Научная статья на тему 'Психологические детерминанты эффективности взаимодействия пилотов гражданской авиации'

Психологические детерминанты эффективности взаимодействия пилотов гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологические детерминанты / эффективное взаимодействие / направленность личности / эмоционально-волевая сфера / темперамент / psychological determinants / effective interaction / personality orientation / emotional-volitional sphere / temperament

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никита Сергеевич Архипов

В статье представлены промежуточные результаты исследования индивидуально-личностных особенностей личности пилотов гражданской авиации и анализ их влияния на эффективность взаимодействия летных экипажей, а также, обобщены причины и факторы, препятствующие повышению уровня эффективности взаимодействия экипажей в профессиональной деятельности. Исследование таких компонентов, как направленность личности, особенности эмоционально-волевой сферы пилотов и их темперамента, показали, что существует ряд факторов, способствующих повышению уровня эффективности функционирования экипажей в условиях выполнения профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological determinants of the effectiveness of the interaction of civil aviation pilots

The article presents the intermediate results of the study of the individual personality characteristics of the personality of civil aviation pilots and the analysis of their influence on the effectiveness of the interaction of flight crews, and summarizes the reasons and factors that prevent the increase in the level of efficiency of interaction between crews in professional activities. The study considers such components as: personality orientation, features of the emotional-volitional sphere of pilots and their temperament showed that there are a number of factors that contribute to increasing the level of efficiency of the crews’ functioning in the conditions of performing professional activities.

Текст научной работы на тему «Психологические детерминанты эффективности взаимодействия пилотов гражданской авиации»

Вестник Московского информационно-технологического университета -Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 111-117.

Herald of the Moscow University of Information Technologies -Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. С. 111-117.

Научная статья УДК 159.923.3

doi:10.52470/2619046X 2024 1 111

Психологические детерминанты эффективности взаимодействия пилотов гражданской авиации

Никита Сергеевич Архипов

Московский информационно-технологический университет -

Московский архитектурно-строительный институт, г. Москва, Россия, nikitos-n1@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены промежуточные результаты исследования индивидуально-личностных особенностей личности пилотов гражданской авиации и анализ их влияния на эффективность взаимодействия летных экипажей, а также, обобщены причины и факторы, препятствующие повышению уровня эффективности взаимодействия экипажей в профессиональной деятельности. Исследование таких компонентов, как направленность личности, особенности эмоционально-волевой сферы пилотов и их темперамента, показали, что существует ряд факторов, способствующих повышению уровня эффективности функционирования экипажей в условиях выполнения профессиональной деятельности.

Ключевые слова: психологические детерминанты, эффективное взаимодействие, направленность личности, эмоционально-волевая сфера, темперамент

Для цитирования: Архипов Н.С. Психологические детерминанты эффективности взаимодействия пилотов гражданской авиации // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 111-117. https://doi:10.5247 0/2619046X 2024 1 111.

Original article

Psychological determinants of the effectiveness of the interaction of civil aviation pilots

Nikita S. Arkhipov

Moscow University of Information Technologies -

Moscow Architectural and Construction Institute, nikitos-n1@yandex.ru

Abstract. The article presents the intermediate results of the study of the individual personality characteristics of the personality of civil aviation pilots and the analysis of their influence on the effectiveness of the interaction

© Архипов Н.С., 2024

of flight crews, and summarizes the reasons and factors that prevent the increase in the level of efficiency of interaction between crews in professional activities. The study considers such components as: personality orientation, features of the emotional-volitional sphere of pilots and their temperament showed that there are a number of factors that contribute to increasing the level of efficiency of the crews' functioning in the conditions of performing professional activities.

Keywords: psychological determinants, effective interaction, personality orientation, emotional-volitional sphere, temperament

For citation: Arkhipov N.S. Psychological determinants of the effectiveness of the interaction of civil aviation pilots // Herald of the Moscow University of Information Technologies - Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. P. 111-117. https://doi:10.52470/2619046X_2024_1_111.

