Научная статья на тему 'Психологические и социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям обучения в Калмыцком госуниверситете'

Психологические и социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям обучения в Калмыцком госуниверситете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / РОССИЙСКИЕ И ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ADAPTATION / EDUCATIONAL CONDITIONS / EDUCATIONAL PROCESS / SOCIOCULTURAL ADAPTATION / PSYCHO-EMOTIONAL STATE / RUSSIAN AND FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Настинова Г.Э., Настинова К.И.

В статье представлены результаты оценки процесса адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям обучения в Калмыцком госуниверситете. Анализ их психоэмоционального состояния свидетельствует об успешной адаптации большинства из них уже к концу 1 семестра. Этому способствуют эффективные организационные решения по совершенствованию образовательной среды: разнообразие форм и методов организации деятельности, позволяющее повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы как отечественных, так и иностранных студентов; демократический стиль общения и деловое сотрудничество между педагогами и обучающимися; усиление деятельностного подхода в образовании студентов; индивидуальный подход к обучению каждого студента; внедрение современных технологий контроля знаний; наличие качественного образовательного контента на сайте вуза и т. д. Результатом системной работы по обеспечению условий обучения явилась высокая степень удовлетворенности иностранных студентов как организацией учебного процесса, так и собственными успехами уже после первой сессии. Успех социокультурной адаптации иностранных студентов обеспечивается действующей в университете Программой поддержки. Она направлена на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии; на обеспечение комплексного социокультурного сопровождения в процессе обучения в вузе; на организацию целостной гуманистически ориентированной поликультурной среды, способствующей вхождению иностранных студентов в чужую культуру. Иностранные студенты, участвуя в культурно-массовых мероприятиях данной Программы, проекта «Этноклуб» и Калмыцкого филиала Ассоциации иностранных студентов, получают навыки общения на русском языке, необходимые для коммуникации с представителями местного сообщества общения с местными и студентами других стран. Положительным моментом в адаптации иностранных студентов является проживание в студгородке с современной инфраструктурой, что позволяет проводить внеучебное время интересно и с пользой. Успех адаптационных усилий иностранных студентов зависит от внешних условий. Благодаря большой толерантности многонационального населения, а также более комфортным безопасным условиям проживания в г. Элисте социализация иностранных студентов идет легче. Делается вывод, что успешная адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям обучения в Калмыцком университете обеспечивается системной работой административно-педагогического коллектива и студенческих общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Настинова Г.Э., Настинова К.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and sociocultural aspects of adaptation of foreign first-year students to learning conditions in Kalmyk State University

The article highlights the results of the assessment of adaptation process at the Kalmyk State University. Foreign first-year students were surveyed and asked about a wide range of subjects. The analysis of the emotional state of these students indicates that most of them have successfully adapted by the end of the first semester. The root mission of the university is to enhance the student experience and provide students with an excellent learning environment. Different forms and methods of organizing activities encourage motivation for learning and give students every opportunity to show their abilities. The staff of the university exercise democratic style of communication and business cooperation between teachers and students. Each student has an individual approach and experiences modern system of control technologies. The results of systematic work showed overall satisfaction of foreign students, and there were particular gains in the areas of learning resources and satisfaction with the students’ union. The success of the sociocultural adaptation of foreign students is ensured by the Support Program at the University. It aims to respond effectively to the diverse needs of students in their intellectual, cultural, moral and physical development; to provide comprehensive socio-cultural support in learning process; to provide humane multicultural environment. Foreign students improve the Russian language by participating in cultural programs, the project "Ethnic club" and the Kalmyk branch of the Association of Foreign Students. They are taught to express their opinions in Russian, to communicate with representatives of the local community, to expand communication skills with local and foreign students from different countries. Foreign students appreciate the living conditions in the campus having modern infrastructure which allows them to have a good extra-curricular time. External conditions contribute to the success of the individual adaptation efforts of foreign students. The city of Elista has tolerant multinational population and comfortable safe living conditions so the process of adaptation for foreign students is much easier. The author came to the conclusion that the successful adaptation of foreign first-year students at the Kalmyk University is provided by the systematic work of the administration and pedagogical staff, as well as by students’ public organizations.

