Научная статья на тему 'Психологические компоненты нравственной сферы подростков с выраженным эффектом социальной желательности'

Психологические компоненты нравственной сферы подростков с выраженным эффектом социальной желательности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
646
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕПРИВАЦИЯ / TEENAGERS / MORAL DEVELOPMENT / DEPRIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молоканова Мария Сергеевна

В работе рассматривается нравственное становление личности в подростковом возрасте, влияние социальной ситуации развития на формирование нравственного самосознания. Описывается исследование компонентной структуры нравственной сферы на примере воспитанников детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические компоненты нравственной сферы подростков с выраженным эффектом социальной желательности»

возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук.

СПб., 2000.

Поступила в редакцию 3.10.2009 г.

Fetisov A.M. Training of experts in adaptive physical training for carrying out of exercises on swimming with deaf 6-7 year-old children. In the article problems in training of experts in adaptive physical training for carrying out

of exercises on swimming with deaf 6-7 years-old children are considered. Stages of the conducted research are presented. Organizational-methodical features of elementary swimming education of deaf 6-7 years-old children are revealed.

Key words: adaptive physical training; expert in adaptive physical training; swimming; deaf 6-7 year-old children; organizational-methodical features of elementary swimming education.

УДК 152.27+370.1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ С ВЫРАЖЕННЫМ ЭФФЕКТОМ СОЦИАЛЬНОЙ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ

© М.С. Молоканова

В работе рассматривается нравственное становление личности в подростковом возрасте, влияние социальной ситуации развития на формирование нравственного самосознания. Описывается исследование компонентной структуры нравственной сферы на примере воспитанников детского дома. Ключевые слова: подростки; нравственное развитие; депривация.

В настоящее время в психологической науке становится все более актуальной проблема нравственного развития личности, свободы выбора. Многие исследователи отмечают отсутствие нравственных ориентиров и традиционной системы ценностей в современном обществе.

В отечественной психологии нравственность традиционно рассматривается как одно из фундаментальных свойств личности, пронизывающее все стороны жизнедеятельности человека. Интериоризируясь в сферу психологических образований личности, нравственные нормы и ценности становятся ведущими мотивами поведения человека, подчиняя себе все ранее сформированные свойства личности, определяя принципы жизнедеятельности и поступки человека как субъекта (активности).

Особенную актуальность данная проблема приобретает в период активного личностного роста. Так как именно в подростковом возрасте происходит интенсивное становление личности, интериоризация нравственных установок и ценностей общества, качественно преобразуется ситуация социального развития ребенка - общение со сверстниками становится значимым видом деятельности. Именно в общении, а не в учебной и других видах общественно-значимой

деятельности, находят выражение нравственные ценности подростка.

Подростковый возраст является тем периодом, когда развиваются и формируются психологические структуры, обеспечивающие зрелость и самостоятельность личности. Речь идет о становлении самосознания, интенсивно формирующихся эмоциональноволевых свойствах личности, складывающейся у подростка системе ценностей, идеалах, убеждениях. Центральным новообразованием этого возраста является духовнонравственное экзистенциальное развитие личности.

Подростковый возраст - один из самых сложных и противоречивых этапов личностного становления. В большей мере, чем любой другой этап возрастного развития, подростковый возраст детерминирован пубертатом и особенностями социально-значимой деятельности, несущей решающую личностнообразующую нагрузку. Формируются принципиально иные новообразования развивающейся личности, исходя из специфической для данного возрастного периода социальной ситуации развития, раскрывающей и отражающей своеобразие относительно стабильного положения ребенка в социуме [1]. Другими словами, речь идет об определенной и в то же время уникальной мере сбалан-

сированности двух взаимосвязанных и взаимопроникающих позиций - «Я в обществе» и «Я и общество».

Маргинальное положение ребенка (еще не взрослый и уже не ребенок) как результат социальной ситуации развития, в которой несовпадение привычных, вполне адекватных предшествующему этапу развития ожиданий окружения с «примериванием» личностью на себя новой роли (а порой и целого ролевого «репертуара» с соответствующим объемом прав и обязанностей), наполняет иным качественным психологическим содержанием складывающуюся кризисную ситуацию онтогенетического развития [1].

Характер, интенсивность и насыщенность взаимосвязей отдельного сообщества с широким социумом самым существенным образом влияют на процессы личностного роста, что экспериментально зафиксировано и теоретически обосновано в психологии. Данным фактом обусловлено попадание в поле зрения исследователей таких групп детей, которые по тем или иным причинам находятся в условиях ограничения контактов с широким социальным окружением. В этом плане понимание психологической специфики закрытых групп (closed groups) оказывается неразрывно связано с проблематикой социальной депривации, т. е. исследованием относительного (от мягкого, частичного до практически полного - изоляция) нарушения связей индивида или группы индивидов с обществом [2, 3]. Й. Лангмейер и З. Матей-чик рассматривали психическую депривацию как психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени [4].

