Научная статья на тему 'Психологические индикаторы субъектности жизненной позиции'

Психологические индикаторы субъектности жизненной позиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъектность / юность / жизненная позиция / темпоральность / психологические границы / независимая Я-концепция / хронотопические основы / метакогнитивные процессы

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Екатерина Сергеевна

Введение. Актуальность вопросов конструирования жизненного пути личности обусловлена интенсивными современными трансформациями и необходимостью функционирования в условиях неопределенности, инноваций, рисков, многозадачности и дефицита времени. В фокусе настоящего исследования – выявление психологических индикаторов субъектности жизненной позиции в юности (хронотопических, метакогнитивных и рефлексивных). Методы. Диагностическое исследование проведено с участием девушек и юношей, обучающихся по программам бакалавриата Оренбургского государственного педагогического университета (n = 217, возраст испытуемых 19–24 лет). Психодиагностический комплекс составили стандартизированные методики диагностики жизненной позиции, темпоральности, психологических границ, метакогнитивных процессов и Я-конструктов: «Опросник жизненной позиции личности (ЖПЛ)», «Темпоральные модальности жизнеосуществления», «Методика диагностики психологической границы», «Шкала аналитичности-холистичности», «Шкала самоэффективности», «Опросник толерантности-интолерантности к неопределенности», «Родственная Я-концепция», «Коллективная и независимая Я-концепция». Результаты. Результаты проведенного исследования фиксируют связь субъектности жизненной позиции со сбалансированностью модальных оценок, рационализацией периодов времени жизнеосуществления, отдающей и вбирающей функциями психологических границ, толерантностью к неопределенности, самоэффективностью, независимой Я-концепцией. Обсуждение результатов. Психологическими индикаторами субъектности позиции в юности являются целостное и аутентичное восприятие настоящего, осмысленное отношение ко времени, восприятие его в качестве ресурса для достижения поставленных целей и реализации жизненных задач. Для становления субъектности жизненной позиции значимым является сбалансированный информационно-энергетический обмен между внешним и внутренним пространствами личности, обеспечиваемый интенсивностью и энергичностью пропускающих функций психологических границ (вбирающей и отдающей). Доказано значение интрасубъектных Я-конструктов в становлении позиции субъекта в юности. Представлен анализ значимых связей между субъектностью позиции с метакогнитивными процессами – самоэффективностью, толерантностью к неопределенности. В юности выявленные индикаторы раскрывают потенциал личности в самостоятельном выборе целей и стратегий их достижения, построении аутентичной жизненной линии на основе активного, ответственного и осознанного отношения к собственной жизни, конструктивной творческой самореализации, саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические индикаторы субъектности жизненной позиции»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья УДК 159.9.072.43 https://doi.org/10.21702/rpj.2024.1.13

Психологические индикаторы субъектности жизненной позиции

Екатерина С. Фоминых

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Российская Федерация

fominyh.yekaterina@yandex.ru

Аннотация

Введение. Актуальность вопросов конструирования жизненного пути личности обусловлена интенсивными современными трансформациями и необходимостью функционирования в условиях неопределенности, инноваций, рисков, многозадачности и дефицита времени. В фокусе настоящего исследования -выявление психологических индикаторов субъектности жизненной позиции в юности (хронотопических, метакогнитивных и рефлексивных). Методы. Диагностическое исследование проведено с участием девушек и юношей, обучающихся по программам бакалавриата Оренбургского государственного педагогического университета (п = 217, возраст испытуемых 19-24 лет). Психодиагностический комплекс составили стандартизированные методики диагностики жизненной позиции, темпоральности, психологических границ, метакогнитивных процессов и Я-конструктов: «Опросник жизненной позиции личности (ЖПЛ)», «Темпоральные модальности жизнеосуществления», «Методика диагностики психологической границы», «Шкала аналитичности-холистичности», «Шкала самоэффективности», «Опросник толерантности-интолерантности к неопределенности», «Родственная Я-концепция», «Коллективная и независимая Я-концепция». Результаты. Результаты проведенного исследования фиксируют связь субъектности жизненной позиции со сбалансированностью модальных оценок, рационализацией периодов времени жизнеосуществления, отдающей и вбирающей функциями психологических границ, толерантностью к неопределенности, самоэффективностью, независимой