Текст научной работы на тему «Психологические и социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям обучения в Калмыцком госуниверситете»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 371.172

Б01: 10.21779/2542-0313-2018-33-3-90-98 Г.Э. Настинова, К.И. Настинова

Психологические и социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям обучения в Калмыцком госуниверситете

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова; Россия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11; nastinova.ge@yandex.ru;

В статье представлены результаты оценки процесса адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям обучения в Калмыцком госуниверситете. Анализ их психоэмоционального состояния свидетельствует об успешной адаптации большинства из них уже к концу 1 семестра. Этому способствуют эффективные организационные решения по совершенствованию образовательной среды: разнообразие форм и методов организации деятельности, позволяющее повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы как отечественных, так и иностранных студентов; демократический стиль общения и деловое сотрудничество между педагогами и обучающимися; усиление деятельностного подхода в образовании студентов; индивидуальный подход к обучению каждого студента; внедрение современных технологий контроля знаний; наличие качественного образовательного контента на сайте вуза и т. д. Результатом системной работы по обеспечению условий обучения явилась высокая степень удовлетворенности иностранных студентов как организацией учебного процесса, так и собственными успехами уже после первой сессии. Успех социокультурной адаптации иностранных студентов обеспечивается действующей в университете Программой поддержки. Она направлена на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии; на обеспечение комплексного социокультурного сопровождения в процессе обучения в вузе; на организацию целостной гуманистически ориентированной поликультурной среды, способствующей вхождению иностранных студентов в чужую культуру. Иностранные студенты, участвуя в культурно-массовых мероприятиях данной Программы, проекта «Этноклуб» и Калмыцкого филиала Ассоциации иностранных студентов, получают навыки общения на русском языке, необходимые для коммуникации с представителями местного сообщества общения с местными и студентами других стран. Положительным моментом в адаптации иностранных студентов является проживание в студгородке с современной инфраструктурой, что позволяет проводить внеучебное время интересно и с пользой. Успех адаптационных усилий иностранных студентов зависит от внешних условий. Благодаря большой толерантности многонационального населения, а также более комфортным безопасным условиям проживания в г. Элисте социализация иностранных студентов идет легче. Делается вывод, что успешная адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям обучения в Калмыцком университете обеспечивается системной работой административно-педагогического коллектива и студенческих общественных организаций.

Ключевые слова: адаптация, условия обучения, образовательный процесс, социокультурная адаптация, психоэмоциональное состояние, российские и иностранные студенты.

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 18-013-00795.

В условиях глобализации мира и требований реформы образования российские вузы становятся все более привлекательными для получения высшего образования иностранными гражданами. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. отмечается, что доля иностранных студентов в общем контингенте учащихся российских вузов должна вырасти с 2,3 % в 2011 г. до 10 % к 2020 г. [13, с. 12].

В 2017 г. в результате конкурсного отбора Министерством образования и науки РФ Калмыцкий госуниверситет (КалмГУ) вошел в число опорных вузов страны. В связи с этим определены основные направления развития вуза на ближайшие пять лет (2017-2021 гг.). Одно из них - активное развитие международной сферы деятельности по привлечению студентов для обучения.

По данным М.Б. Марзаевой, впервые студенты из Монголии прибыли в КалмГУ для обучения на отделениях гуманитарного факультета: историческом, русской филологии и романо-германской филологии в 90-е годы ХХ в. [10, с. 184].

В текущем учебном году в КалмГУ обучаются и проходят стажировку по разным программам подготовки свыше 900 иностранных граждан из 40 стран мира, преимущественно из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Поступая в КалмГУ, иностранные студенты попадают в непривычную для них климатогеографическую, социальную, языковую и национальную среду, к которой им предстоит адаптироваться. Отсутствие работ, включающих оценку адаптации иностранных студентов к условиям обучения в КалмГУ, послужило основанием для выбора темы нашего исследования.

