Научная статья на тему 'Психологические и языковые параметры речевого акта поддержки'

Психологические и языковые параметры речевого акта поддержки Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
535
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ АКТ / ИНТЕНЦИЯ / ПОДДЕРЖКА / КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА / SPEECH ACT / INTENTION / SUPPORT / COMMUNICATIVE SITUATION / LANGUAGE MEANS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Захарова Галина Петровна

Приводится анализ речевого акта поддержки и его разновидностей. Показаны типы коммуникативных ситуаций, в которых отражены данный речевой акт, структура ситуаций, особенности языковой реализации интенции поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is analyzed the supporting speech act and its varieties. There are shown the types of communicative situations where there is reflected the given speech act, their structure, the peculiarities of linguistic realization of supporting intention.

Текст научной работы на тему «Психологические и языковые параметры речевого акта поддержки»

Врач Курт Фридрих-Каснер на могилу своего дяди привез икону Богородицы, ореховый шнапс и кусок мрамора из старой каменоломни. Рассказывает: «Дядя Конрад был каменщиком, и, если бы не война, еще бы жил. Я счастлив, что нашел свою новую родину на русской земле. И мы живем с Россией в мире. Это лучшее, что может быть». (Расшифровка репортажа программы «Сегодня » на канале НТВ 17 октября 2009 г.).

«Если близкие далеко...» - это слоган одного из мобильных операторов в г. Рязани. Ан-тонимичные локальные семы при непосредственном контакте создают резкий контраст, привлекающий внимание и требующий оценки. Придаточная условная часть при эллипсисе главной подсказывает необходимость мысленного восстановления последней примерно так: то от этого грустно, это неудобно, некомфортно, и надо им позвонить, чтобы, пусть на непродолжительное время, оказаться рядом.

Местонахождение нередко является фактором оценки качества жизни. Именно этим обстоятельством, по-видимому, руководствовались создатели рекламного баннера, на котором под изображением коттеджного посёлка написано: Городской комфорт загородной жизни.

Таким образом, категория локальности выступает в качестве важнейшей в русской языковой картине мира. Она теснейшим образом связана с темпоральностью и другими функционально-семантическими категориями. Кроме того, локальность, благодаря важному месту в сознании носителей языка, входит в структуру аксиологии русской лингво-культуры.

литература

1. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1972.

2. Всеволодова М.Ю., Владимирский Е.Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке. М. : Рус. яз., 1982.

3. Караулов Ю.Н. Языковое сознание как процесс. Теоретические предпосылки одного эксперимента // Юбилейный сборник, посвящённый 70-летию проф. И. Червенкова. София : Слово, 2001. С. 127 - 135.

4. Кубрякова Е.С. Язык пространства и пространство языка // СЛЯ. 1997. Т. 56, № 3. С. 22-31.

5. Кучевский В.Б. Философское учение о бытии и субстанции. М., 1993.

6. Николова А. Категория пространства, ее языковая репрезентация и лингвистическое описание. М., 2009 (URL : www.russian.slavica.org/ article113.html).

Locality category in Russian linguistic world picture

There is researched the locality category involvement into the Russian linguistic culture, considered the different methods of the given semantics actualization with the use of broad language material, revealed the connection of locality category with other functional and semantic categories. There is the conclusion made about the place of locality category in Russian linguistic world picture.

Key words: category, locality, Russian, linguistic world picture, linguistic culture.

г.п. Захарова

(Самара)

психологические и языковыЕ параметры речевого акта поддержки

Приводится анализ речевого акта поддержки и его разновидностей. Показаны типы коммуникативных ситуаций, в которых отражены данный речевой акт, структура ситуаций, особенности языковой реализации интенции поддержки.

Ключевые слова:речевой акт, интенция, поддержка, коммуникативная ситуация, языковые средства.

Под речевыми актами в современной лингвистике понимаются типы речевых действий, отвечающие нормам речевого поведения определенного социума. Целостная и развитая теория речевых актов сложилась в рамках лингвистической философии под влиянием идей Л. Витгенштейна о множественности назначений языка и их неотделимости от форм жизни. Ядро теории речевых актов составляют идеи, изложенные английским логиком Дж. Остином [1], впоследствии развитые Дж. Серлем [2].

