Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭПИДЕМИИ COVID-19'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭПИДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
637
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпидемия коронавирусной инфекции / нервно-психическая напряженность / тревожность / студенты / epidemic of coronavirus infection / neuropsychic tension / anxiety / students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гуриева Залина Сталинбековна

Автор отмечает, что в период эпидемии COVID-19 недостаточно исследований, оценивающих прямые нейропсихиатрические последствия и косвенные последствия для психического здоровья населения. Приводятся данные пилотного исследования уровня психоэмоционального напряжения среди студенческой молодежи. Показано, что общий уровень реактивной тревожности в студенческой среде повышен. Авторы обращают внимание на панические настроения, которые были инициированы СМИ, и которые постоянно поддерживаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL PROBLEMS WITHIN THE CONSEQUENCES OF THE COVID-19 EPIDEMIC

The authors note that there is not enough research evaluating direct neuropsychiatric consequences and indirect consequences for mental health during the COVID-19 epidemic. The pilot study data of the psycho emotional stress level among student youth are presented. It is shown that the general level of reactive anxiety in the student environment is increased. The authors draw attention to the panic, which was initiated by the media, and constantly supported.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭПИДЕМИИ COVID-19»

УДК 616-01/09

DOI 10.38163/978-5-6043859-4-4_2020_67

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЭПИДЕМИИ COVID-19

Гуриева Залина Сталинбековна.

Россия, г. Владикавказ, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» МЗ РФ, доцент кафедры инфекционных болезней zast25@mail.ru.

Аннотация. Автор отмечает, что в период эпидемии COVID-19 недостаточно исследований, оценивающих прямые нейропсихиатрические последствия и косвенные последствия для психического здоровья населения. Приводятся данные пилотного исследования уровня психоэмоционального напряжения среди студенческой молодежи. Показано, что общий уровень реактивной тревожности в студенческой среде повышен. Авторы обращают внимание на панические настроения, которые были инициированы СМИ, и которые постоянно поддерживаются.

Ключевые слова: эпидемия коронавирусной инфекции, нервно-психическая напряженность, тревожность, студенты.

PSYCHOLOGICAL AND SOCIAL PROBLEMS WITHIN THE CONSEQUENCES OF THE COVID-19 EPIDEMIC

Gurieva Zalina Stalinbekovna.

Russia, Vladikavkaz, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Ossetian State Medical Academy" of the Health Ministry of the Russian Federation, Associate Professor of the Infectious Diseases Department, zast25@mail.ru.

Abstract. The authors note that there is not enough research evaluating direct neuropsychiatric consequences and indirect consequences for mental health during the COVID-19 epidemic. The pilot study data of the psycho emotional stress level among student youth are presented. It is shown that the general level of reactive anxiety in the student environment is increased. The authors draw attention to the panic, which was initiated by the media, and constantly supported.

Key words: epidemic of coronavirus infection, neuropsychic tension, anxiety, students.

Актуальность. Во время пандемии COVID-19, пик которой пришелся на летние месяцы 2020 г., наибольшее внимание уделялось общим медицинским осложнениям, в то время как лишь немногие исследования касались потенциального прямого влияния SARS-CoV-2 на психическое здоровье.

67

Нейротропный потенциал вируса также не получил достаточного освещения. В настоящее время всем становится очевидным, что кроме общесоматических симптомов, при инфицировании COVID-19 есть также и эффекты поражения центральной и периферической нервной системы. Кроме того, все большую озабоченность вызывают косвенные последствия пандемии для общего психического здоровья, особенно с учетом того, что эпидемия TORS-COV-1 (2002-2003 годы) была связана с психиатрическими осложнениями. Нельзя также не отметить, что буквально круглосуточно ведется навязчивая, тотальная, истерическая атака на сознание населения, все средства массовой информации буквально захлебываются сообщениями о всё новых зараженных, умерших, транслируются передачи из переполненных клиник и поликлиник, где люди буквально вповалку лежат на стульях, кашляют, задыхаются; тут же вывозят трупы в черных полиэтиленовых мешках. Необходимо признать, что информационная атака имеет беспрецендентные масштабы. Все это не может не повлиять отрицательным образом на психическое здоровье населения, вызывая рост тревожности, депрессивные реакции, которые, в свою очередь, резко снижают общую сопротивляемость. Хочется вслед за киргизскими коллегами повторить высказывание великого мыслителя и врача Абу Али Ибн Сины (Авиценны): «Паника - половина болезни. Спокойствие - половина здоровья. Терпение - начало выздоровления» [1].