Я-концепцией. Обсуждение результатов. Психологическими индикаторами субъектности позиции в юности являются целостное и аутентичное восприятие настоящего, осмысленное отношение ко времени, восприятие его в качестве ресурса для достижения поставленных целей и реализации жизненных задач. Для становления субъектности жизненной позиции значимым является сбалансированный информационно-энергетический обмен между внешним и внутренним пространствами личности, обеспечиваемый интенсивностью и энергичностью пропускающих функций психологических границ (вбирающей и отдающей). Доказано значение интрасубъектных Я-конструктов в становлении позиции субъекта в юности. Представлен анализ значимых связей между субъектностью позиции с метакогнитивными процессами - самоэффективностью, толерантностью к неопределенности. В юности выявленные индикаторы раскрывают потенциал личности в самостоятельном выборе целей и стратегий их достижения, построении аутентичной жизненной линии на основе активного, ответственного и осознанного отношения к собственной жизни, конструктивной творческой самореализации, саморазвития.

Ключевые слова

субъектность, юность, жизненная позиция, темпоральность, психологические границы, независимая Я-концепция, хронотопические основы, метакогнитивные процессы

Для цитирования

Фоминых, Е.С. (2024). Психологические индикаторы субъектности жизненной позиции. Российский психологический журнал, 21(1), 254-266. https://doi.Org/10.21702/rpj.2024.1.13

Введение

Современная действительность, синтезирующая транзитивность, виртуальность, темпоральную мобильность в единый контекст, актуализирует необходимость перманентного изменения и обновления личности для эффективного решения задач, реализации творческого потенциала и гармоничного жизнеосуществления. Стремительно возрастает способность и готовность личности функционировать в формате многозадачности, неопределенности, инноваций и риска. В данных условиях чрезвычайную значимость приобретают проблемы субъектности личности относительно собственной жизни и развития, ее самоопределения в условиях навязываемых социокультурных стандартов успешности и эффективности, дефицита внешних и внутренних ресурсов. В связи с этим требуется осмысление вопросов субъектности жизненной позиции в юности, выявление психологических индикаторов, опосредующих данный процесс.

Цель исследования

Цель исследования - выявление психологических индикаторов субъектности жизненной позиции в юности. Достижение цели предполагает проведение научно-теоретического анализа проблемы жизненной позиции личности и ее субъектности, а также диагностическое исследование заявленного феномена. Объектом исследования является жизненная позиция личности, предметом исследования -психологические составляющие субъектности жизненной позиции в юности.

Обширное междисциплинарное исследовательское пространство рассматриваемой проблемы жизненной позиции личности позволяет обозначить ее как сложный, интегративный, системный и динамичный феномен, который:

• связывает личность и социальную реальность - объективные и субъективные аспекты личности, внешнее и внутреннее жизненное пространство (Леонтьев, 2019, с. 95).

• аккумулирует жизненный опыт личности и открывает новые жизненные перспективы, потенциалы будущих достижений и результатов (Абульханова, Березина, 2001);

• определяет способ движения личности на основе пролонгированности, позитивной инерции и устойчивости (Maslow, 1970);

• интегрирует динамично развивающиеся отношения личности к окружающей реальности, другим и себе, осуществляет реализацию данных отношений в деятельности (Маркин, 2005);

• объединяет прошлое, настоящее и будущее личности в непрерывную и единую линию жизненного пути; обеспечивает возможность непрерывных изменений личности посредством интеграции фундаментальных и эмерджентных личностных конструктов - динамики и статики, процесса и результата (Фоминых, 2022а).

