УДК 616.89: 159.942.2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СЕМЬИ
Т.Г. Ветрила
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Медицинская
академия имени С. И. Георгиевского
Резюме. Рассмотрены теоретические вопросы особенностей функционирования семьи как системы. Определены нормативные кризисные периоды семьи и этапы развития ребенка. Сделан вывод, что успешное семейное функционирование является необходимым условием для развития гармоничной личности ребенка.
Ключевые слова: функционирование семьи, развитие личности.
Семейную систему можно рассматривать как единое образование, обладающее определенными особенностями структуры, функционирования и развития. В структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре основные группы подсистем. Первая состоит из отдельных людей -членов семьи; вторая образована диадой муж -жена; третья -сиблингами, четвертая -диадами родитель -ребенок. Подсистемы каждой группы имеют определенные границы, потребности и ожидания [1]. Хорошо сбалансированная семейная система способна обеспечить удовлетворение потребностей всех входящих в нее подсистем. Кроме того, семья должна взаимодействовать с различными элементами суперсистемы -значимыми для нее другими лицами: друзьями, соседями, представителями социума.
Функции семьи тесно связаны с развитием ее структурной организации. Особенности семейного уклада влияют на характер взаимоотношений ее членов друг с другом и с внешним окружением. Разделяют два основных аспекта семейного функционирования: 1) актуальные функциональные обязанности, делегируемые членам семьи ее социальным окружением; 2) поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье. Основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением являются следующие: эмоциональная, духовная, сексуально-эротическая, репродуктивная, хозяйственно-бытовая, воспитательная, функция социализации, социальной интеграции, защитная, ролевая, персо-налистическая, сохранения здоровья, психотерапевтическая, реабилитационная [2].
За последние 100 лет функции семьи в нашем обществе сильно изменились. В свое время основной являлись экономические, тесно связанные с физическим выживанием членов семьи. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и системы социальной защиты экономические функции семьи утратила свою значимость, а роль социально-психологической сферы заметно повысилась. В настоящее время своей главной функцией семьи многие семьи считают не столько создание условий для своего экономического выживания, сколько обеспечение членами семьи взаимной психологической поддержки друг друга [3]. Общаясь с родителями и друг с другом, дети готовятся к встрече с социумом. Семья, таким образом, создает для них определенные модели социального поведения и учит способам социального взаимодействия. В настоящее время признается также, что в социализации ребенка большую роль играет его общение со сверстниками и представителями школьного окружения. Тем не менее, оценивая происходящее в социальной жизни, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. Таким образом, усвоенные ребенком в семье модели поведения в значительной степени определяют его последующий социальный опыт.
Системный подход, используемый при изучении проблем семьи, предполагает учет того, на какой стадии развития находятся как отдельные члены семьи, так и вся семья в целом. В идеале развитие членов семьи и семейной системы должно быть взаимосвязано. В процессе своего развития семья как единая система проходит ряд стадий. Развитие семьи начинается с создания брачного союза, переходя на новый уровень при появлении в семье первенца, а затем и новых детей. В первые годы существования семьи ее развитие тесно связано с необходимостью ухода за маленькими детьми.
С поступлением детей в школу дистанция между ними и родителями начинает быстро увеличиваться. В процессе обретения детьми независимости от родителей те вынуждены пересматривать смысл и задачи своего существования. Когда дети покидают семью, супруги остаются в одиночестве и бремя забот с них спадает. В идеале этот процесс должен про-
текать постепенно, что предоставляет родителям и детям - по мере взросления последних -возможность подготовиться к принятию новой системы потребностей и ожиданий. На деле, однако, многие родители оказываются не готовыми к этому, поскольку в течение первых 15 лет совместной жизни посвящали себя, в основном, заботе о детях и часто игнорировали иные, не связанные с ними, потребности и роли.
Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением го-меостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения [4]. В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:
1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.
2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.
Выделяют типичные кризисы семьи, которые в психологии считаются нормативными, через которые проходят многие семьи. Прежде всего, кризисом является сам факт вступления в брак [2, 5]. Особенно если свадьбе предшествовал букетно-конфетный период романа, во время которого люди воспринимают друг друга через розовые очки. Вступление в брак приводит к изменению образа жизни, смене социального статуса. Для женщин перемена фамилии может приводить к «кризису идентичности», по Э. Эриксону. Меняется характер быта, появляются новые родственники, к которым нужно привыкнуть, меняются даже гастрономические пристрастия супругов.
Этот период -период адаптации супругов друг к другу - длится в течение первого года. И по окончании первого года совместной жизни появляется кризис первого года жизни в браке. За это время супруги притираются друг к другу и выходят из кризиса с пониманием ответственности друг перед другом и перед семьей, либо появляется желание расстаться, и брачная проба считается неудачной. Первый пик разводов - после первого года совместной жизни.
