DOI 10.24411 /2076-1503-2021-10137 КАГОСЯН Ашот Саратович,
доктор педагогических наук, доцент, профессор РАО, проректор по научной и воспитательной работе Гжельского государственного университета e-mail: [email protected]
СТАРОДУМОВ Леонид Львович,
кандидат педагогических наук, доцент Сочинского государственного университета e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИСТАНЦИИ В СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Аннотация. В статье рассматривается роль семейных отношений, а именно психологическая дистанция между подростками и взрослыми членами семьи, в формировании личности подростка таких качеств, как целеполагание, настойчивость в достижении поставленных целей. Целью работы является изучение влияния психологической дистанции в семье на формирование личности подростка на примере исследования гипотезы о том, что подростки, в семьях которых преобладают дистантные отношения, менее успешны, менее настойчивы и менее мотивированы в учебе.
Ключевые слова: психологическая дистанция, подросток, дистантные отношения.
KAGOSAN Ashot Saratovich,
Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Professor RAE, vice-rector for research and educational work of
Gzhel State University
STARODUMOV Leonid Lvovich,
Candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor of Sochi state University
INFLUENCE OF PSYCHOLOGICAL DISTANCE IN THE FAMILY ON THE FORMATION OF A TEENAGER'S PERSONALITY
Annotation. The article considers the role of family relations, namely the psychological distance between adolescents and adult family members, in the formation of a teenager's personality, such qualities as goal-setting, perseverance in achieving goals. The aim of the work is to study the influence of psychological distance in the family on the formation of a teenager's personality on the example of the study of the hypothesis that adolescents in whose families prefer distant relationships are less successful, less persistent and less motivated in their studies.
Key words: psychological distance, teenager, distant relations.
На сегодняшний день семья представляет собой устойчивую открытую систему, элементами которой являются ее члены, между которыми устанавливаются различные типы отношений (кровные, психологические, экономические и др.), динамика которых определяет процесс развития вашего ребенка. В литературе по психологии считается, что ни один фонд, кроме семьи, не может принести столько пользы в воспитании ребенка, в то же время и
потенциально причинить столько вреда [5]. Вопрос о семье и, как следствие, о влиянии семейного воспитания на формирование личности ребенка остается актуальным и сегодня.
Отношения детей и родителей могут быть представлены различными параметрами, в частности интересностью, близостью / дистантностью, типом родительского воспитания, обобщенными параметрами включения и распространенности, а также другими, которые не позволяют изучать
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
особенности этих отношений на эмпирическом уровне.
Современное понятие психологической дистанции можно трактовать как развитие и обобщение некоторых идей психологов и особенностей межличностных отношений. Именно собственно психологическая дистанция является относительной, за исключением физических параметров лежащих в основе взаимодействий, в результате особого свойства межпредметных взаимодействий. Важность изучения влияния психической дистанции между членами семьи и влияния на формирование личности подростка обусловлена тем, что семейные отношения имеют решающее значение в процессе формирования идентификации ребенка, а затем и подростка, а изучение психологической дистанции между членами одной семьи может стать ключевым фактором формирования психики и самооценки ребенка, его самооценки и благополучия в обществе.
Понятие психологической дистанции было определено как когнитивное разделение между собой и другими моделями, такими как люди, вещи или времена [6]. В дальнейшем исследовании [7] авторы полагают, что психологическая дистанция может быть фундаментальным аспектом всех межличностных отношений, основой для понимания многих психологических вещей. Определение психологической дистанции - это субъективное, существующее здесь и сейчас, и различные способы измерения дистанции между субъектами - это различные способы удаления объекта из положения» здесь-сейчас», во времени, в пространстве, в социальной дистанции и в гипоте-тике. Изучение психологической дистанции, ее связи с уровнем созидания и ее последствий для мышления, чувств и действий способствует нашему пониманию того, как индивиды и группы выходят за пределы «здесь и сейчас», т.е. личностное развитие человека и общества предполагает преодоление все больших и больших физических и психических дистанций [9].
Современная теория, описывающая, как психологическая дистанция влияет на мысли, чувства и действия людей, представляет собой теорию уровня интерпретации [2], согласно которой различные измерения психологической дистанции (время, пространство, социальная дистанция и гипотетичность) влияют на психические конструкции, и что эти структуры, в свою очередь, определяют предсказание, суждение и поведение. Люди мысленно конструируют объекты, психологически близкие с точки зрения низкоуровневых, детализированных и контекстуализирован-ных функций, но в то же время и конструируют те же объекты или по крайней мере с точки зрения
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
высокоуровневых, абстрактных и устойчивых характеристик.
