Научная статья на тему 'Психологические факторы искусственного прерывания беременности'

Психологические факторы искусственного прерывания беременности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1537
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / АБОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Н. Н.

Целью исследования явилось изучение психологических факторов, влияющих на искусственное прерывание беременности. На примере 45 обследованных женщин показано преобладание абортов, производимых без медицинских показаний. Выявлена роль таких личностных особенностей, как локус-контроль, тревожность, копинг-поведение, система жизненных ценностей. Возраст и социальный статус также выступают факторами, регулирующими выбор женщин. Из полученных результатов исследования следует, что психологическая коррекция мотивационно-потребностной сферы личности — необходимое условие превенции абортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological factors of abortion

The purpose of research was to study the psychological factors influencing artificial interruption of pregnancy. On an example of 45 surveyed women prevalence of the abortions made without medical indications is shown. The role of such personal features, as a locus-control, anxiousness, coping-behavior, system of vital values is revealed. The age and the social status of women also are the factors adjusting a choice of women. Results of research show, that psychological correction of the personal features — a necessary condition of prevention of abortions.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы искусственного прерывания беременности»

УДК301.151+618.39

H.H. Петрова

С.-Петербургский государственный университет, медицинский факультет

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Несмотря на повышенное внимание аборт остается актуальной проблемой во всем мире как вмешательство, имеющее серьезные последствия для здоровья женщин, в том числе в отношении будущего материнства [1-3]. Разрабатывая превентивные меры, специалисты стремятся выявить факторы, связанные с произведением аборта [4-6]. B задачи данного исследования входило изучение психологических факторов, определяющих выбор женщин при принятии решения об искусственном прерывании беременности.

Методы исследования. Исследование проводилось комплексно с использованием клинико-психопатологического метода в сочетании с рядом экспериментально-психологических методик: опросник Хайма для определения ведущих вариантов копинга-поведения как способа преодоления сложной фрустрирующей ситуации, методика определения уровня субъективного контроля личности (УСК), Интегративный тест тревожности (ИТТ), методика определения уровня социальной фрустрации (УСФ), которая направлена на многостороннее исследование ценностных ориентаций личности.

Полученные данные обработаны с применением статистического анализа, в том числе критерия Стьюдента и метода линейных корреляций.

Результаты исследования. Обследовано 45 женщин в период подготовки к аборту и после искусственного прерывания беременности, которые составили две группы сравнения. 29 обследованных женщин от 15 до 25 лет (19,0+0,76 года) вошли в «младшую» возрастную группу. У 30% этих женщин было незаконченное среднее образование (35,7% — учащиеся школ), у 60% — среднетехническое. Лица с высшим образованием в этой группе не встречались. Брак был зарегистрирован только в одном случае. Примерно у 30% обследованных лиц имелись дети. 20% женщин этой группы в анамнезе имели медицинские аборты, причем в половине случаев аборты делали бездетные женщины.

Bo вторую группу вошли 16 женщин в возрасте от 25 лет до 41 года (31,7+1,73). Из них 20% имели высшее образование, остальные среднетехническое. 87% обследованных состояли в законном браке и имели от одного до четырех (один случай) детей. Только у одной (многодетной) женщины в анамнезе не было абортов. Следует отметить, что в целом по группе в 87% наблюдений имели место аборты в анамнезе.

Установлено, что только в 14% случаев причиной прерывания беременности явились аномалии развития плода, когда аборт выполнялся по медицинским показаниям. B остальных наблюдениях решение о прерывании беременности было следствием инициативы женщин и связывалось ими с социально-психологическими причинами: материальная необеспеченность (45%), плохие жилищные условия (25%), а также отсутствие мужа, нежелание партнера иметь ребенка, наличие грудного ребенка.

O

Н.Н.

Петрова,

2006

В системе жизненных ориентаций обследованных женщин отчетливо превалировали материальные ценности (100% обследованных). Женщины, делающие аборт на поздних сроках (операция амниоцентеза на сроках 22-27 недель беременности), отличаются доминированием в системе жизненных ценностей профессионального достижения, при этом отчетливо выражена неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

У женщин, прибегающих к аборту, не отмечено повышения по сравнению с нормативными значениями личностной и ситуативной тревожности при относительном преобладании первой. В структуре личностной тревожности наиболее выражен эмоциональный дискомфорт (склонность к напряженности, неудовлетворенности).

Показано, что с увеличением количества перенесенных абортов фобический компонент ситуативной тревожности как проявление личностной реакции на стресс, связанный с абортом, достоверно уменьшается (г= -0,73; р < 0,01).

Подавляющее большинство женщин имели экстернальный локус контроля по всем сферам жизнедеятельности (работа, семья, межличностные отношения, здоровье, успехи, неудачи). Это свидетельствует о том, что женщинам, делающим аборт, свойственно перекладывать ответственность за свои поступки, свою жизнь на других. Они склонны считать, что не могут управлять событиями своей жизни.

