Научная статья на тему 'Психологические характеристики подросткового возраста как основа для консультирования в диаде «подросток — родитель»'

Психологические характеристики подросткового возраста как основа для консультирования в диаде «подросток — родитель» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
322
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подросток / родители / межличностные отношения / психологические характеристики / психологическое консультирование. / teenager / parents / interpersonal relationships / psychological characteristics / psychological counseling.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаад И.Н.

В статье проанализированы основные психологические характеристики подросткового возраста, которые оказывают влияние на межличностные отношения. Обосновывается необходимость и важность психологического консультирования в диаде «подростокродитель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological characteristics of adolescence as a basis for counseling in the dyad «teenager — parent»

The article analyzes the main psychological characteristics of adolescence that affect interpersonal relationships. The necessity and importance of psychological counseling in the dyad "teenager — parent" is justified.

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики подросткового возраста как основа для консультирования в диаде «подросток — родитель»»

УДК 371.4

Шаад И.Н. магистрант, факультет начальных классов, кафедра педагогики и психологии начального образования, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,

Красноярск Shaad I.N.

Master's Student, Faculty of Primary Classes, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev

E-mail: irinashaad@yandex.ru

Психологические характеристики подросткового возраста как основа для консультирования в диаде «подросток — родитель» Psychological characteristics of adolescence as a basis for counseling in the dyad «teenager —

parent»

Аннотация: В статье проанализированы основные психологические характеристики подросткового возраста, которые оказывают влияние на межличностные отношения. Обосновывается необходимость и важность психологического консультирования в диаде «подросток — родитель».

Abstract: The article analyzes the main psychological characteristics of adolescence that affect interpersonal relationships. The necessity and importance of psychological counseling in the dyad "teenager — parent" is justified.

Ключевые слова: подросток; родители; межличностные отношения; психологические характеристики; психологическое консультирование.

Keywords: teenager; parents; interpersonal relationships; psychological characteristics; psychological counseling.

В условиях быстро изменяющегося общества мы все чаще отмечаем дисгармонию человеческих отношений. Есть в жизни любого человека период,

когда происходит формирование новых потребностей личности. В подростковом возрасте актуальными становятся автономия, принадлежность к референтной группе сверстников, совершенствуется способность к обособлению и идентификации. Эти процессы позволяют подростку трансформировать мировоззрение, отстаивать, защищать собственное Я.

Подростковым возрастом, с позиции И.Ю. Кулагиной, является возрастной этап от 11 до 15 лет, характеризующийся перестройкой организма, половым созреванием [2]. По мнению А.А. Реана подростковый возраст начинается от 11 до 15 лет и является ранним подростковым периодом, тогда как старший подростковый приравнивается к юности [4]. В этот период происходит дальнейшее развитие познавательных процессов, формируется личность, происходит трансформация интересов, происходит бурное развитие эмоций человека, что характеризует резкую смену настроений, повышенную возбудимость, импульсивность, диапазон полярных чувств. Изучая преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка, Е.С. Набойченко отмечает значительные перемены мотивационной структуре: теряют актуальность отношения с родителями и педагогами, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилитатная потребность в принадлежности к группе [3]. И.А. Ахметшина указывает, что подростки «становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми», особенно склонные к самоанализу, не могут принять себя в новом качестве и стесняются своего нового облика [1].

Э. Эриксон считал, что многие подростки испытывают жизненный кризис, в ходе которого становятся слишком импульсивны, не уверены в себе, стремясь обрести свое чувство «Я» и понимания того, что они хотят. Столкновение между «Я» и ролевой диффузией подталкивает к кризису идентичности - «периоду внутреннего беспорядка, в течение которого подростки принимают решение относительно ролей в жизни и своих внутренних ценностей» [3]. Схожую мысль транслирует Н.А. Рождественская, отмечающая, что процесс формирования «образа Я», морали, взглядов на мир у

подростка сопровождается сильными аффективными переживаниями, стремлением к эмансипации [5]. Развитие эмоционального компонента самооценки, связанное с анализом переживаний, мыслями, ожиданиями и установками приводит к убеждению подростков в том, что они не похожи на других людей, уникальны и неповторимы, а, следовательно - никто не может их понять. Подобные умозаключения являются благоприятным фоном для проявления повышенной тревожности, чувства одиночества, раздражительности и возбудимости.

