Научная статья на тему 'Психологические факторы риска наркомании у подростков'

Психологические факторы риска наркомании у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
686
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ / НАРКОЗАВИСИМЫЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Герасимова О.Ю., Семченко Л.Н., Сабаев Е.В.

В статье раскрывается влияние индивидуально-психологических факторов на распространение наркотиков среди несовершеннолетних подростков. Степень риска распространения наркотизма среди лиц подросткового возраста определяется не только их индивидуально-психологическими особенностями, но и ситуационными факторами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL RISK FACTORS OF DRUG ADDICTION IN ADOLESCENTS

The article reveals the influence of individual psychological factors on the distribution of drugs among adolescent minors. The degree of risk of drug abuse among adolescents is determined not only by their individual psychological characteristics, but also by situational factors

Текст научной работы на тему «Психологические факторы риска наркомании у подростков»

УДК 159.9.07 ББК Ю.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ

ГЕРАСИМОВА О.Ю., СЕМЧЕНКО Л.Н., САБАЕВ Е.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: oksana-5858@mail.ru

Аннотация

В статье раскрывается влияние индивидуально-психологических факторов на распространение наркотиков среди несовершеннолетних подростков.

Степень риска распространения наркотизма среди лиц подросткового возраста определяется не только их индивидуально-психологическими особенностями, но и ситуационными факторами.

Ключевые слова: психологические факторы, наркотическая зависимость, психоактивные вещества, личностные особенности подростков, наркозависимые.

Актуальность. Проблема наркомании давно уже перестала быть проблемой отдельных личностей и обществ. Сегодня наркомания является проблемой всего человечества. Актуальность проблемы определяется медицинской и социальной значимостью. Смертность людей, в том числе молодого возраста, употребляющих психоактивные вещества, с каждым годом становится все выше [1]. Подростковая группа составляет 20,0% от всей численности людей, употребляющих психоактивные вещества, и с каждым годом эта группа все больше увеличивается.

Психологические факторы риска - это совокупность мотивов, побуждающих к употреблению алкоголя и наркотиков. Они определяют индивидуальный процесс приобщения к психоактивным веществам (ПАВ). К психологическим факторам относятся трудности приспособления к окружающей среде, конфликт с окружением, неудовлетворенность, утомление, робость, осознание своей неполноценности [4].

Среди подростков наркотизация часто происходит "по подражанию" взрослым, сверстникам. Существенное значение в качестве факторов риска имеют подростковые поведенческие реакции: эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби) [2]. Важным психологическим фактором, способствующим наркомании именно в подростковом возрасте, является одно из ценнейших качеств личности - любопытство. Темп роста числа подростков, пробующих ПАВ, превышает другие возрастные группы.

Объект исследования: склонность подростков к наркомании

Предмет исследования: психологические факторы риска наркомании у

несовершеннолетних.

Цель работы. Изучение психологических факторов склонности к наркомании у несовершеннолетних подростков

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить характерологические особенности личности у наркозависимых подростков (основная группа).

2. Изучить характерологические особенности личности у не наркозависимых подростков (контрольная группа).

3. Провести сравнительный анализ характерологических особенностей личности у подростков основной и контрольной групп.

База исследования: учебная лаборатория патопсихологической диагностики и психотерапии кафедры клинической

психологии и социальной работы ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России.

В исследовании приняли участие 50 человек, в том числе 25 человек, страдающих наркотической зависимостью (основная группа) и 25 человек обучающихся в медицинском колледже (контрольная группа).

Материалы и методы.

1. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

2. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина

3. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)

4. Методика изучения мотивов употребления наркотиков Аксючиц И.В.

5. Методика "Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость"

6. Опросник мотивации достижения Мехрабиана.

7. Методы математической обработки: сравнение двух групп с применением параметрического критерия математической статистики t - критерия Стьюдента, корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона, программы MS Excel.

Анализ характерологических особенностей личности у наркозависимых и не наркозависимых подростков по методике "Степень готовности к риску" Шуберта, показал, что в основной группе высокая готовность к риску составила 56,0%. В контрольной группе средние показатели готовности к риску составили 64,0%, то есть для этих подростков не составит труда в своих поведенческих реакциях проявить склонность к употреблению наркотиков в ситуациях, сопряжённых с неопределённостью в жизни, требующих нарушения установленных норм, правил.

В результате проведенного корреляционного анализа по методике "Степень готовности к риску" с другими психическими показателями были выявлены следующие статистически значимые корреляционные связи:

1. Отрицательная взаимосвязь между показателями степени готовности к риску и мотивом избегания неудач (г= -0,39, при р<0,05), т.е. чем больше человек готов к риску, тем меньше он думает о возможных неудачах.

2. Прямая взаимосвязь между показателями степени готовности к риску и ситуационной тревожности (г=0,82 при р<0,01), т.е. чем больше человек готов к риску, тем больше у него показатель ситуативной тревожности.