Второй кризис в семье может проявиться после рождения первого ребенка, даже если этот ребенок является желанным. Опять меняется уклад жизни, меняется распределение нагрузок в семье. Если молодая мать полностью уходит в заботы о ребенке, что вполне естественно, многими мужьями это воспринимается как потеря внимания к ним, любимым: «Неужели этот орущий кусок мяса тебе дороже, чем я?» Некоторые мужчины ревниво относятся к заботам о ребенке, воспринимая это так, что ребенок отнял у них любовь и заботу жены.
Следующий кризис связан с появлением второго ребенка в семье, особенно если разница в возрасте у детей свыше 5-ти, 7-ми лет. Между детьми начинается соперничество, которое выражается в том, что дети начинают тянуть «одеяло» родительской любви на себя. У более старших детей появляются признаки ревности, злобного отношения к маленькому. Иногда это проявляется в нарочитой детскости поведения, ребенок начинает сюсюкать, имитируя себя в более младшем возрасте, чтобы к нему относились также, как к маленькому, с повышенной заботой и вниманием. От родителей требуется очень большое терпение и понимание того, что происходит с ребенком на этой стадии.
Кризис в отношениях может возникнуть после того, как ребенок начинает посещать детский сад или школу. К этому времени материнская стирка пеленок отходит на второй план, и ребенку все чаще и чаще требуется отцовское влияние, а многие отцы оказываются к этому не готовы или отстраняются от воспитательной роли, ограничивая свою функцию только финансовым обеспечением семьи. В семьях возникают трения по проблемам воспитания детей, отношениям к ценностям, материальным, духовным и так далее.
Следующий период представляет собой совпадение по времени двух кризисов: это подростковый кризис у детей и кризис 40-летних у их родителей. В этом возрасте родители переоценивают свои ценности, а дети бунтуют, требуя предоставления больших полномочий, оспаривают родительскую власть. Наложение двух кризисов приводит к тому, что семья начинает разрываться изнутри, раздираемая противоречиями.
Второй пик разводов приходится именно на возраст 40-45 лет. Это как раз происходит после 10-15 лет совместной жизни. Это второй переломный кризисный период в жизни семьи.
Далее -критический период, связанный с профессиональным самоопределением под-
росших детей. В нынешних условиях экономического спада, возрастающей конкуренции, увеличения сложности получения образования многие родители опасаются за будущее своих детей, вкладывают в них большие финансовые и моральные вклады, пытаясь обеспечить их профессиональное будущее. При этом очень часто интересы детей учитываются родителями очень своеобразно. И многие трения возникают именно на этой почве.
Следующий кризисный период в развитии семьи - это выход одного или обоих супругов на пенсию. Этот период оказывается тяжелым для людей с лидерскими наклонностями, привыкшими проявлять себя в профессиональной деятельности. И если они не находят для себя адекватного замещающего занятия, то у них возникает ощущение неудовлетворенности жизнью, собственной бесполезности. У некоторых мужчин этот этап сопровождается таким явлением, как гонка за молодостью, когда человек пытается в новых социальных и сексуальных отношениях реализовать себя и доказать всем, что он «еще ого-го». Именно на этот период приходится третий пик разводов и второй пик суицидальных попыток в пожилом возрасте. Именно в этот период взрослые дети отделяются от родительской семьи, уходят жить собственной жизнью, в собственные семьи, и супруги остаются как бы глаза в глаза. Многие оказываются неготовыми к такому тесному эмоциональному и физическому общению и именно в этот период чаще всего встречаются разводы в пожилом возрасте. Но, помимо нормативных кризисов, семья может сталкиваться с другими явлениями, которые оказывают на нее неблагоприятное воздействие: война, экономический кризис, стихийное бедствие, внезапная болезнь кого-то из супругов, длительная разлука, смерть кого-то из членов семьи, изменение жизненного уровня семьи, обострение жилищной проблемы, особенности ведения домашнего хозяйства. Не все семьи справляются с появившимися перегрузками. И тогда крахом семьи выступает развод. Описывают три типа реакций детей на развод: победители, проигравшие и уцелевшие [5].
Победители получают от развода родителей определенные выгоды: воскресные папы балуют их, они шантажируют матерей тем, что уйдут к папе жить, и развод приносит им усиление внимания со стороны близких.
Проигравшие. Это дети, которые в зависимости от обстоятельств продолжают страдать. Отношение оставшегося члена семьи к ребенку резко ухудшается, особенно если ребенок внешне похож на ушедшего супруга.
