Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Целуйкина Т.Г. Психологические особенности формирования гражданской идентичности студентов на разных этапах обучения в вузе // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Tseluikina T.G. (2019). The civic identity development of university students at different stages of study: psychological features. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN219.pdf (in Russian)
УДК 159.9:37.015.3 ГРНТИ 15.81.21
Целуйкина Татьяна Геннадьевна
ФБГОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации» Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, Саратов, Россия
Доцент кафедры «Социальных коммуникаций» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=469444
Психологические особенности формирования гражданской идентичности студентов на разных этапах обучения в вузе
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования гражданской идентичности студентов. Выделены различные психологические подходы к изучению идентичности личности. Особое внимание уделяется анализу выраженности различных типов гражданской идентичности: гиперпозитивной, позитивной и негативной. Автором была проведена комплексная диагностика гражданской идентичности студентов на разных этапах обучения в вузе. Для исследования были выбраны методики, позволяющие оценить у студентов уровень сформированности ценностно-ориентировочного, когнитивного и деятельностного компонентов гражданской идентичности. Кроме того, была изучена выраженность нормального и деформированного типа гражданской идентичности студентов. Апробация диагностического комплекса гражданской идентичности проводилась со студентами первого и последнего курсов на базе Поволжского института управления имени П.А. Столыпина -филиала РАНХиГС. Результаты исследования показали, что большинство студентов первого и последнего курсов имеют умеренное чувство патриотизма, испытывают чувство удовлетворения и психологического комфорта от того, что они осознают себя гражданами своего государства. У нескольких студентов выявлена небольшая выраженность гиперпозитивной гражданской идентичности и нет никаких показателей для проявления негативной гражданской идентичности. Качественный анализ различных аспектов толерантности выявил, что у студентов первого курса более выражена толерантность как черта личности, а у студентов последнего курса более проявляется социальная толерантность. Также у студентов старшего курса более сформирован ценностно-ориентировочный компонент гражданской идентичности. Сформированность когнитивного компонента гражданской идентичности старшекурсников выше по сравнению с первокурсниками. В результате
https://mir-nauki.com
исследования было выявлено, что индекс толерантности у студентов первого курса статистически ниже, чем у студентов последнего курса. В целом сформированность гражданской идентичности выше у студентов старших курсов по сравнению со студентами первого курса.
Ключевые слова: гражданская идентичность; деятельностный компонент; когнитивный компонент; эмоционально-оценочный компонент; ценностно-ориентировочный компонент; студенты; индекс толерантности
Социальная ситуация, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, придает особую актуальность исследованию гражданской идентичности личности. Одной из основополагающих целей государственной национальной политики Российской Федерации, которые определены в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, является укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа.
Проблема исследования идентичности личности появилась в научных исследованиях сравнительно недавно. Достаточно подробно идентичность описывается в работах Э. Эриксона. В своих исследованиях, посвященных изучению идентичности, данный ученый раскрыл структуру, описал глубинные механизмы ее формирования.
Гражданская идентичность является отражением изменений, происходящих в самосознании людей, которые связаны с восприятием экономических, социально-политических и других явлений нашей жизни. Именно поэтому актуальным предметом многих различных психологических исследований является гражданская идентичность.
Следует отметить, что на данный момент практически не существует целостного и комплексного исследования психологических особенностей формирования гражданской идентичности личности. Вместе с тем анализ различных публикаций позволяет сделать вывод о том, что в психологических и педагогических исследованиях накоплен значительный материал, соответствующий изучению отдельных аспектов этой проблемы.
Можно выделить различные психологические подходы к изучению идентичности личности: когнитивный (Г. Тэшфел, Дж. Тернер и др.), интеракционистский (И. Гофман, Дж.Г. Мид и др.), психодинамический (З. Фрейд, Э. Фромм и др.), феноменологический (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). С точки зрения психоаналитического подхода формирование идентичности представляет собой динамический процесс, который сопровождается конфликтами и кризисами на различных этапах развития человека. На формирование идентичности влияют психологические особенности самой личности и условия ее социализации. В рамках гуманистического подхода личностное развитие и самоактуализация являлись основными факторами, определяющими формирование идентичности личности.