Д. А. Леонтьев (2019) в качестве важных составляющих жизненной позиции отмечает выделение личностью себя из потока жизни, способность управлять и произвольно влиять на жизнь, воплощать задуманные проекты и цели, а также согласовывать восприятие себя и собственной жизни. Жизненная позиция выступает компонентом высшего уровня диспозиции личности и аспектом ее психологической зрелости. Перечисленные аспекты реализуются в параметрах осознанности, активности и гармонии, закладывающих основы для конструктивных, прогрессивных и проактивных жизненных преобразований, либо их инверсии. Жизнь по навязанным социокультурным шаблонам и стандартам - распространенный вариант жизненной позиции, ведущий к деструктивности, регрессии и пассивности. Можно заключить, что системообразующие элементы жизненной позиции вплетены в контекст субъектности личности.

Субъектность как характеристика развития и жизни отражает способность выстраивать уникальную жизненную траекторию в соответствии с личностно

значимыми критериями, а также творчески преобразовывать личное жизненное пространство на основе самостоятельного, ответственного и свободного выбора, видения возможностей и альтернатив (Подольский, Идобаева, 2019). Субъектность раскрывается через понятие активности, то есть способности управлять своей жизнью, сознательно проектировать и реализовывать планы и цели, реализовывать потенциал, преобразовывать жизненный путь (Абульханова, 2005; Анцыферова, 2000; Гришина, 2009). Критериями активности являются баланс автономности и включенности в социальный контекст, возможность преодолевать зависимость от внешних и внутренних обстоятельств, независимость принимаемых решений (Леонтьев, Шильманская, 2019).

Методы Выборка

В исследовании приняли участие 217 испытуемых в возрасте 19-24 лет (80% испытуемых - девушки), обучающихся по программам бакалавриата Оренбургского государственного педагогического университета. Выборка однородна по признакам профессиональной занятости и семейного положения.

Методики

Основой диагностического исследования субъектности жизненной позиции стала методика «Опросник жизненной позиции личности (ЖПЛ)» (Леонтьев, Шильманская, 2019), в рамках которой активность рассматривается в аналогичном содержательном контексте.

Исследование хронотопических основ жизненной позиции осуществлялось на основе методик «Темпоральные модальности жизнеосуществления» (Бредун, Щеглова, Смешко, Шмер, 2021), «Методики диагностики психологической границы» (Леви, 2013а).

В изучении специфики метакогнитивных процессов испытуемых использовались «Шкала аналитичности-холистичности» (Апанович, Знаков, Александров, 2017), «Шкала самоэффективности» (Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996), «Опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» (Корнилова, Чумакова, 2014).

Рефлексивные элементы личности, объединяющие интер- и интрасубъектные аспекты Я-концепции, диагностированы с применением методик «Родственная Я-концепция» (Дорошева, Князев, Корниенко, 2016) и «Коллективная и независимая Я-концепция» (Дорошева и др., 2016).

Математико-статистическая обработка результатов включала расчет коэффициента взаимной сопряженности Пирсона (С) и Чупрова (Т), который позволяет установить степень тесноты связи между изучаемыми признаками.

Результаты

На основе методики «Опросник жизненной позиции личности (ЖПЛ)» (Леонтьев и др., 2016) нами были получены относительно высокие показатели активности жизненной позиции у юношей и девушек (у 62% респондентов - высокий уровень активности, у 30% - средний, у 8% - низкий уровни), раскрывающей способность личности управлять и произвольно влиять на собственную жизнь. Психологические индикаторы субъектности в юности были выделены на основе статистического анализа связей высоких показателей активности жизненной позиции с хронотопическими, метакогнитивными и рефлексивными аспектами личности.

Хронотопические основы являются точкой пересечения темпоральных и пространственных измерений жизни личности, в связи с чем рассматриваются через соотношение временных модусов личности, отражаемых в темпоральных характеристиках, а также через взаимодействие с внешней и внутренней реальностью, регулируемое психологическими границами (таблица 1).

