Научная статья на тему 'Психологические идеи в контексте древней славянской культуры'

Психологические идеи в контексте древней славянской культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1631
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНКРЕТИЗМ / ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯН / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СЛАВЯН / SYNCRETISM / ANCIENT SLAVS / PSYCHOLOGICAL REPRESENTATIONS OF SLAVS / NATIONAL IDENTITY / SPIRITUAL CULTURE OF SLAVS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Апенок (Черкасова) Раиса Сергеевна

В статье говорится о том, что в наше время появился и продолжает нарастать интерес к далекому прошлому нашей страны, внимание к ее духовным основам. Проводится мысль о том, что осознание собственной национальной идентичности в историческом и психологическом планах становится насущной необходимостью. Обсуждается проблема недостаточной осведомленности об истории отечественных психологических взглядов и ее причины называются источники знаний о психологии славянских народов, анализируются с психологической точки зрения философско-религиозные представления и обычаи славян. Указывается, что философско-религиозные и психологические представления наших предков представляют собой своеобразную картину мира, выраженную в образной, символической форме, доступной всем членам общины, нации. Эти представления регламентировали и упорядочивали деятельность и отношение древнего человека к миру, природе, людям. Ставится вопрос о преемственности психологических представлений древности и современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL IDEAS IN THE CONTEXT OF ANCIENT SLAVIC CULTURE

In article it is said that nowadays interest to the remote past of our country, attention to its spiritual bases appeared and continue to grow. The thought that awareness of own national identity in historical and psychological plans becomes an urgent need is carried out. The problem of insufficient awareness on history of domestic psychological views and its reason is discussed, sources of knowledge of psychology of the Slavic people are called, philosophical and religious representations and customs of Slavs are analyzed from the psychological point of view. It is specified that philosophical and religious and psychological representations of our ancestors represent the peculiar picture of the world expressed in a figurative, symbolical form, a community available to all members, the nation. These representations regulated and ordered activity and the relation of the ancient person to the world, the nature and people. The question of continuity of psychological representations of an antiquity and the present is raised.

Текст научной работы на тему «Психологические идеи в контексте древней славянской культуры»

ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В КОНТЕКСТЕ ДРЕВНЕЙ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Р. С. АПЕНОК (ЧЕРКАСОВА)

В статье говорится о том, что в наше время появился и продолжает нарастать интерес к далекому прошлому нашей страны, внимание к ее духовным основам. Проводится мысль о том, что осознание собственной национальной идентичности в историческом и психологическом планах становится насущной необходимостью.

Обсуждается проблема недостаточной осведомленности об истории отечественных психологических взглядов и ее причины называются источники знаний о психологии славянских народов, анализируются с психологической точки зрения философско-религиозные представления и обычаи славян. Указывается, что философско-религиозные и психологические представления наших предков представляют собой своеобразную картину мира, выраженную в образной, символической форме, доступной всем членам общины, нации. Эти представления регламентировали и упорядочивали деятельность и отношение древнего человека к миру, природе, людям.

Ставится вопрос о преемственности психологических представлений древности и современности.

Ключевые слова: синкретизм, древние славяне, психологические представления славян, национальная идентичность, духовная культура славян.

Парадокс русской культуры в целом и истории психологии в частности заключается в том, что история собственной страны известна нам менее, чем история западных стран, между тем как интерес к собственной культуре неуклонно возрастает.

Одной из отличительных черт русского национального характера в работе ряда исследователей называется переимчивость. Качество это в зависимости от ситуации может быть оценено и как положительное, и как отрицательное. Возможно, от него (но не только от него) зависит то обстоятельство, что русское общество, особенно начиная с эпохи Петра I, больше ценит культурные ценности, заимствованные с Запада и с Востока, чем свои собственные.

«Ничто не может быть более гибельным для страны и народа, нежели пренебрежение своими благими порядками, обычаями, законами, языком и присвоение чужих порядков и чужого языка и желание стать другим народом», - писал в XVII в. Юрий Крижанич. Главной опасностью для любого государства, считал он, является «чужебесие» -«бешеная любовь к чужим вещам и народам и чрезмерное доверие к чужеземцам [10].

