Зайтметов Хусан Авасхонович,
аспирант кафедры общей психологии ХГУ им. акад. Б. Гафурова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ И
ПЕДАГОГОВ
Для постижения психических особенностей и проникновения во внутренний мир человека, в тайны его психики и эмоционального состояния одним из основополагающих факторов является художественная литература как источник познания душевного мира человека.С нашей точки зрения, чтение и психоанализ художественной литературы является важным параметром успешности психологов и педагогов в социальном пространстве, в их деятельности.
Многие выдающиеся писатели-психологи: Ф.М. Достоевский, А.Ф. Лазур-ский, П.В. Каптеров, И.А. Гончаров и другие в своих произведениях, характерологиях, психологических характеристиках показывают, что художественная литература является одним из источников психологических знаний. Заметны в этом отношении "Психология искусства" Л.С. Выгодского (2, 169), "Основы психологии" С.Л. Рубинштейна (10, 569) и "Психология" Б.М. Теплова (1, 254). Многие известные психологи для познания внутреннего мира человека обращаются к художественной литературе. Не случайно, что многие известные психологи были страстными любителями чтения. Любимыми авторами Л.С. Выгодского, Б.Г. Ананьева, Р. Краули, А. Маслоу, И.П. Павлова, З. Фрейда, К. Юнга были великие писатели-психологи: И.В. Гете, В.Гюго, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, В. Шекспир и другие.
Развитие профессионально значимых качеств в основном принадлежит художественной литературе. Так, например, заслуживают внимания слова Г.Олпорта, утверждавшего, что художественную литературу необходимо использовать в целях расширения профессиональной компетентности психологов, которые могут научиться у писателей тонкому психологическому наблюдению и описанию наблюдаемого, а также более глубокому пониманию личности в ее конкретной целостности (8, 22).
Не случайно А.М.Г орький называет художественную литературу "человековедением", суть которого - в познании характеров людей: "Книга обладает
способностью доказывать мне о человеке то, что я не вижу, не знаю в нем"(3, 484 ). Б.М.Теплов считает, что "художественная литература содержит неисчерпаемые запасы материалов, без которых не может обойтись научная психология" (1, 306). Г. Олпорт, обращаясь к студентам-психологам, пишет: "Если вы студент-психолог, читайте много-много романов и драм характеров и читайте биографии " (8, 23).
Мы также полагаем, что художественная литература играет важную роль в становлении и развитии личности, в частности у будущих психологов и педагогов. Для подтверждения нашей гипотезы нами был проведен констатирующий эксперимент, который проводился в Худжандском государственном университете. Объектом экспериментального исследования стали студенты разных профилей педагогического университета. В нем приняли участие 240 студентов 4 различных факультетов: таджикского языка и литературы, математики, русского языка и литературы и кафедры психологии педагогического факультета (по 60 студентов каждого факультета).
Анкетирование как один из применяемых методов психологии позволило нам получить разнообразную дополнительную информацию. Авторская анкета была составлена с целью определить отношение испытуемых к художественной литературе, влияние художественной литературы на их индивидуально-психологические особенности и их познание литературных персонажей. Каждому участнику предлагалась анкета с вопросами:
1. Любите ли Вы читать художественную литературу? (Почему?)
2. Влияет ли чтение художественной литературы на Ваши индивидуальнопсихологические особенности?
3. Можете ли вы познать внутренний мир литературных персонажей во время чтения художественной литературы?
Анализ ответов на первый вопрос анкеты продемонстрирован в таблице 1.
Таблица 1
ФАКУЛЬТЕТЫ Общее количество студентов Любит читать художественну ю литературу Процент у и лт ис исо 2 1 3 I ах £ ё Процент Не читают вообще, предпочитая другие занятия Процент
Математика 60 11 18,3 22 36,6 27 45
Русского языка и литературы 60 23 38,3 25 41,6 12 20
Психология 60 13 21,6 19 31,7 28 46,7
Таджикского языка и литературы 60 30 50 21 35 9 15
ИТОГИ 240 77 32,1 87 36,3 76 31,6
На рисунке 1 эти процентные соотношения можно увидеть в виде диаграмм.
