УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУБЪЕКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОЦИУМУ СОВРЕМЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© 2024 Е. В. Беляева1, Н.А. Г алкина2, Ю.Л. Лобков3
1 кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии e-mail: [email protected]
2кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии e-mail: [email protected]
3кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии e-mail: juri-lobkow @ yandex. ru
Курский государственный университет
В статье рассматривается специфика мироощущения, социального самочувствия, активности и настроения, прогнозов на будущее у сегодняшних старшеклассников, анализируется социальная ситуация развития, влияющая на личность старшеклассника.
Ключевые слова: старшеклассники, мироощущение, социальное самочувствие, активность, настроение.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF A SUBJECTIVE ATTITUDE TOWARDS THE SOCIETY OF MODERN HIGH SCHOOL STUDENTS
© 2024 E. V. Belyaeva 1, N.A. Galkina 2, Y.L. Lobkov 3
1 Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
of the Department of Psychology e-mail: [email protected]
2 Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
of the Department of Psychology e-mail: [email protected]
3 Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
of the Department of Psychology e-mail: juri-lobkow@yandex. ru
Kursk State University
The article examines the specifics of the worldview, social well-being, activity and mood, forecasts for the future among today's high school students, analyzes the social situation of development that affects the personality of a high school student.
Keywords: high school students, attitude, social well-being, activity, mood.
Сегодняшняя ситуация, сложившаяся в нашей стране, характеризуется сложнейшими вызовами, испытывающими на прочность как руководство государства, так и простых граждан. Специальная военная операция (СВО) поставила ряд принципиальных вопросов, касающихся ответственности, патриотизма, мужества и любви к Родине. Средства массовой информации однозначно констатируют консолидацию нашего многонационального народа для победоносного решения
поставленных задач. В этой связи актуальным является анализ субъективного восприятия данной ситуации молодежью нашей страны, а именно - насколько старшеклассники («будущее нашего государства») способны справиться с расширением проблемного поля в сегодняшних реалиях и что происходит с их социальной идентичностью.
Надо отметить, что до СВО внешне ситуация уже была противоречивой. Так, по мнению А.В. Юревича, неотвратимо происходило вытеснение протестантской идеологии с такими её атрибутами, как терпение, длительное ожидание результата, бережливость, откладывание денег на «черный день». Её место занимала идеология, характеризующаяся привычкой жить в долг, массовым желанием иметь сегодня то, на что заработаешь только завтра, тенденцией не думать о завтрашнем дне, проживая сегодняшний так, как будто он - последний. Этика труда вытесняется этикой досуга, совершается переключение современного человечества с «парадигмы развития» на «парадигму развлечения». А между тем исследования учёных убедительно доказывали уже тогда, что приоритет гедонизма и парадигмы развлечения - это тупиковый путь, ведущий к деградации каждого человека, страны и нации в целом [4].
Таким образом, целью нашего исследования является изучение мироощущения, социального самочувствия, активности и настроения, прогнозов на будущее у сегодняшних старшеклассников, так как сегодня они являются непосредственными свидетелями сложных, порой жестких событий противостояния недружественным государствам.
Наше исследование осуществлялось в десяти муниципальных образовательных учреждениях города Курска среди старшеклассников (учащиеся 10-11 классов). Выборка исследования составила 305 респондентов. В качестве объекта исследования выступила социальная ситуация развития, напрямую или опосредованно влияющая на личность старшеклассника. В качестве предмета исследования выбрано субъективное отношение старшеклассников к тому, что происходит сейчас в нашем регионе и стране в целом. Было выдвинуто предположение, что, несмотря на серьезные вызовы нашему государству в виде многочисленных санкционных ограничений и введения боевых действий в рамках СВО, консолидация гражданского общества оказывает продуктивное влияние на мировосприятие социума современными старшеклассниками.
В качестве эмпирических показателей выступили такие характеристики, как мироощущение, социальное самочувствие, активность и настроение юношей и девушек. Под мироощущением предполагается субъективное восприятие молодежью условий своего проживания в данном населенном пункте (конкретная среда жизнеобитания), которое проявляется в эмоциональном настрое определенной модальности (положительной, отрицательной, амбивалентной), что, в свою очередь, влияет на характер восприятия условий жизни. Под социальным самочувствием имеется в виду актуализация отношений старшеклассников к собственному образу «Я» и социальному окружению. Если ещё более сузить данный показатель, то синонимом социального самочувствия в нашем случае будет выступать степень удовлетворенности жизнью [1].
Ещё одним показателем выступили полярные оценки респондентами своего психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение),
позволяющего определенно указать на положительные или отрицательные моменты эмоциональной сферы юношей и девушек.
В методологический блок вошли такие методики, как опросники для изучения мироощущения молодежи [1] и социального самочувствия [3], тест «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН) [2].
