DOI: 10.12731/2218-7405-2016-11-136-148 УДК 159.9.072.432
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЩЕНИЯ
БулановаИ.С., ЧерновА.Ю.
В статье исследуется феномен религиозного обращения. Приведен краткий обзор современного состояния по данной проблеме. Обнаружена необходимость описания психологических функций религиозного обращения как процесса изменения личности. Представлено эмпирическое исследование функции религиозного обращения в рамках качественной исследовательской методологии. Используется метод феноменологического анализа, реконструкции как главного компонента программы феноменологического психологического исследования. В результате проведенного исследования выявлены психологические функции религиозного обращения: функция достижения социальной идентичности, психотерапевтическая функция, нарративная функция и функция экзистенциального и духовного роста. Результаты исследования позволяют раскрыть содержание религиозного обращения как процесса резкого и быстрого изменения личности во взрослом возрасте, затрагивающего существенный спектр психического функционирования.
Ключевые слова:религиозное обращение; психологические функции религиозного обращения; качественный подход; феноменологический анализ.
PSYCHOLOGICAL FUNCTIONS OF THE RELIGIOS CONVERSION
BulanovaI.S., ChernovA.Y.
The article focuses on the phenomenon of the religious conversion. A brief review of the current state of the problem of religious conversion
functions. We found it necessary to describe the psychological functions of religious conversion as an individual change process. It presented an empirical study of the function of religious conversion within the framework of qualitative research methodology. Use the phenomenological method of analysis, the reconstruction program as the main component of the phenomenological psychological research. The study revealed the psychological function of the religious reference: the function to achieve social identity, psychotherapeutic function, narrative function and the function of the existential and spiritual growth. The study results reveal the contents of religious conversion as a special type of personality changes. This process is quick and sharp personality changes in adulthood, affecting a substantial range of mental functioning.
Keywords: religious conversion; psychological functions of the religious conversion; qualitative approach; phenomenological analysis.
В последнее время наблюдается возрастание научного интереса к феномену религиозного обращения (К.М. Антонов, Л.А. Ардашева, И.М. Богдановская, И.С. Буланова, Т.А. Фолиева Ф. Палоутзиана, К. Парджамент, Ю.И. Полищук, А.В. Романов, Э.Д. Старбак и пр.). Данный феномен, в самом общем виде можно определить как динамику религиозности, которая характеризуется быстротечностью и внезапностью (переход от неверия к вере, актуализация религии в сознании, смена религиозной ориентации и пр.). Психологическое содержание данного феномена сводится к особому процессу изменения личности. В зарубежной и отечественной литературе можно встретить богатые описания различных характеристик религиозного обращения: виды, структуру, этапы и пр. Однако в психологии религии проблема функций данного феномена остается слабо разработанной.
В зарубежной психологии описания функций религиозного обращения представлены в работах, как правило, имплицитно и фрагментарно (С. Батсон, У. Джеймс, Э. Кларк, К. Паргамент). В частности, С. Батсон, объясняя феномен обращения по аналогии с процессом креативности, фактически говорит о его совладающей функции [15].
Схожим образом, в контексте теории смысла, объясняет религиозное обращение К. Пардгамент [19]. Непосредственно о функциях религиозного обращения как процесса изменения личности говорит Дж. Коу [17]. В качестве функций данного опыта он называет: функцию реализации ценностей, функцию создания self, функцию достижения социальной самореализации. Данные функции, безусловно, отражают специфику феномена трансформации личности в ходе обращения, однако, с нашей точки зрения, не в полной мере. Так, например, при описании функций обращения не учитывается экзистенциальный аспект данного опыта. Кроме того, описание функциональной роли обращения создано на материале европейских выборок. В изучении феномена обращения важно учитывать культурный контекст, который существенно оказывает влияние на специфику проявления изучаемого феномена.
В отечественной психологии, к сожалению, проблема функций религиозного обращения практически не решается. Можно отметить ряд работ, которые посвящены причинам перехода от неверия к вере [2, 9, 10]. Д.В. Ольшанский в качестве мотивации к обращению называет стремление к познанию мира, к общению и социальный идентификации, реализации материальных потребностей и т.д. [9]. Схожим образом взгляд на функции религиозного обращения представлен в работе И.М. Богдановской [2]. В качестве причин религиозного обращения она отмечает: личностные, социально-личностные и внешне-социальные причины обращения. В обозначенных работах, а также в ряде других [5, 8, 10, 11], проблема функций религиозного обращения сводится, в основном, к функциональной роли самой религии. Вместе с тем, при анализе функций данного феномена упускается из виду специфика религиозного обращения как особого процесса изменения личности. Характерной особенностью этих изменений является их непредсказуемый, незакономерный, и вместе с тем, глубокий и масштабный характер изменений. Трансформируются цели, ценности, поведение, образ жизни, самосознание личности [3, 11, 15, 17, 18]. В этой связи, можно предположить, что психологический смысл религиозного обращения как процесса изменения личности выходит
за рамки динамики религиозности и затрагивает многие аспекты ее функционирования. Понимание функциональной роли религиозного обращения позволит глубже понять специфику данного феномена как особого типа изменения личности.