Чем выше показатель экстернальности в сфере семейных отношений, тем позже женщинаделает аборт (г= -0,59;Л< 0,01). У женщин с повышенным в межличностных отношениях экстернальным локусом контроля частота абортов больше (г = -0,70; р < 0,01). Таким образом, срок и частота прерывания беременности прямо коррелируют со снятием женщиной с себя ответственности в вопросах семьи и личной жизни.

Согласно самооценке в 57% наблюдений имели место конструктивные модели поведения в стрессовой ситуации. Неконструктивные варианты копинга составили 31% случаев, в остальных случаях выявлены относительно конструктивные механизмы совладания со стрессом. В поведенческой сфере конструктивные модели поведения представлены у 55% обследованных при превалировании «сотрудничества» (взаимодействия со значимыми лицами в решении проблемы). В когнитивной сфере также велика частота конструктивных типов копинга (60%) при преобладании механизма «сохранение апломба», т.е. эти женщины не склонны показывать свои трудности окружающим. В эмоциональной сфере конструктивные варианты отмечены примерно у половины женщин при преобладании «оптимизма» («Все будет хорошо!»). Ведущими неконструктивными стратегиями поведения в ситуации стресса являются пассивные варианты копинга: стремление избежать мыслей о травмирующей ситуации и уход от принятия решения.

Наиболее конструктивные модели поведенческих копинг-стратегий отмечены у лиц более старшего возраста, свысоким уровнем образования (г= -0,61;Л> < 0,01).

Применение средств контрацепции свойственно женщинам с конструктивными моделями поведенческих копинг-стратегий (г = -0,62; < 0,01) и повышенной личностной тревожностью (г= 0,57; р < 0,01)

Женщины, прибегающие к аборту на ранних сроках беременности, отличались более высоким уровнем тревожности при относительном преобладании личностной тревожности над ситуативной. Как в личностной, так и в ситуативной тревожности в этих случаях доминировала тревожная оценка перспектив.

Значимые социально-демографические различия между группами женщин, делающих аборт на ранних и поздних сроках беременности, выражаются в том, что женщины, прибегающие к аборту на позднихсроках, моложе, у них ниже образовательный уровень, они не состоят в законном браке, как правило, не имеют детей и опыта абортов, не используют методы контрацепции.

Вторая группа (аборт на ранних сроках беременности) включает более зрелых женщин, в основном состоящих в браке, более образованных, имеющих детей и опыт предыдущих абортов. У них, по сравнению с первой группой, выше уровень как личностной, так и ситуативной тревожности. Женщины этой группы используют контрацепцию в два раза чаще.

Обсуждение результатов. В исследовании прослеживается отчетливая тенденция к доминированию материальных ценностейи профессионального достижения при меньшей значимости детей и семьи у женщин, прибегающих к искусственному прерыванию беременности. Личностно-психологические особенности женщин, прибегающих к искусственному прерыванию беременности, независимо от сроков оперативного вмешательства, характеризуются экстернальным локусом контроля, низкой личностной и ситуативной тревожностью.

Согласно теории Дж. Роттера, формирование определенного социального поведения напрямую связано с характером субъективного отношения к влиянию собственной деятельности на прошедшие, текущие и последующие события (феномен внутреннего-внешнего локуса контроля) [7]. Характеристика личности в виде интернальности-экстер- нальности может рассматриваться как интегральный показатель социальной направленности личности. Интернальность-экстернальность проявляется прежде всего в атрибуции социальной ответственности и соответствует высшему уровню личностной структуры. Аккумулируя социальный опыт личности, локус контроля отражает отношение субъекта к различным событиям, внешне и внутренне детерминированным. В сложных ситуациях реакция на фрустрацию у лиц с экстернальной направленностью локуса контроля проявляется в виде возложения ответственности за устранение фрустрирующих влияний на других людей или внешние обстоятельства, что в нашем исследовании нашло отражение в объяснении причин прерывания беременности различными социальными обстоятельствами или позицией заинтересованных лиц. У женщин с экстернальным локусом контроля, особенно в сфере семейных отношений, блокирована возможность конструктивного антифрустрационного реагирования в ситуации беременности. И клинически, и субъективно это проявляется2 в виде ощущения невозможности преодоления действия фрустратора, в роли которого в данном случае выступает рождение ребенка. Отсюда чем выше экстернальность, тем дольше оттягивается решение вопроса об аборте и соответственно тем больше вероятность прерывания беременности на поздних сроках (от 22 до 27 недель).

