Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ МУЗЫКИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
298
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКА / ЭМОЦИЯ В МУЗЫКЕ / СВОЙСТВА ЭМОЦИЙ / МУЗЫКАЛЬНО-ЗВУКОВАЯ ОБЪЕКТИВАЦИЯ ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каюмов Ибрагим Файзуллаевич

В данной статье предпринята попытка показать, что одним из истоков эмоциогенности музыкального искусства является его способность моделировать сущностные свойства эмоционального явления в самом звучании. В качестве методологической основы исследования указанной проблемы нами избраны концепции психологов-классиков - единая теория психических процессов Л.М. Веккера и теория эмоций В. Вундта. Кроме того, обозначенная проблема требует рассмотрения с позиций теоретико-философского обобщения, которое способно послужить неким методологическим вектором при интерпретации вызванных музыкой эмоций и музыкальных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ МУЗЫКИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ МУЗЫКИ Каюмов И.Ф.

Каюмов Ибрагим Файзуллаевич - старший преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусствоведения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье предпринята попытка показать, что одним из истоков эмоциогенности музыкального искусства является его способность моделировать сущностные свойства эмоционального явления в самом звучании. В качестве методологической основы исследования указанной проблемы нами избраны концепции психологов-классиков — единая теория психических процессов Л.М. Веккера и теория эмоций В. Вундта. Кроме того, обозначенная проблема требует рассмотрения с позиций теоретико-философского обобщения, которое способно послужить неким методологическим вектором при интерпретации вызванных музыкой эмоций и музыкальных произведений.

Ключевые слова: музыка, эмоция в музыке, свойства эмоций, музыкально-звуковая объективация эмоции.

УДК 781

Способность музыки порождать переживания и служить источником чувств, порой недоступных человеку в его повседневной жизни, делает ее притягательной на протяжении многих тысячелетий. Поскольку человек - существо, открытое для ощущений и чувствований, сам факт привлекательности этого искусства мог бы оставаться и незамеченным со стороны мыслителей, философов, педагогов, если бы музыка не таила в себе мощный потенциал для духовного совершенствования общества.

В отечественной психологии музыки проблема эмоций так или иначе затрагивалась практически всеми учеными, поскольку традиционно музыка рассматривается как особый язык чувств. В ряде работ музыкальные эмоции исследуются в широком контексте — в контексте музыкальной деятельности, психики, музыкальной педагогики, или сквозь призму музыкознания и музыкального искусства (см., например,. В зарубежной науке эмоциональный компонент музыкального сознания является краеугольным камнем исследований, связанных с музыкальным содержанием, а также с музыкальным восприятием, мышлением и деятельностью. При господстве эмпирической направленности зарубежной психологии в изучении эмоциональных явлений, особый интерес представляют работы, в которых имеет место объяснение эмоциогенности музыкального искусства, выстраиваются теории музыкальной эмоции [1-28].

Как показали психологические исследования, осуществленные еще В. Вундтом, в эмоции имеет место особая связь между субъектным (связанным с самим переживанием) и когнитивным (связанным с объектом эмоции) элементам. Эта связь проявляется как зависимость переживания от когнитивного (информационного) элемента. Другими словами, переживание (его характер, интенсивность) зависит от особенностей сенсорики - от той когнитивной информации, которую субъект обретает при контакте с объектом эмоции, от того, как отражен предмет эмоций на сенсорно-перцептивном уровне психики. Если же положение о двухкомпонентности эмоционального гештальта спроецировать на музыку, то становится очевид-ной зависимость переживания от уровня развития музыкального слуха.

Еще В. Вундт в своих простых, но весьма поучительных опытах раскрыл закономерности генезиса этих элементарных эмоциональных чувствований в связи с чередованием напряжения и разрядки (расслабления), возбуждения и успокоения, возникающих под воздействием изменений скорости ударов метронома. При этом исследователь обратил внимание на то, что ни напряжение, ни возбуждение (впрочем,

как и их противоположности) не связаны однозначно с удовольствием или неудовольствием. Он подчеркнул, что эти элементарные чувствования являются универсальными, поскольку проходят через все уровни иерархии самых разных эмоциональных процессов. Однако само чередование напряжения и разрядки, возбуждения и успокоения является источником положительной эмоции.

В качестве примера проявления этой особенности эмоциональных явлений в сфере музыки можно назвать рассмотренные выше «ладоступеневые интонемы» мажора и минора, исследуемые Д. Куком. Так, минорная интонема хода по устойчивым ступеням лада обретает большую эмоциональную конкретность, коррелирующую с артикуляцией (печаль - при плавной артикуляции; протест, твердость духа, сопротивление - при четкой), со звуковысотным движением (восходящее - разворачивание печали; нисходящее -безысходность). Мажорные же интонемы хода по устойчивым ступеням лада с трудом поддаются дифференциации в плане воплощения оттенка положительной эмоции. Обращаясь к этой интонеме, композитор может использовать самые разные ее варианты (в плане динамики, артикуляции и даже звуковысотного движения), воплощая при этом некую обобщенную положительную эмоцию, связанную с радостью, жизнеутверждением, оптимизмом или светлым настроением.