Целью данной работы является определение психологических функций феномена религиозного обращения.
Метод
В качестве метода исследования был использован феноменологический анализ. Феноменологический метод соответствует цели исследования, поскольку, во-первых, он позволяет формировать целостный образ объекта и проблемы, так как основан на целостных описаниях, внутренне согласованных точек зрения. А это, в свою очередь, значительно облегчает задачу концептуального осмысления первичных данных и страхует исследователя от смыслового распада полученных данных. Во-вторых, феноменологический метод направлен на раскрытие смысла определенного аспекта жизнедеятельности [12].
Феноменологический метод представлен специальным исследовательским инструментом, основанным на принципах феноменологии, и согласующийся с принятыми стандартами психологического исследования. Принципы самого феноменологического анализа отражены в следующих аспектах: (а) описательный характер исследования; (б) ориентация на переживания как предмет исследования; (в) использование рефлексивных данных, субъективных отчетов; (г) принцип беспредпосылочности и использование обыденного языка; (д) интерес к анализу смысла, способов видения и понимания мира [13].
Этап сбора и анализа данных
Источником данных для составления функциональной модели религиозного обращения послужили:
- данные полуструктурированных интервью;
- субъективные отчеты респондентов;
Серия полуструктурированных интервью проведена с 32 респондентами. Выборку интервью составили 15 мужчин и 17 женщин, в возрасте
от 21 до 55 лет. В исследовании религиозное обращение понимается как внезапный переход от неверия к вере. В связи с этим, респондентами интервью были верующие, у которых становление религиозности произошло во взрослом возрасте. Ключевым индикатором отбора респондентов интервью был вопрос: «всегда ли вы были верующим?» К вопросам интервью также относились следующие: «Расскажите, пожалуйста, как вы стали верующим?», «Что изменилось в вашей жизни после того, как вы стали верующим?», «Что предшествовало опыту обращения?», «Как вы объясняете произошедшие изменения?»
Все полученные данные интервью были транскрибированы в соответствие с правилами транскрибирования интервью [6].
В качестве субъективных отчетов респондентов были использованы тексты и свидетельства об опыте обретения веры, различные описания содержания обращения. Всего в исследовании были использовано 13 различных описаний опыта религиозного обращения.
Содержательным компонентом программы феноменологического анализа была реконструкция, позволяющая представить феномен в той мере полноты, которая может быть доступна исследователю. Модель психологических функций религиозного обращения представляет собой конечную цель реконструкции.
Процесс реконструкции состоял из этапов, каждый из которых позволяет достичь более высокого по сравнению с предыдущим уровня обобщения материала [13, с. 136].
Реконструкция проходила в соответствие со следующими этапами:
1. Первоначальное ознакомление с основным содержанием;
2. Выявление утверждений, законченных по смыслу высказываний, касающиеся опыта религиозного обращения;
3. Резюмирование основного содержания выявленных утверждений. В результате получен список утверждений, который касается опыта религиозного обращения;
4. Схожие между собой утверждения сгруппированы в более общие категории (Таблица 1).
Таким образом, был получен развернутый список смысловых категорий религиозного обращения.
Таблица 1.
Анализ функций религиозного обращения
Функции Ключевые темы Высказывания
Функция до- Описание ново- «...Бог полностью изменил меня...Уже семь
стижения го «Я» лет я совсем другой человек» (К., 45 лет)
социальной Групповая при- «... Через 3 месяца настоятель (отец Васи-
идентичности надлежность лий) благословил. Ещё через месяц благосло-
(чувство «мы») вили стихарь. Сейчас я алтарник и чтец храма Преображения Господня...» (А., 31 год)
Катар- Трудные жиз- «... в моей семье стали происходить нехо-
сическая ненные ситуа- рошие события. Испортились отношения с
функция ции как причины обращения супругой, быт стал разлаживаться, стала исчезать, как мне показалось, любовь. Я не мог понять, за что же мне всё это??!!!...На-ступила пора разочарования...» (М., 37 лет)
Обращение как «.произошло событие, которое раз
событие с вы- и навсегда изменило всю мою жизнь..»