Объекты и методы исследования. С целью получения базовых сведений о респондентах, об их отношении к условиям обучения в КалмГУ и проблемах, сопутствующих обучению, был разработан специальный блок вопросов и проведен опрос иностранных студентов 1 курса из стран Азии, Африки, Европы и СНГ. Для оценки психоэмоционального состояния студентов-первокурсников использовали методику САН (самочувствия, активности, настроения) [3, с. 141; 11, с. 86].

В исследовании, проводимом с соблюдением принципа добровольности, принимали участие 276 человек в возрасте 18-20 лет. Полученные данные подвергали статистической обработке с применением компьютерного теста ЛКОУЛ, используя параметрический ^критерий Стьюдента [1, с. 450]. Различия средних арифметических величин считали достоверными при 95%-ном (р < 0,05) пороге вероятности.

Результаты исследования и их обсуждение. По определению И.О. Кривцовой, «адаптация студентов-иностранцев к образовательной среде российского вуза - это комплексное явление, включающее в себя несколько видов адаптации, основными элементами которой прежде всего являются социально-бытовая, социально-коммуникативная и социально-культурная составляющие» [6, с. 288].

Уровень знания русского языка во многом определяет успех адаптации иностранных студентов к новой среде российского вуза [12, с. 78].

Значительная часть иностранных студентов поступает в КалмГУ после обучения на подготовительном отделении для иностранных граждан факультета довузовской подготовки (ФДПО), который является эффективной формой интеграции общего среднего и высшего образования [15].

Наряду с обучением русскому языку как иностранному со слушателями проводят дополнительные занятия по общеобразовательным дисциплинам выбранного направления обучения. Это существенно облегчает адаптацию студентов-первокурсников к условиям и требованиям образовательного процесса в вузе. Обучаясь на подготови-

тельном отделении ФДПО, иностранные слушатели социализируются, получая знания по истории и культуре народов России, навыки межкультурного взаимодействия.

Лишь небольшая часть студентов-первокурсников отмечает, что свободно владеет русским языком. Значительно больше тех, кто, по их мнению, владеет языком в достаточной для обучения в вузе степени. Очень много студентов, ктороые лишь понимают по-русски, но не говорят. Это преимущественно выходцы из стран Африки и Азии (рис. 1).

Основной Основной Основной Основной Основной Основной Основной

и

О* оУ

Ж ^ ч* ^

^ ^ ^

с? ^ с

С?

Свободно владею

Владею в достаточной степени

Понимаю, но не говорю

Читаю и пишу со словарем

Рис. 1. Оценка уровня владения русским языком иностранными студентами-первокурсниками

Недостаточное знание русского языка, несомненно, усложняет процесс адаптации к условиям жизни и обучения в вузе. Процесс адаптации иностранных студентов к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию организма, что отражается на их психоэмоциональном состоянии, уровень которого определяет способности личности к самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности, к формированию навыков и умений рациональной организации умственной деятельности, организации оптимального режима труда, досуга и быта [2, с. 13; 4, с. 13; 7, с. 1].

На основе изучения психоэмоционального состояния студентов по методике САН было установлено, что уровень самочувствия у иностранных студентов в начале учебного года составил всего 3,91, а показатели «настроение» и «активность» оказались несколько выше - 4,11 и 3,98 соответственно (таблица 1).

Полученные показатели в совокупности показывают неудовлетворительный исходный уровень адаптационных возможностей иностранных студентов-первокурсников. Основной причиной низкого уровня самочувствия студентов в начале учебы, как удалось выявить из бесед со студентами, являются бытовые сложности и трудности в обучении: новые требования, освоение особенностей учебы в вузе, необходимость овладения большим объемом информации и т. д.

