УДК 159.9
Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2015. Вып. 3
Т. В. Анисимова, С. Д. Гуриева, А. Г. Конфисахор, С. Н. Костромина, И. А. Самуйлова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ ЛЮДЕЙ К ПРИНЯТИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РЕГИОНЕ1
В статье обсуждаются психологические факторы, определяющие готовность людей к проводимым социально-экономическим преобразованиям. Рассматриваются факторы, обеспечивающие в регионе: 1) политическую стабильность; 2) социально-психологическую стабильность; 3) готовность людей к принятию экономических и социальных реформ. Представлены результаты эмпирического исследования, отражающие уровень удовлетворенности населения результатами реализации стратегии социально-экономического развития в одном из регионов России. Полученные данные хорошо иллюстрируют психологические причины сложившегося отношения людей к действиям политической власти. Библиогр. 7 назв. Ил. 3. Табл. 1.
Ключевые слова: стабильность, удовлетворенность, потребности, дестабилизирующие условия, психологическая готовность, ожидания, стратегия социально-экономического развития региона, население, власть.
Т. V. Anisimova, S. D. Gurieva, A. G. Konfisakhor, S. N. Kostromina, I. A. Samuilova
PSYCHOLOGICAL FACTORS OF PEOPLE'S READINESS TO ACCEPT REGIONAL ECONOMIC AND SOCIAL CHANGES
The paper discusses psychological factors that determine the people's readiness to accept ongoing social and economic changes. Authors explore factors that ensure: 1) regional political sustainability; 2) regional social and psychological sustainability; 3) the people's readiness to accept economic and
Анисимова Татьяна Викторовна — кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9; [email protected]
Гуриева Светлана Дзахотовна — доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9; [email protected]
Конфисахор Александр Григорьевич — кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9; [email protected]
Костромина Светлана Николаевна — доктор психологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9; [email protected]
Самуйлова Ирина Алексеевна — кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. 7/9; [email protected]
Anisimova Tatiana V. — Ph.D., Associate professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
Gurieva Svetlana D. — Doctor of psychology, Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Univer-sitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
Konfisakhor Aleksander G. — Ph.D., Associate professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
Kostromina Svetlana N. — Doctor of psychology, Professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
Samuilova Irina A. — Ph.D., Associate professor, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]
1 Статья подготовлена в результате выполнения фундаментальных научных исследований и экспертно-аналитических работ по теме «Разработка теоретико-методологических оснований исследования и научно-методического обеспечения реализации стратегий социально-экономического развития субъектов РФ (на примере стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года)» (рук. С. Н. Костромина). СПбГУ 22.11.2013-02.02.2014.
41
social reforms. There are results from an empirical research that show a level of public satisfaction with results of an implemented socio-economic development strategy in a region of Russia. The findings evidence quit well the psychological reasons of an existing people's attitude towards activities held by political authorities. Refs 7. Fig 3. Table 1.
Keywords: sustainability, satisfaction, needs, destabilizing conditions, psychological readiness, expectations, regional strategy of socio-economic development, population, authority.
Современная политическая жизнь наполнена противоречиями и парадоксами, которые бывает трудно объяснить. С одной стороны, вполне обоснованной критике подвергается деятельность местных органов власти, федеральных чиновников, а с другой — поддержка президента находится на самом высоком уровне за всю новейшую историю России. Многие предприятия закрываются или работают не на полную мощность, но люди в большинстве своем надеются на изменение ситуации в лучшую сторону. Государство, выполняя свои социальные обязательства перед пенсионерами, менее озабочено судьбами жителей трудоспособного возраста, и именно это обусловило мобилизацию собственных ресурсов людей, изменение образа жизни. Пессимизм не стал повсеместным явлением, не привел к отчаянию и утрате дееспособности. Власть ощущает необходимость стимулирования социально-экономических преобразований в регионах, спускает «сверху» ориентиры, требует от региональных чиновников стратегического видения развития региона. Однако инициатива «сверху» не всегда поддерживается «снизу». Отсутствие поддержки часто связано с дефицитом информации о проводимых преобразованиях или недостатком позитивных изменений, касающихся жизни обычных людей [1].
Особенно актуальны сегодня следующие вопросы. Существуют ли дестабилизирующие условия, одновременное присутствие которых в различных комбинациях может привести к нарушению политической стабильности региона? Какова степень удовлетворенности потребностей людей в результатах внутренней социально-экономической политики, проводимой администрацией региона? Какие психологические факторы определяют психологическую готовность людей к проводимым социально-экономическим преобразованиям?