Уцелевшие -это те дети, которые смогли активно справиться с переживаниями, и при этом они становятся более внимательными, более чувствительными, не только к близким, но и к остальным людям. Из травматического опыта дети выносят понимание важности близких эмоциональных отношений.
Ненормативный кризис - это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные [4].
Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов [7]:
1. внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.);
2. неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.);
3. внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.).
В каждом ненормативном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты [4]:
1. Кризисное событие.
2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего.
3. Отношение членов семьи к данному событию и особенности его переживания ими.
4. Изменения в семейной системе.
5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.
Изучение особенностей развития ребенка в семье невозможно без деления на возрастные периоды, именно поэтому, выявляя закономерности развития ребенка, многие авторы прибегают к созданию периодизаций.
Одна из первых возрастных периодизаций, в которой большое место отводится детству, была создана в рамках психоаналитической теории З. Фрейдом [8, 9]. З. Фрейд ос-
новным критерием развития человека считает его сексуальность. До года эрогенной зоной, т.е. участком тела, стимуляция которого сопровождается получением приятных ощущений, является слизистая оболочка рта и губ. Отсюда название первого периода жизни младенца -оральная стадия. От года до трех эрогенной зоной становится слизистая оболочка кишечника. Эта стадия получила название анальной. В этом возрасте ребенка учат быть опрятным, и поэтому он приобретает такие личностные особенности, как аккуратность, упрямство, скрытность, агрессивность и др.
Вслед за анальной стадией идет фаллистическая (от 3 до 5 лет), в которой проявляется наивысшая степень детской сексуальности. Несколько иные критерии легли в основу периодизации другого выдающегося психолога, последователя З. Фрейда, Э. Эриксона [10]. Развитие ребенка обусловлено уровнем культуры и экономики общества, в котором он живет. «Каждая последующая стадия и соответствующий ей кризис определенным образом соотносится с одним из базисных элементов общества по той простой причине, что цикл человеческой жизни и институты человека эволюционировали вместе».
Первый этап (от рождения до года) получил название «базисное доверие против базисного недоверия» [10]. На этом этапе чрезвычайно важной вехой является формирование позитивных отношений матери с ребенком. Если мать проявляет чуткую заботу по отношению к потребностям малыша, любовь и нежность, ребенок начинает чувствовать, что у него все в порядке, что он является самим собой и что его поведение соответствует ожиданиям других людей. Младенец приобретает чувство доверия к миру, отсутствие которого влечет за собой ряд серьезных расстройств и заболеваний.
Вторая стадия, соответствующая возрастному периоду от года до трех лет, получила название «автономия против стыда», завершение которой обеспечивает проживание кризиса «Я сам». Быстрый темп развития ребенка делает его более самостоятельным. Родители все чаще начинают прибегать к контролю, ограничениям и запретам. Постоянные одергивания создают основу для возникновения у ребенка чувства собственной ничтожности. «Чрезмерное пристыживание приводит не к истинной правильности поведения, а к скрытой решимости попытаться выкрутиться из положения, незаметно ускользнуть, если, конечно, эта чрезмерность не кончается вызывающим бесстыдством» [10]. Ребенок может приобрести чувство сомнения и стыда и уже в этом возрасте начнет бросать вызов обществу в виде детских проклятий и грубых выражений. Поэтому задача взрослых состоит в том, чтобы научиться уважать детскую автономию и не подавлять ее чрезмерно. Только в этом случае ребенок будет идти дальше по жизни с чувством справедливости и войдет в следующий возрастной период, который называется «инициатива против чувства вины», полноправным членом общества.
Третий этап «Инициатива или чувство вины». Дети в возрасте 4-5лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научатся общаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретут сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.
4. «Трудолюбие или чувство неполноценности». В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Э. Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.
5. Подростковый период от 11-16 лет. Данный период сопровождается кризисом социального развития, напоминающий кризис трех лет «Я сам», но теперь это «Я сам» реализуется в социальном смысле. Данный кризис характеризуется определенной остротой. Симптомы кризиса следующие:
1) наблюдается снижение продуктивности учебной деятельности даже в тех областях, в которых ребенок явно одарен;
2) негативизм. Иногда эту фазу и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом трех лет.
Ребенок как -бы отталкивается от среды, он враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одино-
честву. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, хотя начинается позже, в 14-16 лет.
Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л. С. Выготский пишет о трех вариантах поведения [11].
Первый вариант -негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Такая реакция наблюдается у 20 % подростков.
При втором типе ребенок - потенциальный негативист. Негативизм проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние окружающей среды: семейные конфликты, угнетающее действие обстановки, давление взрослых. Таких детей большинство, примерно 60 %.
