Научная статья на тему 'Психологические критерии речевой компетентности специалистов'

Психологические критерии речевой компетентности специалистов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
300
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ / ИНТУИТИВНО-СИТУАТИВНЫЙ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-БАЗОВЫЙ / ИМПРОВИЗАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ КРИТЕРИИ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ОРТОЛОГИЯ / ДИСКУРС СПЕЦИАЛЬНОСТИ / SPEECH COMPETENCE / COMMUNICATION / MOTIVATIONAL / COGNITIVE / ACTIVITY / VALUE-SEMANTIC / REFLEXIVE / INTUITIVE SITUATIONAL / FUNCTIONAL AND BASIC / IMPROVISED AND CREATIVE CRITERIA / ANALYTICAL WORK / ORTHOLOGS / DISCOURSE SPECIALTY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Овсянникова Ольга Александровна

В статье анализируются мотивационный, когнитивный, деятельностный, ценностно-смысловой, рефлексивный, интуитивно-ситуативный, функционально-базовый, импровизационно-творческий критерии речевой компетентности военнослужащих. Целью данного исследования стало изучение психологических компонентов речевой компетентности будущих специалистов. Анализ этих критериев свидетельствует о необходимости сознательной планомерной работы для предупреждения ошибок в речи будущих специалистов, повышения уровня их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CRITERIA FOR THE SPEECH COMPETENCE OF SPECIALISTS

The article analyzes the motivational, cognitive, activity, value-semantic, reflexive, intuitive situational, functional and basic, improvised and creative criteria for the speech of military competence. The aim of this study was to investigate the psychological components of speech competence of future professionals. Analysis of these criteria demonstrates the need for conscious planned work for the prevention of errors in the speech of the future specialists, increasing the level of their training.

Текст научной работы на тему «Психологические критерии речевой компетентности специалистов»

УДК 372.881.161.1

Овсянникова О.А.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье анализируются мотивационный, когнитивный, деятельностный, ценностно-смысловой, рефлексивный, интуитивно-ситуативный, функционально-базовый, импровизационно-творческий критерии речевой компетентности военнослужащих. Целью данного исследования, cm,ало изучение психологических компонентов речевой ком,пет,ентмост,и будущих специалистов. Анализ этих критериев свидетельствует о необходимости сознательной планомерной работы для предупреждения ошибок в речи будущих специалистов, повышения, уровня их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: речевая, компетентность; коммуникация; мотивационный; когнитивный; деятельностный; ценностно-смысловой; рефлексивный; интуитивно-ситуативный, функционально-базовый; импровизационно-творческий критерии; аналитическая работа; орто-логия; дискурс специальности.

Ovsyannikova О.А.

PSYCHOLOGICAL CRITERIA FOR THE SPEECH COMPETENCE OF

SPECIALISTS

The article analyzes the motivational, cognitive, activity, value-semantic, reflexive, intuitive situational, functional and basic, improvised and creative criteria for the speech of military competence. The aim of this study was to investigate the psychological components of speech competence of future professionals. Analysis of these criteria demonstrates the need for conscious planned work for the prevention of errors in the speech of the future specialists, increasing the level of their training.

Keywords: speech competence; communication; motivational, cognitive, activity, value-semantic, reflexive, intuitive situational, functional and basic, improvised and creative criteria; analytical work, orthologs, discourse specialty.

Анализ научно-методической литературы показывает расхождение мнений исследователей по вопросу структурных элементов коммуникативной компетентности. Полагаем, что коммуникативная компетентность — более широкое понятие, включающее в себя лингвистическую, языковую, речевую, культуроведче-скую, социокультурную или социолингвистическую компетентность.

Прежде всего, можно констатировать, что в рамках лингвистики понятия «компетентность» и «компетенция» являются синонимами: компетенция — это использование языковых средств на практике, в действии, для построения связного высказывания.

Определение речевой компетентности, данное Е.Н. Пузанковой [2], указывает на субъективную, личностную основу речевой компетент-

ности специалиста. Автор полагает, что речевая компетентность — это способность к звуковому воображению, словотворчеству, к построению связного высказывания, созданию художественного текста, насыщенного тропами, фигурами речи, это владение средствами интонационной и эмоциональной выразительности речи.