Безопасность полетов экипажей гражданской авиации - одна из основополагающих задач профессионального подбора кандидатур пилотов в современной России, что формально закреплено в «Рекомендациях по комплектованию летных экипажей и обеспечению оптимального морально-психологического климата» [5]. Данный нормативный документ функционально устарел, хотя и указывает на необходимость усовершенствования целостной системы мероприятий по организации производственных и межличностных отношений в подразделениях гражданской авиации [6].

Анализ разработанности проблемы эффективности взаимодействия экипажей гражданской авиации указывает на необходимость обращения к данной тематике с точки зрения психологической обусловленности, ввиду того, что большинство исследований лежит лишь в психофизиологической и медицинской плоскости, тогда как необходимо углубленно исследовать компоненты личности пилотов.

Таким образом, проблема индивидуально-психологического подбора членов экипажа гражданской авиации с учетом личностных особенностей легла в основу направления данного исследования.

В ходе выявления и обобщения причинно-следственных факторов, детерминирующих эффективность функционирования экипажей гражданской авиации, проведено комплексное исследования индивидуально-психологических и личностных особенностей пилотов: направленность личности, эмоционально-волевая сфера и темперамент.

Цель: исследование индивидуально-психологических особенностей пилотов гражданской авиации как детерминант эффективности взаимодействия экипажа.

Задачи:

- изучение направленности личности пилотов, эмоционально-волевой сферы, темперамента;

- анализ полученных результатов;

- обоснование эффективности взаимодействия экипажей гражданской авиации.

Исследования индивидуально-психологических особенностей личности в отечественной и зарубежной науке ведутся в рамках различных подходов в психологии личности с начала развития психологической науки (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Выготский, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, А.В. Петровский и другие; Э. Дюркгейм, К. Левин, Э. Торндайк, Г. Олпорт, Э. Штерн, З. Фрейд и др.).

Теоретическое обобщение различных подходов к пониманию личности как субъекта социального развития раскрывает ряд характеристик, которые образуются в результате системного функционирования индивидуальных биологических и социально детерминированных свойств, способствующих реализации деятельности и общения человека. Индиви-

дуально-психологическими особенностями называются своеобразные свойства психической активности личности, которые представлены темпераментом, характером, способностями, эмоционально-волевой сферой и связаны со всеми психическими процессами: мотивацион-но-потребностными, познавательными, эмоционально-волевыми.

Психология труда и инженерная психология, в рамках данной проблематики, изучают влияние индивидуально-психологических особенностей личности субъекта на индивидуальный стиль профессиональной деятельности, на готовность к ней и безопасность, и раскрываются в работах В.А. Бодрова, Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, В.Д. Небылицына, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и других ученых.

Индивидуально-психологические особенности пилотов и их профессионально важные качества личности рассмотрены в работах многих отечественных исследователей: Л.М. Волкова, И.С. Кравченко, А.И. Крупнова, С.М. Зиньковской, Ю.А. Олейникова, В.А. Пономаренко, И.Ю. Розайненко, А.Г. Шевчука и др.

Теоретико-методологический анализ последних исследований в области феноменологии индивидуально-психологических и профессионально важных качеств показывает взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности различных специалистов операторского профиля с показателями надежности их деятельности, выявляя психологические причины возникновения ошибочных действий и аварийных ситуаций, раскрывая через закономерности и механизмы регуляции надежности, опираясь на детерминацию совокупности личностных черт, познавательных процессов, психологических свойств и состояний в формировании предрасположенности различных проявлений нарушений профессиональной надежности [3].

Темпераментальные и характерологические проявления пилота, как динамические и содержательные аспекты поведения, выступают как качественные характеристики особенностей развития профессионально важных качеств, интегрирующихся в единую структуру.

Эмоционально-волевая устойчивость как составная часть характера, а также количественные показатели взаимосвязи темперамента и характера, являются условием выполнения продуктивной деятельности, отражают ее эффективность и надежность [3].