Проблема изучения гражданской идентичности является очень актуальной в психологических исследованиях, так как именно гражданская идентичность связывает особенности отражения изменений в самосознании человека с восприятием социальных, экономических, политических явлений. Понятие гражданской идентичности неотделимо от деятельности самого государства, в котором живет человек. Большинство исследователей полагают, что важным критерием формирования и развития гражданской идентичности личности является уровень ее социальной активности и ответственности по отношению к своему государству.
По мнению Л.М. Дробижевой, следует отличать гражданскую идентичность от государственной идентичности, а также различать понятия гражданского и государственного
https://mir-nauki.com
самосознания. Государственная идентичность формируется властью при помощи средств массовой информации, образовательной системы, определенных символов и знаков и т. п. Для формирования гражданской идентичности особое значение имеет определенная система социально-психологических детерминант, обуславливающих развитие патриотических чувств личности [1]. Этнолог В. Тишков полагает, что различные аспекты сформированности российской идентичности необходимо рассматривать в рамках формирования гражданской идентичности.
Некоторые ученые считают, что понятие гражданской идентичности в современной психологии является одним их сложных, неоднозначных и неустоявшихся понятий, а также то, что оно еще тесно соотносится с понятием нации. А.Г. Асмолов полагает, что гражданская идентичность несет в себе личностный смысл и определяется как осознанная принадлежность личности на общекультурной основе к гражданам определенного государства.
Гражданская идентичность, по мнению различных исследователей (Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазилова [2], Т.Г. Целуйкина [3; 4]), является одним из основополагающих структурных компонентов гражданственности.
Н.Л. Иванова и Г.Б. Мазилова отмечают, что «гражданская идентичность как важнейший компонент социальной идентичности возникает из восприятия индивидом своего членства в общности, которая может называть себя нацией. Формирование этой идентичности может выступать фактором позитивного включения индивида в деятельность государства, развития активности в установлении социальных связей и разумного отношения к ресурсам»
В исследовании Н.А. Галактионовой сделан вывод о том, что российская идентичность обязательно включает в себя гражданский аспект и не выражается только в государственной идентичности. В свою очередь гражданская идентичность может осознаваться или не осознаваться личностью, а также входить в разнообразные иерархические отношения с другими видами идентичностей [5].
В.Н. Ефименко в своей работе подчеркнула, что в последнее время особую педагогическую значимость приобрела проблема формирования гражданской идентичности детей и молодежи, а также то, что решение данной проблемы должно в полном объеме затрагивать все уровни образовательных организаций [6].
Р.В. Борисов [7] предпринял попытку создания методики исследования гражданской идентичности как социально-психологического феномена. Предложенная автором методика имеет в своей основе идею о том, что гражданская идентичность, как и любой другой вид идентичности может иметь как нормальную направленность, так и деформированную направленность. Согласно данной методике можно определить выраженность одного из трех типов гражданской идентичности: гиперпозитивной, позитивной и негативной.
Гиперпозитивная гражданская идентичность проявляется в полном доминировании национальных целей и интересов. И, в связи с этим обстоятельством, личность готова идти на любые действия и жертвы ради достижения поставленных целей. Автор описывает это явление как «гражданский нарциссизм».
При выраженности позитивной гражданской идентичности личность находится в состоянии психологического комфорта и осознает себя гражданином своей страны, испытывая при этом чувство удовлетворения.
Негативная гражданская идентичность имеет место в случае, когда личность ощущает психологический дискомфорт вследствие своей гражданской принадлежности, осознает низкий статус своей нации и признает ее неполноценной относительно других наций.
[2].
https://mir-nauki.com
При изучении феномена гражданской идентичности большинство исследуемых отождествляют себя с гражданами того государства, в котором они живут. Очень часто данные люди описывают чувство эмоциональной принадлежности к своей стране (чувство патриотизма), а также готовность к определенным действиям в соответствии со своими переживаниями и представлениями.
