ПСИХОЛОГИЯ
УДК 616.89
Л. П. Маринчева
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ПОДРОСТКОВ
В статье проеден анализ психологических факторов, способствовавших возникновению психосоматических расстройств сердечно-сосудистой системы у 117 подростков, находившихся на лечении в детской городской клинической больнице г. Кирова. На основании полученных результатов автор делает вывод о том, что для успешной терапии данного заболевания помимо медикаментозного воздействия необходимо проведение различных видов психотерапии.
In this article psychological factors that cause appearance of psychosomatic disorders of cardiovascular system at 117 teenagers, taking place on treatment in Kirov city children's hospital are being analyzed. On the basis of the received results author make a conclusion that for successful therapy of the given disease besides medicamentous influence carrying out of various kinds of psychotherapy is necessary.
Ключевые слова: подростки, психосоматические расстройства сердечно-сосудистой системы, дет-ско-родительские отношения, эмоциональный статус, депрессия и тревога.
Keywords: teenagers, psychosomatic disorders of cardiovascular system, children-parental relationships, emotional status, depression and uneasiness.
Понятие «психосоматические расстройства» используется для обозначения стресс-зависимых заболеваний, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию пси-хотравмирующих факторов [1]. Их распространенность среди подростков, обращающихся за помощью к врачу, достигает от 20 до 50%. Исследованиям проблемы психосоматических расстройств в данный момент уделяется много внимания [2].
Авторы исследований [3], посвященных данной теме, наиболее часто отмечают биологические (наследственная предрасположенность), психологические (личностные особенности заболевших, специфика психотравмирующих ситуаций,
МАРИНЧЕВА Людмила Павловна - кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт I категории Кировской детской городской клинической больницы © Маринчева Л. П., 2009
характеристики эмоционального статуса) и социально-психологические (дисгармония внутрисемейных отношений) факторы риска развития психосоматических расстройств. Эмоциональные нарушения [4], в частности проявления хронической тревожности и алексититмии, наиболее часто способствуют закреплению соматической симптоматики [5]. Алекситимия характеризуется снижением способности к осознанию и вербализации эмоций, что ведет к росту эмоционального напряжения и срыву психологических механизмов совладания со стрессом.
В настоящее время актуальным является изучение психологических и микросоциальных аспектов проблемы психосоматических расстройств, что расширит возможности их эффективной профилактики и комплексной терапии. Большее значение для оказания помощи подросткам с данными нарушениями приобретает междисциплинарное взаимодействие специалистов: медиков, психологов, социальных работников, педагогов.
В данной статье представлены результаты исследовательской работы, целью которой являлось выявление психологических факторов риска возникновения психосоматических расстройств сердечно-сосудистой системы у подростков.
В исследовании приняли участие 222 человека. В экспериментальную группу вошли 117 подростков с психосоматическими расстройствами сердечно-сосудистой системы в возрасте 15,2± 1 лет, проходивших лечение в Кировской детской городской клинической больнице. Также в исследовании приняло участие 117 семей подростков из данной группы. Контрольная группа включала 105 подростков, учащихся 8-10-х классов средних школ г. Кирова, в возрасте 15,1±1 лет с первой группой здоровья. Наряду с этим были обследованы 105 семей данной группы подростков.
Клинико-психопатологический метод исследования включал анализ жалоб, данных опроса и медицинской документации, результатов клинического наблюдения. Инструментальное обследование опиралось на применение электрокардиографии и кардиоинтервалографии с целью уточнения характера нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы.
Из экспериментально-психологических методов применялись: методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса (1999); тест «Шкала самооценки» для оценки реактивной и личностной тревожности Е. Д. Спилбер-
Л. П. Маринчеба. Психологические факторы риска психосоматических расстройств.
гера и Ю. Л. Ханина (1976); «Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний» В. Зунге в адаптации Т. И. Балашовой (1965); Торонтская алекситимическая шкала, адаптированная Д. Б. Ересько и соавт. (1979, 1993); анкета для оценки анамнеза развития заболевания Л. П.Марин-чевой, М. В. Злоказовой (2001).
Статистический анализ данных проводился в программном пакете «SPSS» for Windows, Version 10. Использовались t-критерий Стьюдента для независимых выборок, критерий Фишера, критерий Пирсона, факторный анализ данных.
Результаты и их обсуждение
При исследовании факторов, способных оказывать влияние на возникновение психосоматического расстройства, было отмечено достоверное преобладание в экспериментальной группе целого ряда показателей.
В ходе исследования эмоционального статуса подростков (табл. 1) обнаружена достоверно большая (p # 0,01) частота встречаемости высоких показателей тревожности, депрессии, алек-ситимии у подростков с психосоматическими расстройствами сердечно-сосудистой системы по сравнению с показателями у здоровых подростков, что согласуется с результатами исследований Ф. Б. Березина и соавт. (1981), В. Я. Семке (1988), А. Б. Смулевича (2000).
У подростков из экспериментальной группы достоверно чаще было выявлено повышение показателей реактивной (p # 0,01) и личностной тревожности (p # 0,05), депрессии (p # 0,01), алек-ситимии (p # 0,01). Отмеченные отклонения со
стороны эмоциональной сферы были обусловлены не только характером психотравмирующих обстоятельств, но и особенностями реагирования на психотравмирующие обстоятельства.
