Научная статья на тему 'Психологические компоненты профессиональной готовности студентов'

Психологические компоненты профессиональной готовности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1394
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аринушкина Н.С., Сивохин М.В.

Данная статья посвящена изучению проблемы профессиональной готовности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности. Рассматриваются основные определения понятия «профессиональная готовность» с позиции разных исследователей, а также освящаются ключевые компоненты профессиональной готовности студентов гуманитарных и технических направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аринушкина Н.С., Сивохин М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические компоненты профессиональной готовности студентов»

научный журнал

УДК 159.99

Аринушкина Н.С., Сивохин М.В.

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

г. Саратов, Российская Федерация

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы профессиональной готовности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности. Рассматриваются основные определения понятия «профессиональная готовность» с позиции разных исследователей, а также освящаются ключевые компоненты профессиональной готовности студентов гуманитарных и технических направлений.

Ключевые слова: готовность, профессиональная готовность, профессиональное становление, профессиональная пригодность, психологические компоненты профессиональной готовности.

Понятие «готовность» изучается многими учеными с позиции разных теоретических и практических подходов. Выделяют несколько видов готовности:

1. Мотивационная готовность;

2. Психологическая готовность;

3. Профессиональная готовность;

4. Моральная готовность;

5. Морально-психологическая готовность;

6. Профессионально-педагогическая;

7. Просто «готовность» [1].

По словам исследователя А. Ф. Линенко, явление готовности стало активно исследоваться с середины Х1Х - начала ХХ в. Он выделяет несколько этапов развития данного явления:

1. Готовность изучается в рамках многочисленных исследований психических процессов, происходящих в человеке. На данном этапе готовность понимается как установка;

2. На втором этапе готовность рассматривается как стойкость человека по отношению к внешним и внутренним влияниям. Данная позиция объясняется тем, что в это время начались активные исследования нейрофизиологических механизмов регуляции и саморегуляции поведения человека [7].

Существует множество психолого-педагогических исследований, которые освещают проблему профессиональной готовности, с точки зрения условий деятельности и ее содержания. В связи с этим

научный журнал

выделяются, по мнению многих авторов, основные компоненты готовности к деятельности: познавательный, мотивационный, эмоциональный и волевой.

В России интерес к проблеме профессиональной готовности был стимулирован развитием капитализма, крупного машинного производства, а также появление, в связи с этим, большого количества новых профессий. Помимо этого, интерес к профессиональной готовности подкреплялся появлением обширной сети профессиональных школ в 70-80-е г. XIX в. и появилось осознание необходимости приобретения профессиональной квалификации, которая стала важным условием для обеспеченного будущего. Поддержка при выборе профессии оказывалась в двух направлениях: помощь при выборе учебного заведения и помощь в трудоустройстве.

Е. А. Климов и О. Г. Носкова отмечают, что «первые «Городские посреднические бюро», в которых можно было получить бесплатное указание работы, возникли в России в конце XIX в. (в Москве в 1897 г.)» [5].

Несмотря на то, что готовность к профессиональной деятельности изучалась достаточно долго, точное определение понятия «профессиональная готовность» в литературе встречается редко. Чаще всего встречаются такие понятия как «профессиональное соответствие» или «профессиональная пригодность». Профессиональная готовность и пригодность очень схожие понятия и очень часто отожествляемые, но все-таки они разные.

Существует несколько мнений касательно понимания понятия «профессиональная пригодность». С одной стороны, она рассматривается как комплекс психофизиологических и психологических особенностей человека, которые необходимы для достижения эффективности в профессиональной деятельности. С другой стороны, это понятие рассматривается как уровень соответствия психофизиологических особенностей и физических качеств человека профессиональный требованиям. Е.А. Климов [6], О.Г. Носкова [9], В.А. Толочек [10], Э. Н. Ломакина [8], Т. Л. Камоза [4] и др.

Следует отметить, что профессиональная пригодность всегда зависит от соотношения индивидуальных особенностей человека и требований, предъявляемых профессией. Необходимо, чтобы такое соотношение ориентировалось на конкретный вид деятельности, человека и этап профессионализации.

Проведя анализ выше изложенных понятий профессиональной пригодности можно прийти к выводу о том, что данная характеристика личности как субъекта деятельности подразумевает:

- чтобы вид профессиональной деятельности соответствовал профессиональной направленности личности;

научный журнал

- наличие взаимного уровня соответствия индивидуальных особенностей человека и требований профессии;

- чтобы человек давал оценку степени своей удовлетворенности профессиональной деятельности и результатами этой деятельности;

- чтобы человек давал оценку результатов, безопасности и эффективности своей деятельности;

- возможность удовлетворения личностью потребности самоактуализации в профессиональной сфере.

Понятие «профессиональная готовность» в научной литературе рассматривается с разных сторон и имеет несколько точек зрения.

Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова и О. Н. Садовникова пишут, что «готовность -активнодейственное состояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего ее решения и выступающее условием успешного выполнения любой деятельности» [2, с. 122]. В процессе формирования, готовность к любой деятельности проходит ряд этапов:

На первом этапе ставится цель на основе мотивов и потребностей (человек должен осознать поставленную перед ним задачу);

На втором этапе формируется план собственных действий в соответствии с целью деятельности.

На третьем этапе происходит реализация уже сформировавшейся готовности в предметных действиях, личность применяет определенные средства и способы деятельности, контролирует процесс выполнения работы, сравнивая промежуточные результаты с намеченной целью, корректирует свою деятельность, если это необходимо.