И.В. Кожанов [8] в своем исследовании прямо указал на то, что необходимо и важно знать четкие критерии и показатели сформированности гражданской идентичности личности. Он разработал диагностический комплекс, позволяющий оценить некоторые аспекты сформированности гражданской идентичности студентов.
При разработке данного комплекса И.В. Кожановым было учтено то, что гражданская идентичность, как и любая другая идентичность, имеет четырехкомпонентную структуру. Многие ученые эти компоненты называют как познавательный (когнитивный), поведенческий (деятельностный), аксиологический (ценностно-ориентировочный), коннотативный (эмоционально-оценочный). Особенности формирования гражданской идентичности происходит в трех сторонах, а именно: общероссийской, этнической, общекультурной.
На примере студенческой молодежи наиболее ярко можно проследить процесс формирования гражданской идентичности. Данная социальная группа, по нашему мнению, в большей степени подвержена процессам трансформации в обществе. Наиболее интенсивным в этом возрасте является процесс формирования различных видов идентичностей, в т. ч. гражданской идентичности. Именно студенческая молодежь в своем отношении к жизни и в силу своего возраста старается разделять и соотносить новые ценности. И от того, каким образом сформируются различные аспекты гражданской идентичности студенческой молодежи, во многом будут зависеть дальнейшие преобразования в нашем обществе.
Современная молодежь не может полагаться на опыт предыдущего поколения, так как оно проходило формирование и самореализацию в иных социально-психологических условиях. Трудности самоопределения и формирования гражданской идентичности студентов и молодежи в целом обусловлены также и тем, что все больше увеличивается расслоение общества по социально-экономическим показателям [9].
Необходимо отметить также и то, что особенности формирования гражданской идентичности и гражданственности молодежи некоторые исследователи связывали с понятием «социально-психологическая зрелость» (Н.И. Леонова, М.М. Главатских [10], Т.Г. Целуйкина [11]). В частности, Н.И. Леонова и М.М. Главатских показали, что сформированная идентичность личности входит в структуру ее социально-психологической зрелости.
В своем исследовании гражданской идентичности О.А. Коряковцева и Т.В. Бугайчук сделали вывод, что у современной молодежи уровень социально-психологической активности достаточно высокий, но гражданская позиция в целом и отдельные аспекты гражданской идентичности не являются сформированными и требуют разработки новых моделей и технологий формирования идентичности российской молодежи [12].
Цель нашего исследования заключалась в изучении психологических особенностей формирования гражданской идентичности студентов на разных этапах обучения в вузе.
Выборочная совокупность нашего исследования представлена студентами Поволжского института управления имени П.А. Столыпина - филиала РАНХиГС, обучающихся на первом и последнем курсах, в количестве 60 человек, в возрасте от 17 до 22 лет.
Согласно исследовательской гипотезе нами было выдвинуто предположение о динамических особенностях формирования гражданской идентичности студентов на разных этапах обучения в вузе.
Мы считаем, что основными критериями и показателями формирования гражданской идентичности студентов будут являться определенный уровень сформированности таких компонентов, как когнитивный, деятельностный, ценностно-ориентировочный.
Для исследования нами были выбраны следующие методики: методика «Типы гражданской идентичности», предложенная Р.В. Борисовым (адаптированный вариант), экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), адаптированная методика на исследование ценностных ориентаций (Н.А. Бирюкова), опросник самооценки «Я знаю», адаптированный тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова). Первая из перечисленных методик позволяет определить выраженность нормальной или деформированной направленности гражданской идентичности. Вторая и третья методики позволяют оценить уровень сформированности ценностно-ориентировочного компонента гражданской идентичности. Четвертая методика направлена ин изучение уровня сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности. И при помощи последней методики можно оценить степень сформированности некоторых сторон деятельностного компонента гражданской идентичности.
