5.Краткий психологический словарь. / Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». - 1998.
6.Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ. / В. В. Радаев. - Социологические исследования. - 2018. - № 3. - С. 15-33.
7.Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р) «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» // Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
8.Федорова П. С. Социально-психологические аспекты адаптации молодых специалистов. / П. С. Федорова. - Ярославский педагогический вестник. - 2005. №2. - С. 99-102.
References
1.Vasilyeva T. N. Socio-psychological adaptation of young specialists-engineers in a design organization: problems and strategies for overcoming them. / T. N. Vasilyeva, V. V. Romanov. - Organizational psychology. - 2019. - V. 9. No. 2. - P. 93-105.
2.GOST R 58544-2019. National standard of the Russian Federation. Knowledge management. Guidelines for the development of competencies and the organization of training in small and medium-sized enterprises (approved by Order of Rosstandart dated September 20, 2019 No. 732-s) // Access mode: ATP "Consultant Plus".
3.Grigoryeva S. S. Psychological foundations of professional self-realization of personality. / S. S. Grigorieva, I. V. Kostakova. - National Psychological Journal. - 2014. - No. 3 (15). - P. 84 - 89.
4.Ivanova V. N. Socio-psychological factors of adaptation of young specialists at the enterprise / V. N. Ivanova. - Mechanical engineering and computer technologies. - 2014. - No. 12. - P.1023-1028.
5.Brief psychological dictionary. / L.A. Karpenko, A.V. Petrovsky, M. G. Yaroshevsky. - Rostov-on-Don: PHOENIX. - 1998.
6.Radaev V. V. Millennials against the background of previous generations: an empirical analysis. / V. V. Radaev. - Sociological research. - 2018. - No. 3. - P. 15-33.
7.Decree of the Government of the Russian Federation dated November 29, 2014 No. 2403-r) "Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025" // Access mode: ATP "Consultant Plus".
8.Fedorova P. S. Social and psychological aspects of the adaptation of young specialists. / P. S. Fedorova. -Yaroslavl Pedagogical Bulletin. - 2005. No. 2. - P. 99-102.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ МАТЕРЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ
Бахарева Г.Ф.
Московский гуманитарный университет
THE PSYCHOLOGICAL BOUNDARIES OF MOTHERS AND THE CHARACTERISTICS OF THEIR RELATIONSHIP TO CHILDREN
G.F. Bakhareva
Moscow University for the Humanities
Аннотация: Статья освещает результаты эмпирического исследования взаимосвязи психологических границ матерей и особенностей их отношения к детям.
Abstract: The article highlights the results of an empirical study of the relationship between the psychological boundaries of mothers and the characteristics of their relationship to children. Ключевые слова: психологическая граница, дето-родительские отношения. Keywords: psychological boundary, child-parenting relationship.
Семья, как система, имеет свои границы, психологические границы. Во взаимодействии ребёнка с окружающим миром психологическая граница играет важную роль. По началу с момента рождения граница у ребёнка ещё слита воедино с родителем, а затем должна быть сформирована своя личная граница. Сформированная психологическая граница - функциональный орган, который нельзя увидеть воочию, но можно наблюдать его в действии (Леви Т.С., 2013).
В психотерапевтической практике личностные проблемы часто связывают и с несформированными личными психологическими границами, обсуждаются случаи нарушения личных границ человека.
Таким образом сформированность психологической границы ведёт к самоопределению себя в этом мире, самостоятельности и саморазвитию, а самое главное к самопониманию того где «Я», а где «не -Я», определяют личную идентичность человека (Нартова-Бочавер С.К., 2005, 2016). Эмоциональная сторона детско-родительского взаимодействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи (Захарова Е.И., 1996, 2002). С учетом того, что личность зарождается в семье, семье и важно уделить внимание и этому вопросу в рамках воспитания и взаимодействия с детьми.
Проблематике психологических границ занимались многие авторы: У. Джеймс, Ф. Перлз, Д.А. Бескова, А.Ш. Тхостов, С.К. Нартова-Бочавер, Т.С. Леви и другие.
Теме детско-родительских отношений посвящено множество работ таких авторов, как Д. Боулби, М. Эйнсворт, А.С. Спиваковская, Р.В. Овчарова, А.Я. Варга, В.В. Столин и другие.
Однако, на сегодняшний день практически отсутствуют научные работы, в которых бы изучалась взаимосвязь психологической границы личности и детско-родительских отношений.
В нашем исследовании была поставлена цель - изучить взаимосвязь психологических границ личности матерей и особенности их отношения к детям.
Мы предполагали, что существует взаимосвязь между функционированием психологической границы матери и особенностями ее отношения к ребенку.