Психологическая дистанция между членами одной семьи стала предметом исследования во многих работах. Так, в научных исследованиях показано, что понятие психологической дистанции между людьми, даже принадлежащими к одному и тому же классу, весьма субъективно, а переживание крайней близости и крайней дистанции может быть различными проявлениями одного и того же основного процесса [3]. Дистанция в отношениях связана с большим количеством конфликтов, меньшей способностью разрешать разногласия и меньшим количеством теплоты и поддержки между членами семьи. В семейных отношениях опыт близости чередуется с опытом дистанцирования, что связано с разочарованием в переживании опыта достичь необходимой близости и дистанции [10; 11].
Психологическая дистанция между членами семьи также влияет на мнение подростков о межличностных отношениях вне семьи. В работе [13] показано, что наличие теплых и доверительных отношений в семье коррелирует со значительной эмоциональной дистанцией в межличностных отношениях подростков, например, в дружбе. Современные отношения молодых людей можно назвать поверхностной дружбой с высоким уровнем конформизма и большей эмоциональной дистанцией друг от друга. При этом подростки были лучше приспособлены к социальным условиям.
В то же время подростки, в семьях которых преобладают дистантные отношения, стараются дистанцироваться и от общества, при этом используются различные гаджеты [12]. Так же подростки в таких семьях стараются избегать романтических привязанностей [8].
Роль психологической дистанции между членами одной семьи в детском видении будущего изучена в работе [12], где показано, что, как и взрослые, дети извлекают пользу из психологической дистанции, когда говорят о других людях, но только взрослые могут принимать взвешенные и целесообразные решения о своем будущем. Исследования [1; 4] показывают важность эмоций при принятии решений, в т.ч. финансовых: увеличение социальной дистанции между инвестором и объектом связано с увеличением детерминации риска при принятии решений об этом объекте.
Одним из первых исследований, посвященных вопросу эмоциональных отношений в семье и их влиянию на формирование личности подростка, является [5]. Оно представляет собой ретроспективное исследование, направленное на изучение взаимосвязи семейных отношений со стороны подростков и их психологической зрелости в более старшем возрасте. С точки зрения
пола нет различий в самооценке, самоэффективности или решимости к депрессии и тревоге. Результаты исследования показали, что чем более сбалансирована психологическая дистанция в семье, тем ниже тревожность у подростков, склонность к депрессии и наоборот. Предполагается, что баланс психологической дистанции между каждым ее членом оказывает более сильное влияние на склонность к тревоге и депрессии, чем «длина» психологической дистанции.
Итак, важность изучения семейных отношений подростков вызвана следующим: во-первых, подростковый возраст является важным этапом в развитии самосознания и его структурных компонентов; во-вторых, зрелость семейных отношений есть важная предпосылка эффективной адаптации ребенка к обществу; в-третьих, личностный рост личности зависит от приобретенных в юности навыков в решении проблем, которых достаточно для собственных сил.
Следует отметить, что вышеуказанные исследования проводились в основном в благополучных странах, при этом изучалась большая часть субъективных показателей-уровень тревожности и депрессии. Именно поэтому интересно изучить влияние субъективного показателя - психологической дистанции в семейных отношениях на объективный показатель - успешность подростка.
В связи с вышеизложенным можно выдвинуть гипотезу формирования личности под влиянием семейных отношений, в частности гипотезу о том, что подростки, в семьях которых преобладают дистантные отношения, менее успешны, менее настойчивы и менее мотивированы в учебе.
