111111! № 4, 2009
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА*
С. А. Осъкина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)
Статья посвящена поиску путей, условий и средств совершенствования коммуникативной компетентности студента в образовательном процессе педагогического вуза. Автор видит решение проблемы в целостном и непрерывном осуществлении коммуникативной подготовки, интеграции учебной и вне-учебной форм деятельности, реализации их вариативности при индивидуально ориентированном обучении.
Ключевыге слова: компетентность в общении; коммуникативная компетентность; модель структуры коммуникативной компетентности; учебная деятельность; курс по выбору; внеучебная деятельность; психологический кружок.
Современный педагог как квалифицированный специалист для осуществления успешной профессиональной деятельности должен уметь общаться, т. е. устанавливать и развивать контакты с людьми, обмениваться информацией, взаимодействовать, воспринимать и понимать детей и взрослых. Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть возникающих у учителей трудностей обусловлена не столько недостатками их научной и методической подготовки, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Между тем эффективность последнего прежде всего зависит от педагога, от уровня развития его коммуникативных способностей и компетентности в общении. Согласно подходу Л. А. Петровской компетентность в общении заключается в достижении трех уровней адекватности партнеров — коммуникативной, интерактивной и перцептивной [1]. Соответственно можно говорить о трех видах компетентности в общении: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Остановимся на первой из них (помня о взаимосвязанности всех сторон общения) и рассмотрим коммуникативную компе-
тентность как составляющую компетентности в общении.
Понятие «коммуникативная компетентность» широко разрабатывается в психолого-педагогической литературе и понимается по-разному: как ключевая характеристика, обеспечивающая все стороны социальной жизни и деятельности человека, необходимая для успешной самореализации личности (Ю. М. Жуков, Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская и др.); личностно значимое качество и необходимая составляющая общей профессиональной компетентности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.); условие, повышающее эффективность образования (Э. Ф. Зеер, А. В. Мудрик, Л. Д. Столяренко и др.). Тем не менее в настоящее время не существует точного и однозначного определения коммуникативной компетентности, не конкретизированы основные компоненты ее структуры, не выяснены и не выявлены условия становления и развития данного свойства у людей различных возрастов и сфер деятельности.
Многообразие подходов к ее характеристике в целом и к выделению особенностей ее проявления в деятельности педагога в частности вызывает необхо-
* Работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы по теме «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427).
© Оськина С. А., 2009
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
димость уточнения определения. Коммуникативная компетентность педагога — это профессионально значимое свойство личности, выражающее готовность и возможность субъекта педагогической деятельности оснащать ее средствами передачи и приема информации с целью повышения уровня образованности обучающихся.
Модель структуры указанного свойства можно представить единой системой взаимосвязанных компонентов: мотивационного (включает в себя потребность в коммуникации, осознание необходимости получения определенной информации либо ее передачи с целью быть понятым); когнитивного (предполагает владение знанием о процессе коммуникации, о методах, приемах, средствах, способах и техниках передачи, переработки и приема информации, диагностики, коррекции и развития коммуникативной компетентности у себя и других); поведенческого (содержит опыт проявления коммуникативной компетентности в стандартных и нестандартных коммуникативных ситуациях); ценностно-смыгслового (выражает отношение к партнеру (ребенку, взрослому), к коммуникативной ситуации, к применяемым средствам, к сообщению как к ценности, т. е. личностно значимому объекту, имеющему характер желательности); эмо-ционалъно-волевого (связан с эмоциональным настроем, положительными и отрицательными эмоциями, эмоциональными состояниями в процессе коммуникации, эмоциональной отзывчивостью, удовлетворенностью собой и партнером (ребенком, взрослым), чувствительностью к другому, способностью воспринимать оттенки настроения собеседника и действовать в соответствии с ними, а также адекватным эмоциональным реагированием на результаты коммуникации).
Для эффективной реализации коммуникативной компетентности необходимы развитие всех ее компонентов, их взаимозависимость и взаимообусловленность. Ее сформированность способству-
ет успешному осуществлению педагогом коммуникативного процесса и обеспечивает взаимопонимание и взаимодействие в микросистемах «педагог — педагог», «педагог — ребенок», «педагог — родитель» и др.
Для изучения уровня коммуникативной компетентности у будущих учителей было проведено обследование 125 студентов Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Ев-севьева. Анализ полученных данных показал, что примерно 15 % студентов имеют высокий уровень ее сформированно-сти, 46 — средний, 39 % — низкий. Результаты подтверждают необходимость целенаправленного развития коммуникативной компетентности студента, выявления наиболее оптимальных путей, условий и средств ее совершенствования в образовательном процессе педагогического вуза. Для этого представляется важным обеспечить постоянный мониторинг коммуникативной основы педагогической профессии в процессе образования студентов с момента поступления в педагогический вуз до его окончания; укрепить взаимосвязь развития коммуникативной компетентности с другими направлениями профессиональной подготовки специалиста и другими элементами образовательного процесса; организовать специальное непрерывное коммуникативно направленное обучение, обеспечивая целостность и взаимосвязанность этого процесса; интегрировать содержание и технологии подготовки будущего педагога к оснащению педагогического общения средствами передачи и приема информации; использовать вариативные методы, приемы и способы коммуникативно направленного обучения.
В ходе исследования был использован развивающий потенциал учебной и внеучебной деятельности студента.