С 2008 г. в каждом субъекте Российской Федерации разработана и принята к исполнению Стратегия социально-экономического развития региона до 2020 года2. Сегодня можно подвести некоторые итоги ее реализации. В частности, при сравнении социально-экономических результатов следует констатировать неоднородность позитивной динамики ключевых показателей, т. е. существование благополучных и «отстающих» регионов. Данный факт требует анализа ситуации и выявления факторов, способствующих или препятствующих улучшению ключевых показателей.
Следует заметить, что при оценке степени эффективности стратегически ориентированной программы, направленной на улучшение качества жизни населения, как правило, оперируют количественными показателями, которые носят констатирующий, а не объясняющий характер. Например, основываются на анализе общего, высшего и профессионального образования, его качества (уровень знаний и сформированных компетенций) и доступности услуг (стоимость обучения, число персональных компьютеров, телефонов, учебных заведений и пр. в регионе) [2]. Реже
2 Согласно Распоряжению Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489).
42
используются такие показатели, как средняя заработная плата, продолжительность жизни, уровень заболеваемости и причина смертности [3]. Как показывает практика, все эти показатели только косвенно отражают психологические процессы, поскольку слабо репрезентируют значимые для жизни населения проблемы. Как следствие, появляются социально-психологические парадоксы, свидетельствующие о глубокой пропасти между активностью «преобразователей» и пониманием их деятельности людьми. Поэтому необходим анализ не столько статистических данных, свидетельствующих о динамике социально-экономических преобразований региона, сколько психологических факторов, отражающих уровень удовлетворенности населения достигнутыми результатами, который вскрывает психологические причины сложившегося отношения людей к проводимым преобразованиям. К ним, в частности, относятся факторы, обеспечивающие в регионе: 1) политическую стабильность; 2) социально-психологическую стабильность; 3) готовность людей к принятию экономических и социальных преобразований [4].
Целью выполненного исследования было выявление психологических факторов, обеспечивающих практическую реализацию Стратегии социально-экономического развития в регионе России, а именно: а) факторов, обеспечивающих политическую и социально-психологическую стабильность региона; б) психологических факторов готовности людей к принятию экономических и социальных преобразований в регионе.
Предмет исследования: мнение опрошенных людей, их представления и установки (осознанные и неосознаваемые) в отношении затрагиваемых в исследовании блоков: миграция, общественное здоровье, социальная сфера — образование, досуг (культура, спорт), туризм.
Объектом исследования стали граждане, постоянно проживающие на территории Псковской области, являющиеся резидентами, по возрастным и социальным характеристикам соответствующие структуре населения исследуемой части Псковской области. Всего в исследовании приняло участие 52 человека в возрасте от 17 до 69 лет, средний возраст — 42,3 года. Период проживания в Псковском регионе: от 0,5 до 64 лет. Уровень образования: девять классов и ниже — 15% респондентов, среднее общее — 3,7%, среднее специальное — 22,2%, незаконченное высшее — 15%, высшее — 48,1%. Оценили свой уровень жизни как: за чертой бедности — 0% респондентов, ниже среднего — 15%, средний — 70,2%, выше среднего — 7,4%, высокий — 0%, затруднились ответить 7,4%. Добавим, что в данном случае для нас была важна именно психологическая, субъективная оценка уровня жизни респондентами безотносительно к конкретным цифрам и социологическим классификациям.
Выбор в качестве базы исследования Псковской области обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, этот регион был и продолжает оставаться одним из сложных по социально-экономическим показателям регионов Российской Федерации. В частности, по отношению средней зарплаты к стоимости фиксированного набора потребительских услуг в рейтинге субъектов Российской Федерации Псковская область занимает 59-е место из 83. Для нее характерны типичные для «глубинной России» проблемы: низкий уровень рождаемости, низкий уровень доходов, отрицательное миграционное сальдо, сосуществование безработицы (1/5 трудоспособного населения — безработные или работающие не по специальности) и высокой
43
потребности в рабочих (в течение последних двух лет число вакансий увеличилось на 2000).
Во-вторых, Псковский регион имеет уникальное географическое положение. Он расположен между двумя агломерациями — Москвой и Санкт-Петербургом, связан общей границей с ЕС и Белоруссией, соседствует с четырьмя другими областями Российской Федерации, включает четыре крупных автомагистрали и пять железнодорожных маршрутов.
