Научная статья на тему 'Психологические новообразования подросткового и юношеского возраста, способствующие выбору профессии'

Психологические новообразования подросткового и юношеского возраста, способствующие выбору профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4260
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТ / ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Таротенко О. А.

Проанализированы возрастные изменения в интеллектуальной и эмоциональной сфере с позиции возможности осуществлять выбор профессии. Определены психологические новообразования, личностные качества, способствующие выбору профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические новообразования подросткового и юношеского возраста, способствующие выбору профессии»

УДК 159.922.6

О. А. Таротенко Омская гуманитарная академия

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Проанализированы возрастные изменения в интеллектуальной и эмоциональной сфере с позиции возможности осуществлять выбор профессии. Определены психологические новообразования, личностные качества, способствующие выбору профессии.

Ключевые слова: возраст, возрастная периодизация, выбор профессии, интеллектуальные, эмоциональные, личностные новообразования в подростковом и юношеском возрасте.

В настоящее время проблема профессионального самоопределения, в частности выбора профессии, приобрела особую актуальность. В Рекомендациях об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/04 учебный год (приложение к письму Министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03) указывается, что все это организуется «для создания специализированной подготовки... с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии».

Исходя из вышеизложенного выбор профессии становится определяющим этапом профессионального самоопределения личности в рамках школьного обучения. Проблема выбора активно изучается психологической наукой. Исследуются внутренние и внешние детерминанты выбора (В. Т. Ганжин, Д. А. Леонтьев, К. Левин, А. Маслоу, Дж. Мид, Н. В. Пилипко, Б. Скиннер, А. И. Титаренко, З. Фрейд), условия осуществления эффективного выбора (В. И. Бакштановский), психологические факторы значимого жизненного выбора (А. А. Комлев), процессы принятия решений как проявления выбора в социальной, профессиональной и личностной сферах (Х. Т. Ванг, А. В. Карпов, Е. А. Савина). Однако до сих пор нет отчетливых и разделяемых научным сообществом дефиниций выбора как такового, не изучены особенности профессионального выбора на разных этапах онтогенеза. В связи с этим рассматриваются возрастные особенности, способствующие выбору профессии.

Возраст ребенка - это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития, то количество дней, месяцев, лет, которые отделяют ребенка от момента его рождения. Одной из главных закономерностей возрастного развития является оценка возрастной нормы. С позиции адаптивного характера развития критерии возрастной нормы должны учитывать диапазон возможностей организма, обеспечивающих надежность его функционирования на каждом этапе онтогенеза.

В результате многократных исследований было установлено, что личность в онтогенезе проходит ряд этапов развития. А. Валлон считает, что на каждом этапе развития устанавливается устойчивое равновесие между реальными возможностями ребенка и соответствующими условиями его жизни [2]. Возникшие новообразования способствуют формированию личности как «высшей психологической системы» (Л. С. Выготский [5]), присвоившей основные формы общественной деятельности - труд, познание и общение (Б. Г. Ананьев [1]).

Этапы развития личности носят закономерный характер и могут быть поняты как результат перестройки психических процессов ребенка под влиянием его социального опыта или в связи с появлением у индивида в определенное время мотивации заниматься

той или иной деятельностью [12]. Причем было доказано, что «стержнем возрастных изменений личности ребенка являются изменения, которые претерпевает его аффективно-потребностная сфера» [3].

Хэвигхерст считает, что задачи развития состоят в формировании тех качеств, которые необходимы самому индивиду или соответствуют общественным запросам. Это умения, знания, функции и установки, которые индивид должен приобрести к определенному моменту своей жизни в процессе физического созревания, под влиянием социальных ожиданий и с помощью личных усилий. При освоении задач каждого очередного этапа развития наступает адаптация и подготовка к решению более трудных задач в будущем [12].

Возрастная норма определяет и разные границы возрастной периодизации развития. Так, в периодизации Д. Бромлей цикл «юность» определен в границах: а) старшее школьное детство 11-15 лет и б) поздняя юность 15-21 год. В периодизации Дж. Биррена юность 12-17 лет. Э. Эриксон объединял половую зрелость, подростковость и юность в один этап развития и определял границы 11-20 лет [6]. У Д. Б. Эльконина юношеский возраст имеет границы 17-21 год [15]. По международной классификации (Квинн, 2000) подростковый (юношеский) возраст - это период от 12 до 18 лет [6] и т. д. Как видно из приведенных примеров, подростковый и юношеский возраст имеют неоднозначные границы. В рамках исследования будем рассматривать возраст с 14 до 18 лет. По мнению Н. С. Пряжникова, это период подготовки к жизни и труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути.

В работах М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Понамаренко, В. Д. Шадрикова, В. И. Ширинского выделены основные компоненты состояния готовности учащихся к труду (эмоциональные, интеллектуальные, личностные качества) [14, 15]. Рассмотрим, какие психологические изменения происходят в развитии личности подростков и юношей, раскрывающие готовность к выбору профессии.

Одной из особенностей развития мышления подростка является умение легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления [10]. Сталкиваясь с необходимостью решить задачу, которая для него является новой, в большинстве случаев подросток стремится использовать разнообразные подходы к ее решению, стараясь найти наиболее эффективный из них. Данные способности возникают не сами по себе, а формируются и развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми во многих современных науках.

Другой особенностью развития мышления подростков является их способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому у детей подросткового возраста отмечается возникновение интереса к разнообразным абстрактным философским проблемам. Они начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становление мировоззрения.

Характеризуя развитие психических познавательных процессов в период юности, следует сказать, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Юноши уже мыслят логически и в состоянии заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они с еще большей легкостью, чем подростки, могут размышлять на нравственные, политические и другие темы [10].

