Научная статья на тему 'Психологические основы совершенствования коммуникативной компетентности студента педагогического вуза'

Психологические основы совершенствования коммуникативной компетентности студента педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРС ПО ВЫБОРУ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРУЖОК / COMPETENCY IN COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / STRUCTURAL MODEL OF COMMUNICATIVE COMPETENCE / ACADEMIC ACTIVITY / SELECTIVE COURSE / EXTRACURRICULAR ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL GROUP OF INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оськина Светлана Александровна

Статья посвящена поиску путей, условий и средств совершенствования коммуникативной компетентности студента в образовательном процессе педагогического вуза. Автор видит решение проблемы в целостном и непрерывном осуществлении коммуникативной подготовки, интеграции учебной и внеучебной форм деятельности, реализации их вариативности при индивидуально ориентированном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Fundamentals of Improving Communicative Competence of an Undergraduate Student Enrolled with a Teachers Training Institute

The article is devoted to a search for ways, conditions and means of improving communicative competence of an undergraduate student enrolled with a teachers training institute. The solution to the problem is being sought in an integrated and continuous implementation of communicative training, integration of academic and extracurricular forms of activity, realisation of its variations through individually oriented training.

Текст научной работы на тему «Психологические основы совершенствования коммуникативной компетентности студента педагогического вуза»

111111! № 4, 2009

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА*

С. А. Осъкина (Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева)

Статья посвящена поиску путей, условий и средств совершенствования коммуникативной компетентности студента в образовательном процессе педагогического вуза. Автор видит решение проблемы в целостном и непрерывном осуществлении коммуникативной подготовки, интеграции учебной и вне-учебной форм деятельности, реализации их вариативности при индивидуально ориентированном обучении.

Ключевыге слова: компетентность в общении; коммуникативная компетентность; модель структуры коммуникативной компетентности; учебная деятельность; курс по выбору; внеучебная деятельность; психологический кружок.

Современный педагог как квалифицированный специалист для осуществления успешной профессиональной деятельности должен уметь общаться, т. е. устанавливать и развивать контакты с людьми, обмениваться информацией, взаимодействовать, воспринимать и понимать детей и взрослых. Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть возникающих у учителей трудностей обусловлена не столько недостатками их научной и методической подготовки, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Между тем эффективность последнего прежде всего зависит от педагога, от уровня развития его коммуникативных способностей и компетентности в общении. Согласно подходу Л. А. Петровской компетентность в общении заключается в достижении трех уровней адекватности партнеров — коммуникативной, интерактивной и перцептивной [1]. Соответственно можно говорить о трех видах компетентности в общении: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Остановимся на первой из них (помня о взаимосвязанности всех сторон общения) и рассмотрим коммуникативную компе-

тентность как составляющую компетентности в общении.

Понятие «коммуникативная компетентность» широко разрабатывается в психолого-педагогической литературе и понимается по-разному: как ключевая характеристика, обеспечивающая все стороны социальной жизни и деятельности человека, необходимая для успешной самореализации личности (Ю. М. Жуков, Ю. Н. Емельянов, Л. А. Петровская и др.); личностно значимое качество и необходимая составляющая общей профессиональной компетентности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.); условие, повышающее эффективность образования (Э. Ф. Зеер, А. В. Мудрик, Л. Д. Столяренко и др.). Тем не менее в настоящее время не существует точного и однозначного определения коммуникативной компетентности, не конкретизированы основные компоненты ее структуры, не выяснены и не выявлены условия становления и развития данного свойства у людей различных возрастов и сфер деятельности.

Многообразие подходов к ее характеристике в целом и к выделению особенностей ее проявления в деятельности педагога в частности вызывает необхо-

* Работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы по теме «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании» (№ 02.740.11.0427).

© Оськина С. А., 2009

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

димость уточнения определения. Коммуникативная компетентность педагога — это профессионально значимое свойство личности, выражающее готовность и возможность субъекта педагогической деятельности оснащать ее средствами передачи и приема информации с целью повышения уровня образованности обучающихся.