Согласно исследованию по методике «Типы гражданской идентичности» выраженность нормального или деформированного типа оценивалось в баллах (максимальное количество баллов по каждой шкале - 20). Диагностика студентов первого и последнего курсов показала, что у них в основном преобладает позитивная гражданская идентичность (средний балл - 15 у первокурсников и 17 - у студентов последнего курса) и гиперпозитивная гражданская идентичность (средний балл - 7 у первокурсников, 5 - у студентов последнего курса). Таким образом, большинство студентов первого и последнего курсов имеют умеренное чувство патриотизма, испытывают чувство удовлетворения и психологического комфорта от того, что они осознают себя гражданами своего государства. У нескольких студентов выявлена небольшая выраженность деформированной гражданской идентичности (гиперпозитивной) и нет никаких показателей для проявления негативной гражданской идентичности.
Результаты исследования по методике ««Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) представлены на рисунке.
Рисунок. Результаты исследования по методике «Индекс толерантности» (составлено автором)
Как видно из результатов исследования, представленных на рисунке 1, студенты последнего курса (73 %) по отношению к студентам первого курса (60 %) показывают более высокий уровень толерантности по отношению к другим людям и окружающему миру в целом, хотя в группе исследуемых первокурсников (33 %) и старшекурсников (27 %) есть люди, которые имеют сочетание и толерантных, и интолерантных черт. Качественный анализ различных аспектов толерантности выявил, что у студентов первого курса более выражена толерантность как черта личности, а у студентов последнего курса более проявляется социальная толерантность.
Методика на исследование ценностных ориентаций (Н.А. Бирюкова) предоставляет исследуемым список из 20 жизненных ценностей, которые необходимо проранжировать по степени значимости для студента, поставив на первое место наиболее значимую ценность. Нас в первую очередь будут интересовать ценности, которые имеют ранги с первого по пятый. Результаты исследования по данной методике представлены в таблице.
Таблица
Результаты исследования ценностных ориентаций
№ места Студенты первого курса Студенты последнего курса
1 Уверенность в себе Личность
2 Здоровье Интересная работа
3 Материально обеспеченная жизнь Любовь
4 Интересная работа Справедливо сть
5 Любовь Государство
Составлено автором
Анализ результатов исследования выявил, что имеются некоторые отличия при ранжировании ценностных ориентаций студентов первого курса и старшекурсников. В первую пятерку ценностных ориентаций всех студентов вошли «интересная работа», «любовь». Различия имеются в том, что первокурсники на первое место поставили ценность «уверенность в себе», а в первой пятерке ценностей у старшекурсников ее нет. Это может свидетельствовать о том, что студенты первого курса еще только начали поиск себя в новых условиях и не совсем уверены в своих силах по преобразованию общества в целом. В первую пятерку ценностей старшекурсников попали «личность», «государство», «справедливость». Это может означать то, что данные студенты идентифицируют себя с обществом и государством в целом. Можно сказать, что у студентов старшего курса более сформирован ценностно-ориентировочный компонент гражданской идентичности.
При прохождении опросника самооценки «Я знаю» студентам необходимо было оценить степень согласия или несогласия с представленными 20 утверждениями. Результаты исследования по этой методике позволяют сделать вывод о том, что почти половина студентов первого курса не знают или не полностью знают законы своего государства, свои права и обязанности, основы расогенеза и этногенеза и т. п. Практически все студенты последнего курса отметили полным согласием то, что представлено в предлагаемых утверждениях. Можно отметить, что сформированность когнитивного компонента гражданской идентичности старшекурсников выше по сравнению с первокурсниками.
Далее со студентами была проведена методика «Размышляем о жизненном опыте». При помощи этого теста можно выявить особенности возможного поведения в разных ситуациях, а также представить различные аспекты привычного образа жизни. Тест состоит из 15 ситуаций, затрагивающих гражданские, этнические и общечеловеческие ценности. Результаты исследования по тесту «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова) показали, что студенты старшего курса больше проявляют гражданской активности и участия в социально-значимой деятельности, нежели студенты первого курса. Однако, по степени реализации гражданской позиции в общении и деятельности студенты и первого, и последнего курсов проявили высокую активность.
