Научная статья на тему 'Психологические особенности активного пользователя коммуникативных ресурсов Интернета (на примере чатов)'

Психологические особенности активного пользователя коммуникативных ресурсов Интернета (на примере чатов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боярова К. В.

В статье рассмотрены психологические особенности пользователей, активно использующих коммуникативные ресурсы глобальной сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности активного пользователя коммуникативных ресурсов Интернета (на примере чатов)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ КОММУНИКАТИВНЫХ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА (НА ПРИМЕРЕ ЧАТОВ)

© Боярова К.В/

Классический приватный университет, Украина, г. Запорожье

В статье рассмотрены психологические особенности пользователей, активно используюшдх коммуникативные ресурсы глобальной сети Интернет.

В последние годы психологами активно обсуждается новый вид межличностной коммуникации - виртуальное общение в Интернете.

Особый вклад в разработку данной проблематики внесли А.Н. Аре-стова, Л.Н. Бабанин, Е.П. Белинская, В. А. Бурова, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, M. Griffits, M. Shotton, A. Joinson, K. Yang, P. Wallace и др.

В рамках практической разработки данной проблемы ученые проводят исследования, направленные на выявление психологических особенностей виртуальной коммуникации, причин повышенной привлекательности общения в Интернете, а также психологические особенности тех людей, которые признали для себя Интернет способом межличностной коммуникации.

Целью данной статьи является обсуждение результатов проведенного нами практического исследования психологических особенностей активных пользователей Интернета.

Считаем целесообразным отметить, что мы ставили перед собой задачу исследовать психологические особенности и составить психологический портрет активных пользователей коммуникативных программ (в частности, чатов), не стремясь выявить в обшей выборке испытуемых зависимых от общения в Интернете и разделить, таким образом, испытуемых на группы зависимых и независимых.

Выборка составляет 60 человек. Это мужчины и женщины в возрасте от 18 до 25 лет, они являются активными пользователями, «завсегдатаями» чатов. Тестируемые люди не являются Интернет-зависимыми, они не считают глобальную сеть единственным средством своего общения и используют ее параллельно с «классическим» общением в «реальном» мире.

Опросники рассылались на электронные почты пользователей. Таким же образом анкеты с ответами присылались на нашу электронную почту.

Использовались следующие опросники: тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева, опросник Басса-Дарки, ориентаци-онная анкета Б. Басса.

♦ Аспирант кафедры Психологии

114

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантилеева базируется на разработанной В.В. Столиным иерархической модели структуры самоотношения.

В результате опроса мы получили следующие данные: у большинства мужчин низкий уровень самоуверенности (84 %), самоинтереса (72 %), а также самовосприятия (69 %), однако уровни самообвинения (81 %) и саморуководства (97 %) у них находятся на высоком уровне. Ожидаемое отношение других людей преобладает негативное (60 %), то же самое относится и к самопониманию - большинство мужчин понимают себя и то, что происходит с ними (77 %).

Женщины более самоуверенны (74 %), больше устраивают себя (63 %), но вместе с тем, самоинтерес у них на достаточно низком уровне (65 % женщин относятся к себе без особого интереса). Таким образом, можно сказать, что уровень самоуважения у мужчин ниже, чем у женщин, однако, они лучше понимают себя, нежели женщины.

Личностный опросник Басса-Дарки был разработан в 1957 году А. Бассом и А. Дарки для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Выбор данного опросника объясняется нашим предположением, что люди, которые используют Интернет как способ общения, могут отличаться повышенной агрессивностью. Причиной такого предположения послужило наблюдение агрессивного поведения между пользователями в процессе коммуникации (при этом отметим, что агрессивность выявляется не только в реакциях на стимулы (если понимать под стимулами агрессивные высказывания, направленные на собеседника, а за реакцию - саму реакцию собеседника, на которого и направлена агрессия), а и в самих стимулах. К тому же агрессивность подобного рода является необоснованной (речь идет, например, о ситуациях, когда один человек направляет свою агрессию на всех присутствующих в чате одновременно, а не на одного человека конкретно).

В результате проведенного опроса мы получили следующие данные: по шкале «враждебность» у 52 % уровень враждебности находится в норме, у 48 % - завышен и ни у одного пользователя данный показатель не оказался заниженным.

По шкале «агрессивность» у 44 % опрошенных уровень агрессивности занижен, у 36 % - в норме и у 16 % - завышен. Отметим, что завышен был уровень вербальной агрессии, поскольку люди в сети общаются именно вербально. Однако, можно предположить, что стиль общения в чатах у данной категории пользователей не зависит от уровня агрессивности: наблюдались такие случаи, когда у человека наоборот уровень агрессивности занижен или в норме, однако в чате он общается, проявляя завышенный уровень агрессивности, а также негативизма. Поэтому мы можем сделать вывод, что стойкой и однозначной зависимости между уровнем агрессивности и стилем виртуальной коммуникации с людьми не сущест-

Социальная и юридическая психология

115

вует. Также у мужчин чаще проявляется завышенный уровень агрессивности, нежели у женщин. Женщины чаще испытывают чувство вины.

Ориентационная анкета была опубликована Б. Бассом в 1967 году и направлена на выявление личностной направленности испытуемого.

В результате анкетирования нами были получены следующие данные: 64 % опрошенных ориентированы на дело, 56 % - на общение и 28 % - на себя. Таким образом, подтвердились результаты различных исследований, полученные нашими коллегами [1, 2]. Согласно результатам данных исследований, большинство пользователей Интернета - деловые люди, следовательно, как можно предположить, и направлены они на дело, на деловые отношения. Также можно предположить, что они склонны к отстаиванию своих мыслей и идей, если чувствуют, что они правы, отличаются определенной рациональностью. Среди мужчин большинство пользователей ориентировано на дело, среди женщин - на общение.

Мы полагаем, необходимо акцентировать внимание на более углубленном исследовании психологических особенностей именно кибер-аддиктов. В частности, ценным представляется сравнительный анализ психологических особенностей зависимых и независимых пользователей. Подобные исследования, по нашему мнению, могут помочь в выявлении причин формирования зависимости от Интернета, что будет способствовать практическому изучению и решению проблемы.

Список литературы:

1. Арестова О.Н., Войскунский А.Е. Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей. Available from www.relarn.ru:8082/human/woman.txt.

2. Чудова Н.В. Образ Я «жителя» Интернета. Available from http ://psyfactor.org/lib/chudova.htm.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ

ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН СО СТИЛЯМИ ЛЮБОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

© Бескова Т.ВД Вершинина Ю.С/

Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета, г. Саратов

В статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению межфункциональных связей между характерологически-

♦ Декан, доцент кафедры Социальной психологии и педагогики, кандидат педагогических наук

♦ Студентка, специальность «Психология»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.