В юношеском возрасте начинают наиболее отчетливо проявляться особенности мышления, обусловленные половыми различиями. Так, по мнению И. С. Кона [8], склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированны, и они лучше

решают конкретные, а не абстрактные задачи. У девочек художественно-гуманитарные интересы превалируют над естественно-научными. Что же касается мечтательности, то она связана не столько с интеллектуальными, сколько с характерологическими особенностями.

Еще одной особенностью развития когнитивной сферы ребенка в юношеском возрасте является формирование индивидуального стиля умственной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности, по определению Е. А. Климова [7], это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности».

Многие исследователи (И. С. Коган) считают, что в познавательных процессах индивидуальный стиль деятельности выступает как стиль мышления, то есть устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации [13].

В эмоциональном плане для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства (П. М. Якобсон [16]).

Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано со многими его переживаниями. Общение с товарищами - источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик [11].

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с самим собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления.

При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание молодого человека теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на спокойном эмоциональном фоне.

Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благоприятные психологические основы для большей открытости подростков разнообразным переживаниям. Эстетические чувства, переживания, связанные с появлением новых видов деятельности, чувство влюбленности, радость творчества, большой интерес к миру чувств другого человека, особенно сверстника, - все это обусловливает большую эмоциональную восприимчивость молодых людей, свойственную данному возрасту.

У юношей и девушек более точное регулирование чувств, в частности, более совершенное владение выражением своих чувств и настроений.

Формируются мировоззренческие чувства - переживания, связанные с формированием собственной системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также переживания, связанные с формированием жизненной позиции, ценностных ориентаций, убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности [13].

В юношеском возрасте, как правило, происходит формирование общей эмоциональной направленности личности, то есть закрепление иерархизации собственной ценности тех или иных переживаний.

В процессе развития самосознания у подростков наблюдаются качественные изменения мотивов, которые характеризуются теперь большой устойчивостью. Многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

В юношеском возрасте, по словам Л. И. Божович, на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением и самоопределением [4].

По своему строению мотивационная сфера подростков начинает характеризоваться не рядоположенностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием определенной системы соподчинения различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов.

В старших классах учебно-познавательная деятельность подростков начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений. Так, в исследовании А. В. Кирьяковой широкий мотив «реализация жизненных планов» занял первое ранговое место, а познавательный интерес - всего лишь четвертое [13].

Таким образом, есть основание полагать:

1) для подросткового и юношеского возраста разность в интеллектуальном и эмоциональном развитии настолько мала, что более целесообразным является объединение в один возрастной период либо определение наиболее сенситивных периодов отдельных составляющих интеллекта;

2) вплоть до юношеского возраста у многих детей отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но, вместе с тем, налицо стремление к саморегуляции. Оно проявляется в том, что, осуществляя интересную, интеллектуально захватывающую деятельность или производя такую работу, которая мотивирует соображениями престижности, подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы;

3) существенно изменяется характер и виды деятельности, в которые включается старший школьник. По мнению Э. Ф. Зеера, ведущей деятельностью является учебно-профессиональная. Полноценное осуществление ведущей деятельности способствует дальнейшему становлению личности.

Итак, основные психологические новообразования личности на данной стадии -самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, социально-профессиональная компетентность. Желания, влечения, склонности становятся принципиально иными под влиянием морально-нравственных чувств, таких как чувство долга, товарищеской солидарности, ответственности и сопереживания. Интеллектуальные чувства ведут к активности, вызванной потребностью в умственном напряжении и стремлением к самостоятельным суждениям, умозаключениям и открытиям.

Все вышеперечисленные новообразования помогают личности осуществлять выбор профессии, находить свое место в жизни, определять смысл жизни, формировать мировоззрение и вырабатывать жизненную позицию. Выбор профессии свидетельствует о социальной и нравственной зрелости личности.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев ; под ред. А. А. Бодалева [и др.] ; сост. П. В. Кузьмина. - М., 1980. - Т. 2. - 287 с.

2. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - М., 1967. - 196 с.

3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. -М. : Просвещение, 1968. - 349 с.

4. Божович, Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. - С. 7-44.

5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : В 6 т. / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, Т. 2. - 1982. - 504 с. ; Т. 3. - 1983. - 368 с. ; Т. 4. - 1984. - 432 с.

6. Гусев, Н. И. Возрастная физиология / Н. И. Гусев, Д. В. Уразов. - УдГУ, 2003. - 60

с.

7. Климов, Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания / Е. А. Климов. - М., 1986. - С. 79.

8. Кон, И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 225 с.

9. Психология подростка : учебник / под ред. А. А. Реана. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 480 с.

10. Психология развития / Т. М. Мартюнина [и др.] ; под ред. Т. Д. Марцинковской. -М. : Академия, 2001. - 352 с.

11. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб. : Питер, 2000. - 656 с.

12. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2000. - 656 с.

13. Сериков, В. В. Формирование у учащихся готовности к труду / В. В. Сериков. -М. : Педагогика, 1988. - 192 с.

14. Шадриков, В. Д. Структура познавательной деятельности / В. Д. Шадриков. - М. : Просвещение, 1976. - 120 с.

15. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1960. -

328 с.

16. Якобсон, С. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм / С. Г. Якобсон, В. Г. Шур // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М., 1977. - С. 59-108.

© Таротенко О. А., 2010

Автор статьи - Ольга Анатольевна Таротенко, кандидат психологических наук, доцент, НОУ ВПО «ОмГА».

Рецензент - Е. П. Щербаков, доктор психологических наук, профессор, НОУ ВПО «ОмГА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.