Для повышения уровня сформирован-ности коммуникативной компетентности в процессе учебной деятельности особое внимание уделялось решению следующих задач:
11111111111* № 4,
— оснастить и наполнить психологопедагогические дисциплины коммуникативным содержанием;
— использовать формы, методы и приемы, активизирующие развитие коммуникативных способностей и умений студентов;
— разработать и внедрить курсы по выбору;
— реализовать систему коммуникативно-развивающих профессиональнозначимых заданий в процессе учебной и педагогической практики;
— организовать учебно-исследовательскую работу студентов по психологическому аспекту обеспечения коммуникативной компетентности.
Примером комплексного решения указанных задач может служить внедрение в образовательный процесс Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева разработанного и апробированного курса по выбору «Психологические основы коммуникативной компетентности». Его освоение предполагает как теоретическую, так и практическую подготовку. Теоретическая подготовка нацелена на овладение и приобретение студентами информации о теории коммуникации и коммуникативной компетентности, методах и приемах ее развития. Практическая подготовка включает в себя организацию, проведение и выполнение на занятиях различных заданий, упражнений и игр, направленных на освоение студентами коммуникативной компетентности.
Каждое учебное занятие состоит из информационной части, заданий и упражнений для практической и самостоятельной работы. Основная цель информационной части — получение знаний о психологических основах реализации коммуникативной компетентности. Теоретические знания подкрепляются и закрепляются в ходе выполнения практической и самостоятельной работы. Главная роль при этом отводится коммуникативным заданиям, упражнениям и играм, которые ставят студентов в позицию участника коммуникативного акта, в том числе про-
фессионально-педагогического. На занятиях используются следующие методы и приемы работы: психологическая диагностика и самодиагностика, тренинговые упражнения, дискуссии (в форме круглого стола, дебатов, брейнстормин-га), игры (деловые, имитационные, ролевые), творческие задания (на самостоятельный поиск, на разрешение конкретных проблемных ситуаций, психологических проблем, на построение жизненной перспективы и др.).
Самостоятельная работа студентов предполагает задания разного типа: составление банка методик исследования личностных и коммуникативных особенностей учащегося, группы учащихся, педагога; пополнение психологической копилки тренинговыми и практическими материалами (тестами, заданиями, упражнениями, играми и т. д.) по саморазвитию и по развитию умений детей и взрослых осуществлять коммуникативное оснащение учебной, профессиональной и досуговой деятельности; составление предложений, рекомендаций, памяток; написание автопортретов, писем, сочинений, эссе, докладов, сообщений, рефератов; на практическую реализацию коммуникативного опыта.
В результате изучения указанного курса по выбору студентами приобретаются специальные знания о коммуникации, коммуникативной компетентности, методах, приемах и средствах ее развития у себя и у других; развивается коммуникативная компетентность в образовательном процессе педагогического вуза; совершенствуется качество реализации самостоятельной коммуникативной практики студентов .
Развивающие возможности внеучеб-ной деятельности реализуются в процессе освоения студентами коммуникативной компетентности в научно-исследовательских кружках, на конференциях, олимпиадах, конкурсах и акциях, досуговых мероприятиях.
К наиболее интересным и эффективным формам внеучебной работы относится кружок. Его задачами в вузе явля-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ются углубление знаний обучающихся, развитие способностей, удовлетворение творческих интересов и склонностей, продуктивная организация внеучебного времени. Данная форма учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, важных для развития коммуникативной компетентности студента. В частности, на занятиях психологического кружка возникает дополнительная возможность развивать коммуникативные компетенции студентов, используя традиционные и нетрадиционные методы обучения; углубляется профессиональнокоммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса вуза. Поскольку занятия ориентированы на студентов с разным уровнем сформирован-ности коммуникативной компетентности, это позволяет повысить его (если он низкий) и совершенствовать (если высокий).
В рамках опытно-экспериментальной работы на базе Мордовского государственного педагогического института был организован психологический кружок «Восхождение к коммуникативному совершенству», целью которого стало развитие коммуникативной компетентности будущего учителя. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
— изучить психологические основы коммуникации;
— освоить методы диагностики и самодиагностики коммуникативных явлений;
— овладеть методами, приемами, средствами, техниками эффективного коммуникативного взаимодействия.
Тематика и содержание данной кружковой работы отражали психологические основы коммуникативного процесса. В частности, рассматривались такие темы, как «Коммуникация», «Невербальные средства коммуникации», «Вербаль-
ные средства коммуникации», «Коммуникативное влияние», «Коммуникативные барьеры» и др.
В процессе занятий кружка использовались различные методы и приемы работы (игры, тренинговые упражнения, дискуссии, самопрезентация, различные творческие задания); практиковались написание рефератов, докладов, писем; создание альбомов, психологических копилок, коллажей и др.
Как показало исследование, кружковая работа как форма внеучебной деятельности по психологии служит одним из условий развития коммуникативной компетентности студента и должна рассматриваться в органичном и неразрывном единстве с учебной деятельностью, т. е. можно говорить об их своеобразном взаимодополнении и взаимообогащении. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности является основополагающей предпосылкой совершенствования процесса освоения студентом коммуникативной компетентности.
В результате исследования выявлена возможность использования развивающего потенциала психолого-педагоги-ческих дисциплин и внеучебных форм работы для освоения будущим учителем коммуникативной компетентности. Создана и апробирована система коммуникативно-развивающих профессионально значимых заданий, выполнение которых в процессе учебной и внеучебной деятельности способствует эффективному становлению коммуникативной компетентности студента педагогического вуза.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. — М. : Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
Поступила 09.07.09.