Любые формы социальной изоляции или ограничения взаимодействия человека с социумом затрудняют передачу и усвоение социального опыта в широком смысле, включая моральные критерии и нравственные нормы, что определило актуальность нашего исследования, направленного на изучение одной из особенностей нравственного развития подростков - депривантов, а именно, проявление в поведении эффекта социальной желательности.

Й. Лангмейер и З. Матейчик отмечали, что пребывание в закрытых учреждениях (детских домах, интернатах) не остается без последствий для развивающейся психики и ограничивает возможности выбора ребенком вектора развития - развиваться сообразуясь личностному плану или адаптируясь к социуму, подстраиваясь под мнение большинства, подчиняясь чужому влиянию, становясь конформистом. В работе Л.Н. Бережновой «Предупреждение деривации в образовательном процессе» констатируется, что в условиях изоляции отмечаются нарушения самосознания ребенка, уровень его нравственного развития не приводится в соответствие социальной и возрастной норме [5].

В нашем исследовании предметом изучения становится понятие «эффект социальной желательности», которым обозначается тенденция вести себя определенным образом в ситуации выбора, отдавая предпочтение ожидаемым социумом реакциям. В психологии социальная желательность рассматривается как элемент мотивационно-потребност-ной сферы. Социальная желательность (от лат. socialis - общественный) - это характеристика поведения индивида, стремящегося представить себя в наилучшем свете (например, отвечая на вопросы теста, дает социально желательные ответы) [6].

Явление социально желательного поведения непосредственно связано с социальным окружением, с возможностью группы влиять на отдельно взятого человека. Так, соглашаясь с мнением большинства, с позицией или убеждением группы, субъект получает поддержку и одобрение со стороны группы, и наоборот, если он идет против общепринятого мнения, то сталкивается с недовольством, отвержением, осуждением, ненавистью и подавлением. Вот почему человек не может в определенных ситуациях быть независимым и, более того, потребность принадлежать к группе в ряде случаев становится доминирующей. В глазах воспитанников интерната группа обретает особый смысл и особую роль, потому что принадлежать ей, это значит быть внутри сообщества, замещающего семью и являющегося ведущим институтом социализации.

Исходя из всего вышесказанного, нами предложено следующее рабочее определение эффекта социальной желательности - это

социально-психологический эффект, проявляющийся в любой ситуации социальноролевого взаимодействия, в ходе которого личность поддерживает, но не демонстрирует социально «одобряемые» и приемлемые образцы поведения, без анализа и усваивая данную форму поведения.

Для изучения особенностей нравственного развития подростков-депривантов было проведено пилотажное исследование в Платоновском детском доме Рассказовского района Тамбовской области. Выборка составила 123 человека в возрасте 13-15 лет. Из этой выборки с помощью методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) была выделена группа (43 человека) испытуемых с высокими показателями по шкале установки на социально желательные ответы. Затем были сформированы контрольные и экспериментальные группы (48/48). Второй этап исследования был направлен на изучение нравственной сферы подростков, в частности таких ее компонентов, как:

1) когнитивный (методика «Оценка поступков»);

2) поведенческий (методика «Экспертные оценки») [7].

Исследование когнитивного компонента нравственной сферы проводилось с помощью оценочной методики «Оценка поступков».

В результате было выявлено, что когнитивный компонент нравственной сферы подростков находится на уровне «ниже среднего» (47 %). Дети самостоятельно привели примеры различных поступков: принципиальных, злых, добрых, безвольных и безответственных. Поставленная задача оказалась трудной на уровне оценки подростками принципиального поступка, что позволило предположить отсутствие у них четких нравственных представлений и установок. Мало задумываясь о том, что в поведении следует руководствоваться определенной позицией, основанной на установке как императиве субъектности, которой следует придерживаться во всех ситуациях, что как раз и позволит нивелировать влияние деструктивных, саморазрушающих тенденций, подростки становятся зависимыми от воли других либо от стечения обстоятельств.

Интерпретация полученных результатов позволяет фиксировать у подавляющего

большинства депривантов (52 %) в той или иной мере искаженное, неверное представление об основных нравственных понятиях и категориях. Нравственные представления поверхностны, уровень их сформированно-сти в сознании подростка выражен в форме припоминания, но никак не на уровне осмысления и присвоения.

Самые значимые результаты были получены при изучении поведенческого компонента нравственного развития воспитанников детского дома, который исследовался методом наблюдения и экспертных оценок.