В-третьих, данный регион характеризуется значительной территорией, разбросанностью инфраструктуры, удаленностью районов области друг от друга и потребностью в транспортном сообщении между ними. В этом регион аналогичен самой России с ее значительной территориальной протяженностью, транспортной разобщенностью населенных пунктов, дисбалансом в части заселенности территорий.
Учитывая специфику месторасположения и социально-экономическую сег-ментированность (наличие трех специфичных территориальных зон — пограничной, центральной и наиболее отдаленной), Псковская область может служить моделью для понимания социально-психологических процессов, происходящих на фоне социально-экономических преобразований российского региона.
Методы исследования: фокус-группа, экспертный опрос (глубинное интервью), анкетирование, качественный анализ содержания ответов участников фокус-групп. Всего было сформировано три фокус-группы, по своим возрастным и социальным характеристикам соответствующие структуре населения исследуемых частей области: депрессивного, успешного и приграничного районов. Место и время проведения: город Псков (успешный район), город Гдов (приграничный район), пос. Плюсса (депрессивный район). Время проведения исследования: декабрь 2013 г. Продолжительность работы каждой фокус-группы: 2,5-3 часа.
Процедура исследования. За конкретными вопросами и темами, предложенными для обсуждения участникам фокус-групп, скрывался заложенный при подготовке работы контекст, позволяющий выявить факторы политической стабильности или дестабилизации региона и психологические факторы готовности людей к принятию программы и соответствующих преобразований в регионе. Такая процедура объясняется тем, что прямое и непосредственное обсуждение этих проблем не позволяет выявить реальную картину и положение дел, так как люди зачастую не хотят обсуждать политические вопросы. Поэтому в работе фокус-групп ответы на вопросы о психологической готовности людей и политической стабильности в регионе мы получали опосредованно, в неявной форме, делая выводы из результатов обсуждения других проблем [5].
Перед проведением фокус-группы проводилось анкетирование. Основной целью анкетирования было получение дополнительной информации об участниках фокус-групп. Эта информация далее использовалась при анализе и интерпретации устных ответов участников на вопросы группового обсуждения:
— о проблемах, наиболее актуальных, по мнению респондентов, для их района;
— об уровне социальной активности и социальной управляемости населения;
— о степени удовлетворенности различными сферами своей жизни;
— о том, как участники оценивают успешность и эффективность деятельности представителей различных уровней политической власти Псковского региона.
44
В общий перечень проблем, среди которых участникам предлагалось выбрать не более трех, были включены те, решение которых предусмотрено в Концепции социально-экономического развития Псковской области. Важно отметить, что в ходе проведения фокус-групп создавалась комфортная психологическая атмосфера, которая позволяла участникам открыто обсуждать проблемы региона, не сдерживать спонтанные (истинные, неосознаваемые) поведенческие реакции, выражающие истинные эмоции, чувства и настроения людей.
Рассмотрим и проинтерпретируем основные результаты проведенного исследования.
Факторы, обеспечивающие политическую стабильность в Псковском регионе. Политическая стабильность выступает ключевой характеристикой в обеспечении жизнедеятельности любого региона. Результаты выборов Президента РФ в 2012 г. и депутатов Государственной Думы РФ в 2011 г. свидетельствуют о про-тестном голосовании, в результате которого президент и партия «Единая Россия» получили в Псковской области результат ниже среднего по стране, тогда как лидер Коммунистической партии РФ (КПРФ) Г. Зюганов (в качестве кандидата в Президенты России) и кандидаты в депутаты Государственной Думы от КПРФ — выше.
Так, на выборах Президента РФ в 2012 г. премьер-министр России В. Путин получил 59,76% голосов, лидер КПРФ Г. Зюганов — 20,57%, лидер политической партии «Правое дело» М. Прохоров — 7,3%, лидер Либерально-демократической партии России (ЛДПР) В. Жириновский — 6,72%, лидер политической партии «Справедливая Россия» С. Миронов — 4,58% (явка избирателей составила 56,62%).
На выборах депутатов Государственной Думы в декабре 2011 г. партия «Единая Россия» получила 36,65% голосов, КПРФ — 25,13%, «Справедливая Россия» — 16,41%, ЛДПР — 13,93% и Яблоко — 5,1% (явка избирателей составила около 53%).
Анализируя возможность актуализации дестабилизирующих условий, необходимо отметить следующие результаты, полученные в работе с фокус-группами.