Таблица 1

Показатели коэффициента взаимной сопряженности между активностью жизненной позиции и хронотопическими основами в юности (C; T; p <0,05)

Хронотопические основы

Активность

Эмоциональная фиксация на событиях

С = 0,117; Т = 0,137

Рационализация периодов времени жизнеосуществления

С = 0,249; Т = 0,289

Сбалансированность модальных оценок

С = 0,254; Т = 0,324

Невпускающая граница

С = 0,116; Т = 0,121

Проницаемая граница

С = 0,131; Т = 0,146

Вбирающая граница

С = 0,243; Т = 0,288

Отдающая граница

С = 0,307; Т = 0,331

Сдерживающая граница

С = 0,265; Т = 0,298

Спокойно-нейтральная граница

С = 0,128; Т = 0,162

Примечание. В таблице выделены статистически значимые показатели.

Результаты проведенного исследования фиксируют связь субъектности жизненной позиции испытуемых со сбалансированностью модальных оценок (С = 0,254; Т = 0,324) и рационализацией периодов времени жизнеосуществления (С = 0,249; Т = 0,289). По данным показателям установлена сильная связь. Сбалансированность модальных оценок отражает целостность и аутентичность восприятия настоящего. Рационализация периодов жизнеосуществления обеспечивает осмысленное отношение ко времени, распределение временных ресурсов с учетом актуальных целей и задач (Бредун, Щеглова, Смешко, Шмер, 2021).

Психологические границы осуществляют регуляцию и контроль взаимодействия, а также защиту пространства личности. В проведенном исследовании зафиксирована сильная связь активности жизненной позиции с интенсивностью и энергичностью пропускающих функций границ - вбирающей (С = 0,243; Т = 0,288) и отдающей (С = 0,307; Т = 0,331) - которые обеспечивают обменные процессы между внешним и внутренним пространствами личности: пропускают необходимую информацию и энергию из внешнего пространства и позволяют выражать внутренние импульсы (Леви, 2013б). Вероятнее всего, выявленная связь является важным условием конструктивного взаимодействия с социальным пространством. Усиление показателей пропускающих функций границ протекает параллельно с напряжением сдерживающей функции (С = 0,265; Т = 0,298), которая контейнирует субъективно значимую для личности внутреннюю энергию. В целом, открытость новому и выражение аутентичных импульсов являются основой для выстраивания субъектной жизненной линии.

Поскольку метакогнитивные процессы охватывают способности личности оценивать и применять собственные ресурсы, то в фокус исследования мы включили аналитичность-холистичность когниций, оценку восприятий в условиях неопределенности и анализ самоэффективности (таблица 2).

Таблица 2

Показатели коэффициента взаимной сопряженности между активностью жизненной позиции и метакогнитивными процессами в юности (C; T; p <0,05)

Метакогнитивные основы Активность

Фокус внимания С = 0,123; Т = 0,156

Каузальная атрибуция С = 0,123; Т = 0,145

Толерантность к противоречиям С = 0,121; Т = 0,156

Восприятие изменений С = 0,102; Т = 0,149

Толерантность к неопределенности С = 0,439; Т = 0,533

Метакогнитивные основы Активность

Интолерантность к неопределенности

Межличностная интолерантность к неопределенности

Самоэффективность Примечание. В таблице выделены статистически значимые показатели.

Общие результаты «Шкалы аналитичности-холистичности» (Апанович, Знаков, Александров, 2017) указывают на преобладание полюса холистичности у испытуемых. В то же время статистически значимых связей между активностью и аналитическим-холистическим полюсами изучаемых параметров (фокуса внимания, каузальной атрибуции, толерантности к противоречиям и восприятием изменений) не выявлено. Указанное подчеркивает доказанный в науке факт о необходимости гармоничного соотношения контекстуального и диспозиционного объяснения происходящих событий и изменений (Брушлинский, 2006). В рамках исследования метакогнитивных процессов юношей и девушек сильные связи установлены между активностью жизненной позиции и толерантностью к неопределенности (С = 0,439; Т = 0,533), самоэффективностью (С = 0,353; Т = 0,443), как важными элементами оценки потенциала личности.