Модель структуры указанного свойства можно представить единой системой взаимосвязанных компонентов: мотивационного (включает в себя потребность в коммуникации, осознание необходимости получения определенной информации либо ее передачи с целью быть понятым); когнитивного (предполагает владение знанием о процессе коммуникации, о методах, приемах, средствах, способах и техниках передачи, переработки и приема информации, диагностики, коррекции и развития коммуникативной компетентности у себя и других); поведенческого (содержит опыт проявления коммуникативной компетентности в стандартных и нестандартных коммуникативных ситуациях); ценностно-смыгслового (выражает отношение к партнеру (ребенку, взрослому), к коммуникативной ситуации, к применяемым средствам, к сообщению как к ценности, т. е. личностно значимому объекту, имеющему характер желательности); эмо-ционалъно-волевого (связан с эмоциональным настроем, положительными и отрицательными эмоциями, эмоциональными состояниями в процессе коммуникации, эмоциональной отзывчивостью, удовлетворенностью собой и партнером (ребенком, взрослым), чувствительностью к другому, способностью воспринимать оттенки настроения собеседника и действовать в соответствии с ними, а также адекватным эмоциональным реагированием на результаты коммуникации).

Для эффективной реализации коммуникативной компетентности необходимы развитие всех ее компонентов, их взаимозависимость и взаимообусловленность. Ее сформированность способству-

ет успешному осуществлению педагогом коммуникативного процесса и обеспечивает взаимопонимание и взаимодействие в микросистемах «педагог — педагог», «педагог — ребенок», «педагог — родитель» и др.

Для изучения уровня коммуникативной компетентности у будущих учителей было проведено обследование 125 студентов Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Ев-севьева. Анализ полученных данных показал, что примерно 15 % студентов имеют высокий уровень ее сформированно-сти, 46 — средний, 39 % — низкий. Результаты подтверждают необходимость целенаправленного развития коммуникативной компетентности студента, выявления наиболее оптимальных путей, условий и средств ее совершенствования в образовательном процессе педагогического вуза. Для этого представляется важным обеспечить постоянный мониторинг коммуникативной основы педагогической профессии в процессе образования студентов с момента поступления в педагогический вуз до его окончания; укрепить взаимосвязь развития коммуникативной компетентности с другими направлениями профессиональной подготовки специалиста и другими элементами образовательного процесса; организовать специальное непрерывное коммуникативно направленное обучение, обеспечивая целостность и взаимосвязанность этого процесса; интегрировать содержание и технологии подготовки будущего педагога к оснащению педагогического общения средствами передачи и приема информации; использовать вариативные методы, приемы и способы коммуникативно направленного обучения.

В ходе исследования был использован развивающий потенциал учебной и внеучебной деятельности студента.

Для повышения уровня сформирован-ности коммуникативной компетентности в процессе учебной деятельности особое внимание уделялось решению следующих задач:

11111111111* № 4,

— оснастить и наполнить психологопедагогические дисциплины коммуникативным содержанием;

— использовать формы, методы и приемы, активизирующие развитие коммуникативных способностей и умений студентов;

— разработать и внедрить курсы по выбору;

— реализовать систему коммуникативно-развивающих профессиональнозначимых заданий в процессе учебной и педагогической практики;

— организовать учебно-исследовательскую работу студентов по психологическому аспекту обеспечения коммуникативной компетентности.

Примером комплексного решения указанных задач может служить внедрение в образовательный процесс Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева разработанного и апробированного курса по выбору «Психологические основы коммуникативной компетентности». Его освоение предполагает как теоретическую, так и практическую подготовку. Теоретическая подготовка нацелена на овладение и приобретение студентами информации о теории коммуникации и коммуникативной компетентности, методах и приемах ее развития. Практическая подготовка включает в себя организацию, проведение и выполнение на занятиях различных заданий, упражнений и игр, направленных на освоение студентами коммуникативной компетентности.