Анализ данных опросника для изучения мироощущений старшеклассников позволяет констатировать, что среди респондентов в целом отмечаются тенденции, которые позволяют утверждать о положительном отношении к своему социуму. Однако есть и информация, заставляющая фиксировать некоторые трудности в процессе социализации современных старшеклассников.
В частности, по первому блоку вопросов: «Что из событий последних двух лет Вам запомнилось больше всего? Что бы Вы хотели пережить ещё раз? Что хотели бы организовать сами?» - в подавляющем большинстве ответы были даны только на первый вопрос. Лидирующую позицию заняли такие локации, как «семейные события» (30%) и «путешествия» (24%). В основном отмечались такие семейные праздники, как Новый год, дни рождения с выездом на природу, крупные приобретения техники в семье, рождение братьев и сестёр. Многие отмечали семейные путешествия в пределах нашей страны и яркие эмоциональные впечатления. Это свидетельствует о наличии крепких семейных традиций, которые объединяют всех членов семей, в том числе и старшеклассников. Это интересный факт, показывающий, что, несмотря на личностное и профессиональное самоопределение, которое свойственно
юношескому возрасту, существует тесное семейное сотрудничество, что является залогом сохранения семейных ценностей и крепкой семьи. Между тем никто не продолжил отвечать на вопросы о желании пережить эти эмоции ещё раз и организовать что-то самим. Возможно, это связано с банальной невнимательностью или подтверждением того, что инициатива в семье принадлежит родителям, которые просто информируют своих детей о принятом решении, а последним остаётся только это решение принять. Поэтому вопрос о желании что-то организовать самим не актуален в данном случае.
Далее чуть меньше были отмечены те или иные «события в стране» (16%), среди которых упоминаются СВО, противостояние санкциям Евросоюза, обесценивание национальной валюты, политические события. Следующей локацией были «школьные дела» (13%), где содержалась информация о предстоящем ЕГЭ, сложностях взаимоотношений с педагогами и сверстниками, низкой учебной мотивации и пр. Практически таким же процентом была отмечена локация «события в регионе» (12%), в которой отчасти дублировались события в стране, а также акцентировалось внимание на приграничное месторасположение нашего региона со всеми вытекающими из этого особенностями. Небольшой процент приходится на ответ «ничего» (5%), который показывает об отсутствии или нежелании небольшой части респондентов делиться информацией о запомнившихся событиях, поэтому им легче всего поставить прочерк.
В целом большинство старшеклассников подтверждают вовлеченность и интерес к тому, что происходит в стране и регионе, в том числе через призму семейных событий.
Второй блок ответов связан вопросами: «Хотели ли вы быть свободной личностью? Как вы думаете, что такое “свободная личность”?». Подавляющее большинство респондентов (97 %) ответили утвердительно на первый вопрос, подтверждая осознание и ценность данного явления. Лишь небольшая часть старшеклассников (3 %) констатируют, что такой личности не существует. Вероятно, в их жизни произошли события, которые склоняют к таким выводам или подтверждают это. Анализируя ответы на вопрос, что такое свободная личность, большинство ссылается на такие комментарии, как отсутствие ограничений (28%), материальная независимость (25%), духовная независимость (20%), достижение карьеры (17%), ориентация на семейные ценности (10%). Как видно из результатов, больше половины старшеклассников связывают свободу с отсутствием запретов со стороны взрослых и желанием быть материально независимыми, что никак не связано с их реальным
поведением (лишь размышления и слова). Также большая часть участвующих в диагностике отмечает прежде всего духовную независимость, что свидетельствует о позитивных перспективах духовно-нравственного становления их личностей, а также продуктивной активности в будущей профессии. Нельзя не отметить некоторых респондентов, которые увязывают свободную личность с сохранением семейных традиций и ценностей, что также можно оценить позитивно. Таким образом, для большинства старшеклассников понятие «свободная личность» идентифицируется как вполне реальный факт, опирающийся на естественные для данного возраста аргументы.