Направленность личности - это определяющая активность индивида на специфику его самоотношения, поведение и особенность взаимодействия с социумом. Особое значение в формировании и проявлении направленности имеет профессиональная деятельность как одно из определенных направлений, динамика которого отражает и воплощает личностные особенности субъекта и находит отражение в специфике направленности профессионала.

Таким образом, данное исследование направлено на изучение следующих индивидуально-личностных особенностей пилота гражданской авиации, рассматриваемых по нескольким направлениям:

- проявление и сочетание темпераментальных компонентов личности в штатных и экстремальных ситуациях профессиональной деятельности (активность, эмоциональность, саморегуляция);

- взаимосвязи характерологических особенностей (наличие или отсутствие акцентуации; устойчивости той или иной психической особенности, определяющей поведение пилота; выраженности качеств ответственности, дисциплинированности; устойчивости мотивов, особенностей адаптации и т.д.);

- системы сформированности эмоционально-волевого контроля (навыки саморегуляции, а том числе формы реагирования в экстренных ситуациях).

Проблема неэффективного взаимодействия экипажей воздушного судна волнует международное авиационное сообщество начиная с середины 1970-х гг. Именно тогда произошло

полное осознание необходимости изменения работы внутри экипажа воздушного судна, в результате чего были внедрены специальные программы и методики, коренным образом изменившие работу экипажей воздушного судна [3].

В связи с этим, основной акцент в работах последних лет делается на форму, качество и структуру профессионального отбора пилотов гражданской авиации, так как в качестве результата отбора рассматривается успешность обучения, овладения профессионально важными качествами, необходимыми пилоту для выполнения эффективной безошибочной деятельности.

Классическим предметом исследований в авиационной психологии выступает влияние индивидуально-психологических особенностей на успешность подготовки авиаспециалистов, сохранение профессионального здоровья и лётного долголетия, обеспечение профессиональной эффективности и надежности личности. Таким образом, целесообразность эмпирических исследований по данной проблематике лежит в плоскости выявления влияния неблагоприятных условий профессиональной деятельности лётного состава гражданской авиации, которое выражается в нарушении работы ряда функциональных систем организма, в неблагоприятном состоянии психических функций, снижении надежности и работоспособности личности.

Факторы уязвимости различных уровней регуляции деятельности специалистов исследованы рядом авторов. Например, Е.А. Щербакова эмпирически доказывает, что летчик-профессионал характеризуется целым списком высокопрофессиональных личностных характеристик (развитый самоконтроль, целенаправленность и результативность).

Факторы, оказывающие влияние на внутренние источники функциональной напряженности, будут проявляться в виде негативной эмоциональной заряженности, агрессивности или враждебности, которая выполняет одновременно две функции:

- позитивную - индуцирование напряженности, необходимой для профессиональной деятельности;

- негативную - возможность нервно-психических срывов в состоянии утомления, перегруженности или социальной напряженности [8].

По мнению И.М. Бойко, при воздействии условий профессиональной деятельности у военных летчиков, в свою очередь, постепенно формируется стадия «истощения» общего адаптационного синдрома, личность характеризуется эмоциональным дефицитом, отстраненностью, психосоматическими и психовегетативными нарушениями, состоянием деперсонализации, что в комплексе приводит к ряду ошибочных действий и угрожает безопасности полетов [2].

Одним из основных факторов, влияющих на эффективность труда пилотов гражданской авиации, является хронический эмоциональный стресс, связанный со сложностью управления воздушным судном.

Продолжительная лётная нагрузка, нервно-эмоциональное напряжение, систематические сдвиги физиологических функций являются главными причинами перенапряжения, хронического стресса и неблагоприятного состояния пилотов; связь между интенсивностью различных видов нагрузок (интеллектуальных и эмоциональных) с увеличением процента сотрудников с соматическими патологиями, развитием ишемической и гипертонической болезни и риском психических заболеваний экспериментально доказана [1].