Для оценки различий между первокурсниками и старшекурсниками по уровню сформированности компонентов гражданской идентичности был подсчитан U-критерий Манна-Уитни. В результате исследования было выявлено, что индекс толерантности у студентов первого курса статистически ниже, чем у студентов последнего курса. Значимых различий между исследуемыми группами не обнаружено по типам гражданской идентичности и деятельностному компоненту гражданской идентичности.
Таким образом, была проведена комплексная диагностика гражданской идентичности студентов на разных этапах обучения в вузе, позволяющая сделать вывод о том, что в целом сформированность гражданской идентичности выше у студентов старших курсов по сравнению со студентами первого курса. Данное исследование позволит в дальнейшем разработать различные программы психолого-педагогического сопровождения формирования и развития гражданской идентичности студентов в условиях вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В.С. Магун. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. 327 с.
2. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Гражданская идентичность и формирование гражданственности // Ученые записки. 2010. Т. 3. Сер. Психология. Педагогика. № 4 (12). С. 11-20.
3. Целуйкина Т.Г. Психологические детерминанты становления гражданственности студентов вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 2 (23). Т.7. С. 421-425.
4. Целуйкина Т.Г. Гражданственность как структурное психическое образование личности / Сб. научных статей «Консервативные традиции и либеральные ценности в постсоциалистической России». - Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС, 2016. С. 170-172.
5. Галактионова Н.А. Гражданская идентичность как компонент личностной идентичности // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2010. № 1. С. 10-12.
6. Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 250-254.
7. Борисов Р.В. Гражданская идентичность в терминах психодиагностики // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2016. Том 31. Вып. 4. С. 95-99.
8. Кожанов И.В. Диагностика сформированности гражданской идентичности у студентов // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-7. С. 1504-1508; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34369 (дата обращения: 21.02.2019).
9. Ручкин Б.А. Российская молодежь: десять главных проблем. - М.: Социум, 1999. - 89 с.
10. Леонова Н.И., Главатских М.М. Социально-психологическая зрелость личности: интегративный подход // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия, Психология, Педагогика, 2014. Т. 14. № 1. С. 55-60.
11. Целуйкина Т.Г. Гражданственность как компонент социально-психологической зрелости личности // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. 2016. № 3-2. С. 150-154.
12. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Гражданская идентичность современной молодежи Ярославской области // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 1. № 4. С. 143-149.
https://mir-nauki.com
Tseluikina Tatiana Gennadevna
Russian presidential academy of national economy and public administration Povolzhsky institute of management named after P.A. Stolypin, Saratov, Russia
E-mail: [email protected]
The civic identity development of university students at different stages of study: psychological features
Abstract. The article deals with the problem of the civic identity development of students. Different psychological approaches to the personal identity are considered. Particular attention is paid to various types of civic identity: hyperpositive, positive and negative. The author carried out a comprehensive diagnosis of the civic identity development of University students at different stages of study. For the investigation methods are chosen which allow to assess the level of the civic identity development of students taking into consideration its value-oriented, cognitive and activity components. Besides, peculiarities of normal and deformed types of civic identity are studied. The approbation of the civic identity diagnostic complex is conducted with the first and last year students on the basis of the Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Branch of the RANEPA. The results of the study showed that the majority of the first and the last year students have a moderate sense of patriotism; they feel a sense of satisfaction and psychological comfort from the fact that they are citizens of their state. Some students showed a slight manifestation of hyperpositive civic identity and there are no indicators for the manifestation of negative civic identity. The qualitative analysis of various aspects of tolerance shows that first-year students are tolerant as a personality feature, and the last-year students have a greater social tolerance. In addition, senior students have a more value-oriented component of civic identity. The civic identity level of the cognitive component among undergraduates is higher compared with the first-year students. The study reveals that the index of tolerance among the first-year students is statistically lower than the last year students. In general, the formation of civic identity is higher among senior students compared to the first-year students.
Keywords: civil identity; activity component; cognitive component; emotional and evaluative component; value oriented component; the students; tolerance index
34PSMN219