В качестве еще одного ракурса научно-эмпирического поиска основ субъектности жизненной позиции в юности было выбрано изучение рефлексивных элементов личности, включающих интер- и интраперсональные аспекты Я-концепции (таблица 3).

Таблица 3

Показатели коэффициента взаимной сопряженности между активностью жизненной позиции и рефлексивными элементами личности в юности (C; T; p <0,05)

С = 0,123; Т = 0,165 С = 0,125; Т = 0,141

С = 0,353; Т = 0,443

Рефлексивные элементы личности Активность

Интерперсональные

Родственная Я-концепция С = 0,145; Т = 0,187

Взаимозависимая Я-концепция С = 0,137; Т = 0,178 Интраперсональные

Независимая Я-концепция С = 0,346; Т = 0,395 Примечание. В таблице выделены статистически значимые показатели.

Субъектный статус личности в юности коррелирует с высокими показателями независимой Я-концепции (С = 0,346; Т = 0,395), в отношении которых зафиксирована сильная связь. Восприятие себя, отношение личности к себе в данном случае не зависят от социального контекста, в который она включена, а детерминируются личными результатами и достижениями. Для человека приоритетными являются автономность, независимость от других, способность противостоять социальному давлению и мнению окружающих.

Таким образом, психологические индикаторы субъектности жизненной позиции в юности базируются на хронотопических, метакогнитивных и рефлексивных элементах личности. Полученные в исследовании данные фиксируют значимость темпоральности, психологических границ, толерантности к неопределенности, самоэффективности и независимой Я-концепции в выстраивании субъектной жизненной позиции.

Обсуждение результатов

Субъектность в настоящем исследовании рассмотрена с позиции активности и инициативности в отношении процессов жизнеосуществления (Леонтьев, 2003). Активность является основой для выстраивания взаимодействия с окружающим миром на основе субъективно значимых ориентиров, смыслов и ценностей, реализации автономных и гибких поведенческих стратегий, творческой трансформации жизненного пространства. Противоположный полюс данного компонента охватывает пассивные ригидные стратегии приспособления, зависимость от оценки и мнения окружающих, дефицит внутренних ресурсов жизненных преобразований.

Ускорение жизненных процессов в современном социокультурном пространстве стремительно изменяет приоритетные цели и ценности личности, разделяет хронотоп на несвязанные в единое кратковременные фрагменты, блокирует устойчивую идентификацию личности (Емелин, Тхостов, 2015). Хронотопическая направленность жизни личности находит отражение в своеобразии временной структуры (Бредун, Баланев, Ваулина, Краснорядцева, Щеглова, 2020). Важным аспектом жизнеосуществления личности является ее темпоральная перцепция, включающая субъективный баланс в соотношении опыта прошлого, ресурсов настоящего и перспектив будущего. Данные процессы необходимы для реорганизации взаимосвязанных отношений между личностью и средой в условиях непрерывных изменений (Бредун, Щеглова, Смешко, Шмер, 2021).

Результаты исследования подтвердили связь субъектных аспектов жизненной позиции испытуемых с темпоральной перцепцией, в частности, целостным и аутентичным восприятием настоящего, осмысленным отношением ко времени, восприятием его в качестве обязательного ресурса для достижения поставленных

целей и реализации жизненных задач (Фоминых, 2022б). В данных процессах принимают участие психологические границы личности. Субъектность позиции юношей и девушек связана с интенсивностью и энергичностью пропускающих функций психологических границ - вбирающей и отдающей, которые позволяют обеспечить баланс между внешним и внутренним пространствами личности.