Студенты - математики (Рис.1 А)
Студенты- филологи (русский язык и литература) (Рис.1 Б)
41,6%
Студенты - психологи (Рис.1 В)
21,6%
□ положительное отношение к чтению
□ чтение в силу необходи мости
□ отрицательное отношение к чтению
Студенты - филологи (таджикский язык и литература) (Рис.1 Г)
15%
50%
1^^
□ положительное отношение к чтению
□ чтение в силу необходимости
□ отрицательное отношение к чтению
35%
Рис. 1. Отношение студентов к чтению художественной литературы
Следующий вопрос анкеты: Влияет ли чтение художественной
литературы на Ваши индивидуально-психологические особенности?
Анализ ответов показан в таблице 2.
Таблица 2.
ФАКУЛЬТЕТЫ
о
и
н
и
V
т
К
Ч
о
и
и
э
ю
О
«
0 я я
<и
а
н
и
1
о
ч
И
<и
8
Я
<и
н
У
я
я
н
<и
к
ч 5
и я _ к л о а н
н °
<3 и
а
<и
н
8
П
н
я
<и
Я
о
а
С
я
я
н
<и
к
я
ч
и
<и
я
я
<и
н
у
к
я
я
<и
а
м
м
О
« Л
2 ^ и 0) Я &|
2 Я
<и
Я
н
я
и
м
Я
а
н
я
<и
я
о
а
С
я
я
н
<и
к
я
п
а
<и
я
я
<и
н
у
<и
Я
н
я
и
м
Я
а
я
<и
Я
я
я
н
я
я
и
о
и
Математика
60
20
33,3
19
31,7
21
35
Русского языка и литературы________
60
25
41,6
16
26,7
%
19
31,
7
Психология
60
23
38,7
21
35
16
26,
6
Таджикского языка и литературы___________
60
29
48,3
18
30
13
21,
7
ИТОГИ
240
97
40,4
74
30,8
69
28,
8
На рисунке 2. эти процентные соотношения можно увидеть в виде диаграмм.
Процент
Студенты - математики (Рис. 2 А)
33,3%
□ воздействует на состояние
і воздействует на мировоззрение и речь
□ воздействует на нравственные качества и положительные черты характера
31,7%
Студенты - филологи (русский язык и литература) (Рис.2 Б)
41,6%
31,7
□ воздействует на состояние
] воздействует на мировоззрение и речь
□ воздействует на
нравственные качества и положительные черты характера
26,7%
Студенты - психологи (Рис.2 В)
Студенты - филологи (таджикский язык и литература) (Рис.2 Г)
□ воздействует на состояние
■ воздействует на мировоззрение и речь
□ воздействует на нравственные качества и положительные черты характера
Рис. 2. Влияние чтения на индивидуально-психологические
особенности
Третий вопрос анкеты: Можете ли вы познать внутренний мир
литературных персонажей во время чтения художественной литературы?
Многие испытуемые не смогли ответить на этот вопрос. Результат анкеты показал, что многие студенты не понимают внутренний мир персонажей, то есть их психологические особенности и эмоциональные состояния, что является показателем низкого уровня эмпатических способностей. Анализ ответов на вопросы анкеты демонстрирован в таблице 3.
_____________________________________________________________Таблица 3.
ФАКУЛЬТЕТЫ Общее количество студентов Могут определить внутренний мир литературных персонажей Процент Могут познать в некоторых обстоятельствах Процент Ориентируются на события рассказов, а не на сущность каждого персонажа Процент
Математика 60 7 11,6 10 16,7 43 71,7
Русского языка и литературы 60 11 18.4 13 21.6 36 60
Психология 60 10 16.6 11 18.3 39 65
Таджикского языка и литературы 60 13 21.6 15 25 32 53,4
ИТОГИ 240 41 17,1 49 20.4 150 62,5
На рисунке 3. эти процентные соотношения показаны в виде диаграмм.
Студенты - математики (Рис.3 А)
11,6%
71,7
Г
16,7%
□ могут определиться
і смогут в некоторых обстоятел ьствах
I не ориентируются на сущность персонажа
Студенты - филологи (русский язык и литература) (Рис.3 Б)
18,4
21,6
60%
□ могут определиться
] смогут в некоторых обстоятельствах
] не ориентируются на сущность персонажа
Студенты - психологи (Рис.3 В)
16,6%
18,3%
65
□ могут определиться
] смогут в некоторых обстоятельствах
] не ориентируются на сущность персонажа
Студенты - филологи (таджикский язык и литература) (Рис.3 Г)
21,6%
53,4%
25%
□ могут определиться
I смогут в некоторых обстоятельствах
) не ориентируются на сущность персонажа
Рис. 3. Познавание внутреннего мира литературных персонажей во время чтения художественной литературы
Таким образом, психологический анализ художественной литературы - это путь от своих читательских впечатлений к автору произведения, это попытка приблизиться к позиции писателя. В нём необходимо обратить внимание на форму произведения, способность в художественном стиле понимать мысль писателя. Также познание внутреннего мира литературных персонажей поможет будущим психологам и педагогам понять психологию реального человека.