Таблица 1. Динамика показателей оценки самочувствия, активности, настроения (САН) в процессе адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям обучения

в КалмГУ (средний балл)

Показатели Д инамика исследования

1-й месяц 3-й месяц 6-й месяц

Самочувствие 3,91 ± 0,19 4,91 ± 0,21 5,82 ± 0,22

Активность 4,11 ± 0,20 4,98 ± 0,20 5,97 ± 0,20

Настроение 3,98 ± 0,20 5,01 ± 0,22 5,98 ± 0,21

Динамические исследования психоэмоционального состояния иностранных студентов-первокурсников показали рост исследуемых показателей (самочувствия, активности, настроения) уже к концу 1 семестра и особенно после сдачи 1 сессии, что свидетельствует об успешной адаптации большинства из них (таблица 1).

В КалмГУ большое внимание уделяется эффективной организации образовательного процесса. Взаимоотношения между педагогами и обучающимися строятся на демократической основе, с элементами делового сотрудничества. Особенно это проявляется на семинарских и практических занятиях, когда между студентами и педагогом в процессе обучения развертывается диалог, в ходе которого обучающиеся осознают свою значимость, ощущают принятие их способа мышления, способа видения мира и т. д.

Деятельностный подход - основополагающий принцип совершенствования образовательного процесса в вузе - обеспечивается через усиление в образовании студентов разных видов деятельности: учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой. В итоге актуализируется направленность содержания образования на формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Разнообразие форм и методов организации образовательной деятельности позволяет повысить мотивацию обучения, максимально реализовать потенциал способностей и возможностей иностранных студентов. Индивидуализация обучения студентов реализуется через учет педагогами персонального познавательного стиля обучающегося, их потребностей и интересов. Для этого с неуспевающими студентами проводят курсы выравнивания с целью ликвидации пробелов в знаниях, создавая условия для реализации личностного потенциала каждого обучающегося. Повышению эффективности образовательного процесса студентов способствует использование современных информационно-коммуникационных технологий, как в процессе обучения, так и в текущем и рубежном контроле знаний.

В КалмГУ ведется системная работа по созданию качественного образовательного контента. На портале открытой образовательной сети www.kalmsu.ru с 2007 года доступны аккумулирующие предметную информацию ресурсы, посвященные вузовским дисциплинам, рекомендуемые для использования в рамках изучения предметов [11].

Анализ данных опроса иностранных студентов-первокурсников показал высокую степень удовлетворенности их как организацией учебного процесса (таблица 2), так и собственными успехами по итогам первой сессии (таблица 3).

Таблица 2. Анализ удовлетворенности иностранными студентами-первокурсниками организацией учебного процесса в КалмГУ ( %)

№ Ответы на вопрос: удовлетворены ли Вы организацией учебного процесса? Студенты из стран

Африки Азии СНГ Европы

1 Да 35,29 36,71 38,60 41,19

2 Скорее да 49,13 50,08 47,19 45,60

3 Скорее нет 10,03 8,76 9,01 8,24

4 Нет 2,08 3,07 3,29 3,27

5 Затрудняюсь ответить 3,46 1,38 1,91 1,70

Таблица 3. Анализ удовлетворенности результатами успеваемости иностранными студентами-первокурсниками по итогам первой сессии в КалмГУ ( %)

№ Ответы на вопрос: как Вы оцениваете Вашу успеваемость по итогам первой сессии? Студенты из стран

Африки Азии СНГ Европы

1 Хорошая 30,97 34,10 28,74 28,69

2 Скорее хорошая 19,72 21,51 16,12 18,61

3 Удовлетворительная 32,53 29,49 35,52 33,66

4 Скорее плохая 8,65 9,22 12,30 8,10

5 Плохая 7,27 4,61 6,57 3,55

6 Затрудняюсь ответить 0,87 1,08 0,74 0,28

7 Я отличник (ца) - - - 7,10

Анализируя успеваемость, отмечаем, что ответы «Да» и «Скорее да» в сумме составляют от 82 до 91 %. Ответ «Скорее нет» выбирали в основном неуспевающие студенты, а также часть очень способных студентов, которые при ответе на другие вопросы относительно организации учебного процесса указали, что нагрузки занижены.