Вместе с тем, анализ статистических данных показывает, что болезненность и летальность при инфицировании СОУГО-19 не имеет устрашающего прогноза. По состоянию на 1 марта 2020 года в материковом Китае было подтверждено в общей сложности 79 968 случаев заболевания COVID-19, включая 2873 смертельных случая [6]. За несколько месяцев вирус распространился по всему миру. В России к середине ноября 2020 г. зарегистрировано в общей сложности более 1,8 млн. подтвержденных случаев заболевания и 32 тысячи человек умерло (летальность 1,7%) [2]. Исследования показали, что базовое репродуктивное число SARS-CoV-2 составляет около 2,2 [4] или больше (1,4-6,5) [3].

Мы систематически проводили поиск в базе данных Pubmed, включая исследования, измеряющие психиатрические симптомы или заболеваемость, связанные с СОУГО-19, среди инфицированных пациентов и среди неинфицированных групп, которые были разделены на психиатрических пациентов, медицинских работников и немедицинских работников [5]. Проведен анализ публикаций последнего года, в которых приведены данные по влиянию пандемии на психическое состояние населения. Результаты: в общей сложности было включено 43 исследования. Из них только в двух исследованиях оценивались пациенты с подтвержденной инфекцией СОУГО-19, тогда как в 41 исследовании оценивалось косвенное влияние пандемии (2-на пациентов с уже существующими психическими расстройствами, 20-на медицинских работников и 19-на широкую общественность). 18 исследований были исследованиями случай-контроль/по сравнению с нормой, в то время как

25 исследований не имели контрольных групп. В двух исследованиях, изучавших пациентов с СОУГО-19, был обнаружен высокий уровень посттравматических стрессовых симптомов (ПТСС) (96,2%) и значительно более высокий уровень депрессивных симптомов (Р=0,016). Пациенты с ранее существовавшими психическими расстройствами сообщали об ухудшении психических симптомов. Исследования, проводимые медицинскими работниками, выявили повышенную депрессию/депрессивные симптомы, тревогу, психологический дистресс и плохое качество сна. Исследования широкой общественности выявили более низкое психологическое самочувствие и более высокие баллы тревоги и депрессии по сравнению с предыдущим COVID-19, в то время как никакой разницы при сравнении этих симптомов в начальной фазе вспышки с четырьмя неделями позже не было. Целый ряд факторов был связан с более высоким риском психических симптомов и/или низким психологическим благополучием, включая женский пол, плохое самочувствие и родственников с СОУГО-19 [5].

Цель настоящего пилотного исследования: анализ психоэмоционального состояния населения на примере самого молодого, прогрессивного и здравомыслящего звена - студентов.

Методы исследования: интервьюирование и анкетирование с помощью опросника, касающегося пандемии СОУГО-19, и исследование уровня психоэмоционального напряжения с помощью теста Спилбергера-Ханина, который позволяет выявить и личностную, и ситуационную тревожность. Опрошены 346 студентов гуманитарных и технических вузов, в возрасте 18 -23 года.

Результаты.

Интервьюирование и анкетирование в отношении информированности о COVID-19 показало, что студенты имеют полную информацию о пандемии, которую они получают преимущественно из интернет-источников общего пользования, которые не приводят доказательную базу. Наибольший интерес вызывает информация, которая имеет эмоциональный компонент: смертность, нехватка медикаментов, персонала, невозможность своевременно получить квалифицированное обследование и лечение. Данные сведения вызывают тревогу, беспокойство, преимущественно, за своих близких: родителей, бабушек и дедушек, которые имеют сопутствующие заболевания. Страх в отношении заболевания высказали 24% от числа опрошенных. Часть признала, что в их семье есть или были заболевшие СОУГО-19 (19%). Масочный режим соблюдают 86% опрошенных, из них отмечают, что надевают маски только в магазинах и транспорте - 34%, остальные стараются не снимать маски, как только выходят из дома. Режим самоизоляции соблюдать очень тяжело (86%). Опрошенные отмечают, что физическая активность стала ниже (72%), контакты с друзьями реже (56%), больше времени стал занимать интернет (92%). Часть студентов (37%) отметили, что перенесли острую респираторную инфекцию, возможно, СОУГО-19, без лабораторного подтверждения, в легкой форме, не

