Научная статья на тему 'Психологические основы формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров костюма в образовательном процессе вуза'

Психологические основы формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров костюма в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИЗАЙНЕРЫ ОДЕЖДЫ / ТРАДИЦИИ / PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS / ETHNO-CULTURAL COMPETENCES / FASHION DESIGNERS / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерохина Е.В.

Народное искусство выражает «дух» народа, его характер и психологию, эстетические и национальные ценности. Художественное своеобразие произведений народного творчества определяется их связью с исторически сложившимися традициями, которые и служат проектной основой для формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерохина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE FASHION DESIGNERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY

Folk art expresses the” spirit “ of the people, their character and psychology, aesthetic and national values. The artistic originality of works of folk art is determined by their connection with historically established traditions, which serve as a design basis for the formation of ethnocultural competencies of future designers in the educational process of the University.

Текст научной работы на тему «Психологические основы формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров костюма в образовательном процессе вуза»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

ISSN 250-3585

peer-reviewed • open access journal

6

УДК: 159.9:687.01

ББК: 88.809.5 Психологические науки

Психологические основы формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров костюма в образовательном процессе вуза.

© Е.В. Ерохина

Ерохина Е.В.- старший преподаватель кафедры художественного проектирования костюма, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ)

E-mail: elenmoda@gmail.com

Адрес: г. Курск, ул. Кирова, 5, 305000, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Народное искусство выражает «дух» народа, его характер и психологию, эстетические и национальные ценности. Художественное своеобразие произведений народного творчества определяется их связью с исторически сложившимися традициями, которые и служат проектной основой для формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров в образователь-№4 (19) 2019 ном процессе вуза.

www.j-chr.com

Ключевые слова: психологические основы, этнокультурные компетенции, дизайнеры одежды, традиции.

С давнего времени психологической основой воспитания посредством искусства считалось наиболее продуктивным. С детства в человеке закладывали потребность в эстетическом развитии, которое заключается в связи - красоты, гармонии и любви, поэтому на современном этапе главной целью в системе образования вуза, является принцип формирования духовных ценностей, нравственно-эстетических потребностей учащихся.

Фундаментальной задачей работы по этнокультурному компоненту является формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

Актуальность формирования этно-художественной культуры будущих дизайнеров обусловлена тем, что современный дизайнер призван являть собой истинного носителя национального самосознания, способствующего посредством своей художественно-творческой деятельностью духовному развитию подрастающих поколений, воспитанию у них эстетического вкуса, внимательного отношения к истории и культуре собственной страны.

В рамках современного образовательного процесса вуза следует не только развивать абстрактное мышление, воспитывать художественный вкус и запоминать основную профессиональную терминологию, но и ориентировать будущих дизайнеров к готовности получать более обширные знания, формируя навыки этнокультурных компетенций [1]. Основные цели по формированию этнокультурных компетенций заключаются в систематическом расширении представления будущих дизайнеров о культуре и традициях своего и других народов, обогащении кругозора и развития воображения, постижения взаимовлияния культур и формирование на основе изученного новых открытий, необходимых для создания образов в проектной деятельности [2]. Часто используется инновация через традицию, которая даёт возможность возвращения, трансформации модных и культурных образов прошлого, их реабилитации в новом

контексте. Таким образом, формируются компетентные специалисты - дизайнеры, способные обеспечить усовершенствование индустрии моды [5].

Существуют разные мнения о возможности сочетания произведений народного искусства, каким является традиционные национальные костюмы, с современными изделиями массового производства. Одни считают такое сочетание вообще невозможным: оно представляется им эклектичным. Другие, наоборот, понимают, что произведения народного искусства вполне могут уживаться с современным моделированием, обогащая его. Знакомство с творчеством дизайнеров современной одежды вносит ясности в вопрос о том, что именно обуславливает особый интерес специалистов к освоению национальной одежды и позволяет успешно развивать одно из перспективных направлений современного моделирования [4].

