ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ
О. Б. Конева ЮУрГУ, г. Челябинск
В работе раскрыты основные специфические особенности развития детей-сирот в различные возрастные периоды. Изучены причины нарушений межличностных отношений, социально-эмоциональных расстройств, возникающие в условиях депривации у контингента с задержкой психического развития. Определены пути коррекции эмоционально-личностной сферы и представлены психокоррекционные технологии воздействия.
Статистические данные последнего времени говорят о неуклонном росте числа детей, оставшихся без родительского попечительства. Особенно это касается увеличения количества так называемых «социальных» сирот, родители которых по тем или иным причинам лишены родительских прав.
Понятие сиротства на сегодняшний день неотъемлемо в современной психологической науке и практике от понятия психической депривации [1, с. 19-23]. В контексте причин, вызывающих расстройства у детей, можно перечислить следующие обстоятельства:
- сенсорная недостаточность (депривация у слепых, глухих, слепоглухих детей, а также у слабовидящих и слабослышащих воспитанников детских домов вследствие недостатка разнообразной стимуляции);
- ограничение двигательной активности (дети, страдающие нарушениями опорно-двигатель-ного аппарата, долго болеющие);
- длительная разлука с матерью или ее недостаточная привязанность к ребенку (материнская депривация у детей-сирот, у детей матерей-«отказниц»).
Единого «депривационного синдрома», по мнению многих исследователей, не существует, так как проявления могут охватывать всю шкалу психических отклонений - от легких особенностей психического реагирования до очень грубых нарушений развития интеллекта и характера. Вместе с тем отмечены и довольно характерные симптомы, симптомокомплексы и синдромы, включающие:
- задержку и искажение интеллектуального развития;
- эмоциональные расстройства;
- волевые нарушения;
- коммуникативные нарушения.
Глубина и тяжесть депривационных нарушений индивидуально различаются в зависимости от срока наступления воздействия: чем раньше наступает сиротство, тем тяжелее круг расстройств. Исследования показывают, что для детей-сирот раннего
возраста наиболее характерными являются расстройства эмоциональной сферы, неравномерное отставание умственного развития с нарушениями становления речи [3, с. 81-85]. Для детей-сирот, потерявших родителей в более позднем возрасте (после 3-х лет и старше), депривация складывается из патологических, личностных реакций, неравномерного умственного развития.
Ранняя психическая депривация, неблагоприятные условия содержания ребенка в дезинтегрированной семье, наследственная отягощенность в своей совокупности становятся теми факторами, которые обуславливают формирование личности детей-сирот [4, с. 51-53]. Помимо частых нарушений в интеллектуальном развитии, исследования отмечают выраженные расстройства в эмоциональноличностной сфере. Как правило, их источником является ранняя депривация одной из базовых человеческих потребностей в любви, принятии и уважении. Последствия ее блокировки разнообразны и, как правило, самым негативным образом отражаются на личностном развитии человека. Обедненность эмоциональных переживаний, неспособность тонко дифференцировать свои чувства, а также распознавать чувства других людей характеризует этих детей. Причины социально-эмоциональных нарушений у детей-сирот с задержкой психического развития (ЗПР)
Изучение детей, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или в учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. В трудной ситуации ребенок начинает вести себя непредсказуемым образом. Л.С. Выготский, отмечая существование специфических законно-мерностей аномального развития, указывал на затруднения во взаимодействии с окружающими.
Показано, что дети с ЗПР имеют полюсные переживания: положительные и отрицательные, при этом дифференцированных тонких оттенков,
Конева O.ß.
Психологические особенности эмоционально-___________ личностной сферы детей-сирот
как в норме, почти нет. Чувства часто неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике: от чрезмерной легкости и поверхности переживаний серьезных жизненных событий, до чрезмерной силы и инертности, возникающих по малосущественным признакам. Проявлением незрелости личности у детей-сирот с ЗПР является влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок оценивает тех, кто ему приятен, кто ближе к нему. Так же он относится и к событиям окружающей жизни - хорошо то, что приятно.
Наблюдения за деятельностью детей-сирот с ЗПР на уроках в школе, во внеурочное время позволили увидеть проблемы детей - частые конфликты, агрессивность, неуверенность в себе, отклоняющееся поведение. Однако, педагоги и воспитатели не знают, как правильно оценивать различные поведенческие реакции, специфику развития, особенности эмоционального состояния в момент общения; мало кто связывает эти проявления с состоянием тревоги у ребенка. Хотя зачастую подобные проявления не всегда отражают реальное состояние воспитанника, а направлены исключительно на то, чтобы взрослые обратили на него внимание. Об этом свидетельствуют исследования Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, А.М. Прихожан,
H.H. Толстых и др. [5, с. 8-12].