Каждое учебное занятие состоит из информационной части, заданий и упражнений для практической и самостоятельной работы. Основная цель информационной части — получение знаний о психологических основах реализации коммуникативной компетентности. Теоретические знания подкрепляются и закрепляются в ходе выполнения практической и самостоятельной работы. Главная роль при этом отводится коммуникативным заданиям, упражнениям и играм, которые ставят студентов в позицию участника коммуникативного акта, в том числе про-

фессионально-педагогического. На занятиях используются следующие методы и приемы работы: психологическая диагностика и самодиагностика, тренинговые упражнения, дискуссии (в форме круглого стола, дебатов, брейнстормин-га), игры (деловые, имитационные, ролевые), творческие задания (на самостоятельный поиск, на разрешение конкретных проблемных ситуаций, психологических проблем, на построение жизненной перспективы и др.).

Самостоятельная работа студентов предполагает задания разного типа: составление банка методик исследования личностных и коммуникативных особенностей учащегося, группы учащихся, педагога; пополнение психологической копилки тренинговыми и практическими материалами (тестами, заданиями, упражнениями, играми и т. д.) по саморазвитию и по развитию умений детей и взрослых осуществлять коммуникативное оснащение учебной, профессиональной и досуговой деятельности; составление предложений, рекомендаций, памяток; написание автопортретов, писем, сочинений, эссе, докладов, сообщений, рефератов; на практическую реализацию коммуникативного опыта.

В результате изучения указанного курса по выбору студентами приобретаются специальные знания о коммуникации, коммуникативной компетентности, методах, приемах и средствах ее развития у себя и у других; развивается коммуникативная компетентность в образовательном процессе педагогического вуза; совершенствуется качество реализации самостоятельной коммуникативной практики студентов .

Развивающие возможности внеучеб-ной деятельности реализуются в процессе освоения студентами коммуникативной компетентности в научно-исследовательских кружках, на конференциях, олимпиадах, конкурсах и акциях, досуговых мероприятиях.

К наиболее интересным и эффективным формам внеучебной работы относится кружок. Его задачами в вузе явля-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ются углубление знаний обучающихся, развитие способностей, удовлетворение творческих интересов и склонностей, продуктивная организация внеучебного времени. Данная форма учебно-воспитательного процесса имеет ряд преимуществ, важных для развития коммуникативной компетентности студента. В частности, на занятиях психологического кружка возникает дополнительная возможность развивать коммуникативные компетенции студентов, используя традиционные и нетрадиционные методы обучения; углубляется профессиональнокоммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса вуза. Поскольку занятия ориентированы на студентов с разным уровнем сформирован-ности коммуникативной компетентности, это позволяет повысить его (если он низкий) и совершенствовать (если высокий).

В рамках опытно-экспериментальной работы на базе Мордовского государственного педагогического института был организован психологический кружок «Восхождение к коммуникативному совершенству», целью которого стало развитие коммуникативной компетентности будущего учителя. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

— изучить психологические основы коммуникации;

— освоить методы диагностики и самодиагностики коммуникативных явлений;

— овладеть методами, приемами, средствами, техниками эффективного коммуникативного взаимодействия.

Тематика и содержание данной кружковой работы отражали психологические основы коммуникативного процесса. В частности, рассматривались такие темы, как «Коммуникация», «Невербальные средства коммуникации», «Вербаль-

ные средства коммуникации», «Коммуникативное влияние», «Коммуникативные барьеры» и др.

В процессе занятий кружка использовались различные методы и приемы работы (игры, тренинговые упражнения, дискуссии, самопрезентация, различные творческие задания); практиковались написание рефератов, докладов, писем; создание альбомов, психологических копилок, коллажей и др.

Как показало исследование, кружковая работа как форма внеучебной деятельности по психологии служит одним из условий развития коммуникативной компетентности студента и должна рассматриваться в органичном и неразрывном единстве с учебной деятельностью, т. е. можно говорить об их своеобразном взаимодополнении и взаимообогащении. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности является основополагающей предпосылкой совершенствования процесса освоения студентом коммуникативной компетентности.

В результате исследования выявлена возможность использования развивающего потенциала психолого-педагоги-ческих дисциплин и внеучебных форм работы для освоения будущим учителем коммуникативной компетентности. Создана и апробирована система коммуникативно-развивающих профессионально значимых заданий, выполнение которых в процессе учебной и внеучебной деятельности способствует эффективному становлению коммуникативной компетентности студента педагогического вуза.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. — М. : Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.

Поступила 09.07.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.