Русская духовная культура, уходящая своими корнями в дохристианские времена, никак не менее интересна и представляет значительную ценность

для русского человека. Между тем, наше знание собственной духовной культуры, особенно культуры дохристианского периода, непростительно ограничено. Тем не менее, в последнее время становится все более популярной мысль о том, что осознание собственной национальной идентичности в историческом и психологическом планах становится насущной необходимостью [3; 6; 8]. С другой стороны, межнациональные отношения только выиграют, если будут осознаны национальные корни разных народов, родственные связи между ними, сохранившаяся общность взглядов на человека. Осознание общности происхождения, изначального родства разных народов может явиться важным моментом в развитии отношений между ними, делающим минимальным посредничество других стран. Это со всей очевидностью показывают события на Украине, где украинские военные не хотят стрелять в русских, а русские заинтересованы в мирном развитии событий в дружественной стране. Вышесказанное объясняет, почему рубеж ХХ-ХХ1 вв. охарактеризовался повышенным интересом к истории России, который сохраняется до настоящего времени. Как известно, природа и общество развиваются циклически, и поэтому, чтобы понять, какое будущее нас ожидает, надо заглянуть в прошлое.

Проблема состоит в том, что при нарастающем интересе к древней национальной традиции

и ее философско-психологическим истокам существует ограниченная возможность получения непредвзятой информации о духовной культуре наших предков. В общественном сознании в отношении дохристианской духовной культуры Руси бытует масса нелепостей [2; 4]. Обращаясь к истории России, исследователи ставят вопрос о достоверности информации, предоставлявшейся предшествующей исторической наукой. Они приходят к выводу, что информация, предлагаемая официальной версией истории России, малодостоверна и необъективна, так как появилась в результате определенного социального заказа [11] . В частности, не могут быть объективными сведения о дохристианском периоде нашей истории, так как основные ее источники, например, «Повесть временных лет», написаны христианами, отношение которых к нашей исконной религии оставляет желать лучшего. Официальная версия истории России, которая навязывалась нам столетиями, прочно вошла в сознание людей, хотя ее основные положения давно опровергнуты последующими научными исследованиями и археологическими находками.

Причины существования проблемы. Отчасти проблема недостатка информации обусловлена тем, что источников древнейшего периода русской истории осталось мало, а те, которые известны, малодоступны для широкого круга специалистов, не говоря уже о рядовых читателях. Не последнюю роль в этом играет также то обстоятельство, что многие ученые весьма неохотно меняют устоявшиеся в науке взгляды и зачастую не приемлют новое знание просто потому, что оно противоречит привычному.

Необходимо сказать, что на крутых поворотах истории русская духовная культура не раз претерпевала серьезные изменения. Первым из известных нам таких поворотов судьбы русской цивилизации было принятие христианства и ориентация на византийскую культуру, сопровождавшееся уничтожением древних манускриптов и их хранителей. Второй этап преобразований -петровские реформы. Русская архитектура, живопись, наука и самый образ жизни в результате этих реформ стали ориентироваться на западные образцы. После революции под предлогом борьбы с пережитками искоренялись старые обычаи и традиции, притеснялись и уничтожались сами носители русской культуры, уничтожались иконы, церковная утварь, книги. Удар по русской культуре был нанесен и во время Великой отечественной войны, когда были безвозвратно утеряны многие памятники. Сталинские репрессии

уничтожили цвет нации - интеллигенцию, ученых, деятелей науки. После перестройки появилась тенденция к огульному отрицанию всего советского - и хорошего, и плохого. Общей тенденцией стала американизация общественной жизни и меркантилизация общественного сознания части людей, сопровождающаяся небрежным отношением к своей культуре, к своим корням. Это ограничивает достаточно глубокое и серьезное постижение культуры других народов. Как можно уважать обычаи других, не уважая собственного языка и собственной культуры, по сути, себя самого? После всего этого кажется чудом, что в наше время появился и продолжает нарастать интерес к далекому прошлому нашей страны, внимание к ее духовным основам.