И третья ситуация - когда негативных явлений нет вовсе. Она встречается у 20 % детей. В подростковом возрасте резко возрастает чувствительность детей к различного рода психотравмам, конфликтам, утратам, неприятностям. Особое значение имеют две группы факторов, имеющих хронический характер: это неправильное воспитание и конфликтные ситуации. Во вторую группу включаются следующие ситуации: эмансипационный конфликт, в том числе «отравление» свободой, конфликт на основе реакций группирования со сверстниками, насильственное лишение, прерывание общения со сверстниками, отвержение, неумение вступать в контакты, повышенное нереализуемое притязание на лидерство, конфликт на основе комплекса собственной неполноценности (действительной или воображаемой), конфликт на почве краха завышенных притязаний, конфликт на основе невозможности удовлетворения высоких требований к самому себе.
Из приведенного перечисления видно: в значительной степени психологические конфликты ребенка -это конфликты не только с самим собой, но практически всегда с непосредственным окружением.В этот период отмечается повышенная утомляемость, при этом неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.
Именно в этом возрасте появляется первый пик суицидальной активности, возникает риск негативных зависимостей, связанных с осознанием и переживанием психологического кризиса.
Особенно чувствительны к последствиям психологического кризиса следующие категории детей: перенесшие насилие; ставшие жертвами жестокого обращения в семье в различных бытовых ситуациях; перенесшие
психическую травму в связи со смертью родителей, с потерей близких; оказавшиеся в ситуации развода родителей; застенчивые; перенесшие аборт и другие серьезные медицинские вмешательства; одаренные дети, уже имеющие высокие результаты по сравнению со своими сверстниками.
В этот период резко возрастает недовольство своим телом, раздражительность, вызванная гормональными перестройками, глубоко меняется отношение к миру, возникает потребность в независимости, появляется грубость, цинизм, нонконформизм.В данный период дети осознают целый ряд разных ролей -ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т.п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Э. Эриксон называет диффузией идентичности.
6. Ряд исследователей выделяет юношеский кризис 17-19 лет и отмечают три общих способа преодоления кризисных ситуаций в этом возрасте [5].
Первый -эффективное разрешение кризисных ситуаций благодаря использованию конструктивных копинг-стратегий, внутренних ресурсов.
Второй способ - неэффективное разрешение из-за неспособности видеть смысл и сильной сосредоточенности на собственных эмоциональных переживаниях. Третий -уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний, перекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей.
Специфической особенностью девушек является глубокое эмоциональное прожива-
ние кризисных ситуаций и умение увидеть в них смысл. Девушки, сталкиваясь с кризисом, углубляются в его переживание и осмысление, в результате чего становятся способными обращаться к жизненным аспектам трудных ситуаций, наделять их особым смыслом.
Специфической особенностью юношей в этом возрасте является стремление снижать эмоциональную значимость кризисной ситуации за счет ухода от ее глубокого осознания. Юноши теряются, сталкиваясь с кризисом, оказываются слишком захваченными негативными переживаниями, что заставляет их в итоге уходить от осознания своих переживаний.
Успех при разрешении данного кризиса зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.
Таким образом, успешное семейное функционирование является основой развития и становления гармоничной личности, а функционирование семьи -интегративный социоп-сихобиологический феномен, диктующий необходимость системного подхода к диагностике, коррекции и профилактики его нарушений.
Литература.
1. Боуэн М. Теория семейных систем. - М.: Эксмо, 2005.
2. Кришталь В.В., Семенкина И. А. Системный подход к диагностике, психотерапии и психопрофилактике нарушения здоровья семьи // Международный медицинский журнал. - 2000. - № 1., Т.6. -С.11-15.
3. Кришталь В.В., Кришталь 6. В., Кришталь Т. В. Сексолопя: навчальний поибник: в 4-х ч. - Харшв: Фолю, 2008. - 990 с.
4. Олифович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006. - 360с.
5. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 315с.
6. Ромек В.Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. -СПб.: Речь, 2005. - 256 с.
7. Hill R. Family development in the generations. Cambridg, MA: Schenkman. 1970.
8. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. - 288 с.
9. Фрейд А. Норма и патология детского развития. М., 1990.
10. Эриксон Э. Детство и общество. Пер. с англ. - СПб.: Речь, 2000. - 416 с.
11. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. -Москва: Эксмо, 2006.
PSYCHOLOGICAL FACTORS OF THE SUCCESSFUL FUNCTIONING OF THE FAMILY
T. G. Vetrila
Medical academy S. I. Georgievski "CFU V. I. Vernаdski"
Resume. The theoretical questions of features of family's functioning as a systems are considered. A normative crisis period of family's functioning and stages of development of child are certain. A conclusion is done, that the successful family's functioning is a necessary condition for for development of harmonious personality of child.
Keywords: functioning of family, development of personality.