Третий блок ответов, соответствующий вопросам «кто является для вас примером? кому вы хотели бы подражать?», также показал вполне адекватную и приемлемую для данного возраста тенденцию. В частности, в качестве примеров для почти половины старшеклассников выступили известные в нашей стране личности политиков, актёров, артистов (39%), причём именно тех, кто реально поддерживает политику нашего государства и целенаправленно осуществляет (помимо основного занятия) дополнительные действия в этом направлении. Это вселяет уверенность в правильном выборе респондентами направлений реализации дальнейших своих планов. Как позитивный момент можно расценить частое упоминание юношами и девушками своих родителей (37%), что подтверждает наличие полноценного контакта в их семьях, авторитет родителей, несмотря на естественное проявление личностного и профессионального самоопределения в этом возрасте. Как явление времени нельзя не отметить и влияние различных известных блогеров в цифровом пространстве (10%) на мировосприятие респондентов, что, к сожалению, не всегда позволяет увидеть и констатировать скрытую опасность в достижении «легкой» и «беззаботной» жизни. Успокаивает то, что на фоне общей картины процент их упоминания не велик. Ещё меньшим процентом были отмечены учителя (6%), что, конечно, подтверждает постепенный отход респондентов от школьной жизни и расширение процесса их социализации, но одновременно наличие тенденции снижения значимости и авторитетности педагогического коллектива школ в сознании старшеклассников. Невелик процент категоричных отрицательных ответов об отсутствии людей, которым хотелось бы подражать (5%). Это можно увязать или с разочарованием в тех или иных персонах, или с ещё не завершившимся процессом личностной идентификации в этом возрасте, что затрудняет выбор тех или иных жизненных ориентиров. Последней локацией были выделены одноклассники (3%), что свидетельствует о наличии уже вполне сформировавшихся личностей, которые выступили как образцы для примера. Стоит надеяться, что это просоциальные примеры, действительно достойные для тиражирования.
Четвёртая группа ответов связана с вопросом «Укажите, где вы чувствуете себя лучше всего?» и даёт информацию о благоприятных во всех отношениях для личностей респондентов местах (причём здесь можно было выбрать несколько вариантов ответов). Большинством респондентов была отмечена локация «друзья» (60%), затем по убыванию «спортзал» (47%), «природа» (45%), «семья» и «кружки» (по 39%), «библиотека» (1,5%). Такое соотношение локаций несколько удивляет и одновременно вселяет уверенность в будущем участвующих в исследовании юношей и девушек. В частности, общение со сверстниками является ведущим в подростковом возрасте, а в юношеском происходит индивидуализация личности, что позволяет
ориентироваться на собственные взгляды и мысли. В нашем случае инерционная тенденция общения между собой продолжает ещё определять жизнедеятельность большинства респондентов. Локации «спортзал» и «природа» позволяют констатировать позитивный факт, что здоровый образ жизни (посещение различных
спортивных секций и клубов) и времяпрепровождение на свежем воздухе (семейные пикники, походы на природу с друзьями) востребованы среди респондентов. Также можно отметить хорошую занятость и загруженность внеурочной жизни старшеклассников и параллельно наличие тесных положительных контактов в их семьях, о чём свидетельствует высокий процент выбора данных показателей.
Последний - пятый блок ответов относится к определению «проблемного поля» у респондентов и связан с вопросом «Что мешает вам нормально жить?», на основании чего можно сделать выводы о наличии дестабилизирующих факторов, влияющих на процесс социализации старшеклассников. Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что причины, влияющие на нормальную жизнь старшеклассников, имеются и они достаточно разнообразны. Тем не менее общее представление можно составить из часто упоминающихся фраз. Так, лидируют школьные проблемы (37%), связанные с неудовлетворённостью учебным процессом, отсутствием мотивации к обучению, предстоящим ЕГЭ, а также с тем, что учеба отнимает много времени, вследствие чего остается мало времени на хобби, отдых, прогулки с друзьями. Далее актуальной трудностью старшеклассники отметили личностные проблемы (33%), среди которых отмечаются неуверенность и сомнения в собственных силах, личностные «комплексы», «вредные» привычки. Четвертью старшеклассников были выделены проблемы общения со сверстниками (25%). Отмечаются невозможность противостоять влиянию группы (что характерно скорее для подросткового, но не для юношеского возраста), находить «общий язык» друг с другом, непонимание и конфликты между одноклассниками. Кроме перечисленных трудностей, респонденты выделили отношения с родителями (20%), присутствие жесткого контроля, чрезмерной опеки и ограничения свободы с их стороны в выборе профессии. Небольшой процент респондентов (15%) отметили тревожность по поводу сложности мировой политики, противостояния Западу, проведение СВО. Это позволяет утверждать, что безусловная информированность старшеклассников о событиях в стране и мире имеет место быть и подавляющее большинство воспринимает это адекватно, лишь незначительная часть респондентов отмечает это как дестабилизирующую ситуацию для себя. Есть старшеклассники (10%), которые сетуют на бытовые проблемы, отмечая нехватку денежных средств, недовольство местом своего проживания, будь то необходимость частого использования общественного транспорта или нехватка магазинов в шаговой доступности и т.п. Всего лишь 7% респондентов утвердительно ответили, что им ничего не мешает в их жизни. Возможно, это свидетельствует о действительном отсутствии проблем в их жизни или нежелании раскрывать эту информацию о себе.