Источники. В настоящее время, как отмечает С. В. Козловский, одной из форм сохранения сведений о прошлом является эпос. Значение отечественной эпической традиции, осмысление старинных событий народом в научном мире обычно игнорируется либо недооценивается. На наш взгляд, психологический анализ древнерусского эпоса мог бы помочь выявить зарождение и развитие психологической мысли в эпоху становления Древней Руси, что позволило бы расширить область исследований по истории отечественной психологии. В былинном эпосе отражены не только общественные отношения, но, как позволяет заключить анализ произведений, в былинах просматриваются и психологические воззрения: характер героев, мотивы поведения, влияние наследственных и социальных факторов на развитие человека и др. Обоснование важности использования фольклорного материала в качестве источника изучения психологической мысли содержится в ряде трудов историков психологии: К. С. Аксакова, А. С. Гучас, Е. А. Климова, О. Г. Носкова и др.

Б. Г. Ананьев считал, что в коллективных творениях народа «отразилась и закрепилась народная мудрость, своеобразная философия практической жизни, представляющая большой интерес для разработки истории психологических представлений и понятий» [9]. Особого внимания, по его мнению, заслуживает «этико-психологи-ческая сторона народного эпоса, в которой раскрывается гуманизм русского народа, его свободное от догматизма и мистицизма понимание личности, характера и способностей».

Зачастую древнейшие традиционные представления о психической жизни сохранились только в произведениях устного народного творчества, так как письменные источники под-

вергались государственной цензуре [6]. Сказки и мифы разных народов обнаруживают сходство, обусловленное общностью представлений о мире либо отражающее бытовые, трудовые и культурные контакты древних людей. Исследователями неоднократно высказывалось мнение, что древнейший пласт славянских мифов сохранился лучше греческих, индийских или библейских. Памятники устного народного творчества других народов искажались при записи уже в древнейшие времена. Славянской фольклор - это живая устная традиция, в меньшей степени испытавшая изменения под влиянием письменной культуры. Памятники письменной культуры славян, как известно, безжалостно уничтожались после IX в. В России только во второй половине XIX в., когда уже определилась методика и техника записи произведений устного народного творчества, их начинают собирать и записывать, пишет О. В. Клыпа. Для истории психологии представляет особый интерес информация, связанная с трудом и бытом славян, в связи с потребностями хозяйственной деятельности. В них сохранились представления о мире, о месте человека в нем, о ценностях древнейшего периода нашей истории, при этом они меньше подвергались искажениям в соответствии с потребностями правящей верхушки, чем эпические произведения. Сказки, предания, обрядовые песни, культовые хозяйственные обряды, пословицы и поговорки, предметы быта сохранили следы древней культуры, связанные с мировосприятием людей того времени, когда они создавались.

Важнейшими памятниками и письменности, и литературы, и истории, и духовной культуры в целом являлись русские летописи, которые появились на Руси вскоре после введения христианства. Летописи представляли собой произведения синкретичного жанра - отчасти исторические хроники, отчасти научные труды, отчасти литературные произведения, допускавшие субъективное толкование описываемых событий. И. М. Кондаков свидетельствует, что летописи составляли монахи, имеющие доступ к княжеским архивам и библиотекам. Их составление доверялось князьями самым грамотным людям, которые, к тому же, должны были осветить события таким образом, чтобы угодить тому или иному княжескому роду. Если летописец не устраивал заказчика, то составление летописи передавали другому, более сговорчивому автору.

Реконструкция религиозных представлений также дает важную информацию. Христианство долгое время, вплоть до XVII в., сосуществовало с исконными религиозными представлениями и ви-

доизменялось в соответствии с ними. В результате возникло православие, на долгие годы определившее лицо русской культуры. Существует точка зрения [15], согласно которой религии в их законченном виде появились не сразу; им предшествовал длительный безрелигиозный период, когда господствовали анимистические представления. Человек воспринимал явления природы как живые, имеющие душу, чувствующие подобно человеку [8]. Такого рода проекция качеств субъекта на объекты может быть понята как признак того, что люди знали о субъектных свойствах, о свойствах души, отмечает Н. М. Никольский.

И, наконец, важным источником знаний, причем наиболее объективным, являются предметы материальной и духовной культуры, найденные археологами, свидетельства древних писателей других народов.