Повышенная тревожность и депрессивные проявления у подростков из экспериментальной группы способствуют быстрому нарастанию психосоматической симптоматики за счет соматовегета-тивных нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы. Преобладание алекситимии обусловливает нарастающее напряжение на фоне психо-травмирующих событий, что соотносится с исследованиями В. А. Ташлыкова (1986), рассматривающего высокий уровень алекситимии как фактор, предрасполагающий к развитию заболевания.
При исследовании личностных особенностей у подростков с психосоматическими расстройствами достоверно чаще (р # 0,01) присутствовали акцентуации сенситивного (у 21,4%) и психастенического типа (у 11,9%), тогда как в контрольной группе проявления акцентуации по сенситивному типу выявлены только в 2,9% случаях, а психастеническая акцентуация не была диагностирована. Наличие психастенических и сенситивных типов акцентуации характера предрасполагает к чрезвычайно длительному и интенсивному переживанию психотравмирующих обстоятельств.
Большое внимание уделялось выявлению пси-хотравмирующих ситуаций в анамнезе жизни подростков. Отдельно рассматривалась частота встречаемости психотравмирующих факторов, связанных с определенным спектром ситуаций (табл. 2).
Таблица 1
Частота встречаемости нарушений психоэмоционального статуса подростков экспериментальной и контрольной групп, %
№ Показатели психодиагностического обследования Экспериментальная группа (п= 117) Контрольная группа (п = 105)
1 Реактивная тревожность 11,96 0,95
2 Личностная тревожность 50,4 25,7
3 Депрессия 11,1 0,95
4 Алекситемии 41,0 13,3
Таблица 2
Частота встречаемости отдельных видов психотравмирующих обстоятельств у подростков экспериментальной и контрольной группы, %
№ Психотравмирующие факторы Экспериментальная группа (п = 117) Контрольная группа (п= 105)
1 Частота встречаемости психотравмирующих ситуаций в анамнезе 69,4 18,1
2 Психотравмирующие ситуации в школе 13,7 2,9
3 Конфликтные отношения в семьях подростков 46,2 4,5
4 Смерть близких 5,1 3,8
5 Расставание с родителями 2,6 -
6 Развод родителей 34,2 6,7
Исследование показало, что наиболее значимыми для подростков с психосоматическими расстройствами сердечно-сосудистой системы были ситуации неблагополучия в семье и в школе. Школьные психотравмирующие ситуации были связаны с нарушением взаимоотношений со сверстниками и педагогами, с переживаниями по поводу успеваемости. Психотравмирующие ситуации в семье были обусловлены конфликтами между родителями, разводами, расставаниями с родителями.
Наличие психотравмирующих ситуаций было выявлено у пациентов с психосоматическими расстройствами достоверно чаще (р # 0,01), чем у подростков из контрольной группы, при этом наиболее выраженные различия между группами отмечены по частоте выявления хронических психотравмирующих ситуаций (р # 0,01): они были выявлены у 58,1% обследуемых в экспериментальной группе и в 9,5% случаев - в контрольной. При хронических психотравмирующих обстоятельствах стрессовый фактор воздействовал длительно. Именно длительный характер воздействия и обусловливал срыв механизмов адаптации и, в конечном итоге, развитие психосоматических расстройств.
В ходе исследования было отмечено достоверное преобладание в группе подростков с психосоматическими расстройствами школьных (р # 0,01) и семейных (р # 0,01) психотравмирую-щих ситуаций. Наиболее часто перечисленные психотравмирующие ситуации существовали длительно, были значимыми для подростков, касались отношений с самыми близкими людьми, затрагивали наиболее важные для подростков сто-
роны их жизни и оказывали существенное влияние на эмоциональное состояние. Полученные результаты соотносятся с данными Э. Г. Эйде-миллера [6], подчеркивавшего значимость семейных дестабилизирующих факторов в развитии психосоматических расстройств.
Нами также были изучены взаимоотношения в семьях пациентов и особенности воспитания подростков (табл. 3).
В группе подростков с психосоматическими расстройствами достоверно чаще (р # 0,01), чем в контрольной, встречались неконструктивные типы воспитания, в том числе достоверно (р # 0,01) преобладали потворствующая и доминирующая гиперпротекция, а также воспитание в стиле повышенной моральной ответственности.
Можно отметить, что в экспериментальной группе по сравнению с контрольной достоверно чаще (р # 0,01) были отмечены нарушения в системе детско-родительских отношений в целом (табл. 4). В том числе в достоверно большем количестве случаев обнаруживалась фобия утраты ребенка (р # 0,01), что проявлялось в ошибочных представлениях о беззащитности ребенка и стремлении уберечь его от малейших трудностей.
Данные типы воспитания способствовали формированию дезадаптивных стереотипов взаимодействия с социальной средой, что вело к снижению толерантности к психотравмирующим обстоятельствам.