Сложности подросткового возраста, с позиции И.А. Ахметшиной, являются серьезной проблемой на основании значительных различий между требованиями, предъявляемыми обществом, различиях обязанностей и прав детей и взрослых - «подростку приходится в относительно короткий период осваивать взрослую жизнь во всей ее сложности», а также в связи с накоплением дефектов воспитания (безответственность, недостаточная уверенность в себе, повышенная тревожность и т.п.), которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка [1].

На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что у детей в возрасте от 11-12 до 15-16 лет очень часто развиваются дисгармоничные межличностные отношения в системе «родитель-подросток». Этот факт предопределяется целым рядом физиологических (специфика развития организма в этом возрасте у подростка), социальных (например, неблагоприятные условия внешнего окружения, влияющие на ребенка) и психологических факторов (формирование неадекватной самооценки у ребенка, отклонения в интеллектуальном и эмоциональном развитии взрослого и подростка и т.д.).

Родители подростков испытывают ряд проблем в воспитании и построении взаимоотношений со своими почти взрослыми детьми. Очень часто в подростковом возрасте, родителям не удается сохранить взаимопонимание с сыном или дочерью, а из-за ряда ошибок, разрушаются взаимоотношения.

Чтобы помочь ребенку пережить возрастной кризис, а также для обеспечения нормального формирования и развития личности, стоит строить, подпитывать и хранить доверительные отношения с подростком. Если на более ранних этапах развития доверительные отношения были важны, то теперь они приобретают ключевое значение. Работать над отношениями с ребенком, а также строить в них доверие, необходимо задолго до наступления психологического кризиса подросткового возраста. Построение отношений в диаде «подросток — родитель» следует основывать на общении. Когда подросток воспитывается двумя родителями, он должен научиться воспринимать их не как одно целое, а отдельно — отца, отдельно — мать. Это важно потому, что, только имея близкие отношения с каждым из родителей, ребенок сможет быть открытым к формированию доверия. Эффективная коммуникация с подростком — это разговоры, в которых родители могут услышать подростка, понять его и поставить себя на его место, а подросток будет способен услышать родителей.

Ободрение и поддержка — это ключ к сердцу подростка, независимо от его возраста. Страхи, неуверенность и прочие чувства охватывают подростка, но, если будет рядом тот, кто будет верить в него, поддерживать, давать чувство защищенности и ободрять — это не только поможет преодолеть трудности взросления, но также будет способствовать зарождению и построению доверительных отношений.

Искренность на всех этапах построения взаимоотношений является незаменимой. Важно не только спрашивать у подростка о его переживаниях, вызывать на откровенность, но также и самому открываться перед ребенком. Родителям подростка необходимо говорить о том, что происходит у них в жизни, а по возможности — не стесняться спрашивать совета. Родителям важно выслушивать мнение подростка, заинтересованно задавать вопросы и принимать на вооружение те советы, которые действительно стоят того, чтобы к ним прислушивались. Это поможет выстроить доверительные отношения с подростком, а также существенно поднимет самооценку ребенка.

Работа психолога в такой ситуации требует от него специальных технологий взаимодействия с семьей и владения адекватными методами воздействия, психотерапевтическими приемами, понимания современного содержания понятия «родительство» [6].

Список литературы

1. Ахметшина И.А. Педагогика и психология девиантного поведения: учебное пособие. М.: Изд-во «Экон-Информ», — 2018. — 141 с.

2. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.: Академический проект, —2018. — 420 с.

3. Набойченко Е.С. Психология отклоняющегося поведения подростков: монография. Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., — 2007. — 285 с.

4. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм -Еврознак, — 2002. — 656 с.

5. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. СПб.: Генезис, — 2015. — 216 с.

6. Сафонова М.В., Ковалевский В.А., Бочарова Ю.Ю., Новопашина Л.А. Современное родительство: психосемантический анализ // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, — 2019. — № 3 (49). — С. 129-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.