Корни отечественных психологических взглядов.

Специфической особенностью любой древней системы взглядов является синкретизм - нерасчлененность, целостность представлений о мире и человеке. Философско-религиозные представления древности, да и некоторые современные тоже -включают множество установлений медицинского, психологического, педагогического, астрономического, бытового характера. В древности человек представлялся «частицей» мироздания, занимал свое место в нем и вступал с ним в особые отношения. По мнению Ю. П. Миролюбова, С. Лесного, отличительными чертами древнерусского религиозного уклада, роднящего его с ведической традицией, является понимание Бога как Отца, Друга, Пращура. Бога чтили, как своего предка, не страшась его. Он был не схоластической фигурой, а своим, близким, Дедом Вселенной. Предки наши считали себя «Даждьбожьими внуками». Понимание древней русской религии как банального политеизма является ошибочным. Имена русских, славянских богов - отражение идеи единого Бога, существующего и проявляющегося во многих своих ипостасях, отражающих многообразие природных явлений. Но над всеми ими господствовала единая всемогущая сила - Бог-творец - Род. Словом «Род» называли и Творца мироздания, и всех живых и умерших предков человека, и домашнего деревянного божка, олицетворяющего присутствие в доме высшего начала. Идея Троицы, выраженная у арийских народов, есть и у славян. Бог назывался Триглав. Это был единый Бог, но в трех лицах -Сварог, Перун и Свентовит. Вместе с тем, религия древних руссов была пантеистична: они не отделяли богов от сил природы, вернее, силы природы

олицетворялись и представлялись в виде богов. Бог был для них всюду, они и себя считали частью природы, Бога, Вселенной. Антропоморфизм, характерный для античных и скандинавских религиозных систем, не был характерен для восточных славян. У славян были особые отношения с Богом. Бог-Творец - Род - был единственной всемогущей сущностью, другие боги подчинялись ему. Все, что сотворено Родом, носило название Природы (то, что при Роде). Существовала четкая иерархия божеств, или сил природы. На Земле, как и на Небе, существовал порядок, установленный самим Богом. Древние обряды славян отличаются особой поэтичностью, пониманием Бога как Отца, Друга. Установленный порядок, т. е. закон, старались не нарушать. Такие отношения с Богом, Природой накладывали особый отпечаток на характер и взаимоотношения людей. «Родство» с Богом ко многому обязывало, прививало чувство ответственности за все происходящее вокруг человека, обусловливало отношение человека к себе, к другим людям, определяло его место во Вселенной, его цели, сам смысл его существования [13]. Здесь прослеживается идея системного подхода в ее образном выражении. Позднее идея системности мира, как известно, нашла свое выражение как в глобальных научных концепциях [1; 12], так и в конкретных исследованиях [17; 18].

У славян существовала особая ответственность за судьбу детей - продолжателей древних традиций Рода, призванных улучшить человеческую природу, приблизить ее к божественной природе.

Многие исследователи вопроса отмечают в славянском язычестве наследие древнеарийской духовной культуры, связь с ведической традицией. И индусам, и славянам были известны древние ведические знания. Согласно этим знаниям, смысл жизни - в морально-этическом, психическом и духовном совершенствовании человека. Совершенствование человеческой природы не являлось самоцелью. Основной его задачей было достижение такого состояния, когда человек воспринимает все живое, в том числе других людей, как самого себя, а самого себя ощущает составной частью Вселенной, природы [14]. Становится понятным, почему, согласно древнему закону, нельзя причинять вред родичам, природе, земле. Существовавшая в общине четкая регламентация деятельности и отношений оставляла мало места для межличностных и внутриличностных конфликтов, не существовало также отчуждения от результатов своего труда в условиях натурального хозяйства, отчуждения от других людей, от Бога,

природы. Похоже на то, что наши предки имели совсем другие проблемы, чем люди современной цивилизации.

