

2. Береславский, Л. Я. Интеллектуальная мастерская [Электронный ресурс] / Л. Я. Береславский. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 96 с. - Режим доступа : http:// mirknig.com, свободный.

3. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А В Брушлинский. -М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «Модэк», 1996. - 392 с.

4. Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика / А. В. Брушлин-ский. - М. : Мысль, 1970. - 190 с.

5. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. - М. : Прогресс, 1987. - 335 с.

6. Воловикова, М. И. Мышление как процесс и познавательная мотивация / М. И. Воловикова // Мышление: процесс, деятельность, общение / отв. ред. А. В. Брушлинский. - М. : Наука, 1982. - С. 50-80.

7. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. - М. : Наука, 1966. - С. 236-278.

8. Голицын, Г. А. Информация - поведение - творчество / Г. А. Голицын, В. М. Петров. - М. : Наука, 1991. - 224 с.

9. Крепак, М. А. Интеллектуальное развитие человека / М. А. Крепак. - // Дома солнца - эзотерический мегапортал [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.sunhome.ru, свободный.

10. Пиаже, Ж. Речь и мышление / Ж. Пиаже. - М. : Педагогика - Пресс, 1994 . - 528 с.

11. Повьякель, Н. И. Мышление практического психолога в измерениях профессиональной компетентности и профессионализма / Н. И. Повьякель // Философия, социология, психология : сборник научных трудов. - Киев : Плай, 2002 . -Вып. 7. - Ч. 2. - С. 11-19.

12. Робинсон, Д. Н. Интеллектуальная история психологии [Электронный ресурс] / Д. Н. Робинсон. - М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005. - 568 с. - Режим доступа : http://mirknig.com, свободный.

13. Селиванов, В. В. Мышление в личностном развитии субъекта / В. В. Селиванов. -Смоленск : Универсум, 2003. - 312 с.

14. Семиченко, В. А. Теоретические и методологические предпосылки системной рефлексии как компонента профессионального мышления и жизнедеятельности человека // Профессиональное образование : педагогика и психология (польск.). - 1999, № 1. - С. 209-227.

15. Сэджвик, М. Наперекор современному миру. Традиционализм и тайная интеллектуальная история XX века [Электронный ресурс] / М. Сэджвик ; [пер. с англ. М. Маршака и А. Лазарева]. - М. : Новое литературное обозрение, 2014. - 527, [1] с. - Режим доступа : http://mirknig.com, свободный.

16. Тихомиров, O. K. Психология мышления : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. К. Тихомиров. - М. : «Академия», 2002. - 288 с.

17. Ушаков, Д. В. Мышление и интеллект / Д. В. Ушаков // Современная психология / под ред. В. Н.Дружинина. - М., 1999. - С. 241-265.

18. Холодная, М. А. Психология интеллекта : парадоксы исследования / М. А. Холодная. - М. ; Томск : «Барс», 1997. - 364 с.

19. Цветкова, Л. С. Мозг и интеллект [Электронный ресурс] / Л. С. Цветкова. - М. : Просвещение, 1995. - 304 с. - Режим доступа : http://mirknig.com, свободный.

20. Цветкова, Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность [Электронный ресурс] / Л. С. Цветкова. - М. : МПСИ, 2004. - 424 с. - Режим доступа : http://mirknig.com, свободный.

21. Шишков, А. М. Средневековая интеллектуальная культура [Электронный ресурс] / А. М. Шишков. - М. : Савин, 2003. - 591 с. - Режим доступа : http://mirknig. com, свободный.

22. Шулдик, Г. А. Психология мышления / Г. А. Шулдик. - М. : Интеллект, 1999. - 170 с.

23. Яковенко, А. И. Межполушарная асимметрия пространственно - временной организации потенциалов коры человека при выполнении интеллектуального задания / А. И. Яковенко // Журнал высшей нервной деятельности. - 1989. - Т. 39. - С. 595-601.

Spisok literatury:

1. Bassin, F. V. Rol' bessoznatel'nogo v aktivnosti myshleniia i rechi / F. V. Bassin, A. S. Prangishvili, A. E. Sheroziia // Bessoznatel'noe = Ghe unconscious. T. 3 / pod red. A. S. Prangishvili [i dr.]. - Tbilisi : Metsniereba, 1978. - S. 27-46.

2. Bereslavskiï, L. Ia. Intellektual'naia masterskaia [Élektronnyï resurs] / L. Ia. Bereslavskiï. -M. : LINKA-PRESS, 2000. - 96 s. - Rezhim dostupa : http://mirknig.com, svobodnyï.

3. Brushlinskiï, A. V. Sub''ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie / A. V. Brushinskiï. -M. : Institut prakticheskoï psikhologii ; Voronezh : NPO «Modèk», 1996. - 392 s.