По результатам констатирующего эксперимента и анализа научной литературы целесообразно предложить следующие направления пси-хокоррекционной работы:
психолого-педагогическая работа с родителями (опекунами) подрастающего поколения, заданиями которой являются: выяснение представлений родителей о психологических особенностях подростков; повышении родительской осведомленности о своем ребенке путем понимания его мотивов, потребностей и эмпатического сострадания, регулирование собственных негативных эмоций, ориентации на позитивные; изменение родительской позиции (установок) по подростку; акцентирование внимания родителей на важности детско-родительских отношений, поддержке развития самосознания, самооценки, мотивации и достижений. В соответствии с направленностью работы с родителями подростков установлено, что в силу особенностей семей наиболее эффективным способом проведения воспитательной и психопрофилактической работы
является продолжение (при необходимости) консультативно-психотерапевтического сотрудничества. Эта работа должна проводиться в форме лекций, групповых дискуссий, библиотерапии и анализа семейных ситуаций;
психолого-педагогическая работа с подростками, заданиями которой являются реализация подростком различных аспектов своего Я, реализация этого представления в дальнейшей работе, приобретение навыков эффективного целепола-гания в достижении поставленных целей (из собственного опыта, чувства успешности и уверенности), для гармонизации детско-родительских отношений.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
достижения близки к самооценке подростка, что свидетельствует о попытке планировать дальнейшие шаги на основе оценки его способностей. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о согласованности развития и взаимовлиянии достижений и самооценки как составляющих самосознания подростка;
подростки с высоким уровнем успеваемости воспитываются в семьях, где оптимальный уровень эмоциональной близости, т.е. близкие отношения в семье являются важным фактором поддержки подростков в учебе, повышения их мотивации и уверенности в себе, что в конечном счете приводит к увеличению результатов достижений; подростки со средним уровнем успеваемости часто воспитываются в семьях с нарушениями образовательного процесса в виде гиперопеки, детской безнадзорности и жестокого обращения, часто это неполные семьи; подростки с низким уровнем успеваемости часто связаны с запутанным видом семейной сплоченности, что способствует попыткам навязать свою сторону родителям, узурпировать личное пространство ребенка, а следовательно, и неспособности подростка самостоятельно планировать дальнейшую деятельность по достижению своих целей.
для улучшения взаимоотношений в семье целесообразно сочетать психокоррекционную работу с подростками на занятиях с психолого-педагогической работой с родителями (опекунами). Это усиливает психокоррекционные эффекты развития личности и гармонию детско-родитель-ских взаимоотношений.
Список литературы:
[1] Bell L.G., Ericksen, L., Cornwell, C. et al. Contemp Fam Ther (1991) 13: 231. https://doi. org/10.1007/BF00891803 (дата обращения: 12.01.2021).
[2] Lee W. S., & Atance, C. M. (2016). The Effect of Psychological Distance on Children's Reasoning
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
about Future Preferences // PloS one, 11 (10), e0164382. DOI: 10.1371/journal.pone.0164382.
[3] Hal H. and Kramer L.A. Social Distance & Financial Decision Making, https://rady.ucsd.edu/ docs/seminars/kramer-paper.pdf (дата обращения: 12.01.2021).
[4] He Q., Sun Q., Shi Z., Zhang X., Hu F. (2018). Effect of social distance on outcome evaluation in self-other decision-making: evidence from event-related potentials, Neuroreport. 2018 Dec 5; 29(17). - P. 1499-1503.
[5] Montello D.R. (1991) The Measurement of Cognitive Distance: Methods and Construct Validity // Journal of Environmental Psychology (1991) 11. - P. 101 - 122.
[6] Morrison С. R. (2006) Thesis (M.A.) Psychology, Counseling, Humboldt State University, 2005, http://hdl.handle.net/2148/28 (дата обращения: 12.01.2021).
[7] Omasu F., Ogawa Y., Sugiura Y. and Hamamoto M. (2016) The Influence of the Psychological Distance between Family Members on Personality Formation // Open Journal of Preventive Medicine, 6. - P. 222 - 232. DOI: 10.4236/ ojpm.2016.610021.
[8] Stavropoulos V., Mastrotheodoros S., Burleigh TL, Papadopoulos N., Gomez R. (2018)
Avoidant romantic attachment in adolescence: Gender, excessive internet use and romantic relationship engagement effects // PLoS one 13(7): e0201176. URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0201176 (дата обращения: 12.01.2021).
[9] Thomas M., Tsai C. I. Psychological Distance and Subjective Experience: How Distancing Reduces the Feeling of Difficulty // Journal of Consumer Research, Volume 39, Issue 2, 1 August 2012. - P. 324-340. URL: https://doi.org/10.1086/663772 (дата обращения: 12.01.2021).
[10] Trope Y., & Liberman, N. (2003). Temporal construal // Psychological Review, 110(3). - Р. 403421.
[11] Trope Y. & Liberman N. (2010). Con-strual-Level Theory of Psychological Distance // Psychological review. 117. - P. 440-63. 10.1037/ a0018963.
[12] Trope Y., Liberman N., Wakslak C. (2007), Construal Levels and Psychological Distance: Effects on Representation, Prediction, Evaluation, and Behavior // Journal of Consumer Psychology. V. 17, Issue 2, April 2007. - P. 83 - 95.
[13] Ueno Y., Kamise Y., Matsul Y., Fukutomi M. Conformity and Psychological distance in adolescent Friendship // The Japanese Journal of Educational Psychology. - 1994. - V. 42. - Issue 1. - P. 21 - 28.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
f
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021