Особое значение в древний период русской истории придавалось праздникам. Существует точка зрения, что центральное место в древнем жизненном укладе любого народа занимают его природные, родовые празднества [16]. Древнесла-вянские обрядовые праздники являлись кульминацией общественной жизни людей, они соединяли представления о мире и практику общественной жизни, труд и отдых, являлись проявлением заботы о живых и данью памяти предкам. Праздник был проявлением всех форм культуры народа, начиная от принятого поведения и заканчивая исполнением обрядовых песен, танцев и демонстрацией одежды. Обрядовые праздники, так же, как и трудовые будни, имели огромное воспитательное значение. Они способствовали коллективному внушению ценностей семьи, общины, народа. Именно во время празднеств происходила передача опыта общения, опыта выживания молодежи, укреплялась связь поколений.

Согласно А. Соловьеву, для древнеславян-ских праздников были характерны следующие черты:

- Четкая регламентация. Обрядовый праздник проводился по поводу определенного события, которое бывает раз в году или раз в жизни. К каждому празднику полагалась ритуальная еда и ритуальная одежда. Любой праздник имел три части: Зачин (ритуал поминовения), Пир, (Братина, Славление), Игрища.

- Связь с культом предков. Почитание предков - главная отличительная черта человека как существа духовного, считает Н. К. Никольский. Отголоски древних праздников, во время которых часть еды оставлялась предкам, дошли до наших дней (родительская суббота). Само слово «праздник» произносилось как «праздравник», (в значении «поздравление», «прославление», т. е. похвальное слово предкам и пожелание здоровья живым).

- Природосообразность, связь с сезонными и астрономическими явлениями, обеспечивающая жизнь по законам природы. Особое значение имели праздники в честь дня весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Адаптация к природным условиям, жизнь в соответствии с законами природы была важным фактором выживания и развития.

- Тесная связь с сельскохозяйственным календарем, с ремесленными работами и ратным трудом. Праздниками отмечались начало сева,

сбор урожая, посвящения воинов, инициации молодых людей и др.

- Обрядовые праздники выполняли функцию общения с Природой, Родом, они соединяли в себе и молитву, и пиршество, и состязание, и воздействие на высшие силы природы.

- Обрядовость служила для объединяющего внутриобщинного взаимодействия, снятия отрицательных эмоциональных состояний силами природы (прыгание через костер, купание в проруби, хоровод имели свой ритуальный смысл -очищение, исцеление, выравнивание энергетического поля).

- Любой праздник выполнял воспитательную функцию. На Руси существовала особая система воспитания детей, учитывающая психологические закономерности развития ребенка. Одной из особенностей этого являлось то, что вся система воспитания, образования носила как бы непреднамеренный характер, учитывающий высокую восприимчивость детей, склонность к подражанию, воспроизведению образцов поведения взрослых. При этом не подавлялась инициативность и самостоятельность детей, им ничего не навязывали. Ценности общины, рода усваивались как бы сами собой, в совместном труде и совместных праздниках. Понятно, что при таком подходе к воспитанию не существовало проблемы отцов и детей, не существовало и особой «молодежной субкультуры». Другая особенность заключалась в том, что ребенком занимались не только родители, но и другие родственники. При этом, если соблюдался принцип, который в современной педагогике называется единством требований (скорее всего, так оно и было), у дитяти формировалось представление о надежности, правильности и всеобщности установленных порядков, воспитывалось доверие к людям и к миру, ощущение своей нужности людям. Вместе с тем особое, уважительное отношение существовало и к старшим членам общины.

- Любой праздник был либо настроем на предстоящее дело либо итогом какого- либо дела. Это было совместное деяние. Научиться чему-либо можно только в процессе деятельности вместе с другими людьми. Коллективная творческая деятельность, в свою очередь, является источником развития личности. Славянский обрядовый праздник способствовал органичному и ненасильственному усвоению привычных форм поведения, формированию мировоззрения, жизненных ценностей, этических принципов, воспитанию совместным общением, отдыху и оздоровлению членов общины, формированию мотивации к труду.

Многие из этих функций обрядов сохранились до нашего времени.