Метакогнитивные процессы являются основой для восприятия и осмысления окружающей реальности и жизненных ситуаций. Когнитивная оценка происходящего на основе системы сформированных отношений определяет выбор стратегий реагирования и поведения личности. В современных условиях, связанных с неопределенностью, непрерывными вызовами и изменениями, временными дефицитами, реализация субъектных стратегий сопряжена с определенной мерой комплементарности, баланса во включенности в социальный контекст и автономностью, независимостью, то есть аналитичностью и холистичностью (Знаков, 2013; Nisbett, Peng, Choi & Norenzayan, 2001; Markus & Kitayama, 1991; Matsumoto & Yoo, 2006). В исследуемой нами выборке статистически значимых связей по данным показателям не получено, что подтверждает значимость компромисса / гибкого варьирования аналитичности-холистичности в восприятии и интерпретации событий и явлений реального мира. В исследовании нами были получены выраженные показатели холистичности в выборочной совокупности, указывающие на значимость социальных элементов в процессах ментализации в юношеском периоде, однако значимые связи с активностью не подтвердились. Результат очевиден, учитывая возраст испытуемых, значимость социального контекста в организации жизненных процессов, накоплении опыта, формировании системы профессиональных и личных связей, необходимых для эффективного функционирования личности. Актуальность баланса холистичности-аналитичности детерминирована также важными условиями персоногенеза субъектной жизненной позиции в юности: сепарационными процессами, преодолением зависимости от семьи и значимых родных, противостоянием навязываемым жизненным шаблонам и критериям успешности, постановкой смысложизненных задач и принятием личной ответственности за выбранные решения.

Значимыми для субъектности жизненной позиции личности оказались показатели самоэффективности - когнитивной основы организации деятельности, включающей субъективные представления индивида о потенциальных возможностях достижения жизненных целей и преобразований. Именно самоэффективность детерминирует выбор масштабов и сложности задач, прогнозирование вариантов развития событий, выработку поведенческой линии (Bandura, 1977; Jerusalem, 1992; Stajkovic & Luthans, 1998; Лощакова, 2015)

Позиция субъекта жизни и развития, авторское отношения к своей жизни связано со спецификой рефлексивных элементов личности. В отечественных и зарубежных исследованиях используется ряд смежных терминов для их характеристики: Я-конструкты, Я-концепция, ощущения Я, самосознание, идентичность и др.

(Rogers, 1961; Erikson, 1968; Hartmann, 1971; Kohut, 1971; James, 1890; Freud, 1991; Бернс, 2003; Шаповал, Фоминых, 2018; Харрис, 2019; Абдурасулов, Назирли, 2020 и др.). Для субъектного статуса личности в юношеском периоде значимыми оказались интрасубъектные Я-конструкты, включающие автономность, независимость, самостоятельность в качестве ключевого контекста функционирования. Помимо этого, характерными являются концентрация на индивидуальных мотивах, целях, потребностях, аутентичность самореализации, самовыражения, тенденция внеконтекстного объяснения социальной реальности. В данном возрасте акцент на внутренних атрибутах является основой для выбора жизненных ориентиров и стратегий, самостоятельного конструирования и реализации жизненного проекта, вопреки значимым межсубъектным связям, транслируемым и навязываемым социокультурным стереотипам, экономическим и другим факторам.

Заключение

Субъектность позиции является ключевой характеристикой развития и жизни личности, детерминируя построение уникальной жизненной траектории в соответствии с личностно значимыми критериями, а также творческое преобразование жизненного пространства на основе самостоятельного, ответственного и свободного выбора. Юность - период интенсификации процессов построения жизненных планов и проектов, сопряженных со становлением субъектных личностных качеств. Психологические индикаторы субъектности жизненной позиции в юности базируются на хронотопических, метакогнитивных и рефлексивных элементах личности, которые в совокупности раскрывают внутренний потенциал в построении аутентичной жизненной линии на основе осознанного, ценностного и активного отношения к собственной жизни, конструктивной творческой самореализации и самоактуализации. Результаты проведенного исследования позволили установить, что субъектность жизненной позиции в юности выражается в следующих психологических индикаторах:

• целостном и аутентичном восприятии настоящего времени, осмысленном и ценностном отношении ко времени, восприятии его в качестве ресурса для достижения поставленных целей и реализации жизненных задач;

• сбалансированном информационно-энергетическом обмене между внешним и внутренним пространствами личности на основе согласованной работы вбирающей и отдающей функций психологических границ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• независимойЯ-концепциисприоритетомавтономности, независимости, самостоятельности и внутренних атрибутов личностно-социального функционировании;

• самоэффективности, толерантности к неопределенности,

которые обеспечивают масштабы и сложность выбираемых задач, прогнозирование вариантов развития событий, выработку оптимальной поведенческой линии, внутреннюю устойчивость личности относительно возникающих угроз и преград.

В целом, выявленные хронотопические, метакогнитивные и рефлексивные индикаторы субъектности жизненной позиции расширяют возможности психолого-педагогического сопровождения юношей и девушек на этапе жизненного самоопределения. Выявленные индикаторы могут быть использованы в качестве векторов и ориентиров индивидуальной диагностико-консультативной, психопросветительской, тренинговой работы, реализуемых психологическими службами образовательных организаций, центрами сопровождения и поддержки молодежи. Представленные в исследовании результаты не претендуют на исчерпывающее освещение проблемы, в связи с чем могут быть продолжены в междисциплинарных научных контекстах.

Литература

Абдурасулов, Д. А., Назирли, М. (2020). Я-концепции и смысложизненные ориентации молодежи. Научные исследования XXI века, 2(4), 309-314.

Абульханова, К. А. (2005). Принцип субъекта в отечественной психологии. Психология. Журнал высшей школы экономики, 4, 3-21.

Абульханова, К. А., Березина, Т. Н. (2001). Время личности и время жизни. Алетейя.

Анцыферова, Л. И. (2000). Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода. Академический проспект.

Апанович, В. В., Знаков, В. В., Александров, Ю. И. (2017). Апробация шкалы аналитичности-холистичности на российской выборке. Психологический журнал, 38(5), 80-96.

Бернс, Р. (2003). Я-концепция иЯ-образы. Бахрах-М.

Брушлинский, А. В. (2006). Избранные психологические труды. Институт психологии РАН.

Бредун Е. В., Щеглова Э. А., Смешко Е. В., Шмер Т. А. (2021). Диагностические возможности опросника «темпоральные модальности жизнеосуществления». Сибирский психологический журнал, 82, 174-190. https://doi.org/10.17223/17267080/82/10

Бредун Е. В., Баланёв Д. Ю., Ваулина Т. А., Краснорядцева О. М., Щеглова Э. А. (2020). Темпоральные особенности студентов как когнитивные диагностические характеристики: контекст адаптивного образования. Российский психологический журнал, 1, 60-73. https://doi.org/10.21702/rpj.2020.1.5

Гришина, Н. В. (2009). Человек как субъект жизни: ситуационный подход. Институт психологии РАН.

Дорошева, Е. А., Князев, Г. Г., Корниенко, О. С. (2016). Валидизация русскоязычных версий двух опросников Я-концепции. Психологический журнал, 37(3), 99-112.

Емелин В. А., Тхостов А. Ш. (2015). Деформация хронотопа в условиях социокультурного ускорения. Вопросы философии, 2, 14-24.

Знаков, В. В. (2013). Аналитичность и холистичность во взглядах А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова. Вопросы психологии, 4, 135-146.

Корнилова, Т. В., Чумакова, М. А. (2014). Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера. Экспериментальная психология, 7(1), 92-110.

Леви, Т. С. (2013а). Методика диагностики психологической границы личности. Вопросы психологии, 1, 131-146.