Музыкально-художественные эмоции всегда включают в себя положительную характеристику (порождаемую, например, чередованием возбуждения и успокоения, напряжения и релаксации), а потому обретают некую большую обобщенность субъектного компонента, что закономерно компенсируется конкретностью объектно-предметного компонента, связанного с самой звуковой формой художественного произведения. В. Вундта, основанных на различных (в плане ритма) ударах метронома и вызывающих у испытуемых соответственный чувственный тон удовольствия или неудовольствия, связанный с напряжением и релаксацией, возбуждением и успокоением. В частности, исследователь продемонстрировал, что при изменении скорости ударов метронома не только возникают состояния удовольствия и неудовольствия, напряжения и разрядки, возбуждения и успокоения, но и перестраивается их соотношение. Следует заметить, что В. Вундт весьма детально описал все основные характеристики эмоциональных явлений, выявив значение и роль их ритмически-временной и ритмически-двигателъной организации.

Кинестетико-проприорецептивные ощущения, согласно теории В. Вундта, репрезентированы психике как возбуждение и успокоение, напряжение и разрядка (расслабление). Если рассматривать музыку в этом плане, то можно указать на музыкальные средства, напрягающий или возбуждающий эффекты которых совершенно очевидны и лежат на поверхности. Так, возбуждение способны вызвать, например, резкие звуки (четкие по артикуляции, неблагозвучные по тембру), диссонансы, пунктирный и синкопированный ритмы, быстрые темпы, резкие перепады динамики, предъемы, нарушение норм гармонического движения.

Список литературы

1. Мадримов Б.Х. Представление учителя музыкальной культуры о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 29-32.

2. Холиков К.Б. Музыкальная педагогика и психология // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 54-57.

3. Норова Ш.У. Взаимозависимость социальной среды и образовательного процесса и их влияние на личность студента // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 40-43.

4. Миршаев У.М. Музыкально-эстетическое воспитание и современные требования к учителю музыки // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 44-47.

5. Ражабов Т.И., Ибодов У.Р. Обеспечение национального наследия в обучении песням бухарского детского фольклора на уроках музыки // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 51-54.

6. Хидиров А.А. Методика и принципы музыкальной педагогики // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 63-66.

7. Шамсиев Ш.И. Формы организации музыкального общения // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 67-70.

8. Мухамедов Т.Д. Способы направления студентов на информационные технологии // Вестник науки и образования. №21 (97), 2020, часть 2. С. 70-73.

9. Алаева З.М. Педагогика как наука и искусство воспитания // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 74-77.

10. Атамурадов Р.Э. Педагог музыкальной культуры - это понятие о педагогическом творчестве и педагогической технологии // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 77-80.

11. Гулов С.Н. Музыки и её воздействие на психическую деятельность человека // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 85-88.

12. Ражабов А.Ш. Дирижирование, хор и управление им // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 108-111.

13. Ramazanova U.Kh., Rakhmatova M.O. Social norms, sanctions and personality // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 111-114.

14.Хасанов Х.Р. Культура и искусство в эпоху Амира Темура и темуридов // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 115-118.

15. Rahmatova M.O., Tosheva D. Theory and methods of musical educational of children // Вестник науки и образования. № 21 (97), 2020, часть 2. С. 52-53.

16. Rakhmatov N.E. Problems of Creative Approach in The Pedagogical Activity of Future Music Teachers // The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2 (09), 2020, pp. 855-963.

17. Рузиев Д.Ю. Некоторые психологические особенности развития навыков игры на инструменте и подпевания // ACADEMY. 54:3 (2020). С. 640-647.

18. Мадримов Б.Х. Развитие музыкальной культуры в Средней Азии // Педагогическое образование и наука, 2017, №2. С. 138-139.

19. Норова Ш.У., Наимов Т.Дж. Воспитательное значение классических музыкальных произведений в образовании студентов // ACADEMY. 56:5 (2020). С. 55-57.

20. Нуриллаев Ф.Г., Нурилаева Н.К. Роль Фольклорных песен в воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 15-17.

21. Миршаев У.М., Миршаева Д.А. Роль народных песен в нравственном воспитании учащихся // Проблемы педагогики, 2020. С. 6-7.

22. Каримов О.И. Значение специфических особенностей и воспитательных возможностей узбекских народных инструментов // Academy, 2020. С. 78-80.

23. Madrimov B., Uzakova (Nayimova) M.A. About the voice songs of the Chulpan // Theoretical & Applied Science. 4 (84), 2020. Pp. 434-437.

24. Ражабов Т.И. Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр // Наука, образование и культура, 2020. С. 61-63.

25. Dustov S.D. The history of the Emergence of National Musical Instruments // International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 2020. Pp. 7125-7130.

26. Ramazonova U..Н., Sayfullaeva O. Makom art is a priority in the musical culture of Uzbekistan / Проблемы педагогика. № 2 (47), 2020. С. 87-88.

27. Yarashev J. Artistic and Aesthetic Features of "Buchor" Tune // Eastern European Scientific Journal. 2019, pp. 118-122.

28. Rajabov A. The development of music and instrumental performance in Central Asia // International Journal of Applied Research. 6 (5), 2020. Pp. 95-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.