1. Государство и государственная власть воспринимаются людьми как достаточно эффективные и справедливые. Более того, многие люди уверены в том, что если подготовлена какая-то официальная программа, написанная и утвержденная на региональном уровне, то при поддержке сверху она может быть реализована в практических делах. Многие участники фокус-групп продемонстрировали лояльность по отношению к администрации области и веру в ее возможности по эффективному управлению и реализации Стратегии социально-экономического развития региона. Об этом свидетельствуют такие, например, ответы респондентов: «Правильно всё сказали — программы надо», «Без плана, без программы нельзя», «Не слышала о программе, но надеюсь, что она к лучшему».
2. Неблагоприятные экономические реалии (закрытие предприятий и отсутствие работы) переживаются жителями региона как констатация факта, что проявляется в форме сожаления и ни в коем случае не воспринимается как трагедия, беда: «Хотелось бы, чтобы хорошая работа хорошо оплачивалась. А работать мы умеем», «В основном народ как-то ответственно к работе относится и работает с удовольствием даже за малую зарплату».
Отметим, что защитную функцию выполняют психологические факторы, отодвигающие на второй план финансовую составляющую: «Здесь живут хорошие люди, мы живем вместе, чувствуется психологический комфорт, чудесная природа,
45
всё находится в пошаговой доступности, всё можно обойти пешком, а другие половину своей жизни проводят в транспорте», «Я ни за какие доллары отсюда не уеду, это моя земля, мой край».
Такая реакция людей на отсутствие работы и тяжелое финансовое положение может быть объяснена в том числе и событиями нашей недавней истории, — например, тем, что многие респонденты (в силу своего возраста и жизненного опыта) смогли пережить «шоковую терапию» 1991-1992 гг., «черный вторник» 1994 г., дефолт 1998 г., кризис 2008 г. и другие катаклизмы, потрясшие нашу страну за последние четверть века. Люди адаптировались, привыкли к новым условиям, смогли поменять образ жизни, мировоззрение, профессию и жизненный уклад, стала доминировать установка на собственные силы и активность. Тем не менее, если программа будет реализована, это облегчит людям повседневную жизнь.
3. Не существует оппозиционной идеологии, которая могла бы предложить альтернативную картину будущего, объединяющую людей и оправдывающую их действия в борьбе с властью.
Социально-политическую ситуацию в Псковском регионе в целом можно охарактеризовать как стабильную и устойчивую. Об этом говорит то, что в своих комментариях люди не высказывали критического отношения к органам власти и принимаемым мерам по изменению социально-экономической жизни региона. Общее отношение к сложившимся условиям они не соотносят с особенностями управления в регионе, а связывают с положением в стране в целом. При этом не было высказано мнение, что в области ситуация намного хуже, чем в других регионах; относительная близость и доступность Санкт-Петербурга и Ленинградской области даже дает жителям региона определенные преимущества. По мнению участников фокус-групп, в руководстве Псковского региона находятся профессиональные люди, обладающие набором необходимых для успешной работы качеств. Несмотря на то, что при общении практически не назывались фамилии руководителей области, отношение к действующему губернатору оценивается скорее как положительное, что переносится и на его команду.
На рисунке 1 представлены результаты оценки участниками фокус-групп степени успешности и эффективности деятельности представителей различных уровней политической власти Псковского региона. Мы видим, что мнения респондентов о соответствии результатов деятельности органов местной власти их ожиданиям разделились практически поровну. Ожидания одной половины респондентов скорее удовлетворены (50%), ожидания другой половины участников исследования скорее не удовлетворены (50%). Более всего удовлетворены результатами деятельности местной власти жители Плюсского района (78%), более всего не удовлетворены — жители Гдовского района (70%).
Обращает на себя внимание то, что люди гордятся своим краем, природой, историей, памятниками и хотят, чтобы их смогли увидеть и другие люди. По-нашему мнению, это может быть связано также с неудовлетворенной потребностью жителей региона в аффилиации, уважении, сопричастности и т. д. (кстати, такие выражения, как «мы пскопские», «скобаристан» и др., не всегда носят позитивный оттенок). Эта неудовлетворенность может быть обусловлена географическим расположением региона в «тени» двух столиц — региона надежды (Санкт-Петербург) и региона мечты (Москва), по выражению Г. В. Дваса. Отсюда желание жителей показать, что и у них есть, чем гордиться, чем удивить как питерцев с москвичами,
46
100 1
Соответствуют ожиданиям
Не соответствуют ожиданиям
Рис. 1. Соответствие результатов деятельности органов местной власти ожиданиям жителей Псковского региона
так и жителей других областей России и всего остального мира. Однако обоснование этого предварительного вывода требует дальнейших исследований.