© Захарова Г.П., 2010

Сегодня многие ученые рассматривают речевой акт как аналог речевого жанра [3; 4;

5], предлагают разные классификации, типологии речевых актов (речевых жанров) [6; 7; 8], обращаются к описанию эмоциональных состояний, интенций говорящего, анализируют их представление в языке [9; 10; 11]. Так, уже были рассмотрены ранее речевые акты совета (Э.П. Васильева, С.В. Кирьянова), просьбы (Н.И. Формановская), приказа (Е.В. Шабанова), угрозы (Н.В. Хохлова) и др.; но до настоящего времени отсутствуют исследования, посвященные речевому акту поддержки, анализирующие особенности его совершения, специфику реализации.

Поддержка - это речевое действие, призванное оказать позитивное влияние на собеседника.

целью данной статьи является изучение коммуникативных ситуаций, включающих речевой акт поддержки, их структуры и особенностей языкового оформления. Анализ проводился на основе материала, составляющего около 3000 фрагментов диалогических высказываний из художественных произведений и живой устной речи, в которых получает отражение коммуникативная интенция поддержки. Исследуемый материал вполне репрезентативен и достаточен для выявления основных характеристик речевого акта поддержки.

I. Установлено, что речевой акт поддержки находит отражение в коммуникативных ситуациях следующих типов:

1) проблемная жизненная ситуация, связанная с расставанием или с какой-то житейской неудачей, потерей, вызывает переживание собеседника и диктует появление интенции утешения (в нашем материале - около 1800 примеров данного типа):

а) - Не расстраивайся, - говорю я, - поступишь на следующий год.

б) - Через неделю вернусь, не переживай, что со мной может случиться!;

2) ситуация осуществленного поступка, вызывающая интенцию одобрения. В этом случае говорящий подбадривает собеседника, стимулирует его к продолжению начатого действия (около 450 примеров):

а) - К Олечке торопишься? Давай-давай! Дело хорошее...

б) - Ну, ну... Я слушаю, что же дальше?;

3) ситуация диалога, вызывающая интенцию согласия с собеседником при обсуждении событий, планов, оценки положения дел, кандидатур и т.д. (около 750 примеров):

а) - Как хотите, но я не верю в это. Он не был похож на самоубийцу, он не мог так распорядиться своей жизнью.

- Абсолютно согласен с вами.

б) - Много интересного можно иногда найти в книгах.

- И то правда!

Соответственно выделяются три разновидности речевого акта поддержки: психологическая поддержка (утешение), поддержка в действии (одобрение), поддержка-согласие.

II. Анализ материала позволяет выявить особенности структуры каждой разновидности речевого акта поддержки.

1. Психологическая поддержка.

1) В речевом акте принимают участие двое, один из которых нуждается в психологической поддержке, а другой оказывает поддержку.

- Как же мне теперь ему в глаза смотреть? Что же я наделала!

- Да не расстраивайся ты так! Он уже об этом и думать забыл!

2) В речевом акте могут участвовать двое (или более) лиц, характер этой ситуации, поведение ее участников влияют на некоторое лицо, прямо в этой ситуации не задействованное, но нуждающееся в поддержке.

Между двумя собеседниками разгорелся спор. В дискуссию вступает третий:

- Господа, господа, пожалуйста, поспокойней! Будьте благоразумны!

- Не беспокойтесь, мы не выйдем за рамки приличий.

2. Поддержка в действии.

1) Адресат выполняет определенное действие, а адресанту выполнение этого действия кажется не вполне интенсивным, активным, поэтому он пытается подбодрить адресата, активизировать выполнение действия с его стороны.

- Ну что ты там возишься с картошкой? Давай, давай... Так, молодец! Еще! Глядишь, и суп научишься готовить!

2) Человек может сам похвалить себя, одобрить свой поступок или выполненное действие, заставить себя быть более настойчивым, последовательным.

- Ну же, еще немного! Я смогу, я ведь сильная!

3. Поддержка-согласие представляет собой ответную реплику говорящего (говорящих) на речь, реплику собеседника.

а) - Он показался мне невоспитанным.

- Вы правы, я, пожалуй, соглашусь с вами.