сокой степенью В., 29 лет)
значимости
S Эмоциональная «Как из гнилого нарыва стали из меня изли-
нкци разрядка напря- ваться слова исповеди. Я рыдал как ребёнок.
£ жения Но как же мне стало хорошо!!!!!! Спасибо,
¡3 Господи за эти незабываемые минуты! Та-
к с е кая благодать снизошла на меня. Всё вдруг
ти га S ft сталоясно...» (М., 37лет)
Функция Изменение си- «Это продолжалось до тех пор пока один
когнитив- стемы смыслов случай не посеял в мою душу сомнения об ис-
& о ного ре- тинности моих взглядов...» (Р., 34 года)
структу- «Бог показал мне ради чего стоит бороться,
С рирования зачем нужно идти к Нему...» (Ф., 49 лет)
при раз- Успешное со- «Уже 6 лет как я на коне. С Богом иду по
решении владание с жизни. Радуюсь каждому дню. Работаю,
проблем трудностями живу полноценной жизнью. После преображения моей души, жизнь пошла совсем другим путём» (М., 52 года)
Религиозная «Теперь я понимаю, что Бог меня вёл с са-
атрибуция мого рождения и помог вылезти из этой страшной информационной ямы». «Я думаю, через болезнь нашего сына мы укрепили путь к Богу» (Н., 48 лет).
Окончание табл. 1.
Нарративная функция Описание жизни «до» обращения «Я был атеистом, казалось, ничто не могло изменить мои убеждения. Я, конечно, не гнал христиан, как ап. Павел, но бесы и без того вволю потешались надо мной» (И., 41).
Описание жизни «после» обращения «Уже 6 лет как я на коне. С Богом иду по жизни. Радуюсь каждому дню. Работаю, живу полноценной жизнью. После преображения моей души, жизнь пошла совсем другим путём» (М., 52 года)
Функция экзистенциального и духовного роста Экзистенциальный поиск «С каждым новым днем, с каждым новым поражением, усиливалась жажда искания истины. И я искала.. Где только не искала? В развлечениях... В оккультных практиках -гаданиях, сонниках, гороскопах, астрологии, призвании душ умерших (...) На практике же оказывалось, что не давали выход из этого порочного, проклятого круга, а только наоборот еще больше и глубже затягивали в него» (И., 32 года)
Решение экзистенциальных вопросов «Раз и навсегда я решили эти вопросы...» (М., 51 год) «Ямогу совершенно честно сказать, что я не боюсь смерти. Потому что я готова перейти через эту «дверь» и я знаю, куда я пойду и где буду жить вечно...» (А., 48 лет)
Результаты
Анализ данных интервью и самоотчетов верующих позволяют обозначить ряд психологических функций религиозного обращения: 1. Функция достижения социальной идентичности С психологической точки зрения процесс религиозного обращения представляет собой попытку достичь переживания себя как взаимосвязанного целого, находясь между разными социальными группами с противоречащими нормами и ценностями. Решение этого противоречия означает изменение социальной идентичности личности - вхождение в конкретную религиозную общину или группу, религиозную традицию. Когда это происходит, в текстах неизменно присутствует
описания «нового Я», поскольку обретение новой социальной идентичности, в свою очередь, служит основой для самокатегризации (восприятие и оценивания себя в понятиях групповых норм) [14].
2. Психотерапевтическая функция (функция совладания с трудными жизненными ситуациями)
Религиозное обращение можно также описать как снятие напряжения, порождаемого противоречиями между принятыми значениями и смыслами и специфическим жизненным событием. Причины религиозного обращения чрезвычайно разнообразны. Вместе с тем, анализ данных показал, что одной из ключевых причин изменения религиозности являются трудные жизненные ситуации, различные жизненные потрясения, стрессовые и травмирующие события жизни. Сам процесс обращения в этом случае является способом совладания с трудной жизненной ситуацией. В этом процессе можно наблюдать две стороны: эмоциональную и когнитивную.
Эмоциональное содержание процесса обращения, ключевым элементом которого является значимое событие, идентично процессу катарсиса. Катарсис (от греч. catharsis - очищение) - процесс острого или длящегося негативного переживания, в своей верхней точке превращающегося в позитивное переживание. Д.А. Леонтьев отмечает, что «катарсис - отражение процесса глубинной смысловой перестройки, диалектического разрешения на новом уровне внутреннего противоречия в смысловой сфере личности» [7, с. 387]. Таким образом, специфика катарсического эффекта заключается в резкой разрядке высокого эмоционального напряжения. Этот процесс позволяет самому верующему описывать религиозное обращение как «внезапный поворот», резкое изменение.