Исследование проводилось на базе ГБОУ «Школа № 1367» среди дошкольных групп № 1, 2, 6 и 8 (г. Москва). В исследовании приняли участие 50 респондентов - женщин-матерей в возрасте от 28 до 46 лет детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Для сбора эмпирических данных применялись следующие методики: методика детско-родительского эмоционального взаимодействия Е.И. Захаровой («ОДРЭВ») -направлена на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока: блок чувствительности, блок эмоционального принятия и блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия, и методика Диагностики психологической границы личности Т.С. Леви («Психологическая граница личности») - направлена на исследование активности личности по построению собственных границ.
Для выявления взаимосвязей между функционированием психологической границы матери и особенностями ее отношения к ребенку был проведен корреляционный анализ показателей психологической границы личности (исследовав её силу) с показателями эмоциональных отношений в семье. Мы использовали коэффициент корреляции Спирмена на стандартном уровне значимости.
В результате проведенного исследования было получено множество положительных корреляций, показывающих, что чем сильнее граница личности родителя, тем более благоприятное отношение к ребёнку он проявляет.
«Блок чувствительности, общий показатель» коррелирует с «Общим баллом по границе» (р=0,512) и со всеми функциями психологической границы, кроме «Проницаемой функции». Можно предположить, что чем сильнее граница матери, тем чувствительнее она по отношению к ребенку, способна лучше воспринимать его состояние и понимать причины его состояния.
«Блок эмоционального принятия, общий показатель» коррелирует с «Общим баллом по границе» (р=0,672) и со всеми функциями психологической границы. Чем более сбалансирована и спокойна мама, тем она легче принимает ребенка в различных его эмоциональных проявлениях, тем теплее и благоприятнее ее отношение не только к нему, но и к себе, как к родителю.
«Блок поведенческих проявлений, общий показатель» коррелирует с «Общим баллом по границе» (р=0,534) и со всеми функциями психологической границы, кроме «Проницаемой функции». Мы можем говорить о том, что чем сильнее психологическая граница матери, тем больше поддержки эмоциональной она имеет возможность оказать, и тем более доброжелательно воздействовать на эмоциональное состояние ребенка.
«Общий показатель по методике «ОДРЭВ» коррелирует с «Общим показателем по границе» (р=0,676), это подтверждает наше предположение о взаимосвязи между функционированием психологической границы матери и особенностями ее отношения к ребенку.
Таким образом, было выявлено, что более позитивное, более доброжелательное отношение к ребенку имеют матери с более высокими показателями психологической границы. Они более чувствительны к своему ребенку, способны лучше воспринимать его состояние и понимать причины его поведения и проявления тех или иных эмоций, умеют воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, готовы оказать больше эмоциональной поддержки, стремятся выразить свою благоприятное отношение и в телесных проявлениях. Чем лучше сформирована психологическая граница личности матери, тем положительнее и эмоциональный фон её взаимодействия с ребенком, и тем выше уровень принятия ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Захарова Е.И., Родительство, как возрастно-психологический феномен, М.: 2017 - 367 с.
2.Леви Т.С., Диагностика психологической границы личности: качественный анализ //Вопросы психологии. №5. 2013, С.93-101.
3.Леви Т.С., Методика Диагностика психологической границы личности // Вопросы психологии. №1, 2013, С.131 - 146.
4.Нартова-Бочавер С.К., Психологическое пространство личности / монография. - 2-е издание, стереотипное. - М.: Издательство «ФЛИНТА», 2016. - 288 с.
REFERENCES
1. Zakharova E.I., Parenthood as an age-psychological phenomenon, Moscow: 2017 - 367 p;
2. Levi T.S., Diagnostics of the psychological boundary of personality: a qualitative analysis // Voprosy psikhologii. No. 5. 2013. P.93-101;
3. Levi T.S., Methodology for the diagnosis of the psychological boundary of the personality // Voprosy psikhologii. No. 1, 2013 P.131 - 146;
4. Nartova-Bochaver S.K., Psychological space of personality / monograph. - 2nd edition, stereotyped. - M.: Publishing house "FLINT", 2016. - 288 p.
Гузалия Фанисовна Бахарева - магистрант 3 курса Московского гуманитарного университета, направление подготовки - 37.04.01 «Психология». Программа подготовки - «Психологическое консультирование и психокоррекция».
Guzaliya Fanisovna Bakhareva - 3rd year undergraduate student of the Moscow University for the Humanities, direction of study - 04/37/01 "Psychology". Study program - "Psychological counseling and psychocorrection".