Показатели социально-психологической стабильности региона. Социально-психологическая стабильность Псковского региона отчасти оценивалась с помощью авторской методики, которая была разработана на основании схемы, предложенной А. И. Юрьевым [6]. Респонденты выражали свое согласие (да/нет) с рядом утверждений, например: «Жизнь в Псковском регионе бесперспективна, и мне совсем неинтересно, что здесь происходит» (безразличие), «Я поддерживаю изменения, которые происходят в моем городе» (адаптивность), «Я стараюсь активно влиять на то, что происходит в моем городе» (инициатива), «Я знаю, как наилучшим образом раскрыть потенциал моего города» (творчество) и др.
Данные по параметрам социально-психологической стабильности участников фокус-групп представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Параметры социально-психологической стабильности участников фокус-групп
47
Из рисунка 2 видно, что общий профиль личности участника фокус-группы, реагирующего на изменения социально-экономических условий жизни, характеризуется:
1) резким повышением показателей адаптивности (88,5%), радикализма (80%), консерватизма (79%) и соперничества (69,2%), причем у жителей депрессивного района данные показатели значимо выше, чем у жителей других районов Псковского региона;
2) резким снижением показателей безразличия (4%) и творчества (23,1%);
3) средними значениями иждивенчества (61,5%) и инициативы (57,7%).
Это означает, что респонденты проявили хороший адаптивный ресурс по отношению к изменениям, происходящим в их регионе, и стремятся быть сопричастными к данным изменениям. Низкие показатели безразличия и творчества говорят о том, что респонденты не согласны с отсутствием перспектив в Псковском регионе, но не имеют собственного представления о том, как должен раскрываться потенциал региона. Наряду с поддержкой происходящих изменений, проявляется тенденция к пассивному ожиданию респондентами решения существующих проблем.
Полученный результат свидетельствует о высоком уровне управляемости населения, об отсутствии у жителей города Пскова осознанных твердых жизненных перспектив, ориентации на будущее. Иными словами, доминирует временная перспектива настоящего. Как следствие, вырабатывается установка жить сегодняшним днем, пренебрегать личной безопасностью, не заботиться о здоровье, подменять истинные ценности (такие как труд, любовь, семья, здоровье) сиюминутными удовольствиями.
Степень собственной удовлетворенности различными аспектами жизни оценивалась участниками фокус-групп в одном из блоков анкеты по шкале от 1 до 5 (1 — совершенно не удовлетворен, 5 — полностью удовлетворен). Результаты этой оценки представлены на рисунке 3.
с с со ю
/
/ // ^ // ^
¿Г1
// // 0 #
сг
¿у #
с
/ /
/ #
• Вся выборка —Псков
ГДОВ —* Плюсса
Рис. 3. Удовлетворенность жителей Псковского региона различными сферами своей жизни
48
Как видно из рисунка 3, «пиковыми точками» неудовлетворенности во всех трех группах являются финансовое положение и отношение к иностранцам. Наибольшее же удовлетворение связано с глубоко личностными отношениями — семьей и друзьями. Полярность складывающейся системы демонстрирует ресурс стабильности в поддержании психологического комфорта на уровне личной жизни и дестабилизирующие факторы на уровне внешних, регулируемых государством отношений, неудовлетворенность экономической (трудовой) безопасностью. Наличие противоположных по модальности полюсов уравновешивает систему, но делает ее нестабильной, вызывая у людей желание переезжать в районы с более высокой зарплатой или побуждая к переезду молодежь в поисках финансовой стабильности.
Данные анкетирования респондентов по актуальным проблемам региона, связанным с безопасностью существования, показали, что алкоголизм занимает среди этих проблем 8-9-е место, загрязнение окружающей среды (экологическая безопасность) — 10-11-е место, наркомания — 10-11-е место, рост преступности — 12-е место, межнациональные конфликты — 13-е место, распространение ВИЧ/СПИДа — 14-17-е место (всего 17 мест). Таким образом, можно отметить, что потребность в физической безопасности не выступает для жителей Псковского региона в качестве актуальной.