Когнитивное содержание религиозного обращения заключается в процессе реструктуризации смыслов при разрешении противоречия.
3. Нарративная функция
Еще одной вполне различимой функцией религиозного обращения является нарративная функция. Трансформацию в процессе религиозного обращения можно понимать как нарративный поиск.
Сами нарративы об обращении являются схожими между собой с точки зрения структуры. Это дает основание полагать, что для
верующего важное функциональное значение имеет сама история обращения. При помощи нарратива происходит регуляции и осмысление жизни. Используя текстовый материал, нарратив, верующий создает определенный порядок и смысл своего жизненного опыта.
Переформулирование, пересмотр своего жизненного пути представляет собой процесс оформления своего опыта в опыт религиозного обращения. Нарратив связывает «ситуативный контекст с глобальными жизненными целями и ценностями и создает целостную картину жизни в виде повествования» [1]. Нарративная функция означает, что для верующего его жизненный опыт приобретает непрерывный и последовательный характер в виде повествования, которое связывает его прошлое, настоящие и будущее.
4. Функция экзистенциального и духовного роста (самоактуализации)
Часто религиозное обращение реализует внутреннюю готовность к изменениям и отражает направление в экзистенциальном развитии личности и ее потребности в самоактуализации. В этом случае причиной религиозного обращения является внутренняя экзистенциальная готовность к изменениям, которая выражается в произвольном поиске таких ситуаций, которые способны реализовать эти изменения (Таблица 1). Пусковым механизмом религиозного обращения является кризис экзистенциального развития.
Интерпретация и выводы
Научное постижение феномена начинается с его всестороннего качественного описания. В отсутствие полного и систематического описания религиозного обращения значительно затруднен процесс объяснения данного феномена, тем более его эмпирическое исследование. Ключевым аспектом феномена обращения как процесса трансформации личности является его функциональная роль. Проведенное исследование позволило описать следующие функции данного феномена: функция достижения социальной идентичности, психотерапевтическая функция (функция совладания с трудными жизненными ситуациями), нарративная функция, функция экзистенциального и
духовного роста. Описание названных функций позволяет сформулировать следующие выводы:
- Феномен религиозного обращения - это процесс резкого и быстрого изменения личности во взрослом возрасте. Он затрагивает широкий спектр психического функционирования. Исходя из функций обращения возможно говорить об экзистенциальном, нарративном, социальном, а также адаптивном уровне изменений;
- Дальнейшие изучение религиозного обращения как особого типа изменения личности может подразумевать определение взаимосвязи функций обращения и характера последующей религиозности личности (конфессиональной принадлежности, уровня религиозности, типа религиозности). Это позволит создать определенную типологию религиозности как базового понятия психологии религии.
Список литературы
1. Барский Ф.И. Личность как черта и как нарратив: возможности уровневых моделей индивидуальности // Методология и история психологии. 2008. Т. 3. Вып. 3. С. 101.
2. Богдановская И.М. Смысловая организация современного религиозного опыта личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2002. 19 с.
3. Буланова И.С. Смысловое содержание религиозной конверсии // Религиоведение. 2013. Т.4. С. 132-138.
4. Джеймс У Многообразие религиозного опыта. М. 1991. 359 с.
5. Ипатова Л. П. Типы религиозного обращения в православие женщин в современной России: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 24 с.
6. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. с. 301
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.
8. Любимова А.И. Теории религиозной конверсии и новые религиозные движения в России // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Том 10. Выпуск 1. С. 70-74.
9. Ольшанский Д.В.Психология масс. СПб.: Питер, 2002. 368 с.
10. Сучкова О.В. Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009. 25 с.
11. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. 352 с.
12. Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1. С. 130-150.
13. Чернов А.Ю. Качественный подход в психологическом исследовании: Монография. Волгоград: Из-во ВолГУ, 2008. 340 с.
14. Янчук В. А. Введение в современную социальную психологию. Учебное пособие для вузов. Мн.: АСАР, 2005. 800 с.
15. Batson C.P., Schoenrade, W. Ventis Religion and the individual. A social-psychological perspective. New York: Oxford University Press, 1993. 427 p.