Дезадаптационные характеристики, которые влияют на качество профессиональной деятельности пилотов гражданской авиации, выделяемые О.Н. Сиваш, свидетельствуют об истощении личностных ресурсов лётного состава:

- эмоциональное выгорание;

- снижение ответственности;

- пренебрежение обязанностями;

- несобранность;

- небрежность в работе;

- потеря интереса;

- психическая напряженность;

- снижение чувства компетентности;

- снижение значимости ценностно-смыслового содержания летной деятельности [7].

Профессиональное выгорание, которое обозначено на первом месте в группе факторов риска, приводит к различным проявлениям дезадаптации, например, к депрессии, которая связанна с утратой фундаментальной мотивации и является заболеванием экзистенциальной природы. Концепция А. Лэнгле поясняет, что духовная сторона человека обладает своими потребностями, из которых возникают фундаментальные мотивации, при ущемлении которых постепенно формируются напряжение, подавленность, потеря витальности, страх потери отношений [4].

Фактор вовлеченности, профессионального интереса, ценностно-смыслового содержания профессиональной деятельности упоминается во многих работах как явление, противостоящее или противоположное эмоциональному выгоранию. Модель ресурсов, требований и работы (РТР), разработанная голландскими организационными психологами А. Беккером и Е. Демероути, показывает, что вовлеченность является феноменом, противоположным выгоранию, так как представляет собой процесс наращивания ресурсов, а выгорание - наоборот, их истощения. Поэтому изучение факторов, противостоящих эмоциональному выгоранию в деятельности лётного состава гражданской авиации, представляется практикоориентиро-ванным и эффективным в направлении раскрытия смыслов экзистенции и вовлеченности.

В рамках промежуточного этапа данного исследования проведено комплексное исследование: профессиональной направленности по средством «Ориентационной анкеты направленности личности» Б. Басса, исследование эмоционально-волевой сферы с помощью тест-опросника А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» и исследование темперамента с использованием «Личностного опросника» Г. Айзенка EPI - 6 лётных экипажей гражданской авиации на базе авиакомпании «Победа» и 6 лётных экипажей гражданской авиации на базе авиакомпании «Россия», всего 12 экипажей по 2 человека - 24 респондента.

В результате проведенного эксперимента выявлены следующие результаты.

С помощью ориентационной анкеты направленности личности, направленной на выявление трех видов направленности: на себя, на общение, на дело, определены приоритетные виды направленности у пилотов - 3 респондента показали результат преобладания направленности на себя, что составило 12,5 % от общего количества респондентов, 16 респондентов показали преобладание направленности на дело, что составило 66,6 % и у 5 пилотов выявлена направленность на общение, что составило 20,8 %.

Данные результаты можно предварительно интерпретировать как соответствующие требованиям к профессионально важным качествам пилотов, так как для специалистов данной профессии характерна и желательна заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Изучение эмоционально-волевой сферы осуществлялось с помощью тест-опросника А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции», который направлен на определение уровней развития волевой саморегуляции. Обработка результатов и интерпретация определяется величиной индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

Уровни волевой саморегуляции определяются в сопоставлении со средними значениями каждой из шкал. Если они составляют больше половины максимально возможной суммы совпадений, то данный показатель отражает высокий уровень развития общей саморегуляции, настойчивости или самообладания. Для шкалы «В» эта величина равна 12, для шкалы «Н» - 8, для шкалы «С» - 6. Общий суммарный балл по шкале «В» должен находиться в диапазоне от 0 до 24, по субшкале «настойчивость» - от 0 до 16 и по субшкале «самообладание» - от 0 до 13.