Психологические факторы готовности людей к преобразованиям в регионе. Анализ психологических факторов готовности людей к преобразованиям основывался на четырех основных характеристиках — временной, энергетической, пространственной и информационной [7].
Категория времени описывает тенденцию к постоянству (например, отношений и поведения) или к изменению. Стремление к постоянству и неизменности приводит к консерватизму, ригидности, склонности к использованию догм, сохранению сложившихся и принятых норм и правил поведения и отношений. Противоположный полюс характеризует стремление к реформам и изменениям, открытость к внешним воздействиям, склонность к риску, а также импульсивность и спонтанность. Таким образом, желание оставить всё как есть или стремление к изменениям, направленность на прошлое или на будущее определяется как консерватизм — радикализм.
Энергетическую составляющую определяют процессы, связанные с получением или отдачей энергии в широком смысле — ресурсов, возможностей, потенциала и т. д. «Получение — отдача» соотносится с такими свойствами, как эгоизм — альтруизм.
Пространственная составляющая описывается дихотомией «приближение — отдаление», т. е. включенность в другие системы или отдаленность от них, открытость или замкнутость. В нашем случае это обозначает стремление к совместной коллективной деятельности для достижения общих целей или стремление к обособленности, индивидуализму, опоре только на свои силы и возможности, адаптивность или дезадаптация при совместной деятельности.
Информационный аспект представлен дихотомией «различение — сходство», анализ или синтез. В нашем случае речь идет о том, чьи приоритеты являются определяющими — государства (для данного исследования — администрации Псковской области) или отдельного человека, т. е. готовы ли люди стремиться
49
к достижению общих для региона целей даже в ущерб себе или их интересы превыше интересов области и региона?
По результатам качественного анализа ответов участников фокус-групп были сделаны следующие выводы.
1. В высказываниях участников фокус-групп проявляется тенденция к изменениям и желание в них участвовать. То, что надо что-то делать и нельзя оставлять всё как есть, понимают практически все, поэтому люди готовы участвовать в предлагаемых властью новациях, которые смогут изменить жизнь к лучшему: «Нам хочется изменений к лучшему, мы готовы к участию, нужно мечтать об этом, сам процесс эволюции, ничего не может стоять не месте и оставаться без изменений», «Нужны реальные и кардинальные перемены, движение — это жизнь, нужно двигаться вперед». В то же время нельзя не отметить и мнения тех людей, которые не хотят изменений и не принимают их. Это относится в первую очередь к пожилым людям, пенсионерам: «У меня серьезной причины для переезда нет. Город я не люблю, родилась в деревне, привыкла в деревне жить».
2. Проявляется тенденция к самостоятельности, к независимости мышления и высказываний, к алогичности действий и решений, в основе которых лежат не рациональные составляющие (например, забота о материальной обеспеченности, определяющейся размером заработной платы), а стремление к сохранению внутренней гармонии, самоуважению, нежелание следовать навязываемым образцам поведения и стереотипам отношений: «Народ умеет работать, и есть люди, у которых руки не из одного места выросли. Наоборот, и топором, и ножом, и лобзиком выпиливают, такие вещи делают. Я считаю, что не разучились работать. Кто хочет, тот работает, и работают до сих пор, и будут работать, покуда им хватит сил и возможностей. Сколько хватит сил работать, так и будут работать».
3. Для участников фокус-групп характерны высокая степень коллективизма и стремление к совместной деятельности даже без получения конкретной выгоды для каждого человека. Это, в частности, обнаружилось при обсуждении вопросов об отношении к волонтерам и волонтерской деятельности. Практически все участники фокус-групп отметили, что готовы принять участие в общественной и благотворительной деятельности при условии, что она не будет носить политический характер: «Каждый может навести порядок в своем доме, на своей площадке привести в порядок территорию дома».
Выраженное стремление к коллективизму проявилось также при обсуждении следующего вопроса: «Если бы вы были губернатором области, что вы сделали бы в сфере досуга?» В комментариях респондентов доминирующие предложения относились именно к коллективным формам проведения свободного времени: «Восстановил бы кинотеатр, людям нужно общаться, у всех есть дома телевизоры, а общения нет, и перед телевизором, как правило, неправильное питание», «Людям нужен досуговый центр, место, где было куда пойти и молодым и старшим».
