Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ МАТЕРЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ МАТЕРЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
202
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАНИЦА / ДЕТО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бахарева Г. Ф.

Статья освещает результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологических границ матерей и особенностей их отношения к детям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES OF MOTHERS AND THE CHARACTERISTICS OF THEIR RELATIONSHIP TO CHILDREN

The article highlights the results of an empirical study of the relationship between the psychological boundaries of mothers and the characteristics of their relationship to children.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ МАТЕРЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ»

5.Краткий психологический словарь. / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». - 1998.

6.Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ. / В. В. Радаев. - Социологические исследования. - 2018. - № 3. - С. 15-33.

7.Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р) «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» // Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

8.Федорова П. С. Социально-психологические аспекты адаптации молодых специалистов. / П. С. Федорова. - Ярославский педагогический вестник. - 2005. №2. - С. 99-102.

References

1.Vasilyeva T. N. Socio-psychological adaptation of young specialists-engineers in a design organization: problems and strategies for overcoming them. / T. N. Vasilyeva, V. V. Romanov. - Organizational psychology. - 2019. - V. 9. No. 2. - P. 93-105.

2.GOST R 58544-2019. National standard of the Russian Federation. Knowledge management. Guidelines for the development of competencies and the organization of training in small and medium-sized enterprises (approved by Order of Rosstandart dated September 20, 2019 No. 732-s) // Access mode: ATP "Consultant Plus".

3.Grigoryeva S. S. Psychological foundations of professional self-realization of personality. / S. S. Grigorieva, I. V. Kostakova. - National Psychological Journal. - 2014. - No. 3 (15). - P. 84 - 89.

4.Ivanova V. N. Socio-psychological factors of adaptation of young specialists at the enterprise / V. N. Ivanova. - Mechanical engineering and computer technologies. - 2014. - No. 12. - P.1023-1028.

5.Brief psychological dictionary. / L.A. Karpenko, A.V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. - Rostov-on-Don: PHOENIX. - 1998.

6.Radaev V. V. Millennials against the background of previous generations: an empirical analysis. / V. V. Radaev. - Sociological research. - 2018. - No. 3. - P. 15-33.

7.Decree of the Government of the Russian Federation dated November 29, 2014 No. 2403-r) "Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025" // Access mode: ATP "Consultant Plus".

8.Fedorova P. S. Social and psychological aspects of the adaptation of young specialists. / P. S. Fedorova. -Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2005. No. 2. - P. 99-102.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ МАТЕРЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ

Бахарева Г.Ф.

Московский гуманитарный университет

THE PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES OF MOTHERS AND THE CHARACTERISTICS OF THEIR RELATIONSHIP TO CHILDREN

G.F. Bakhareva

Moscow University for the Humanities

Аннотация: Статья освещает результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологических границ матерей и особенностей их отношения к детям.

Abstract: The article highlights the results of an empirical study of the relationship between the psychological boundaries of mothers and the characteristics of their relationship to children. Ключевые слова: психологическая граница, дето-родительские отношения. Keywords: psychological boundary, child-parenting relationship.

Семья, как система, имеет свои границы, психологические границы. Во взаимодействии ребёнка с окружающим миром психологическая граница играет важную роль. По началу с момента рождения граница у ребёнка ещё слита воедино с родителем, а затем должна быть сформирована своя личная граница. Сформированная психологическая граница - функциональный орган, который нельзя увидеть воочию, но можно наблюдать его в действии (Леви Т.С., 2013).

В психотерапевтической практике личностные проблемы часто связывают и с несформированными личными психологическими границами, обсуждаются случаи нарушения личных границ человека.

Таким образом сформированность психологической границы ведёт к самоопределению себя в этом мире, самостоятельности и саморазвитию, а самое главное к самопониманию того где «Я», а где «не -Я», определяют личную идентичность человека (Нартова-Бочавер С.К., 2005, 2016). Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи (Захарова Е.И., 1996, 2002). С учетом того, что личность зарождается в семье, семье и важно уделить внимание и этому вопросу в рамках воспитания и взаимодействия с детьми.

Проблематике психологических границ занимались многие авторы: У. Джеймс, Ф. Перлз, Д.А. Бескова, А.Ш. Тхостов, С.К. Нартова-Бочавер, Т.С. Леви и другие.

Теме детско-родительских отношений посвящено множество работ таких авторов, как Д. Боулби, М. Эйнсворт, А.С. Спиваковская, Р.В. Овчарова, А.Я. Варга, В.В. Столин и другие.

Однако, на сегодняшний день практически отсутствуют научные работы, в которых бы изучалась взаимосвязь психологической границы личности и детско-родительских отношений.

В нашем исследовании была поставлена цель - изучить взаимосвязь психологических границ личности матерей и особенности их отношения к детям.

