УДК 316+15
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ПАССИОНАРНОСТИ
© Игорь Алексеевич Федоров
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной социологии,
e-mail: [email protected] © Надежда Васильевна Жукова Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, соискатель кафедры социальной психологии, e-mail: [email protected]
Статья посвящена описанию новых аспектов традиционно актуальной в гуманитарной науке проблеме природы пассионарности, ее истоков в раннем детстве и динамике становления пассионар-ности в процессе социализации.
Ключевые слова: пассионарность; Эдипов комплекс.
Пассионарный тип личности изучается в гуманитарной науке давно и по самым разным направлениям, причем своеобразным центром этого исследовательского поля всегда были попытки описания психологии людей, находящихся в эпицентре властных отношений (например, в рамках теорий «героя и толпы»). Вопрос же об истоках, вероятности и диалектике формирования этих качеств («пассионарность») в детстве всегда был оттеснен на периферию такой проблематики. Отчасти это было связано с ростом популярности доктрины врожденных основ такой пассионарности, особенно в теории этногенеза Л. Гумилева [1].
Авторы придерживались иной методологии в трактовке природы пассионарности, считают мощности онто- и филогенетических факторов пассионарности вполне сравнимыми, что оставляет открытым вопрос о конкретных социальных и психологических механизмах формирования такой пассионар-ности.
Будем понимать под пассионарностью специфическую систему человеческих качеств со следующими, как минимум, характеристиками:
- в большом числе простых и средних по сложности жизненных ситуаций эта система качеств позволяет человеку блокировать тревогу, экономить психические силы при принятии поведенческих решений за счет попыток прямого и очевидного «властвования», организации своей микросреды и поведения других людей в соответствии со своими представлениями;
- раннее освоение простейших суггестивных технологий, постоянное стремление спровоцировать срабатывание механизма «психического заражения», что часто интерпретируется самым мистическим образом;
- особые по качеству психические фантазии и идеалы, которые не ослабевают даже в том случае, если не реализуются (иногда специалисты это называют «комплекс мачо»). Несоответствие, с той или иной степенью жесткости, этих идеалов и признаваемой реальности - базовый комплекс пассионария, очевидный, на взгляд авторов, генератор трансформации его личности.
Отметим также отчетливую романтизацию профессий, дающих формальную власть над людьми, развитую, как правило, память (особенно на причиненное зло), аномально мощную сексуальность и др.
Разумеется, такой перечень можно продолжить. Выделим, однако, главное: такая система качеств не может возникнуть стихийно и, следовательно, закономерно формируется начиная с раннего детства.
Согласно базовой авторской гипотезе, эти процессы можно проследить сразу после формирования «эдипова комплекса», поскольку, принимая неофрейдистские описания раннего детства, на стадиях родового, орального и анального комплексов формирование отдельного качества пассионарности невозможно. В этот период (примерно до 3-х - 5-ти лет) могут формироваться лишь некоторые предрасположенности (например, превосходство в физической силе над сверст-
никами, первые привычки лидерства в детских играх, подражание отцу-пассионарию и др.).
Таким образом, старт пассионарности как системы психических качеств возможен лишь с периода активной социализации, приобретения опыта вхождения в первые социальные группы, начиная с детского сада. Выделим наиболее яркие особенности этих процессов.
1. Несомненным формальным истоком пассионарности являются первые акты осознанного насилия, само желание ребенка превзойти отца, что типично для протекания «эдипова комплекса».
2. Для проявления первых ростков пас-сионарности необходим довольно частый повтор особых ситуаций в жизни ребенка. Их можно описать примерно так: накопление обид, препятствий, исходящих от других людей, при попытках ребенка продемонстрировать свою значимость в ситуации, причем его действия по грубому, насильственному преодолению этих препятствий оказываются успешными. Если такой опыт накапливается, причем достигнутое признается ребенком очень важным, особенно в отношении с другими детьми, то сам сценарий достижения цели, прямые и побочные ассоциации в его развертывании приобретают черты жизненного идеала.
Иными словами, в фантазиях и в футу-ральных картинках ребенка все чаще достижение цели через властвование становится желаемым стереотипом, романтизируется не только достижение цели, но и средство такого достижения: давление, суггестия, насилие или, пользуясь терминами НЛП, сам процесс «якорения аптайма».
3. Следующим этапом является не использование упоминавшихся навыков в жизненных ситуациях, а попытки искусственного их конструирования, причем первоначально с подбором участников этой ситуации, не склонных к психологической защите и сопротивлению.
Чаще всего это выражается в феномене «закрытого лидерства», когда человек предпочитает гарантированное лидерство в привычной компании любым ролям в компаниях непривычных. Отметим, что само по себе такое лидерство нельзя отождествить с выраженной пассионарностью, она является лишь граничным условием последней.
4. Еще один важный шаг в формировании пассионарности - переход от «закрытого лидерства» к лидерству ситуативному. Будущий пассионарий начинает стремиться к лидерству, трансформации ситуации по своему сценарию даже там, где она не дает гарантии удачного исхода. При этом возникает базовый экзистенциальный вопрос для будущего пассионария: как оценивать и вести себя, когда примененные навыки властвования не дают ожидаемого результата (например, в ситуации чтения проповеди, попытки воздействовать на флегматичную группу, при неясном поведении партнера при ухаживании, на неудачном митинге и т. д.).
5. В зависимости от решения этого вопроса можно уверенно выделять два типа пассионарности - «лидерское» и «иллюзорное». Первое выражает вариант пассионар-ности, когда она имеет легитимные способы выражения (например, профессиональные, политические, актерские). В этом смысле пас-сионарность как бы встроена в социум, продолжает сложившиеся традиции властвования и уже поэтому может быть сопряжена со здравым смыслом. Логика властвования здесь равноправна с логикой пассионарности.