Леви, Т. С. (20136). Диагностика психологической границы личности: качественный анализ. Вопросы психологии, 5, 93-101.

Леонтьев, Д. А. (2003). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Смысл.

Леонтьев, Д. А., Шильманская, А. Е. (2019). Жизненная позиция личности: от теории к операционализации. Вопросы психологии, 1, 90-100.

Лощакова, А. Б. (2015). О содержании и соотношении понятий «Личная эффективность» и «Самоэффективность» в психологической науке. Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2, 54-63.

Маркин, В. Н. (2005). Жизненная позиция личности как психолого-акмеологическая категория и феномен социального самоутверждения. Мир психологии, 4, 45-50.

Подольский, А. И., Идобаева, О. А. (2019). Quo vadis? Траектории ценностно-мотивационного развития современной российской молодежи. Вопросы психологии, 2, 45-58.

Фоминых, Е. С. (2022а). Психологические индикаторы жизненной позиции студентов. Вестник Кемеровского государственного университета, 4(92), 462-471. https://doi. org/10.21603/2078-8975-2022-24-4-462-471

Фоминых, Е. С. (2022б). Темпоральные основы жизненной позиции девушек-студенток. Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 3, 69-73. https://doi.org/10.18323/2221-5662-2022-3-69-73

Шаповал, И. А., Фоминых, Е. С. (2018). Самоотношение как феноменологическое поле диагностики психологических границ личности и ее здоровья. Клиническая и специальная психология, 7(1), 13-27. https://doi.org/10.17759/cpse.2018070102

Харрис, Т. А. (2019). Я - О'Кей, ты - О'Кей. Академический проект.

Шварцер, Р., Ерусалем, М., Ромек, В. (1996). Русская версия шкалы самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема. Иностранная психология, 7, 71-76.

Bandura, A. (1977). Self-efficacy: Toward a Unifying Theory of Behavioral Change. Psychological Review, 84(2), 191-215.

Erikson, E. (1968). Identity youth and crisis. W.W. Norton & Company INC.

Freud, S. (1991). Introductory Lectures on Psychoanalysis. Penguin Books.

Hartmann, H. (1971). Ego-psychology and the problem of adaptation. International University Press.

Jerusalem, M. (1992). Self-efficacy as a resource factor in stress appraisal pro-cesses. Self-efficacy: Thought control of action. Schwarzer, R. (ed.). Hemisphere.

James, W. (1890). The Principles of Psychology. New York: Henry Holt and Company.

Kohut, H. (1971). The Analysis of the Self: A Systematic Approach to the Psychoanalytic Treatment of Narcissistic Personality Disorders Reprint Edition. University of Chicago Press.

Markus, H. R., Kitayama S. (1991). Culture and the self: Implications for cog-nition, emotion, and motivation. Psihologikal Review, 52, 224-253.

Maslow, A. H. Motivation and Personality. Harper & Row.

Matsumoto, D., & Yoo, S. H. (2006). Toward a new generation of cross-cultural research. Perspectives on Psychological Science, 1(3), 234-250.

Nisbett, R. E., Peng, K., Choi, I., & Norenzayan, A. (2001). Culture and Systems of Thought: Holistic Versus Analytic Cognition. Psychological Review, 108(2), 291-310.

Rogers, C. (1961). On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Houghton Mifflin.

Stajkovic, A. D., & Luthans F. (1998). Self-efficacy and work-related performance: A metaanalysis. Psychological Bulletin, 124(2), 240-261.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

Поступила в редакцию: 26.07.2023 Поступила после рецензирования: 21.09.2023 Принята к публикации: 27.11.2023

Информация об авторе

Фоминых Екатерина Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, Российская Федерация; WoS Researcher ID: AEQ-7946-2022; SPIN-код РИНЦ: 8439-7721; ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0003-3733-4381; e-mail: fominyh.yekaterina@yandex.ru

Информация о конфликте интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.