Таким образом, философско-религиозные и психологические представления наших предков представляют собой своеобразную картину мира, выраженную в образной, символической форме, доступной всем членам общины, нации, регламентирующую и упорядочивающую их деятельность и отношение к миру, природе, людям. Глубинный смысл древнейшей славянской обрядовости - в передаче и сохранении полезных традиций, в укреплении национального духа, саморазвитии и саморегуляции, в поддержании постоянной связи и взаимопомощи между членами общины, нации. Источниками силы славян были об-щинность, сотворчество, единство с природой, самосовершенствование в деятельности и коллективном труде, ответственность перед членами рода - главные жизненные принципы, формирующие отношения и поступки человека. Многие из этих идей были развиты в период Русского Средневековья и позднее получили свое выражение и обоснование в ряде научных концепций. Те законы, которые сейчас изучаются как законы диалектики, были известны нашим далеким предкам, они следовали им - в труде, в быту, в воинских искусствах. Основные идеи диалектики отразились в древнеславянских обрядах: это идея единства и борьбы противоположностей (основной закон Прави - единство и борьба Яви и Нави), идея повторяемости, системности мира, идея развития, идея связи всего со всем. Глубокая символичность образов произведений устного народного творчества не позволяет современным людям, мыслящим категориями формальной логики, понять суть отношения наших предков к миру и к месту человека в этом мире. Тем не менее при непредвзятом анализе можно заметить существование преемственности психологических представлений древности и современности. Возможно, именно поэтому мы наблюдаем, как на фоне американизации языка и нравов нашего времени стремительно возрастает интерес к древним национальным идеям, оказавшимися такими современными, как всякое новое, представляющее собой хорошо забытое старое.

Литература

1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

2. Белов А. К. Изначалие. М., 1993.

3. Большакова В. В. Психологические идеи в русской философии XVIII века // Психологическая мысль России: век Просвещения / под ред. В. А. Кольцовой. СПб., 2001. С. 57-60.

4. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.; Л., 1962.

5. Клыпа О. В. К вопросу о начальном этапе развития отечественной психологии // Сибирский психологический журнал. 2010. № 5. С. 17-19.

6. Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Т. 1. М., 1987.

7. Ковтун Л. С. Азбуковники среди других текстов древней лексикографии и проблемы их издания. /ЛГО ДРЛ. Т. XXXVI. Л., 1981.

8. Козловский С. В. Отражение социальной практики домонгольской Руси в восточнославянском эпосе: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2006. URL: http ://www. dissercat.com

9. Кольцова В. А. История психологии. Проблемы методологии. М., 2008. С. 15.

10. Кондаков И. М. Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв. // Психологический журнал. 1999. № 6.

11. Лесной C. Русь, откуда ты? Основные проблемы Древней Руси. Виннипег, 1964.

12. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996.

13. Миролюбов Ю. П. Сакральное Руси. Собр. Соч. в 2 томах. М., 1997.

14. Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. СПБ., 1892.

15. Никольский Н. М. История русской церкви URL: http://religion.historic.ru

16. Соловьев А. Гуляй, душа! / Свет. 1999. № 4. С. 64-66.

17. Уваров Е. А. Самоорганизация индивидуальности человека. Тамбов, 2005.

18. Черкасова (Апенок) Р. С. Междисциплинарные аспекты индивидуально-психологических: мат-лы XX Междунар. конгресса ассоциации психологов ИН-ФАД (Испания). 25-27 апр. 2013 г. М., 2013, С. 637-644.

* * *

PSYCHOLOGICAL IDEAS IN THE CONTEXT OF ANCIENT SLAVIC CULTURE

R. S. Apenok (Cherkasova)

In article it is said that nowadays interest to the remote past of our country, attention to its spiritual bases appeared and continue to grow. The thought that awareness of own national identity in historical and psychological plans becomes an urgent need is carried out. The problem of insufficient awareness on history of domestic psychological views and its reason is discussed, sources of knowledge of psychology of the Slavic people are called, philosophical and religious representations and customs of Slavs are analyzed from the psychological point of view. It is specified that philosophical and religious and psychological representations of our ancestors represent the peculiar picture of the world expressed in a figurative, symbolical form, a community available to all members, the nation. These representations regulated and ordered activity and the relation of the ancient person to the world, the nature and people. The question of continuity of psychological representations of an antiquity and the present is raised.

Key words: syncretism, ancient Slavs, psychological representations of Slavs, national identity, spiritual culture of Slavs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.