В результате исследования показатели по шкале «В» у 21 летчика соответствуют величине, превышающей 12 баллов, что характерно для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных, рефлексирующих личные мотивы, планомерно реализующих возникшие намерения, умеющих распределять усилия и способных контролировать свои поступки. Два респондента показали средний результат, равный 12 баллам и 1 испытуемый показал низкий результат по шкале «В», что характерно для чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе людей. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

По субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С) респонденты показали следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Средние значение по субшкалам в выборке респондентов

Субшкалы Средний балл Количество Количество

Величина

выше нормы ниже нормы

«Настойчивость» (Н) 8 9,58 17 7

«Самообладание» (С) 6 8,37 23 1

Данные результаты можно интерпретировать как преобладание у большинства (17-70,8 %) респондентов таких характеристик, как сила намерения человека, стремление к завершению начатого дела, что показывает субшкала «настойчивость». Как правило, это деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, им свойственно уважение социальных норм, стремление полностью подчинить им свое поведение. Меньшее количество респондентов - 7 (29,1 %) - имеют сниженный фон активности и работоспособности; как правило, это компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набрали 23 летчика, что составило 95,8 % - это эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях люди, им свойственно внутреннее спокойствие, уверенность в себе, готовность к восприятию нового, неожиданного, - но эти качества могут и приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости. Лишь один респондент показал результат чуть ниже средней величины по данной субшкале, что может говорить о его спонтанности и импульсивности в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов, которые ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

С помощью «Личностного опросника» Г. Айзенка EPI были определены типы темперамента у лётного состава гражданской авиации, вошедшего в данный этап исследования. Результаты показали, что среди испытуемых: 16 (66,6 %) сангвиников, 3 (12,5 %) флегматика,

3 (12,5 %) холерика, 2 (8,3 %) меланхолика. Более половины членов лётных экипажей, обследованных в рамках эксперимента, имеют сильную нервную систему, что характеризуется такими показателями, как сильный, уравновешенный, подвижный. Что не противоречит желательным и достаточным профессионально важным характеристикам летного состава.

Таким образом, обобщая предварительные результаты промежуточного исследования индивидуально-психологических особенностей лётного состава гражданской авиации, следует отметить, что более половины испытуемых имеют профессиональную направленность, обладают волевой саморегуляцией и имеют сильную, уравновешенную нервную систему, что непосредственно учитывается в процессе подготовки и комплектования летных экипажей и рассматривается как успешность обучения, овладения профессионально важными качествами, необходимыми пилоту для выполнения эффективной безошибочной деятельности.

Профессиональная эффективность лётного обучения и деятельности существенно зависит от индивидуально-психологических особенностей личности курсантов и пилотов, что подтверждает необходимость системного изучения и анализа данной проблематики.

Список источников

1. Алексеенко М.С. Развитие личностного потенциала летчика в процессе профессионального становления: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011.

2. Бойко И.М., Маруняк С.В., Мосягин И.Г. Психологические особенности летчиков истребительной авиации европейского севера России // Экология человека. 2009. № 2.

3. Зиньковская С.М. Связь свойств темперамента с особенностями характера у летного состава гражданской авиации // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2006. № 1 (3).

4. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ синдрома эмоционального выгорания // Вопросы психологии. 2008. № 2.

5. Рекомендации по комплектованию летных экипажей и обеспечению оптимального морально-психологического климата. М., 1985. Ч. I, II.

6. Руководство по обучению в области человеческого фактора. Doc. 9683-AN/950. Монреаль, 1998.

7. Сиваш О.Н. Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной пригодности летчиков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.

8. Шеина С.Г., Хамавова А.А., Исматулаева Н.А. Комфортная среда жизнедеятельности: новые стандарты устойчивого развития сельских территорий // Инженерный вестник Дона. 2015. № 4.

Информация об авторе

Н.С. Архипов - аспирант Московского информационно-технологического университета -Московского архитектурно-строительного института, г. Москва, Россия

Information about the author

N.S. Arkhipov - graduate student of the Moscow University of Information Technologies -Moscow Architectural and Construction Institute, Moscow, Russia

Статья поступила в редакцию 25.01.2024; одобрена после рецензирования 21.02.2024; принята к публикации 26.02.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 25.01.2024; approved after reviewing 21.02.2024; accepted for publication 26.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.