В наиболее общем виде сдвиг в сторону экстернального полюса свидетельствует о неосознанном выборе неконструктивных способов компенсации с усилением патологических защитных механизмов, фиксации привычных стереотипов поведения, в данном случае, повторных абортов. Экстернальность, отражающая незрелость личности, связана с нарушением формирования материнской доминанты и использованием абортов как способа регуляции рождаемости. Низкий уровень тревожности и нивелирование с увеличением опыта абортов тревоги как реакции на стрессовую ситуацию операции, с одной стороны, отражает психическую адаптацию к прерыванию

беременности, формирование «привычки» делать аборт, а с другой стороны, свидетельствует об отсутствии нарушения когнитивной оценки ситуациивследствие эмоциональной реакции.

Принято считать, что люди различаются по относительно устойчивой тенденции воспринимать стрессоры как управляемые, изменяемые, неоднозначные и сильные (валентные). Перцептуальные тенденции соотносятся с путями совладания с ситуациями, т.е. копинговыми тенденциями. Если перцептуальные тенденции выходят за границы определенных пределов, мы называем таких людей оптимистами или пессимистами. Определение «оптимист» относится к людям, имеющим тенденцию переоценивать управляемость и изменяемость стрессовых событий, тогда как пессимисты их недооценивают.

В нашем исследовании сочетание низкой тревожности и преобладания «оптимизации» в когнитивной сфере свидетельствует о склонности женщин, прибегающих к абортам, расценивать возможность иметь детей как управляемую ситуацию, когда последствия прерывания беременности ими недооцениваются.

Объективно функциональный копинг — это копинг-реакции, отвечающие требованиям объективных черт ситуации. Субъективно функциональный копинг определяется как копинг-реакции, отвечающие требованиям, которые возникают в результате субъективного восприятия ситуации. Очевидно, что этим женщинам не свойственны адаптивные усилия, объективно являющиеся функциональными, которые могут влиять на благополучие человека в отдаленной перспективе. Используемый копинг функционален только субъективно, он влияет на внутреннее кратковременное равновесие.

Принятые как эффективные модели копинга в виде «сохранения апломба» и «оптимизации» недостаточны для формирования родительской доминанты и не препятствуют искусственному прерыванию беременности. На этих вариантах копинга, возможно, основаны ограничения в обсуждении вопроса об исходе беременности и недооценки последствий аборта. Неконструктивное совладание с трудной жизненной ситуацией по типу «ухода» также является фактором риска совершения аборта. Женщины, демонстрирующие конструктивное поведение в виде «сотрудничества» и более тревожные, отличаются более адекватным поведением по регуляции рождаемости, используют современные средства контрацепции, а в случае наступления нежелательной беременности прибегают к аборту в более ранние сроки.

Таким образом, иерархия ценностей у женщин, прерывающих беременность не по медицинским показаниям, такова, что потребность в материнстве уступает потребности самореализации в других сферах достижения. Это согласуется с прямой зависимостью уровня интернальности как уверенности в управляемости жизнью и применения контрацепции и произведением абортов на более ранних сроках беременности. Личностно- психологические особенности в виде экстернального локуса контроля представляется возможным расценивать как одну из предпосылок нарушения формирования материнской доминанты и искусственного прерывания беременности.

Вероятно, для формирования наиболее эффективных механизмов копинга требуется определенный (необходимый и достаточный) уровень тревожности. Наличие формально конструктивных способов совладания со стрессом не является достаточным условием для формирования материнской доминанты и избежания прерывания беременности. Психологическая коррекция, направленная на повышение уровня интернальности у женщин, прибегающих к искусственному прерыванию беременности, а также изменение их системы жизненных ценностей с повышением мотивации к материнству, может способствовать сокращению абортов и формированию родительской доминанты.

Summary

Petrova N.N. Psychological factors of abortion.

The purpose of research was to study the psychological factors influencing artificial interruption of pregnancy. On an example of 45 surveyed women prevalence of the abortions made without medical indications is shown. The role of such personal features, as a locus-control, anxiousness, coping-behavior, system of vital values is revealed. The age and the social status of women also are the factors adjusting a choice of women. Results of research show, that psychological correction of the personal features — a necessary condition of prevention of abortions.

Литература

1. Доклад Научной группы ВОЗ «Искусственный аборт». Женева, 980.75 с.

2. PelaezMendoz J., Rodriguez Izquiendo A., Lammers C., Blum R. W. Abortion among Adolescents in Cuba. La Habana, 1999.

3. Tornbom M., Moller A. Repear Abortion: а Qualitative Study. England, Department of Obstetrics and Gynecology, University of Goteborg, Sahlgrenska Hospital, Sweden, 1999.

4. ПайнзД. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб., 1997.194 с.

5. Aiyer A.N., Ruiz G., Steinman A., Ho G.Y. Influence of Physician Attitudes on Willingness to Perform Abortion. New York, 1999.

6. Misago C., Fonseca W., Correia L., Femandes L.M., Campbell 0. Determinants of Abortion among Women Admitted to Hospitels in Fortaleza, North Eastern Brazil. London, 1998

.7. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психол. журн. 1998. № 4. С. 3-12. Статья поступила в редакцию 13 июля 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.