б) - Боже, как хочется куда-нибудь съездить отдохнуть!

- Да! Именно отдохнуть! Этот год выдался для нас тяжелым.

III. Анализ собранного фактического материала позволяет также выявить специфику

языкового оформления разновидностей речевого акта поддержки.

1. Модель языковой реализации интенции психологической поддержки содержит два компонента: побуждение слушающего к изменению эмоционального состояния и аргумен-тативное сообщение, подталкивающее адресата утешения к данному изменению и оправдывающее это побуждение.

Семантика побуждения в речевом акте данной разновидности выражается многообразными средствами:

а) отрицательными формами императива несовершенного вида глаголов со значением эмоционального состояния: не волнуйся, не беспокойся, не расстраивайся, не тревожься, не отчаивайтесь и др.;

б) положительными формами императива глаголов разных ЛСГ: перестаньте плакать, соберись, успокойтесь и др.;

в) формой 2-го лица будущего времени изъявительного наклонения: Успеем! Прорвемся!;

г) конструкциями с безличным глаголом, выражающим побуждение к прекращению действия или совет: хватит плакать, будет расстраиваться, не стоит унывать и т.д.

А также конструкциями «не надо (не следует) + инфинитив», «ты не должен + инфинитив», которые дополняют речевой акт утешения оттенком долженствования, делают его более убедительным.

А) Не надо плакать, все получится!

Б) Не надо печалиться, вся жизнь впереди!

Аргументативное сообщение должно подтолкнуть адресата утешения к выполнению ка-узируемого действия посредством аргументированных фраз, веских доводов. Имеющийся материал позволил выделить в рамках данного компонета реализации психологической поддержки несколько семантических групп.

А) Говорящий демонстрирует оптимизм относительно исхода неприятной ситуации, в которой оказался адресат, подчеркивает временный характер неприятностей («все закончится благополучно, без неприятных последствий»).

А) Все пройдет! Скоро все пройдет! Подожди чуть-чуть. Время лечит.

Б) Терпение! Будем надеяться, что все будет хорошо!

Б) Говорящий старается приуменьшить величину неприятностей в глазах адресата. Причины, вызвавшие негативные эмоции у собеседника, говорящий представляет как мелкие, ничтожные. Реализуется данная семанти-

ка единицами Пустяки (Пустое); (Какая) чепуха; Ерунда; Не велика беда; Горе небольшое и под.

В) Утешающий демонстрирует адресату выгоду от сложившихся обстоятельств и указывает на их положительные стороны, используя конструкции скажите спасибо, что...; поблагодарите Бога, что....

Г) Говорящий-утешающий призывает адресата смириться с событиями, т.к. тот не в силах что-либо изменить даже при большом старании, и использует фразеологизированные клише ничего не поделаешь; что делать; что (теперь) поделаешь; что уж теперь; ты ничего не мог сделать; ты сделал все, что мог и под.

Д) В речевом акте психологической поддержки в качестве реплики-утешения часто используются устойчивые высказывания, фразеологические сочетания. Они могут иметь различную семантику:

- утешение с советом: возьми себя в руки, не падай духом, не вешай нос, не принимай этого близко к сердцу, не обращай (на это) внимания и др.;

- утешение с уверением в благополучном исходе: Бог милостив; все, что ни делается, все к лучшему; нет такого положения, из которого не было бы выхода; в следующий раз повезет; будет и на нашей улице праздник;

- уверение в том, что случившееся предотвратить или исправить не в воле человека, что все зависит от высших сил: Бог дал, Бог взял; такова жизнь; пусть будет, что будет; чему быть, того не миновать; значит так было угодно Богу; не судьба, видно и др.

2. Модель языковой реализации поддержки в действии содержит один компонент - побуждение к началу, продолжению действия.

Самым частотным средством выражения поддержки в действии являются глаголы в повелительном наклонении вследствие того, что они способны прямо указывать на то действие, к началу или продолжению которого побуждает говорящий адресата.

А) Весла, весла на воду! Навались!

Б) Стреляйте! Стреляйте! Скорей же!

Междометие ну, обладающее явной побудительной семантикой, является также распространенным средством выражения поддержки в действии как вместе с глаголами повелительного наклонения, усиливая их значение, так и в самостоятельном употреблении.