А. П. Чернявская придерживается другого мнения касательно профессиональной готовности. Она следует точке зрения, согласно которой профессиональная готовность отожествляется с профессиональной зрелостью личности.

Одним из первых ученых, исследовавших профессиональную зрелость, был Д. Сьюпер. Изначально он рассматривал это понятие «через соответствие профессионального развития индивида и круга, решаемых им проблем тому уровню и кругу, которых обычно достигают люди его возраста» [11, с. 11]. Немного позже он выявил некоторые характеристики профессиональной деятельности:

- человек должен быть заинтересован в том, чтобы выбрать профессию и использовать при этом все имеющиеся ресурсы и информацию;

- необходимо стремиться получать новую информацию, а также планировать желаемое место работы;

научный журнал

- придерживаться некой однородности своих профессиональных предпочтений в течение долгого времени и в одном профессиональном поле;

- интересы, способности, предпочтения и активность субъекта должны соответствовать друг другу;

- «кристаллизация черт», т.е. сформированность интересов, а также их соответствие с ценностями выбираемой работы и независимость при выборе профессии.

Мы видим, что в современной психолого-педагогической литературе существует множество различных мнений о сущности понятия «профессиональная готовность». Обобщая разнообразные контексты употребления понятия «готовность к профессиональной деятельности» С. С. Ильин определяет ее как «сложное, целостное личностное образование, в состав которого включаются: морально-волевые качества личности, социально-значимые мотивы, практические умения и навыки, знания о профессии, общетрудовые навыки и умения, психологические функции и способности, необходимые для трудовой деятельности» [3, с. 11].

Теоретический анализ позволяет нам выделить пять компонентов профессиональной готовности: социально-перцептивный, мотивационно-ценностный, когнитивно-оценочный, организационно-личностный и эмоционально-чувственный компоненты.

Социально-перцептивный компонент профессиональной готовности закладывается в период освоения профессией. Важным моментом является необходимость развития у студентов профессионально важных качеств при обучении в высшем учебном заведении, при этом эти качества должны быть релевантными их профессиональной деятельности.

Мотивационно-ценностный компонент также имеет большое значение на этапе обучения в вузе. Проблема мотивации в университете всегда была очень актуальной, хотя и не стояла так остро, как, например, в школе. Исследования показывают, что в последнее время наблюдается тенденция к снижению интереса касательно освоения профессии.

Когнитивно-оценочный и организационно-личностный компоненты также отражают профессиональную готовность. Проявление когнитивно-оценочного компонента происходит тогда, когда у студента в процессе обучения формируется верное представление о будущей профессии и эти представления помогают ему грамотно анализировать и разделять знания, которые он получает в университете, условно они разделяются на «применимые» и «неприменимые» в будущем. Этот компонент оказывает большое влияние на развитие профессионально важных навыков и качеств, а также на отношение студентов к процессу обучения.

научный журнал

Организационно-личностный компонент определяется некоторыми основными профессионально важными качествами личности будущего профессионала:

- Понимать других людей;

- Определять уровень знаний и убеждений окружающих;

- Предвидеть результаты своей работы;

- Реализовывать свой творческий потенциал;

- Быстро адаптироваться к изменяющейся обстановке и грамотно реагировать на происходящие изменения и др.

В результате рассмотрения теоретического материала можно сделать вывод, что профессиональная готовность студентов очень динамическое явление. Профессиональная готовность при формировании претерпевает различные качественные и количественные изменения, которые наращиваются и отражаются в поступательной динамике перехода от одного уровня к другому. Она определяется неким балансом между ее компонентами, а также обеспечивает продуктивное решение различных профессиональных и учебных задач. Передвижение от одного уровня профессиональной готовности к другому происходит постепенно и зависит от этапов обучения в вузе. Грамотный и своевременных учет динамики профессиональной готовности является важным фактором для успешности будущих профессионалов.

Библиографический список

1. Дорохина, В. Г. Формирование психологической готовности подростков к производительному труду / В. Г. Дорохина, С. И. Равикович // Психология: Респ. наук. -метод. зб. - Киев: Рад. школа, 2005. - Вып. 32. - С. 27 - 33.

2. Зеер, Э. Ф. Профориентология: теория и практика / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова // Учеб. Пособие для высшей школы. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 192 с.

3. Ильин, С. С. Психологическая готовность к управленческим профессиям и ее диагностика / С. С. Ильин // Прикладная психология. - 1999. - №4. - С. 1 - 11.

4. Камоза, Т. Л. Общепрофессиональная готовность студентов вуза как педагогический феномен / Т. Л. Камоза // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 2. - С. 100-108.

5. Климов, Е. А. История психологии труда в России / Е. А. Климов, О. Г. Носкова // Учеб. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, - 1992. - 221 с.

6. Климов, Е. А. Психология профессионала: избр. психол. тр. / Е. А. Климов. -М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 456 с.

7. Линенко, А. Ф. Теория и практика формирования готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / А. Ф. Линенко. - Киев, 1996. - 371 с.

8. Ломакина, Э. Н. Профессиональная направленность как механизм психологической готовности к профессиональной деятельности студентов / Э. Н. Ломакина // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №10. - С. 63 - 71.

«Профессиональная ориентация» Электронный

2018, №1 IftMIlft научный журнал

9. Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 384 с.

10. Толочек, В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. - СПб.: - Питер, - 2005. - 479 с

11. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, - 2001. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.