3. Прямая взаимосвязь между показателями степени готовности к риску и личностной тревожностью (г=0,94 при р<0,01), т.е. чем больше человек готов к риску, тем больше у него показатель личностной тревожности.

4. Прямая взаимосвязь между показателями степени готовности к риску и самочувствием ( г=0,93 при р<0,01), т.е. чем лучше человек себя чувствует, тем он больше готов к риску.

5. Прямая взаимосвязь между показателями степени готовности к риску и настроением

(г=0,93 при р<0,01), т.е. человек готов идти на риск, когда у него приподнятое настроение.

В результате проведенного исследования по Шкале реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина нами было выявлено, что среди подростков основной группы у 44,0% выявлен умеренный уровень тревожности. Среди подростков контрольной группы у 40,0% выявлен высокий уровень тревожности. Это говорит о том, что в конкретной ситуации, связанной с оценкой сложности и значимости деятельности, а также реальной и ожидаемой оценкой, подростки обеих групп испытывают субъективно переживаемые эмоции: напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность.

В результате проведенного корреляционного анализа по "Шкале реактивной тревожности Спилбергера - Ханина" с другими психическими показателями были выявлены следующие статистически значимые корреляционные связи:

1. Прямая сильная взаимосвязь между показателями ситуационной тревожности и личностной тревожности (г=0,91 при р<0,01), т.е. показатели ситуационной тревожности напрямую зависят от личностной тревожности человека;

2. Прямая средняя взаимосвязь между показателями ситуационной тревожности и самочувствием (г=0,69 при р<0,01), т.е. показатели самочувствия напрямую влияют на ситуационную тревожность человека;

3. Прямая сильная взаимосвязь между показателями ситуационной тревожности и настроением (г=0,77 при р<0,01), т.е. показатели настроения напрямую влияют на ситуационную тревожность человека.

По шкале "Личностная тревожность" в основной группе высокий показатель тревожности составил 40,0%, в контрольной группе умеренная личностная тревожность выявлена у 52,0%, что говорит нам о склонности подростков обеих группп воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

В результате проведенного корреляционного анализа по шкале " Личностная тревожность" Спилбергера - Ханина" с другими психическими показателями были выявлены следующие статистически значимые

корреляционные связи:

1. Прямая сильная взаимосвязь между показателями личностной тревожности и самочувствием (г=0,87 при р<0,01), т.е. показатели самочувствия напрямую влияют на личностную тревожность человека;

2. Прямая сильная взаимосвязь между показателями личностной тревожности и настроением (г=0,89 при р<0,01), т.е. показатели настроения напрямую влияют на личностную тревожность человека.

Анализируя результаты исследования по методике "Дифференциальная самооценка функционального состояния (САН)" нами было выявлено, что в основной группе по шкале "самочувствие" преобладают высокие показатели самочувствия у 60,0%, а в контрольной группе умеренный показатель самочувствия выявлен у 76,0%, что говорит нам о физиологическом и психологическом комфорте личности подростка.

По шкале "настроение" в основной группе показатель составил 76,0%, в контрольной группе 56,0%, то есть у подростков обеих групп превалируют положительный эмоциональный фон и приподнятое настроение, хотя в основной группе таких подростков значительно больше.

В результате проведенного исследования по методике "Изучение мотивов употребления наркотиков" выявлено, что в основной группе на первом месте преобладает мотив гиперактивации поведения (64,0%), на втором месте - традиционные мотивы (48,0%) и на третьем - субмиссивные мотивы употребления наркотических средств (36,0%).

Мотивы гиперактивации поведения свидетельствуют либо о стремлении "выйти" из состояния скуки, душевного бездействия, либо о желании усилить эффективность своего поведения.

Традиционные мотивы употребления наркотиков свидетельствуют о стремлении использовать наркотические вещества по праздникам и другим традициям.

Субмиссивные мотивы употребления наркотиков отражают желание подчиняться прессингу значимых людей или референтной группы.

В контрольной группе на первом месте -гедонистический мотив употребления психоактивных веществ (76,0%), на втором месте - абстинентный мотив (60,0%) и на третьем месте - мотивы самоповреждения (52,0%).

Статистически значимые различия по 1;-критерию Стьюдента наблюдаются в мотиве гиперактивации поведения и в гедонистическом мотиве употребления наркотических веществ.

Таким образом, между двумя группами контрольной и основной есть различия в мотивах употребления наркотических веществ. Можно предположить, что в контрольной группе есть подростки с аддиктивной направленностью. Человек с аддиктивной направленностью поступков склонен искать в алкоголе или наркотиках способ ухода от реальности в иллюзорный мир, доставляющий ему наслаждение. Естественными в этом возрасте являются стремление к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям.