Обратимся к содержательному компоненту в структуре речевой компетентности. Нельзя не согласиться с мнением Л.И. Кирилиной [1], которая характеризует речевую компетентность как комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения, включающий в себя следующие компоненты: знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи; строение описания, рассуждения, повествова-

ния; способы связи слов и предложений в тексте; умения и навыки анализа текста; коммуникативные умения — умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля.

Речевая компетентность военнослужащих — это личностная характеристика, отражающая степень актуализации профессиональных коммуникативных намерений, уровень языковой подготовки и адекватность ее реализации в речевой деятельности в соответствии с требованиями дискурса специальности. В определении сущности явления исходили из того, что характеристика речевой компетентности военнослужащих должна базироваться на концептуально значимых характеристиках: компетентности; речевой компетентности; речевой компетентности в дискурсе специальности.

В связи с этим наше представление о речевой компетентности специалиста связано с двумя постулатами: структурные компоненты профессионально ориентированной речевой компетентности являются универсальными и отражают логику понятий «компетентность», «речевая компетентность»; характеристика содержательных компонентов речевой компетентности специалистов основывается на понимании специфики конкретной деятельности, то есть носит вариативный характер и обусловливается дискурсом специальности.

Выделяются различные критерии развития речевой компетентности будущих специалистов.

Мотивационный критерий предполагает мотивацию к обучению и приобретению профессии, к взаимодействию с окружающими людьми, мотивацию достижений.

Когнитивный критерий включает знание психологических приемов привлечения и удержания внимания аудитории или собеседника, правил вербального и невербального этикета, знание условий бесконфликтного общения, знание этических норм речевого поведения, владение нормами русского языка; знание фразеологизмов и коммуникативных качеств речи.

Деятельностный критерий предполагает умение выбирать коммуникативные стратегии и тактики, соответствующие характеру прагматической ситуации; умение находить и квалифицировать ошибки в устной и письменной ре-

чи; умение слушать собеседника; навык соблюдения законов логики и аргументации; культуру ведения спора, умение преодолевать барьеры в общении и конфликтные ситуации.

Ценностно-смысловой критерий включает ценностную направленность личности будущего специалиста, ценность и смысл обучения и приобретения знаний, умений и навыков речевого общения, восприятие родного языка и родной речи как ценностей, положительное отношении к ним.

Рефлексивный критерий предполагает способность и умение анализировать методы и формы самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития в сфере профессиональной речи; способность к размышлению, самонаблюдению, самопознанию, которые включают осознание своих недостатков в общении с другими, рефлексию собственного опыта общения, способность оценивать и совершенствовать логичность, чистоту, уместность, точность, богатство, выразительность речи; способность к выражению собственных мыслей на основе полученной информации; способность к анализу своих ораторских умений и навыков, осмысление собственных действий.

Интуитивно-ситуативный критерий характеризуется недостаточной сформированностью когнитивного критерия: будущий специалист ориентируется в речевой ситуации на уровне интуиции.

Функционально-базовый критерий характеризуется достаточно высоким уровнем развития всех критериев и показателей речевой компетентности.

Импровизационно-творческий критерий характеризуется высокой мотивацией к общению, стремлением к реализации своей компетентности, а также достаточным уровнем речевых знаний, умений и навыков в области профессиональной речи, умением грамотно строить высказывание, которое отвечает требованиям правильности и выразительности речи (в устной и письменной форме), с учетом специфики стиля и жанра, речевой ситуации.

Говоря о критериях речевой компетентности военнослужащих, следует также выделить её собственно речевые компоненты. К ним относится владение нормами литературного языка. Это нормативное произношение и ударение;

Овсянникова О.А.

точность словоупотребления; правильное использование фразеологических средств языка; употребление грамматических норм; владение соответствующей терминологией; безошибочное, с точки зрения орфографии и пунктуации, написание текстов; правописание отыменных предлогов; написание наименований: географических названий, учреждений (предложно-падежной формы, строчной / прописной буквы), написание Н/НН во всех частях речи, слитное и раздельное написание НЕ, правописание сложных слов (существительных, прилагательных), правописание имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, глаголов, причастий, деепричастий, наречий, служебных частей речи (союзов, предлогов, частиц), постановка тире в простом предложении, двоеточия и тире в сложном предложении; постановка разных знаков препинания в простых и сложных предложениях.