«Иллюзорная» же пассионарность подразумевает высокую долю ирреальных ее аспектов, готовности уйти в «виртуальную» пассионарность, что часто сопровождается игнорированием неприятных фактов, постоянным ожиданием комплиментов.
Попробуем прокомментировать такую классификацию чуть подробнее. «Лидер -
ская» пассионарность имеет одну главную отличительную особенность: в ее практике с необходимостью предполагается ролевой канал самореализации для пассионарного типа личности. Иными словами, осуществление даже самых необходимых для лидера функций дает все же своеобразный выход фантазиям, идеалам пассионария, его стремлениям избежать тревожности за счет ощущения власти над ситуацией и людьми.
В этом варианте пассионарий действительно не властвует, а живет, между его идеалами и реальностью жизни лидера нет фатального раскола, непримиримого экзистенциального противоречия. Уже в силу этого отмеченный еще Э. Фроммом возможный переход пассионарности в некрофилию становится куда менее вероятным. Лидер-
ские функции, таким образом, представляют собой еще и выработанные веками технологии социализации пассионарности, превращения ее символов в привычные атрибуты социального и политического лидерства. У большинства населения или членов социальных групп властность и огромная энергия, сам образ жизни жестокого правителя или лидера вызывает чаще не отторжение или осуждение, но почтение и интерес. Именно пассионарность является реальной основой многих случаев харизматического лидерства.
Впрочем и в варианте лидерской пассио-нарности она не сводится к чисто ролевым дескрипциям. Пассионарий не только выполняет роль лидера, он еще и избыточен по отношению к ней.
Дело в том, что пассионарий принципиально не может быть удовлетворен функциональными преимуществами лидерства. Для него символы отсутствия тревожности связаны не с атрибутами социальной покорности окружающих, но с его способностью к психическому заражению как к своеобразной и увлекательной для него игре. Думается, что многие формально нелогичные поступки и решения И. Сталина могут быть объяснены именно этой игровой составляющей пассио-нарности. Заметно по-другому развиваются сценарии иллюзорной пассионарности. В этом ее варианте совмещение с реальным лидерством маловероятно. Носители такой пассионарности либо не имели возможности длительного лидерства, либо, по каким-то причинам, претерпели в этом направлении неудачу. Иными словами, традиционные ролевые каналы реализации своей пассионар-ности для них затруднены или полностью закрыты; навыки же и потенциал своей личности сблокировать надолго они не в состоянии. Поэтому такие люди, по сути, обречены на невротический поиск самостоятельных решений.
Можно выделить несколько таких типичных решений:
- уход в мир собственных фантазий; как отмечал Гете, при иных условиях Наполеон мог стать странным одиноким мужчиной, постоянно играющим в солдатики;
- сужение микросреды с целью комфортного властвования (например, в рамках собственной семьи, секты, субкультуры, армейского подразделения);
- фундаментальный отказ от социальных норм, открыто девиантное поведение (стремление занять возможно более высокое положение в криминальных, фашистских, террористических организациях).
Таким образом, в варианте иллюзорной пассионарности человек стремится не приспособиться к социальной среде и не изменить ее фундаментально, а сузить ее (реально или виртуально) до размеров, когда происходящее в ней принципиально согласуемо с его пассионарными идеалами.
Впрочем, в любом варианте качество пассионарности, заложенное в детстве, вряд ли меняется принципиально.
Подчеркнем еще раз, что стихийно складывающимся источником, своеобразным социальным заказом на воспроизводство пас-сионарности является сложившаяся тысячелетиями система ожиданий населения от органов социальной и политической власти. Ситуации, когда от этих органов власти не ждут ничего хорошего, достаточно редки и связаны, как правило, с феноменом «аномии», описанным Дюркгеймом, своеобразного спазма властных полномочий. В остальных случаях пассионарность служит как бы опредмечен-ной, олицетворенной надеждой на улучшение положения дел, провоцирует чувствование, которое можно сформулировать примерно так: «если такие сильные, компетентные и привычные к властвованию люди нам не помогут, то этого не сделает уже никто».
В этом смысле пассионарии больше, чем любой другой тип личности выражают сам дух государственности для населения.
Кроме того, частая мистизация личных качеств пассионария, причем на уровне государственных СМИ, показывает, что такая роль пассионарности как качественно особого бренда власти вполне может учитываться и использоваться в социальном управлении.
Отметим, наконец, еще один любопытный аспект такой пассионарности. Она имеет тенденцию к самоуглублению, чистота ее с возрастом чаще углубляется. В силу этого примеры и симулякры пассионарности оказывают довольно заметное воздействие не только на общественное мнение, но и на динамику внешне довольно мимолетных общественных настроений, в рамках которых примеры решительности смелого общения руководителя с населением, образы простых и жестко акцен-
тированных действий часто более популярны, чем взвешенность, рефлексия, осторожность.
Таковы лишь самые общие аспекты гипотезы истоков детской пассионарности, которые могут быть выделены без прибегания к сомнительным тезисам о врожденности такого типа личности.
1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 2008.
Поступила в редакцию 6.10.2010 г.
UDC 316+15
PSYCHOLOGICAL SOURCES OF PASSIONARITY
Igor Alekseyevich Fyodorov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Doctor of Sociology, Professor of Theoretical and Applied Sociology Department, e-mail: [email protected]
Nadezhda Vasilyevna Zhukova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Competitor of Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the new aspects of traditionally actual in humanitarian science problem of nature of passionari-ty, its sources in early childhood and development dynamics of passionarity in the process of socialization.
Key words: passionarity; Oedipus complex.