Все характеристики нравственного поведения подростков можно разделить условно на четыре группы:

1) наиболее благоприятные, но не вполне объективные, характеристики были составлены учителями школы, которую посещают воспитанники детского дома. Они отличаются наибольшей симпатией по отношению к подросткам, с выделением в большей мере их позитивных качеств: сопереживания, дисциплинированности, ответственности;

2) характеристики, составленные администрацией детского дома, диаметрально противоположно отмечают такие качества воспитанников, как негативное отношение к взрослым вообще и воспитывающим взрослым в частности, малая степень сопереживания им, непослушание, агрессия;

3) наиболее адекватные (с нашей точки зрения) наблюдаемому поведению и основанные на подробном анализе личности каждого из воспитанников характеристики были составлены психологом и воспитателями детского дома, чьи контакты с детьми регулярны, стабильны и носят сближающий, а не отталкивающий характер. Экспертами были выделены следующие черты депривантов: негативное отношение к воспитывающим взрослым, конфликтность, недоверие по отношению к окружающим;

4) последняя группа характеристик была составлена самими подростками. Она в большей мере отражала черты позитивные, чем негативные, что может быть объяснено отсутствием самокритичности, дефектом самоанализа, потребностью представить себя в лучшем свете, презентировать по социально желательному образу (с эффектом социальной желательности).

Психолого-педагогический анализ характеристик подростков позволил выявить незначительное число воспитанников, указывающих на отсутствие у себя тех или иных положительных качеств. Обращает внимание резкое расхождение в самооценке и оценке поведения и личностных качеств подростками и экспертами. Исключение составляет лишь оценка «дисциплинированности». Высокая степень точности в оценке этого качества, вероятно, связана с доступностью, наглядностью и конкретностью форм его проявления. Более того, это качество не имеет выраженного нравственного содержания.

Особенности характеристик, представленных подростками, позволяют предположить наличие особой необъективной психологической позиции, выражающейся в потребности замалчивать истинные поведенческие проявления и декларировать позиции, соответствующие одобряемым в обществе стереотипам (эффект социальной желательности или соответствие эталону).

Следует предположить, что последние результаты имеют определяющее место в нашем исследовании, т. к. перед нами - экспериментаторами, являющимися посторонними людьми в детском доме, - подростки могли позволить «нарисовать» образ себя таким, который мог бы максимально приблизиться к социальному эталону и вызвать одобрение с нашей стороны. Выдавая желаемые качества и характеристики за действительные, подростки-деприванты искренне стремились продемонстрировать свою социальную адекватность. В результате в большей мере соответствовали истине результаты наблюдений психолога и воспитателей учреждения, с которыми подростки наиболее близки и максимально открыты, т. е. оставались чаще сами собой. Разница в экспертных оценках и в самопрезентациях подростков говорит о зависимости последних от ситуации развития и социального окружения, а также об отсутствии у данной группы детей осознанной, личностно значимой, нравственно регулируемой модели поведения. Обычно деприванты лишь приспосабливаются к конкретной ситуации взаимодействия, пользуясь конформистской моделью поведения. Основой выбора тактики поведения выступает потребность адаптироваться, приспособиться к любым условиям и обстоятельствам, чему

способствует противоречие между действительностью, с которой сталкивается депри-вант, и отсутствием в его накопленном прошлом опыте, олицетворенном в его «Я» и преломленном в сознании, характере данного «Я», опыта действительно духовно-нравственных отношений. Это - противоречие между конкретной ситуацией, требующей определенного нравственного выбора, и условиями развития, в которых ребенок «знает, как надо», но не имеет возможности реализовать это знание, т. к. не имеет возможности пропустить это знание через себя и присвоить, заложить в фундамент нравственного компонента личности.

Таким образом, полученные экспериментально результаты дали нам достоверную информацию о психологических особенностях детей-депривантов и открыли широкие горизонты для последующей диагностической и коррекционной работы, которая будет направлена на позитивные динамические преобразования и гармонизацию когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственной сферы подростка.

1. Кондратьев М.Ю. Социальная психология

закрытых образовательных учреждений.

СПб., 2005. С. 14.

2. Мухина В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопр. психологии. 1989. № 1. С. 33-40.

3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.

4. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая деривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 18.

5. Бережнова Л.Н. Предупреждение деривации в образовательном процессе. СПб., 2000.

6. Психология. Иллюстрированный словарь / отв. ред. И.М. Кондаков. СПб., 2007. С. 544.

7. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2006.

Поступила в редакцию 2.11.2009 г.

Molokanova M.S. Psychological components of moral sphere of teenagers with the expressed effect of social desirability. The work considers moral formation of personalities in teenager age, influence of social situation of development on shaping of the moral consciousness. The study component of the moral sphere is described on an example of orphanage pupils.

Key words: teenagers; moral development; deprivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.