Одно из актуальнейших направлений современной моды этно- стиль, который прочно закрепился в творческой практике модельеров-дизайнеров. Он подразумевает, как правило натуральные материалы, такие как шерсть, лён, хлопок, шёлк, украшения из дерева, кожи, ракушек, полудрагоценных камней. Такие вещи не только дарят телесный комфорт, но и позволяют человеку не терять связи со своими национальными истоками. Благодаря фантазийным идеям стиль живёт и развивается, выделяя отдельные течения. Главным в создании ансамбля считается базовый крой нарядов, качество материала, характерные орнаменты, типичные расцветки и разнообразные аксессуары. Для обозначения к модному течению дизайнеры иногда обогащают свои образы двумя-тремя элементами национального характера [6].

Эмоционально-образное начало народного прикладного искусства, народная фантазия особенно привлекательна для дизайнера. При разработке дизайна одежды с использованием этнических орнаментальных композиций, необходимо учитывать определенную зависимость

7

между цветовым решением и естественным восприятием его человеком. Всё должно работать на цель, заинтересовать, вызвать нужные эмоции. Здесь срабатывает аффективный компонент, человек испытывает чувство восторга, эстетического наслаждения при напоминании о произведениях искусства разного народа. Важную роль здесь играет и этническая принадлежность и их тяготение к истокам именно своего народа. Наличие знаний об этнической культуре дают возможность добиться лучшего межэтнического понимания и взаимодействия [3].

Таким образом, для формирования этнокультурных компетенций будущих

ЛИТЕРАТУРА

дизайнеров костюма необходима организация исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза, направленная на сбор, изучение, анализ и использование материалов, раскрывающих особенности этнокультуры. Музейные практики и копирование элементов народного костюма позволяют наиболее подробно изучить культурное наследие. Знания и сложившиеся веками традиции являются обязательной основой для каждого художника - дизайнера, поскольку овладеть искусством нельзя, не освоив глубин накопленного народом творческого и технического опыта.

8

1. Вейс Г. Всеобщая история мировой культуры: костюм, украшения, предметы быта, вооружение, храмы и жилища, обычаи и нравы. - М.: Эксмо, 2006

2. Денисова О.И. Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма: учебное пособие. — Кострома: КГТУ, 2009

3. История костюма: учебник для учащихся проф. лицеев, училищ, колледжей.-Ро-стов н/Д, 2001

4. Медведев В. Ю. Роль дизайна в формировании культуры. Учеб. пособие. 2-е изд.-

СПб., СПГУТД, 2004.

5. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Молодая гвардия, 1998.

6. Соловьева, А.В. Условия формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров в негосударственных ВУЗах / А.В. Соловьева // Теория и практика дополнительного образования. -М.:ИСМО РАО, 2010.- № 10. С. 27-29

PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE FASHION DESIGNERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY.

© Elena V. Erokhina

Erokhina Elena V. - Senior Lecturer, Department of Costume Design, Kursk State University (KSU).

E-mail: elenmoda@gmail.com

Address: Kursk, st. Kirova, 5, 305000, Russian Federation.

Abstract

Folk art expresses the" spirit " of the people, their character and psychology, aesthetic and national values. The artistic originality of works of folk art is determined by their connection with historically established traditions, which serve as a design basis for the formation of ethnocultural competencies of future designers in the educational process of the University.

Keywords: psychological foundations, ethno-cultural competences, fashion designers, traditions.

REFERENCE

9

1. Weiss G. The general history of world culture: costume, jewelry, household items, weapons, temples and homes, customs and mores. -M .: Eksmo, 2006

2. Denisova O.I. Fundamentals of the theory and methodology of costume design: a training manual. - Kostroma: KSTU, 2009

3. The history of the costume: a textbook for students prof. lyceums, schools, colleges.-Ros-tov n / a, 2001

4. Medvedev V. Yu. The role of design in the

formation of culture. Textbook allowance. 2nd ed. - SPb., SPGUTD, 2004.

5. Mertsalova MN Poetry of folk costume. -2nd ed., Revised. and add. - M .: Young Guard, 1998.

6. Soloviev, A.V. Conditions for the formation of professional competence of design students in private universities / A.V. Solovieva // Theory and practice of continuing education. -M.: ISMO RAO, 2010.- No. 10. P. 27-29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.