Если говорить о психологических компонентах речевой компетентности, которые соотносятся с ортологическим аспектом, необходимо выделить следующие составляющие: этичность; соблюдение статусных норм общения; системность; критичность мышления; различный уровень восприятия речевого материала; богатый словарный запас; различный уровень зрительной, слуховой памяти; различный уровень волевого саморегулирования; рефлексия по поводу качества речевых высказываний; умение ориентироваться в нормативном и ненормативном употреблении лексики, осуществление выбора, соответствующего нормативному речевому аспекту; понимание смысла фразеологических оборотов, уместное и корректное их использование; навык грамматически корректного построения фраз и предложений; наличие ортологической рефлексии и навык выявления всех типов ошибок.

Риторический аспект речевой компетентности военнослужащих включает знание психологических характеристик разных типов аудитории (молодежной, взрослой); эффективных способов воздействия; корректных и некорректных способов ведения дискуссии («грязные» приемы, приемы корректной защиты); приемов привлечения внимания.

В психологическом плане данный аспект речевой компетентности военнослужащих прояв-

ляется в умении анализировать специфику целевой аудитории; в навыке составлять и произносить текст, что способствует успешности самопрезентации. Военнослужащему необходимо владеть навыком этикетной модуляции речи, приемами привлечения внимания; умением придерживаться композиции и регламента выступления с учетом жанра, навыком ухода от каверзных вопросов, умением этически корректно ответить на критические замечания; умением правильно давать оценку речи другого коммуниканта, формулировать ему рекомендации, комментировать качество речи. Речевая компетентность проявляется в эмпатии; эмоциональном интеллекте; оригинальности мышления; суггестии и аттракции; системности мышления, педантичности; подчинении регламенту.

Прагматический аспект речевой компетентности будущих специалистов включает в себя усвоение кейса этикетных ситуаций в вузе, прагматическую ориентацию в типовом дискурсе, а также способность к адекватному выбору формул речевого этикета с учетом статуса адресата.

На психологическом уровне речевая компетентность военнослужащих представляет собой умение ориентироваться в статусных особенностях коммуникации. Это значит, что необходимо учитывать специфику субъектно-адресных отношений участников коммуникации в условиях равенства или субординации; осуществлять выбор модальности и тактики речевого поведения с учетом статуса собеседника; прогнозировать обстоятельства диалога, реакции адресата.

Стилистичексий аспект речевой компетентности будущих специалистов включает в себя знание языковых клише, текстовых норм и особенностей оформления «актуальных» документов (заявления, доверенности, объяснительной и докладной записки), жанров учебных коммуникаций (реферата, рецензии, протокола, аналитического комментария); представление о реквизитах документов.

Психологический компонент, в свою очередь, представлен следующими составляющими: эмпатией; эмоциональным интеллектом, оригинальностью мышления, суггестией, аттракцией, системностью мышления, педантичностью, подчинением регламенту, критичностью мышления, уровнем восприятия речевого материала, различным уровень зрительной,

слуховой памяти, волевого саморегулирования, рефлексией по поводу качества речевых высказываний.

Информационно-аналитический аспект (профессиональный аспект) речевой компетентности будущих специалистов включает в себя составление аналитических документов; извлечение информации; запоминание информации; типологизацию ситуаций, явлений, функций; схематизацию; проблематизацию; конструирование; анализ информации; классификацию; моделирование; обобщение и синтез информации; программирование.

Психологические критерии речевой компетентности будущих специалистов представляют собой сформированность у специалистов различных операций мышления, а именно: анализа, синтеза, обобщения, классификации, постановки проблемы.

Более подробно остановимся на характеристике информационно-аналитического аспекта речевой компетентности военнослужащих. Именно на этом этапе формируются темы, главные направления и задачи информационно-аналитической работы, которые затем составляют основу дальнейших действий, включающих постановку задачи на аналитическое исследование, уяснение задачи; определение общей структуры будущего аналитического документа; сбор, изучение и анализ информационных материалов и сведений по конкретной теме исследования; подготовку основного текста делового документа; формулирование итоговых выводов и прогнозов; изложение предложений.