Какие способы нужно применять, чтобы научить студентов психоанализу художественной литературы?
1. К психоанализу художественной литературы, способствующему глубокому и адекватному пониманию психологии литературного персонажа, относятся: изображение внутреннего мира персонажей «изнутри», изображение внутреннего мира персонажей «извне», вербальное обозначение состояний и свойств личности персонажей. Педагогическая задача преподавателя при изложении нового материала - способствовать не только передаче будущим психологам и педагогам знаний, но и обучение студентов определению сущности персонажа, а не на события рассказов.
2. Формировать у будущих специалистов эмоционально-целостное отношение к чтению художественной литературы. В результате чтения в деятельности читателя на основе его личного жизненного опыта и знания психологической науки формируются умения, навыки и способность психологического анализа внутреннего мира вымышленной личности литературного персонажа. Благодаря психологическому механизму переноса эти умения, навыки и способности могут максимально использоваться читателем и в самостоятельном психологическом анализе внутреннего мира реального человека, конкретной личности.
Список литературы:
1. Бахтин М.М. Автор и герой -СПб. : Азбука, 2000.
2. Выгодский Л.С. Психология искусства - М.: Высшая школа, 1987.
3. Горький А. М. О том, как я учился писать. Собр. соч. В 30 т. - Т. 24.
4. Джами А. Избранные произведения в четырех томах, Том 4 "Книга мудрости Искандара” -Душанбе: Ирфон, 1981.
5. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. - М.: Флинта, 2003.
6. Есманская Н.Е. Читательские интересы современных студентов-психологов. Профессиональное образование психолога. Итеграция теории и практики: Коллективная монография / под ред. Н.И. Вьюновой, К.М. Гайдар, В.А. Шатрова -Воронеж, 2002.
7. Есманская Н.Е. Использование выдающимися психологами художественной литературы в профессиональной деятельности. Вестник научной сессии факуль-
тета философии и психологии. - Выпуск 5. - Воронеж : ВГУ, 2003.
8. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию психолога. 2-е изд.- М.: Смысл, 2003.
9. Набиев Абдухолик. Изображение внутреннего мира человека, писатель и время. -Душанбе: Адиб, 1987.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М: Учпедгиз, 1940.
11. Сеченов Н.М. Кому и как разрабатывать психологию. Вестник Европы.-1873. -Т. 2.
Х.А. Зайтметов
Психологические основы исследования читательского интереса будущих
психологов и педагогов
Ключевые слова: психология, педагогика, личность, профессионально важные качества, художественная литература, таджикско-персидская литература, психоанализ.
Данная статья посвящена одной из важнейших проблем психологии: проблеме профессиональной подготовки будущих психологов и педагогов. В ней мы рассматриваем огромную роль литературы, в частности таджикско-персидской литературы, в развитии профессиональных качеств и способностей будущих специалистов в образовательном процессе.
Для определения гипотезы проведен констатирующий эксперимент, в Худ-жандском государственном университете. В данном эксперименте использовалась авторская анкета с помощью которой мы определили отношение испытуемых к чтению художественной литературы, влияние художественной литературы на их индивидуально психологические особенности и познание литературных персонажей.
Kh.A. Zaytmetov
Psychological Grounds of Investigation of Future Psychologists' and Pedegogues'
Interests for Reading
Key words: psychology, pedagogics, individual, professionally important qualities, belles-lettres, Tajik-Persian Literature, psychoanalysis
The article dwells on one of the most important problems of psychology, that of professional training of future psychologists and pedagogues, The authors consider the enormous role of literature, the Tajik-Persion one in particular, in the development of professional qualities and abilities of future specialists in educational processes.
A stating experiment for a definition of a hypothesis was conducted in Khujand State University. In this experiment the authors used a questionnaire of thair own; by dint of the latter they defined the attitude of students to the imaginative literature, its influence upon individual psychological features and cognition of literary characters.