Оценка организации учебного процесса иностранными студентами близка к самооценке собственных успехов, за исключением ответов «Нет» на первый вопрос в сравнении с ответами «Плохая» на второй вопрос. Собственную плохую успеваемость студенты не всегда связывают с некачественной организацией учебного процесса, объективно считая, что она имеет другие причины, скорее субъективные, по нашему мнению. На вопрос «Что нужно сделать для повышения Вашей успеваемости?», были получены следующие ответы: 50,5 % студентов полагают, что нужно ввести дополнительное изучение русского языка; 38,0 % считают необходимой помощь со стороны педагогов и однокурсников; остальные, менее 10 %, не дали конкретного ответа. При этом качество успеваемости у студентов из Европы, лучше владеющих русским языком, выше, чем у студентов из других стран. Среди первых большой процент отличников, чего нет среди других студентов. Основной проблемой низкой успеваемости у отдельных иностранных студентов-первокурсников является недостаточное знание русского языка.

Приспособление к условиям жизни, новому социальному окружению, культуре и традициям, нормам общественного поведения является важной составляющей адаптации иностранных студентов в вузе, наряду с приспособлением к учебному процессу [2, с. 12; 5, с. 10].

Социокультурное сопровождение в процессе обучения в вузе обеспечивается путем комплексной организации целостной гуманистически ориентированной поликультурной среды, способствующей вхождению иностранных студентов в чужую культуру. Для этого в КалмГУ действует Программа поддержки, в которой участвуют как преподаватели, сотрудники университета, так и общественные студенческие организации -Калмыцкий филиал Ассоциации иностранных студентов, Этноклуб, штаб студенческих отрядов «Джангар», различные центры студенческого творчества и др. Знакомству иностранных студентов с традициями многонациональной республики помогает деятельность творческих объединений университета: ансамбль национальных инструментов, народный ансамбль песни и танца «Бумбин Орн», студия народного пения «Теегин Сувсн». Иностранные студенты с удовольствием участвуют в мероприятиях культурно-массового характера: посвящение в студенты, фестиваль КВН, Студенческая весна, национальные праздники - Зул, Цагансар, День славянской письменности и культуры и

др. [14].

При этом иностранные студенты учатся выражать свое мнение на русском языке, совершенствуя знания языка и получая навыки, необходимые для коммуникации, приобретают опыт погружения в другую культуру и позитивных личностных взаимодействий с её представителями.

Успешной адаптации иностранных студентов к условиям обучения в КалмГУ способствуют проживание в общежитиях, наличие современной инфраструктуры в студгородке: тренажерные и актовые залы, учебные комнаты, буфеты и прачечные, высокоскоростной доступ к сети Интернет. Поскольку в Калмыкии имеет место ухудшение здоровья населения из-за неблагоприятных факторов природной и антропогенно измененной среды аридной территории республики [9, с. 120], особое внимание в Программе уделяется здоровьесберегающей деятельности, которую осуществляют кафедры физической культуры, физвоспитания и медико-биологических дисциплин, общей биологии и физиологии, медицинский центр «Здоровье» и санаторий-профилакторий.

Главная цель здоровьесберегающей деятельности в университете состоит не только в создании условий для здорового образа жизни студентов. Важно предоставить студентам актуальные знания, относящиеся к сфере здоровья человека, и мотивирование их на продолжение накопления знаний для приобретения потенциала здоровьесбереже-ния на всю жизнь.

Социокультурная адаптация иностранных студентов во многом зависит от внешнего окружения (социума). Наиболее важным условием для этого является расовая и национальная терпимость. Калмыкия - республика многонациональная. Здесь проживают представители разных конфессий. Уникальность Калмыкии в этническом и конфессиональном многообразии определяется взаимодействием азиатской и европейской самобытных культур. Здесь на протяжении более двух веков в мире и согласии живут калмыки, русские, казахи, аварцы, чеченцы, даргинцы и представители многих других народов. Поэтому межкультурная адаптация иностранных студентов проходит намного легче. Особенно комфортно чувствуют себя студенты из Юго-Восточной и Центральной Азии. Благодаря большой толерантности многонационального населения, а также более комфортным безопасным условиям проживания в г. Элисте, в отличие от крупных мегаполисов страны, социализация иностранных студентов идет легче.