4. Brushlinskiï, A. V. Psikhologiia myshleniia i kibernetika / A. V. Brushinskiï. - M. : Mysl', 1970. - 190 s.

5. Vertgeïmer, M. Produktivnoe myshlenie / M. Vertgeïmer. - M. : Progress, 1987. - 335 s.

6. Volovikova, M. I. Myshlenie kak protsess i poznavatel'naia motivatsiia / M. I. Voloviko-va // Myshlenie: protsess, deiatel'nost', obshchenie / otv. red. A. V. Brushlinskiï. - M. : Nauka, 1982. - S. 50-80.

7. GaVperin, P. Ia. Psikhologiia myshleniia i uchenie o poètapnom formirovanii umst-vennykh deïstviï / P. Ia. Gal'perin // Issledovaniia myshleniia v sovetskoï psikhologii / otv. red. E. V. Shorokhova. - M. : Nauka, 1966. - S. 236-278.

8. Golitsyn, G. A. Informatsiia - povedenie - tvorchestvo / G. A. Golitsyn, V. M. Petrov. -M. : Nauka, 1991. - 224 s.

9. Krepak, M. A. Intellektual'noe razvitie cheloveka / M. A. Krepak. - // Doma solntsa -èzotericheskiï megaportal [Élektronnyï resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.sun-home.ru, svobodnyï.

10. Piazhe, Zh. Rech' i myshlenie / Zh. Piazhe. - M. : Pedagogika - Press, 1994 . - 528 s.

11. Pov'iakeV, N. I. Myshlenie prakticheskogo psikhologa v izmereniiakh professional'noï kompetentnosti i professionalizma / N. I. Pov'iakel' // Filosofiia, sotsiologiia, psik-hologiia : sbornik nauchnykh trudov. - Kiev : Plaï, 2002 . - Vyp. 7. - Ch. 2. - S. 11-19.

12. Robinson, D. N. Intellektual'naia istoriia psikhologii [Élektronnyï resurs] / D. N. Robinson. - M. : Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy, 2005. - 568 s. - Rezhim dostu-pa : http://mirknig.com, svobodnyï.

13. Selivanov, V. V. Myshlenie v lichnostnom razvitii sub''ekta / V. V. Selivanov. - Smolensk : Universum, 2003. - 312 s.

14. Semichenko, V. A. Teoreticheskie i metodologicheskie predposylki sistemnoï reflek-sii kak komponenta professional'nogo myshleniia i zhiznedeiatel'nosti cheloveka // Professional'noe obrazovanie : pedagogika i psikhologiia (pol'sk.). - 1999, № 1. -S. 209-227.

15. Sédzhvik, M. Naperekor sovremennomu miru. Traditsionalizm i taïnaia intellektual'naia istoriia XX veka [Élektronnyï resurs] / M. Sédzhvik ; [per. s angl. M. Mar-shaka i A. Lazareva]. - M. : Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. - 527, [1] s. - Rezhim dostupa : http://mirknig.com, svobodnyï.

16. Tikhomirov, O. K. Psikhologiia myshleniia : ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ucheb. zavedeniï / O. K. Tikhomirov. - M. : «Akademiia», 2002. - 288 s.

17. Ushakov, D. V. Myshlenie i intellekt / D. V. Ushakov // Sovremennaia psikhologiia / pod red. V. N.Druzhinina. - M., 1999. - S. 241-265.

18. Kholodnaia, M. A. Psikhologiia intellekta : paradoksy issledovaniia / M. A. Kholod-naia. - M. ; Tomsk : «Bars», 1997. - 364 s.

19. Tsvetkova, L. S. Mozg i intellekt [Élektronnyï resurs] / L. S. Tsvetkova. - M. : Prosvesh-chenie, 1995. - 304 s. - Rezhim dostupa : http://mirknig.com, svobodnyï.

20. Tsvetkova, L. S. Neïropsikhologicheskaia reabilitatsiia bol'nykh. Rech' i intellektual'naia deiatel'nost' [Élektronnyï resurs] / L. S. Tsvetkova. - M. : MPSI, 2004. - 424 s. - Rezhim dostupa : http://mirknig.com, svobodnyï.

21. Shishkov, A. M. Srednevekovaia intellektual'naia kul'tura [Élektronnyï resurs] / A. M. Shishkov. - M. : Savin, 2003. - 591 s. - Rezhim dostupa : http://mirknig.com, svobodnyï.

22. Shuldik, G. A. Psikhologiia myshleniia / G. A. Shuldik. - M. : Intellekt, 1999. - 170 s.

23. Iakovenko, A. I. Mezhpolusharnaia asimmetriia prostranstvenno - vremennoï or-ganizatsii potentsialov kory cheloveka pri vypolnenii intellektual'nogo zadaniia / A. I. Iakovenko // Zhurnal vyssheï nervnoï deiatel'nosti. - 1989. - T. 39. - S. 595-601.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2015, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.