А) Ну, что ты замолчала, продолжай!

Б) Мама, подгоняя ребенка: - Ну! Ну! Ванечка! Еще немного...

В качестве средства выражения поддержки в действии используются и наречия. Вследствие своей семантики (обозначают способ действия) они указывают на характер исполнения того действия, к которому побуждает говорящий адресата.

А) Живей! Пошевеливайтесь!

Б) Веселей, молодцы! Подналяжем!

Наречия также побуждают к исполнению определенного действия посредством указания на некий пространственный ориентир.

А) Ну, вперед, паренек!

Б) За мной, ребята!

Поддержка-одобрение имеет целью не просто поддержать, одобрить адресата или его действие, но и придать ему уверенность в себе. Поэтому в данном типе речевого акта широко используются краткие прилагательные оценочной семантики: прекрасно, отлично, замечательно, превосходно, правильно, хорошо, а также существительные молодец, умница.

А) - Я так рада, что уже началось. Теперь скоро все будет позади.

- Ты молодец!..

Б) - Не поехать ли? Я бы так и не спал, а прямо с тяги и на станцию.

- Прекрасно!..

3. Анализируемый материал позволяет установить, что использование языковых средств оформления речевого акта поддержки-согласия зависит от семантики согласия.

Так, при нейтральном согласии адресат демонстрирует готовность поддержать идеи адресанта, но при этом никак не выражает своего отношения к этим идеям. Данный вариант согласия представлен следующим структурным типом: употреблением слова-предложения «да».

- Мне кажется, я видел Андрея, и не так давно...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Да, да! И я его видел! Совсем недавно!

Усиленное согласие представляет речевое

действие более интенсивно. Средствами выражения здесь служат модальные слова естественно, действительно, конечно, разумеется, правда, верно и т.п. Они призваны продемонстрировать говорящему, что его идеи, его точка зрения настолько неожиданны и к месту, что адресат сам бы никогда не додумался, не пришел бы в своих умозаключениях к подобным выводам.

Исследование позволяет сделать вывод о том, что поддержка является особым типом речевого акта: проявляется в определенных коммуникативных ситуациях, совершается в определенных условиях, имеет намерение, цель,

предполагает достижение результата, т.е. относится к разряду иллокутивных и имеет перло-кутивный эффект. Этим объясняется существование разновидностей поддержки, таких, как психологическая поддержка (утешение), поддержка в действии (одобрение), согласие, каждая из которых имеет специфические языковые средства реализации.

литература

1. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17 : Теория речевых актов. М. : Прогресс, 1986. С. 3 - 195.

2. Серль Дж.Р. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17 : Теория речевых актов. М. : Прогресс, 1986. С. 195 - 223; Что такое речевой акт // Там же. С. 151 - 169.

3. Кобозева И.М. Теория речевых актов как один из вариантов речевой деятельности // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.17 : Теория речевых актов. М. : Прогресс, 1986. С. 20.

4. Земская Е.А. Городская устная речь и задачи ее изучения // Разновидности городской устной речи. М., 1988. С. 42 - 43.

5. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 88 - 98.

6. Богданов В.В. Классификация речевых актов // Личностные аспекты языкового общения : межвуз. сб. науч. тр. Калинин : Калин. гос. ун-т, 1989. С. 25 - 39.

7. Медведева л.М. о типах речевых актов // Вестн. Харьк. ун-та. 1989. №339: Человек и речевая деятельность. С. 42 - 46.

8. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопр. языкознания. 1997. №1. С. 109 - 120.

9. Бабенко л.Г. лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1989.

10. Буряков М.А. К вопросу об эмоциях и средствах их языкового выражения // Вопр. языкознания. 1979. №3. С. 47 - 60.

11. Вольф Е.М. Эмоциональные состояния и их представления в языке // логический анализ языка. Проблемы интенциональных и прагматических контекстов. М. : Наука, 1989. С. 156 - 172.

Psychological and linguistic parameters of a supporting speech act

There is analyzed the supporting speech act and its varieties. There are shown the types of communicative situations where there is reflected the given speech act, their structure, the peculiarities of linguistic realization of supporting intention.

Key words: speech act, intention, support, communicative situation, language means.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.