Все вышеперечисленное способствует успешной социокультурной адаптации в КалмГУ: ощущению комфортности для иностранных студентов, раскрытию их личностных творческих способностей.

Таким образом, успешная адаптации иностранных студентов-первокурсников к условиям обучения в КалмГУ обеспечивается системной работой административно-

педагогического коллектива и студенческих общественных организаций, обеспечивающих эффективную образовательную среду и разностороннее социокультурное сопровождение.

Литература

1. Боровиков В.П. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 700 с.

2. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. - СПб.,1995.- 145 с.

3. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. - 1973. -№ 6. - С. 141-145.

4. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. - СПб., 1993. - 167 с.

5. Илюхина JI.B., Трошева A.A. Образование как фактор социокультурного процесса // Лосевские чтения. - Ростов н/Д, 1998. - С. 8-9.

6. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8 (ч. 2). - С. 284-288.

7. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: автореф. дис. ... к. психол. н. - М., 1980. - 16 с.

8. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 1991. -

134 с.

9. Настинова Г.Э., Емельяненко Д.А. Влияние загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами на состояние здоровья населения Республики Калмыкия // Геология, география и глобальная энергия. - 2013. - № 4. - С. 118-129.

10. Марзаева М.Б. Адаптация иностранных студентов (региональный опыт) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - № 4. - 2015. -С. 184-191.

11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - М.: Бахрах-М., 2011. - 121 с.

12. Рубинская Э.Д., Савченкова И.Н. Иностранные студенты как ресурс квалифицированной рабочей силы региона (на материалах социологического обследования) // Journal of economic regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2015. - Т. 6, № 3. - С. 73-81.

13. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. - URL: http://window.edu.ru/resource/823/76823 (дата обращения: 26.03.2018).

14. Калмыцкий государственный университет - основной центр образования, науки и культуры, самое динамично развивающееся высшее учебное заведение в Калмыкии. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. kalmsu.ru/index.php?option=com_content &view=article&id=21&Itemid=179 (дата обращения: 26.03.2018).

15. Факультет довузовской подготовки и обучения иностранных граждан. [Электронный ресурс] // URL: http://www.kalmsu. ru/index.php?option=com_сontent&view=artic le&id=171 &Itemid=35&limitst (дата обращения: 26.03.2018).

Literature

1. Borovikov V.P. STATISTICA. Iskusstvo analiza dannykh na komp'yutere. - 2-ye izd. - SPb.: PITER, 2003. - 700 s.

2. Vitenberg Ye.V. Sotsial'no-psikhologicheskiye faktory adaptatsii k sotsial'nym i kul'turnym izmeneniyam. - SPb., 1995. - 145 s.

3. Doskin V.A., Lavrent'yeva N.A., Miroshnikov M.P., Sharay V.B. Test differentsiro-vannoy samootsenki funktsional'nogo sostoyaniya // Voprosy psikhologii. - 1973. - № 6. -S. 141-145.

4. Ivanova M.A., Titkova N.A. Sotsialno-psikhologicheskaya adaptatsiya inostrannykh studentov pervogo goda obucheniya v vuze. - SPb., 1993. - 167 s.

5. Ilyukhina JI.B., Trosheva A.A. Obrazovaniye kak faktor sotsiokul'turnogo protsessa // Losevskiye chteniya. - Rostov n-D, 1998. - S. 8-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Krivtsova I.O. Sotsiokul'turnaya adaptatsiya inostrannykh studentov k obra-zovatel'noy srede rossiyskogo vuza (na primere Voronezhskoy gosudarstvennoy meditsinskoy akademii im. N.N. Burdenko) // Fundamental'nyye issledovaniya. - 2011. - № 8 (chast' 2) -S. 284-288.

7. Kryazheva I.K. Sotsial'no-psikhologicheskiye faktory adaptirovannosti lichnosti: avtoref. dis. ... k. psikhol. n. - M., 1980. - 16 s.