Доминирование общего над частным, т. е. готовность людей работать на решение стоящих перед регионом проблем, проявляется также при обсуждении социальной сферы, в частности при оценке качества образования: «У нас сильная средняя школа, учителя хорошо относятся к своим ученикам, они им не безразличны, всегда и во всем идут ученикам навстречу, помогают, занимаются дополнительно, замечу, что бесплатно, они очень требовательные, требуют, чтобы оценки
50
исправлялись на лучшие, чтобы дети знали», «Я работаю изо всех сил. Всю себя отдаю за 8 тысяч. Действительно, может быть, есть такие, кто не хочет работать, но в основном, мне кажется, народ как-то ответственно к работе относится и работает с удовольствием даже за малую зарплату». Наиболее ярко отношение к изменениям и роли самих людей в этих процессах демонстрирует следующий комментарий: «Изменения, конечно, нужны, но многое зависит не только от финансирования, но и от самих людей, без нас ничего не будет, мы — кузнецы своего счастья, нужно верить, мечтать и надеяться на лучшее».
4. Необходимо отметить реалистичность устремлений, выраженных людьми в процессе обсуждения. Если будет организовано переобучение на востребованные в регионе и районах профессии и специальности — механизаторов, токарей, слесарей, работников ЖКХ и т. д. и появится возможность получения новых знаний, умений и навыков по месту жительства, а не только в областном центре Пскове, то для молодежи это станет важным фактором, сдерживающим стремление к изменению места жительства. Организация мобильных краткосрочных групп переподготовки и переобучения по востребованным на местах специальностям может сгладить остроту проблемы внутренней вертикальной миграции.
5. Внутренняя мобильность имеет ярко выраженный вертикальный характер: переезд из сельской местности в районные центры, далее из районных центров — в региональный (Псков) и, наконец, из регионального в федеральные — Санкт-Петербург, Москву или в крайнем случае в районные центры Ленинградской области. Внутренняя горизонтальная миграция как возможный способ изменения (улучшения) условий жизни жителями региона практически не рассматривается, так как всей области, независимо от типа района (успешный, депрессивный, приграничный), присущи одни и те же проблемы, заставляющие активных и профессионально востребованных людей соответствующего возраста стремиться именно к вертикальной миграции. Для вертикальной миграции находятся и возможности, и ресурсы, тогда как для горизонтальной люди не видят необходимости их использовать.
Обсуждение результатов исследования. Рассмотренные выше факторы готовности людей к преобразованиям можно обобщить в виде таблицы.
Факторы психологической готовности жителей Псковского региона к принятию социально-экономических изменений
Консерватизм — радикализм Эгоизм — альтруизм Коллективизм — индивидуализм Общее — частное
КОНСЕРВАТИЗМ АЛЬТРУИЗМ КОЛЛЕКТИВИЗМ ОБЩЕЕ
Отметим, что из четырех главных факторов, определяющих готовность к преобразованиям, в настоящем исследовании наиболее характерными для жителей Псковского региона оказались следующие три: альтруизм, коллективизм и доминирование общего над частным. Выявленное в исследовании значительное преобладание консерватизма согласуется с широко известными данными психологов и социологов о том, что только 5-7% населения можно считать экономически
51
активными, готовыми заниматься бизнесом, открывать свое дело и рисковать своим благосостоянием.
Полученные в исследовании результаты позволили нам определить общую политическую ситуацию в Псковском регионе как стабильную. Факторов, ведущих к ее дестабилизации, выявлено не было. На момент проведения исследования руководство региона пользовалось доверием и поддержкой со стороны людей. Актуальность и своевременность Стратегии социально-экономического развития региона ни у кого из респондентов не вызывала сомнений. Разработанная Стратегия затрагивает основные вопросы обеспечения жизнедеятельности региона, востребована и при соответствующем информационном обеспечении сможет получить необходимую поддержку жителей области. Вместе с тем была обнаружена нехватка информации о Стратегии, не использовались все возможные способы и средства освещения ее реализации среди населения региона. Также было выявлено, что практически не используется потенциал жителей региона, которые могли бы принять участие в разработке и формулировании основных тем и направлений Стратегии, а впоследствии — контролировать ее реализацию и нести личную ответственность за те направления, которые они в инициативном порядке вносили в текст Стратегии.
Мы полагаем, что учет и внесение в Стратегию указанных изменений позволит повысить эффективность ее реализации, вовлечь в ее исполнение более значительную часть населения региона.