Из представленной информации можно сделать вывод о том, что приём психоактивных веществ у подростков связан с жаждой удовольствия, желанием уйти от скуки, стремлением к чувственным наслаждениям, к получению нового опыта, испытать необычное, а также является одним из способов разрешения конфликта. При этом упускается из виду то, что употребление наркотиков лишь усугубляет житейские проблемы. Подросток стремится получить физическое и психическое удовольствие от действия наркотика, а также желание пережить опыт наркотической эйфории.

Анализируя данные по методике "Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость", были получены следующие результаты.

В основной группе первое место занимают характерологические особенности

экстраверсия-интроверсия (56,0%), на втором месте - истероидная форма черт характера (52,0%) и на третьем - психастеническая форма (32,0%).

В контрольной группе структура особенностей характера такая же, но значения разные: экстраверсия-интроверсия (80,0%), истероидная форма черт характера (48,0%), психастеническая форма (40,0%).

Нами были выявлены значимые корреляционные связи по критерию Пирсона. Прямая средней силы связь между показателями эксплозивной акцентуации характера и мотивом гиперактивации поведения (г=0,4 при р<0,05), т.е. чем ярче выражена акцентуация характера, тем выше желание усилить эффектность своего

поведения или стремление выйти из состояния "скуки".

В результате проведенного исследования по опроснику "Мотивация достижения

Мехрабиана" были получены следующие результаты: в основной и контрольной группах в 100,0% преобладает мотивация избегания неудач, а стремление к достижению успеха отсутствует.

Выявлены значимые корреляционные связи по критерию Пирсона. Отрицательная средней силы связь между показателями степени готовности к риску и мотивом избегания неудач (г=-0,39, при р<0,05), т.е. чем больше человек готов к риску, тем меньше он думает о возможных неудачах.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы: 1. Характерологическими особенностями личности у наркозависимых подростков являются: готовности к риску (56,0%), мотив избегания неудач (100,0%), высокие показатели личностной тревожности (40,0%).

Основные мотивы употребления

наркотических средств: мотив гиперактивации поведения (64,0%), традиционные мотивы (48,0%), и субмиссивные мотивы (36,0%).

Высокие показатели самочувствия (60,0%) и настроения (76,0%).

В акцентуации личности на первом месте -экстраверсия-интроверсия (56,0%), на втором -

и на третьем -

истероидная форма (52, психастеническая форма (32,0%).

2. Характерологические особенности личности у не наркозависимых подростков: высокий показатель ситуативной тревожности (40,0%), мотив избегания неудач (100,0%).

Основными мотивами употребления наркотических средств являются

гедонистический (76,0%), абстинентный (60,0%) и на третьем - мотив самоповреждения (52,0%).

В акцентуации личности на первом месте находится экстраверсия-интроверсия (80,0%,) на втором - истероидная форма (48,0%) и на третьем - психастеническая форма (40,0%).

Средний показатель самочувствия (76,0%) и высокие показатели настроения (56,0%).

3. У основной группы готовность рисковать значительно выше (0,04*), чем у подростков контрольной группы и более высокие показатели личностной тревожности (0,03*)

- у подростков контрольной группы выявлены более высокие показатели ситуативной тревожности (0,009*)

- мотивы употребления наркотческих средств таже отличаются в основной и контрольной группах.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Потребление психоактивных веществ среди подростков: Социальные аспекты здоровья населения / Г.С. Абрамова //Социальные аспекты здоровья населения. - 2014. - Т. 38. - №4. - с. 12

2. Ахметова О.А. Связь импульсивности и стремления к вознаграждению с употреблением психоактивных веществ подростками / О.А. Ахметова, Е.Р. Слободская, В.Б. Кузнецова //Вопросы наркологии. - 2014. - №4. - с. 81 - 89

3. Герасимова О.Ю. Распространённость факторов риска и особенности поведения учащихся образовательных организаций / О.Ю. Герасимова, Л.Н. Семченко //Вестник ЧОКБ. - 2015. - №3 (30). - с. 8-9.

4. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера; Юрайт, 2001. - 158 с.

5. Семченко Л.Н. Поведенческие предпосылки репродуктивного здоровьесбережения подростков /Л.Н. Семченко, О.Ю. Герасимова //Непрерывное медицинское образование и наука. - 2016. - Т.11., №3. - с. 41-42

PSYCHOLOGICAL RISK FACTORS OF DRUG ADDICTION IN ADOLESCENTS

GERASIMOVA O.Yu., SEMCHENKOL.N., SABAEVE.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: oksana-5858@mail.ru

Abstract

The article reveals the influence of individual psychological factors on the distribution of drugs among adolescent minors.

The degree of risk of drug abuse among adolescents is determined not only by their individual psychological characteristics, but also by situational factors.

Keywords: psychological factors, drug addiction, psychoactive substances, personal characteristics of adolescents, drug addicts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.