Теперь обратимся к результатам исследования социального самочувствия старшеклассников, у которых отмечены все уровни данного показателя. Так, полученные данные свидетельствуют, что у подавляющего большинства респондентов отмечается положительное самочувствие. В частности, треть старшеклассников (31%) констатируют у себя высокое состояние изучаемого показателя. Для них характерно позитивное отношение к учёбе, хорошие взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Образовательное учреждение посещают охотно, ощущают себя легко и свободно. Отмечается уверенность в своих знаниях и возможностях для дальнейшего продолжения обучения в техникумах и вузах. Их мечты и жизненные планы реально осуществимы, и ничто не может помешать их достижению.
Большая группа респондентов (44%) отметила у себя наличие хорошего социального самочувствия. Они в целом удовлетворены своими успехами в школе, хотя есть временные периоды, когда не всегда всё нравится в образовательном учреждении.
Тем не менее констатируется, что школа даёт хорошую подготовку для продолжения образования в дальнейшем и есть надежда на поступление в намеченные ими вузы.
22 % респондентов испытывают среднее социальное самочувствие. У них лишь временами возникает радость по поводу успеха по отдельным предметам. Однако для них свойственно учиться больше по необходимости, чем по интересу. Общение со сверстниками идет нормально и кое в чем удается быть авторитетным лицом в глазах своего класса. На поступление в вуз рассчитывают немногие, скорее всего пойдут работать (или поступят в ПТУ), но продолжат образование заочно.
Низкое социальное самочувствие отмечено лишь у 3% респондентов. Учеба им приносит в основном неприятные переживания, да и желания учиться почти нет. Посещение школы вызывает напряжение (иногда страх), надоели неудачи и критические замечания учителей в их адрес. Отношения с одноклассниками лучше, чем с учителями, но и класс имеет невысокое мнение, нередко бывают насмешки и обидные реплики. Им трудно надеяться на поступление в вуз, скорее всего, их профессиональная дорога лежит в среднее специальное учреждение, что тоже неплохо. Эти старшеклассники так и утверждают, что будут лучше работать, а учиться дальше не хочется. Тем не менее к этой категории относятся лишь некоторые респонденты.
В целом состояние социального самочувствия старшеклассников находится на тех же позициях, которые свойственны были их сверстникам несколько десятков лет назад (поколение 2000-х годов), что было зафиксировано в научных работах проф. А.С. Чернышева [1-3]. Это свидетельствует о том, что сегодняшняя ситуация в стране воспринимается как необходимая, временная и вселяющая для большинства респондентов уверенность в завтрашнем дне.
Данный факт подтверждается и результатами, полученными с помощью опросника САН, позволяющими констатировать три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния у респондентов: самочувствие, активность и настроение. Так, показатель «самочувствие» равен 4,7 балла, что выше статистической нормы (4 балла) для этой характеристики. Это даёт основание утверждать о благоприятном состоянии полученного результата, подтверждающего позитивные устремления старшеклассников.
Показатель «активность» равен 3,9 балла, что немного недотягивает до нормы. Вероятно, что на данный момент для старшеклассников важнее сосредоточиться на анализе уже достигнутого, что позволит успешно пройти предстоящее испытание -ЕГЭ и ещё раз проанализировать свои предпочтения, возможности и силы для реализации профориентационных планов.
Показатель «настроение» равен 5,1 балла. По данному факту можно констатировать оптимистическое состояние внутреннего мира у респондентов, что, безусловно, придаёт уверенность в самореализации себя в социуме.
Следовательно, субъективная степень оценки своего функционального состояния старшеклассниками находится в приемлемом диапазоне исследуемых показателей, причём это свойственно не только при анализе отдельных показателей, но и их соотношении.
Таким образом, анализ субъективного восприятия своего социума молодежью, принявшей участие в диагностических процедурах, позволяет утверждать, что она в состоянии адекватно воспринимать процессы, происходящие вокруг, справиться, при необходимости, с расширением «проблемного поля» в сегодняшних реалиях и подтвердить свою социальную идентичность.
Библиографический список
1. Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже XX-XXI вв.) / А. С. Чернышев [и др.]; под общей редакцией
A. С. Чернышева. - Курск : Издательство Курского государственного университета, 2010. - 213 с.
2. Чернышев, А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций / А. С. Чернышев. - Москва, 1999. - 185 с.
3. Чернышев, А. С. Социально одаренные дети: путь к лидерству: (экспериментальный подход) / А. С. Чернышев, Ю. Л. Лобков, С. В. Сарычев,
B. И. Скурятин. - [2-е изд., испр. и доп.]. - Воронеж : Кварта, 2007. - 213 с.
4. Юревич, А. В. Нравственные проблемы современной России (вместо введения) // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / А. В. Юревич. - Москва: Институт психологии РАН, 2012. - С. 5-20.