8. KuznetsovP. S. Adaptatsiya kak funktsiya razvitiya lichnosti. - Saratov, 1991. - 134 s.

9. Nastinova G.E., Yemel'yanenko D.A. Vliyaniye zagryazneniya atmosfernogo vozdu-kha vzveshennymi veshchestvami na sostoyaniye zdorov'ya naseleniya Respubliki Kalmykiya // Geologiya, geografiya i global'naya energiya. - 2013. - № 4. - S. 118-129.

10. Marzayeva M.B. Adaptatsiya inostrannykh studentov (regional'nyy opyt) // Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovaniy RAN. - № 4. - 2015. - S. 184-191.

11. Raygorodskiy D. Y A. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy. - M.: Bakhrakh-M, 2011. - 121 s.

12. Rubinskaya E.D. Savchenkova I.N. Inostrannyye studenty kak resurs kvalifitsiro-vannoy rabochey sily regiona (na materialakh sotsiologicheskogo obsledovaniya) // Journal of economic regulation (Voprosy regulirovaniya ekonomiki). - 2015. - T. 6, № 3. - S. 73-81.

13. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya» na 2013-2020 gg.

14. Kalmytskiy gosudarstvennyy universitet - osnovnoy tsentr obrazovaniya, nauki i kultury, samoye dinamichno razvivayushcheye vyssheye uchebnoye zavedeniye v Kalmykii // [Elektronnyy resurs] // URL: http:// www.kalmsu.ru/index.php?option=com_content &view=article&id=21&Itemid=179 (data obrashcheniya: 26.02.2018).

15. Fakultet dovuzovskoy podgotovki i obucheniya inostrannykh grazhdan - khronika [Elektronnyy resurs] // URL: http://www.kalmsu. ru/index.php?option=com_sontent&view=artic le&id=171&Itemid=35&limitst (data obrashcheniya: 06.03.2018).

Поступила в редакцию 26 сентября 2018 г.

УДК 371.172

DOI: 10.21779/2542-0313-2018-33-3-90-98

Psychological and sociocultural aspects of adaptation of foreign first-year students to learning conditions in Kalmyk State University

G.E. Nastinova, K.I. Nastinova

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Russia, Elista, Pushkin st., 11; nastinova.ge@yandex.ru

The article highlights the results of the assessment of adaptation process at the Kalmyk State University. Foreign first-year students were surveyed and asked about a wide range of subjects. The analysis of the emotional state of these students indicates that most of them have successfully adapted by the end of the first semester. The root mission of the university is to enhance the student experience and provide students with an excellent learning environment. Different forms and methods of organizing activities encourage motivation for learning and give students every opportunity to show their abilities. The staff of the university exercise democratic style of communication and business cooperation between teachers and students. Each student has an individual approach and experiences modern system of control technologies. The results of systematic work showed overall satisfaction of foreign students, and there were particular gains in the areas of learning resources and satisfaction with the students' union.

The success of the sociocultural adaptation of foreign students is ensured by the Support Program at the University. It aims to respond effectively to the diverse needs of students in their intellectual, cultural, moral and physical development; to provide comprehensive socio-cultural support in learning process; to provide humane multicultural environment. Foreign students improve the Russian language by participating in cultural programs, the project "Ethnic club" and the Kalmyk branch of the Association of Foreign Students. They are taught to express their opinions in Russian, to communicate with representatives of the local community, to expand communication skills with local and foreign students from different countries. Foreign students appreciate the living conditions in the campus having modern infrastructure which allows them to have a good extra-curricular time. External conditions contribute to the success of the individual adaptation efforts of foreign students. The city of Elista has tolerant multinational population and comfortable safe living conditions so the process of adaptation for foreign students is much easier.

The author came to the conclusion that the successful adaptation of foreign first-year students at the Kalmyk University is provided by the systematic work of the administration and pedagogical staff, as well as by students' public organizations.

Keywords: adaptation, educational conditions, educational process, sociocultural adaptation, psychoemotional state, Russian and foreign students.

Received 26 September, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.