В ходе исследования были выявлены прямые корреляции (критерий Пирсона) между повышением реактивной тревожности и показателями депрессии (0,409), личностной тревожности
Таблица 3
Частота встречаемости неконструктивных стилей семейного воспитания в экспериментальной и контрольной группе, %
№ Предрасполагающие факторы Экспериментальная группа (п= 117) Контрольная группа (п= 105)
1 Нарушения стиля воспитания 56,4 20,0
2 Потворствующая гиперпротекция 29,1 2,9
3 Повышенная моральная ответственность 7,7 -
4 Жестокое обращение 0,9
5 Эмоциональное отвержение 1,7
Таблица 4
Частота встречаемости нарушений в системе детско-родительских отношений в семьях подростков из экспериментальной и контрольной групп
Исследуемые нарушения Основная группа (п = 117) Контрольная группа (п= 105)
Дисгармония в детско-родительских отношениях 67,5 24,8
Неразвитость родительских чувств 1,7 -
Фобия утраты ребенка 35,04 -
Е. Ю. Клепцова. Анализ идеи терпимого отношения в контексте гуманизации образования.
(0,496), алекситимии (0,282). Отмечены прямые корреляции между наличием хронических пси-хотравмирующих обстоятельств и повышением реактивной тревожности (0,259), депрессии (0,292). Показатели депрессии коррелировали с проявлениями лабильного (0,205), астеноневро-тического (0,226) и сенситивного (0,250) типов акцентуаций характера. Были выявлены корреляции депрессии с наличием неконструктивных стилей воспитания (0,239). Таким образом, эмоциональные нарушения напрямую связаны с воздействием психологической травмы, личностными особенностями подростков, а также с наличием неконструктивных стилей воспитания.
Были выявлены прямые корреляции реактивной тревожности с наличием функциональных нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы (0,456) и вегетативными дисфункциями (0,253). Выявлены прямые корреляции между нарушениями сердечной проводимости и показателями реактивной (0,258), личностной тревожности (0,204), депрессии (0,352), алекситимии (0,200).
В ходе исследования в экспериментальной группе подростков было выявлено достоверное преобладание акцентуаций характера по сенситивному и психастеническому типу, неконструктивного стиля воспитания, дисгармонии в дет-ско-родительских отношениях, психотравмирую-щих ситуаций. Все эти факторы были расценены нами как предрасполагающие к развитию психосоматических расстройств сердечно-сосудистой системы.
Проведение факторного анализа данных позволяет утверждать, что наибольшее значение в возникновении психосоматических расстройств принадлежит факторам психологической травмы и наследственной предрасположенности к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. На втором месте по значимости стоят проявления акцентуаций характера, а также наличие эмоциональных нарушений (повышение тревожности, депрессии, алекситимии), на третьем - проявления неконструктивного стиля воспитания и дисгармонии в детско-родительских отношениях.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что для эффективной терапии подростков с психосоматическими расстройствами сердечно-сосудистой системы необходим комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию эмоционального состояния, коррекцию системы детско-родительских отношений, расширение спектра адаптивных реакций подростков. Важна преемственность между специалистами в оказании психологической и психотерапевтической помощи данной категории подростков в стационарах, поликлиниках и дневных стационарах на базе школ, а также в центрах медико-социальной и психологической помощи.
Примечания
1. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб.: Питер, 2000.
2. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, 2002; Великанова Ё. П., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства: современное состояние проблемы // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. Т. 15. Вып. 4. С. 79-91; Холмогорова А. Б, Га-ранян Н. Г., Довженко Т. В. Концепция соматизации: история и современное состояние // Социальная и клиническая психиатрия. 2000. № 4. С. 81-97.
3. Марилов В. В. Переход функционального расстройства в органический психосоматоз // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2006. № 1. С. 21-23; Корнетов Н. А., Корнетов А. Н, Попова Г. А. Сравнительная оценка распространенности депрессивных расстройств в профильных отделениях соматического стационара // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. Т. 15. Вып. 3. С. 30-34.
4. Довженко Т. В. Взаимосвязь аффективных и сердечно-сосудистых расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. 2006. Т. 15. Вып. 3. С. 6980; Смулевич А. Б. Депрессии в общемедицинской практике. М.: Берег, 2000.
5. Смулевич А. Б., Сыркин А. А. и др. Психосоматические реакции, коморбидные ишемической болезни сердца // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2004. № 3. С. 13-19.
6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001.
УДК 37.017.924
Е. Ю. Клепцова
АНАЛИЗ ИДЕИ ТЕРПИМОГО ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье рассматриваются идеи гуманизма и гуманизации в образовании, анализируются особенности терпимого отношения в различных образовательных парадигмах, а также в контексте гуманизации образования на современном этапе.
The article discusses ideas of humanism and humanization in education, analyses peculiarities of acceptance and tolerant treatment in different educational paradigms and in the context of humanization of modern education.
Ключевые слова: терпимое и толерантное отношение, гуманизм, гуманизация образования, образовательные парадигмы.
Keywords: acceptance and tolerant treatment, humanism, humanization of education, educational paradigms.
КЛЕПЦОВА Елена Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент по кафедре практической психологии ВятГГУ © Клепцова Е. Ю., 2009