Мы предполагали, что существует взаимосвязь между функционированием психологической границы матери и особенностями ее отношения к ребенку.

Исследование проводилось на базе ГБОУ «Школа № 1367» среди дошкольных групп № 1, 2, 6 и 8 (г. Москва). В исследовании приняли участие 50 респондентов - женщин-матерей в возрасте от 28 до 46 лет детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Для сбора эмпирических данных применялись следующие методики: методика детско-родительского эмоционального взаимодействия Е.И. Захаровой («ОДРЭВ») -направлена на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока: блок чувствительности, блок эмоционального принятия и блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия, и методика Диагностики психологической границы личности Т.С. Леви («Психологическая граница личности») - направлена на исследование активности личности по построению собственных границ.

Для выявления взаимосвязей между функционированием психологической границы матери и особенностями ее отношения к ребенку был проведен корреляционный анализ показателей психологической границы личности (исследовав её силу) с показателями эмоциональных отношений в семье. Мы использовали коэффициент корреляции Спирмена на стандартном уровне значимости.

В результате проведенного исследования было получено множество положительных корреляций, показывающих, что чем сильнее граница личности родителя, тем более благоприятное отношение к ребёнку он проявляет.

«Блок чувствительности, общий показатель» коррелирует с «Общим баллом по границе» (р=0,512) и со всеми функциями психологической границы, кроме «Проницаемой функции». Можно предположить, что чем сильнее граница матери, тем чувствительнее она по отношению к ребенку, способна лучше воспринимать его состояние и понимать причины его состояния.

«Блок эмоционального принятия, общий показатель» коррелирует с «Общим баллом по границе» (р=0,672) и со всеми функциями психологической границы. Чем более сбалансирована и спокойна мама, тем она легче принимает ребенка в различных его эмоциональных проявлениях, тем теплее и благоприятнее ее отношение не только к нему, но и к себе, как к родителю.

«Блок поведенческих проявлений, общий показатель» коррелирует с «Общим баллом по границе» (р=0,534) и со всеми функциями психологической границы, кроме «Проницаемой функции». Мы можем говорить о том, что чем сильнее психологическая граница матери, тем больше поддержки эмоциональной она имеет возможность оказать, и тем более доброжелательно воздействовать на эмоциональное состояние ребенка.

«Общий показатель по методике «ОДРЭВ» коррелирует с «Общим показателем по границе» (р=0,676), это подтверждает наше предположение о взаимосвязи между функционированием психологической границы матери и особенностями ее отношения к ребенку.

Таким образом, было выявлено, что более позитивное, более доброжелательное отношение к ребенку имеют матери с более высокими показателями психологической границы. Они более чувствительны к своему ребенку, способны лучше воспринимать его состояние и понимать причины его поведения и проявления тех или иных эмоций, умеют воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, готовы оказать больше эмоциональной поддержки, стремятся выразить свою благоприятное отношение и в телесных проявлениях. Чем лучше сформирована психологическая граница личности матери, тем положительнее и эмоциональный фон её взаимодействия с ребенком, и тем выше уровень принятия ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Захарова Е.И., Родительство, как возрастно-психологический феномен, М.: 2017 - 367 с.

2.Леви Т.С., Диагностика психологической границы личности: качественный анализ //Вопросы психологии. №5. 2013, С.93-101.

3.Леви Т.С., Методика Диагностика психологической границы личности // Вопросы психологии. №1, 2013, С.131 - 146.

4.Нартова-Бочавер С.К., Психологическое пространство личности / монография. - 2-е издание, стереотипное. - М.: Издательство «ФЛИНТА», 2016. - 288 с.

REFERENCES

1. Zakharova E.I., Parenthood as an age-psychological phenomenon, Moscow: 2017 - 367 p;

2. Levi T.S., Diagnostics of the psychological boundary of personality: a qualitative analysis // Voprosy psikhologii. No. 5. 2013. P.93-101;

3. Levi T.S., Methodology for the diagnosis of the psychological boundary of the personality // Voprosy psikhologii. No. 1, 2013 P.131 - 146;

4. Nartova-Bochaver S.K., Psychological space of personality / monograph. - 2nd edition, stereotyped. - M.: Publishing house "FLINT", 2016. - 288 p.

Гузалия Фанисовна Бахарева - магистрант 3 курса Московского гуманитарного университета, направление подготовки - 37.04.01 «Психология». Программа подготовки - «Психологическое консультирование и психокоррекция».

Guzaliya Fanisovna Bakhareva - 3rd year undergraduate student of the Moscow University for the Humanities, direction of study - 04/37/01 "Psychology". Study program - "Psychological counseling and psychocorrection".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.