16. Baumeister R.F. Meaning ofLife. New York: Guilford Press, 1991, рp. 13-19.
17. Coe, G.A. The psychology of religion. Chicago: The University of Chicago Press, 1916. 387 p.
18. Paloutzian R.F. Handbook of the psychology of religion and spirituality. New York: Guilford Press, 2005. 590 p.
19. Pargament K.I. The psychology of religion and coping. New York: Guilford Press, 1997. 286 p.
References
1. Barskiy F.I. Lichnost' kak cherta i kak narrativ: vozmozhnosti urovnevykh modeley individual'nosti [Personality as hell and as a narrative: the possibility of level models personality]. Metodologiya i istoriyapsikhologii [Methodology and history of psychology]. 2008. V. 3. Issue 3. Р. 101.
2. Bogdanovskaya I.M. Smyslovaya organizatsiya sovremennogo religioz-nogo opyta lichnosti [Semantic organization of modern religious experience of the person: Abstract. Dis. ... Cand. psychol. Sciences; RGPU im. A.I. Gertsena. SPb., 2002. 19 p.
3. Bulanova I.S. Smyslovoe soderzhanie religioznoy konversii [The semantic content of religious conversion]. Religiovedenie [The Religious studies]. 2013. V.4, pp. 132-138.
4. Dzheyms U. Mnogoobrazie religioznogo opyta [The Varieties of Religious Experience]. M. 1991. 359 p.
5. Ipatova L.P. Tipy religioznogo obrashcheniya vpravoslavie zhenshchin v sovremennoy Rossii [Types of religious reference in Orthodoxy women in modern Russia]: Author. Dis. ... Cand. Sociology. Sciences. Moscow, 2006. 24 p.
6. Kvale S. Issledovatel'skoeinterv'yu [Exploratory interviews]. M.: Smysl, 2003. P. 301.
7. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activities. Consciousness. Personality]. M.: Smysl: Akademiya, 2005. 352 p.
8. Lyubimova A. I. Teorii religioznoy konversii i novye religioznye dvizheniya v Rossii [Theory of religious conversion and new religious movements in Russia] Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy ak-ademii [Journal of Russian Christian Humanitarian Academy]. 2009. V. 10. Issue 1, pp. 70-74.
9. Ol'shanskiy D.V. Psikhologiya mass [Psihologiya masses]. SPb.: Piter, 2002. 368 p.
10. Suchkova O.V. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty religioznosti molo-dezhi v kontekste psikhologicheskoy bezopasnosti [Socio-psychological aspects of religious youth in the context of psychological safety]: Abstract. Dis. ... Cand. psychol. Sciences. SPb., 2009. 25 p.
11. Ugrinovich D.M. Psikhologiya religii [Psychology of Religion]. M.: Politizdat, 1986. 352 p.
12. Ulanovskiy A.M. Fenomenologicheskiy metod v psikhologii, psikhiatrii i psikhoterapii [The phenomenological method in psychology, psychiatry and psychotherapy]. Metodologiya i istoriyapsikhologii [Methodology and history of psychology]. 2007. V. 2. Issue 1, pp. 130-150.
13. Chernov A.Yu. Kachestvennyy podkhod v psikhologicheskom issledo-vanii [The qualitative approach in psychological research]: Monograph. Volgograd: Iz-vo VolGU, 2008. 340 p.
14. Yanchuk V.A. Vvedenie v sovremennuyu sotsial'nuyupsikhologiyu [Introduction to modern social psychology]. Textbook for high schools. Mn.: ASAR, 2005. 800 p.
15. Batson C.P., Schoenrade W. Ventis Religion and the individual. A social-psychological perspective. New York: Oxford University Press, 1993. 427 p.
16. Baumeister R.F. Meaning ofLife. New York: Guilford Press, 1991, рр. 13-19.
17. Coe G.A. The psychology of religion. Chicago: The University of Chicago Press, 1916. 387 p.
18. Paloutzian R.F. Handbook of the psychology of religion and spirituality. New York: Guilford Press, 2005. 590 p.
19. Pargament K.I. The psychology of religion and coping. New York: Guilford Press, 1997. 286 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Буланова Ирина Сергеевна, доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук
Волгоградский государственный университет пр. Университетский, 100, г. Волгоград, Волгоградская область, 400062, Российская Федерация [email protected]
Чернов Александр Юрьевич, профессор кафедры психологии, доктор психологических наук Волгоградский государственный университет пр. Университетский, 100, г. Волгоград, Волгоградская область, 400062, Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Bulanova Irina Sergeevna, Associate Professor of Psychology, Department of Psychology, Candidate of Psychological Sciences
Volgograd State University
100, Universitetskiy Prospect, Volgograd, 400062, Russian Federation
SPIN-code: 4578-0365
Chernov Alexander Yurevich, Professor at the Department of psychology, Doctor of Psychology
Volgograd State University
100, Universitetskiy Prospect, Volgograd, 400062, Russian Federation [email protected]