Проведенное исследование позволяет заключить, что одна из социально-психологических причин низкого уровня ряда ключевых для Псковской области показателей — оторванность Стратегии социально-экономического развития региона от реальных потребностей местных жителей, проблем каждого района. Когда ожидания населения не оправдываются — нововведения не получают поддержки, что тормозит развитие региона. Для достижения высоких экономических показателей важен человеческий ресурс, ценность которого — в тех качествах, которыми обладают люди. Для жителей Псковского региона это сопричастность, ответственность, эмоциональность, эмпатия. Указанные психологические характеристики следует учитывать при разработке социально-экономических мероприятий.
Программная часть Стратегии социально-экономического развития региона должна быть расширена за счет разработки адресных поддерживающих мероприятий, направленных на улучшение жизни людей в каждом районе — «дорожной карты». Инициатива должна исходить не только сверху, но и снизу. «Инициатива снизу» подразумевает непосредственное знакомство властей с реальными потребностями людей, когда районные или региональные власти с определенной периодичностью выезжают на места, в конкретные поселения и, общаясь с местными жителями, узнают, в чем они нуждаются, чего им не хватает, в чем они видят развитие своего поселения. Активное участие людей, их включенность и вовлеченность — главный критерий успеха реализации программы. Комплексная трансформация Стратегии в социально ориентированном направлении позволит области выйти на новый уровень управления, где потребности населения и качество жизни отдельного человека будут согласованы с теми задачами по развитию региона, которые ставят перед собой органы исполнительной власти. Главное, о чем следует помнить: глобальные изменения достигаются за счет маленьких, близких жизни
52
людей преобразований. Отремонтированный подъезд, построенный каток, благоустроенная территория — это те достижения власти, которые видит и оценивает население, считая, что жизнь меняется в лучшую сторону. Большая победа складывается из маленьких.
Литература
1. Костромина С. Н., Гуриева С. Д., Конфисахор А. Г., Самуйлова И. А. Социально-психологические парадоксы экономического развития региона России // Экономическое возрождение России. 2014. № 3 (41). С. 71-89.
2. Доклады о развитии человека. Глобальные доклады // Организация Объединенных Наций: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/development/hdr/global.shtml (дата обращения: 30.03.2015).
3. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала // под ред. проф. А. И. Юрьева. СПб.: Logos, 2006. 512 с.
4. Конфисахор А. Г. Психология политической власти. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. 240 с.
5. Богомолова Н. Н. Мельникова О. Т., Фоломеева Т. В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях // Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 1994. С. 193-209.
6. Юрьев А. И. Введение в политическую психологию. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992. 232 с.
7. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
References
1. Kostromina S. N., Gurieva S. D., Konfisakhor A. G., Samuilova I. A. Sotsial'no-psikhologicheskie paradoksy ekonomicheskogo razvitiia regiona Rossii [Social-psychological paradoxes of economic development the Russian's region]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii [The economic recovery of Russia], 2014, no. 3 (41), pp. 71-89 (In Russian).
2. Doklady o razvitii cheloveka. Global'nye doklady [Global reports. Human development reports]. Organizatsiia Ob"edinennykh Natsii [The United Nations Organization]. (In Russian) Available at: http:// www.un.org/ru/development/hdr/global.shtml (accessed 30.03.2015).
3. Strategicheskaia psikhologiia globalizatsii: Psikhologiia chelovecheskogo kapitala [Strategic psychology of globalization: Psychology of human capital]. Ed. by A. I. Iur'eva. St. Petersburg, Logos Publ., 2006. 512 p. (In Russian)
4. Konfisakhor A. G. Psikhologiia politicheskoi vlasti [Psychology of political power]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 2009. 240 p. (In Russian)
5. Bogomolova N. N. Mel'nikova O. T., Folomeeva T. V. Fokus-gruppy kak kachestvennyi metod v prikladnykh sotsial'no-psikhologicheskikh issledovaniiakh [Focus-groups as a qualitative method in applied socio-psychological research]. Vvedenie v prakticheskuiu sotsialnuiu psikhologiiu [Introduction to practical social psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1994, pp. 193-209 (In Russian).
6. Iur'ev A. I. Vvedenie vpoliticheskuiu psikhologiiu [Introduction to Political Psychology]. St. Petersburg, St.-Petersburg Univ. Press, 1992. 232 p. (In Russian)
7. Ganzen V A. Sistemnye opisaniia vpsikhologii [System descriptions in psychology]. Leningrad, Izd-vo Leningr. un-ta, 1984. 176 p. (In Russian)
Статья поступила в редакцию 29 июня 2015 г.
53