Общая структура документа определяется в зависимости от характера и сложности освещаемой проблемы (политическая ситуация, социально-экономические вопросы, военно-политический обзор), от типа документа (телеграмма, донесение, сводка, подборка материалов, доклад по какому-то конкретному вопросу), от наличия в распоряжении специалиста необходимого объема исходных информационных материалов. Структура документа может выглядеть следующим образом: краткое вступление с указанием сути и важности рассматриваемой проблемы или вопроса; основная часть, в которой дан полный анализ рассматриваемой проблемы и приведены подтверждающие данные; заключение и выводы; предло-

жения.

Будущий специалист принимает непосредственное участие в подготовке основного содержания аналитического документа, а именно: в лаконичной форме излагается суть анализируемой проблемы, устанавливается ее связь с другими явлениями, оцениваются перспективы событий и явлений, а также их последствия.

С психологической точки зрения будущим специалистам необходимы следующие волевые качества и компетенции. Это, прежде всего, любознательность, дисциплинированность, ответственность, интуиция, воля и терпение. Отличительными особенностями психологических особенностей будущих специалистов являются хорошая сосредоточенность, устойчивость и легкая переключаемость внимания с одного объекта на другой, большая по объёму логическая память, адекватность восприятия, глубина интеллекта. Военнослужащие должны обладать прогностическими, эмоционально-выразительными, гностическими, исследовательскими способностями, необходимыми для аналитической работы.

Помимо знаний, опыта, профессионализма специалиста, ключевое значение для данной работы имеет доступ к информации, ориентация в информационных потоках, вопросы взаимодействия, развитая интуиция.

Будущему специалисту необходимо применять различные виды анализа для составления деловых документов. К ним можно отнести следующие виды, связанные с речевой компетентностью: структурный, сравнительный, ретроспективный, семантический, причинно-следственный анализ, контент-анализ, логико-моделирование; лингвистический, логический, концептуальный анализ и другие. Будущему специалисту важно установить, является информация достоверной или ложной, особенно если она содержит сведения о событиях, которые еще не произошли. Имеются критерии, по которым можно судить о достоверности информации. К числу этих критериев относятся: критерий обоснованности (наличие подтверждений полученной информации в ряде независимых источников); отсутствие противоречий между отдельными утверждениями, изложенными в сообщении; отсутствие противоречий внутри группы сообщений, поступивших из од-

Овсянникова O.A.

ного или группы источников за некии промежуток времени; отсутствие противоречий с имеющимися моделями интерпретации и моделями предметной области; критерий авторитетности источника или степени защищенности документа.

В последнее время существенно изменились общественные требования к личностным характеристикам специалиста. Это обусловлено динамично развивающейся ситуацией, возрастающим объёмом информации и необходимостью её переработки, выделения главных существенных моментов. Поэтому будущий специалист должен уметь эффективно и профессионально работать с массивами информации, которую в дальнейшем он будет использовать в своей профессиональной деятельности. Таким образом, анализ критериев речевой компетентности военнослужащих свидетельствует о необходимости сознательной планомерной работы по предупреждению ошибок в речи будущих специалистов, в рамках которой следует:

а) расширять знания специалистов из области культуры речи;

б) знакомить с разными типами языковых норм: орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, логическими в рамках развития коммуникативной и профессиональной компетентности;

в) анализировать часто встречающиеся конкретные типы речевых ошибок;

г) обучать редактированию, самопроверке;

д) прививать навыки работы со словарями и другими источниками;

е) развивать навыки аналитической работы.

Всё это в комплексе будет способствовать формированию речевой компетентности военнослужащих, повышению уровня их профессиональной подготовки.

Литература

1. Кирилина Л.И. Лингвистический анализ текста как средство развития творческих способностей школьников [Электронный ресурс] // Сибирский учитель. Региональный учебно-методический журнал. — 2001. — Май-июнь.

— № 3 (13) / http://www/weebsib/ru.

2. Пузанкова E.H. Развитие языковой способности при обучении русскому языку в средней школе. Дис. ... докт. пед. наук. — М, 1997. — С.И.

Рецензент: доктор политических наук, профессор Бочарников И.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.