обращаясь в лечебное учреждение, что сопровождалось слабостью, кратковременной лихорадкой, небольшим кашлем. Поскольку большинство переведены на дистантное обучение, это недомогание никак не повлияло на учебный процесс.

Анализ нервно-психического напряжения - тревожности, показал, что высокую личностную тревожность имеют 25% опрошенных студентов, тогда как высокую ситуационную тревожность - 62%. Ситуационная тревожность свидетельствует о состоянии острого или хронического стресса, и связана с общей ситуацией вокруг COVID-19. Стрессорные состояния, с одной стороны, первоначально активируют иммунную систему, а с другой стороны, постепенно истощают ее, делая организм восприимчивым к инфекции. Посттравматических стрессорных расстройств и клинической реактивной депрессии в обследованной популяции студентов выявлено не было.

Студенты, несмотря на повышенную тревожность, оптимистично воспринимают пандемию COVID-19. В процессе интервью было выявлено, что тревожность связана, по большей части, с опасениями за свою учебу, с недовольством дистантным обучением, невозможностью или ограничениями для походов в клуб, на тренировки, в кино, в другие места общего пользования. Тем не менее, следует отметить их общую обеспокоенность ситуацией в мире, которая тревожит своей неопределенностью. Часть студентов отметили нарушенный сон (32%), причиной которого, на наш взгляд, является малая физическая активность, гиподинамия, сидение взаперти, сниженная солнечная инсоляция (из-за сидения дома), и повышение времени нахождения в Сети интернет. Все в целом составляет неблагоприятные факторы, поскольку приводит к снижению иммунитета и опасности более тяжелого течения COVID-19 в случае заражения.

Заключение: исследования, оценивающие прямые нейропсихиатрические последствия и косвенные последствия для психического здоровья, крайне необходимы для улучшения лечения, планирования психиатрической помощи и принятия профилактических мер во время потенциальных последующих пандемий. Следует обратить внимание на излишнее участие СМИ в этой ситуации, которые готовы создать сенсацию любой ценой, не принимая во внимание отрицательное влияние своих сообщений на нервно-психическое здоровье населения.

Библиографический список.

1. Бримкулов Н.Н., Астанова Э.Т., Бекиева Г.Ж., Токторбаева А.Н. Диагностика и лечение COVID-19 на первичном уровне здравоохранения // Медицина Кыргыстана. Многопрофильный научно-практический медицинский журнал. - 2020. - № 3 июнь-июль. - С. 25-34.

2. Оперативные данные. Стоп-коронавирус РФ https: //стопкоронавирус.рф/т&/оШос/

3. Liu Y, Gayle AA, Wilder-Smith A, Rocklov J. The reproductive number of COVID-19 is higher compared to SARS coronavirus. J Travel Med. 2020. 10.1093/jtm/taaa021. [PMC free article] [PubMed].

4. Riou J, Althaus CL. Pattern of early human-to-human transmission of Wuhan 2019 novel coronavirus (2019-nCoV), December 2019 to January 2020. Euro Surveill. 2020;25(4):2000058. doi: 10.2807/1560-7917.ES.2020.25.4.2000058. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar].

5. Vindegaard N., Benros M. E. COVID-19 pandemic and mental health consequences: Systematic review of the current evidence // Brain Behav Immun. 2020 Oct;89:531-542. doi: 10.1016/j.bbi.2020.05.048. Epub 2020 May 30.

6. WHO. Coronavirus disease (COVID-2019) situation reports. 2020. [Google Scholar].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.