У детей с ЗПР адаптация существенно снижена из-за качественного своеобразия и замедленного формирования эмоциональных структур: у них преобладает либо эйфорический фон настроения в сочетании с психомоторной растор-моженностью, либо пониженное настроение со склонностью к робости; наблюдаются эмоциональные срывы при затруднениях, отказ выполнять сложные действия, повышенная чувствительность к замечаниям, аффективная возбудимость, страх перед оценочной ситуацией. Эти особенности эмоциональной сферы при неблагоприятных условиях жизни могут способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу.
Для успешной адаптации этой категории детей в школе необходима специальная организация их эмоциональной жизни, которую целесообразно осуществлять с позиции уровневого подхода к коррекции аффективной сферы. При этом происходит обращение именно к незрелой, формирующейся личности ребенка, и сфера воздействия в этом случае имеет большие резервы. Коррекция может осуществляться в двух направлениях: как в совершенствовании высших личностных образований, так и в стимуляции низших, уже сформированных.
Система комплексного психолого-педагоги-ческого воздействия на аффективную сферу детей с ЗПР предусматривает [2, с. 305-309]: ориентацию на собственные резервы и механизмы базальной эмоциональной организации; обязательное осуще-
ствление психокоррекции как на специальных занятиях с психологом, так и во время учебного процесса. Формы и задачи воздействия могут быть различными, но подчиняться они должны одним целям; единство подходов в психокоррекции, которое задается общей тематической направленностью, регуляцией взаимодействия специалистов, проводимой психологом; тематическую направленность, определяемую содержанием и структурой аффективной дезадаптации сирот, выявленных при помощи специально разработанных диагностических средств; осуществление стабилизации и стимулирования каждого из уровней базальной аффективной организации как традиционными методами (психодрама, аутотренинг), так и нетрадиционными (занятия эвритмией, актерскими тренингом), при этом специальное обучение детей методу физического действия, развивающему эмоциональные потребности, осуществляется через ряд последовательных и поэтапно вводимых занятий: «Движение», «Пластика», «Речь», «Драматические этюды»; специальное обучение, а также теоретическую подготовку, которую должны получать педагоги, работающие с детьми; обязательное участие в психологической коррекции родителей, также получающих знания и навыки на специально организованных для них занятиях.
Для детей 5-6 лет, наряду с общеобразовательными дисциплинами можно вводить элементы групповой игротерапии. Используемые игры можно условно классифицировать следующим образом: шумные игры для снятия напряжения и создания положительного восприятия группы; игры в различные эмоции; игры, направленные на снятие мышечных блоков и зажимов; сюжетно-ролевые игры как коррекция механизмов эмоционального реагирования и профилактика ригидных психологических защит.
Условия и сюжеты игр, как правило, определяются детьми и не предполагают никакой соревновательности. Методы и приемы игрового взаимодействия с ребенком или группой детей имеют в основе обязательное эмоциональное принятие, отказ от манипулирования, от формирования терапии и уважение личных интересов (принципы, сформулированные V. АхПпе). Мы исходим из необходимости разделения таких понятий, как психическое развитие, воспитание и обучение.
В общении детей-сирот со взрослыми можно выделить два момента: с одной стороны, напряженность данной потребности, а с другой - примитивность и неразвитость форм общения. Два доминирующих симптомокомплекса, по существу, свидетельствуют о том же самом: «тревожность» -о неудовлетворенности потребности в принятии со стороны взрослого, а «враждебность» - о неадекватности форм взаимодействия с взрослыми. Подобные факты трудностей в общении могут быть связаны с тем, что ребенок в детском доме с ран-
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 10
15
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
него возраста сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгог центризм и незаинтересованность в социальных отношениях. Рассмотренные, а также другие психологические особенности детей, растущих в сиротских учреждениях, по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.
Литература
1. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. -М.. Полиграфсервис, 1998. - 336 с.
2. Конева, О. Б. Психология развития детей-
сирот: социально-эмоциональные проблемы /
О. Б. Конева // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сб. науч. тр. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. -Т. 5.- С. 301-316.
3. Ослон, В.Н. Замещающая семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - М., 2001. - № 3. - С. 79-90.
4. Пресс-конференция по проблеме беспризорности // Дети улиц. Информационно-консультативный вестник. - 2000. - Вып. 2. - С. 51-55.
5. Реан, A.A. Уличные дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы / A.A. Реан // Мир детства, 2002. - № 2. - С. 8-12.