Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / КУРСАНТЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКАЛА ПРОБЛЕМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИНУТА / ШКАЛА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баринова Марина Геннадьевна, Зуева Евгения Геннадьевна

В статье анализируются психологические аспекты сохранения и укрепления психического здоровья в период дистанционного обучения и при обучении в аудиториях. В настоящее время описаны негативные последствия дистанционного обучения, в том числе на психическое здоровье студентов. Одним из показателей психического здоровья является психологическое благополучие, которое можно определить с помощью субъективного благополучия. Проведенное исследование показывает, что в целом, независимо от способа обучения, отмечается эмоциональный комфорт курсантов, говорящий о субъективном благополучии и психическом здоровье, однако респонденты отмечают, что дистанционно учиться субъективно труднее. Данные, полученные с помощью Шкалы проблемного использования интернета, показывают, что социальное сети оказывают негативное воздействие на здоровье курсантов, как в период дистанционного обучения, так и при очном обучении, создавая проблемы и трудности в управлении жизнью. Результаты нашего исследования позволяют в целом, говорить о положительном влиянии дистанционного обучения на психическое здоровье курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баринова Марина Геннадьевна, Зуева Евгения Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MAINTAINING AND STRENGTHENING THE MENTAL HEALTH OF CADETS

The article analyzes the psychological aspects of maintaining and strengthening mental health during the period of distance learning and in classroom learning. At present, the negative consequences of distance learning are described, including on the mental health of students. One of the indicators of mental health is psychological well-being, which can be measured using subjective well-being. The study shows that, in general, regardless of the method of teaching, cadets' emotional comfort is noted, which speaks of subjective well-being and mental health, however, respondents note that remote learning is subjectively more difficult. The data obtained using the Internet Problem Use Scale shows that social media has a negative impact on the health of cadets, both during distance learning and in face-to-face training, creating problems and difficulties in managing their lives. The results of our research allow, in general, talking about the positive impact of distance learning on the mental health of cadets.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ»

Психологические науки

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ

Марина Геннадьевна Баринова, кандидат психологических наук, доцент, Евгения Геннадьевна Зуева, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России

Аннотация

В статье анализируются психологические аспекты сохранения и укрепления психического здоровья в период дистанционного обучения и при обучении в аудиториях. В настоящее время описаны негативные последствия дистанционного обучения, в том числе на психическое здоровье студентов. Одним из показателей психического здоровья является психологическое благополучие, которое можно определить с помощью субъективного благополучия. Проведенное исследование показывает, что в целом, независимо от способа обучения, отмечается эмоциональный комфорт курсантов, говорящий о субъективном благополучии и психическом здоровье, однако респонденты отмечают, что дистанционно учиться субъективно труднее. Данные, полученные с помощью Шкалы проблемного использования интернета, показывают, что социальное сети оказывают негативное воздействие на здоровье курсантов, как в период дистанционного обучения, так и при очном обучении, создавая проблемы и трудности в управлении жизнью. Результаты нашего исследования позволяют в целом, говорить о положительном влиянии дистанционного обучения на психическое здоровье курсантов.

Ключевые слова: психическое здоровье, курсанты, дистанционное обучение, шкала проблемного использования интернета, индивидуальная минута, шкала субъективного благополучия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p413-417

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MAINTAINING AND STRENGTHENING THE

MENTAL HEALTH OF CADETS Marina Gennadievna Barinova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Evgeniya Gennadyevna Zueva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation

Abstract

The article analyzes the psychological aspects of maintaining and strengthening mental health during the period of distance learning and in classroom learning. At present, the negative consequences of distance learning are described, including on the mental health of students. One of the indicators of mental health is psychological well-being, which can be measured using subjective well-being. The study shows that, in general, regardless of the method of teaching, cadets' emotional comfort is noted, which speaks of subjective well-being and mental health, however, respondents note that remote learning is subjectively more difficult. The data obtained using the Internet Problem Use Scale shows that social media has a negative impact on the health of cadets, both during distance learning and in face-to-face training, creating problems and difficulties in managing their lives. The results of our research allow, in general, talking about the positive impact of distance learning on the mental health of cadets.

Keywords: mental health, cadets, distance learning, Problematic Internet use scale, Individual minute, Subjective well-being scale.

ВВЕДЕНИЕ

Сохранение и укрепление психического здоровья приобрело особую актуальность в период пандемии COVID-19 [3] и принятием изоляционных мероприятий. Введение мер физического дистанцирования и изоляции, снижающих скорость распространения пандемии, негативно отражается на психическом здоровье населения, в том числе обуча-

ющихся, вынужденно перешедших на дистанционное обучение [5]. В связи с этим исследователи отмечают у населения усиление тревожности, стрессовых реакций и других негативных состояний, а также увеличение количества обращений за психологической помощью.

Xiang Y-T. отмечает необходимость психологической помощи не только лицам, переболевшим 2019-nCoV, но и всему населению, которое может испытывать страх, скуку, одиночество, гнев, беспокойство и чувство вины [2]. Kohrt, Brandon A. подчеркивают необходимость, как специалистов, так и неспециалистов обучать оказанию психологической помощи для охраны психического здоровья в период пандемии [1].

Дистанционное обучение с одной стороны снижает количество контактов, тем самым останавливая рост числа заболевших COVID-19, с другой стороны способствует увеличению числа негативных психологических аспектов, связанных с вынужденной самоизоляцией. Недостаток очного общения, чувство одиночества, изменение привычного образа жизни, тревожность, увеличение количества негативных эмоций отмечают студенты, вынужденно оказавшиеся на самоизоляции и дистанционном обучении.

Таким образом, изучение влияния дистанционного обучения на психическое и психологическое здоровье обучающихся является актуальной темой.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Лонгитюдное исследование проводилось на базе Санкт-Петербургского университета МВД России, в нём приняли участие 101 курсант. Исследование было организовано в два этапа: первый, апрель-май 2020 г. курсанты находились на дистанционном обучении (самоизоляции); второй, сентябрь-октябрь 2020 г. после выхода в обычный режим аудиторных занятий. Выборку составили преимущественно девушки 80 человек (79%), юношей было исследовано 21 человек, что составило 21% общей выборки, средний возраст составил 19,83±1,29 лет (таблица 1).

Таблица 1 - Выборка исследования влияния дистанционного обучения на курсантов

M±o Юноши Девушки

Возраст 19,83±1,29 19,38±1,43 19,95±1,23

Пол (0-юноши, 1-девушки) 1,79±0,41 21 - 21% 80 - 79%

В комплекс методик, с помощью которых изучались психологические аспекты сохранения и укрепления психического здоровья курсантов образовательных организаций МВД России в период дистанционного обучения, были включены: методика определения воспроизведения временных интервалов - Индивидуальная минута [5], Шкала субъективного благополучия [6], Шкала проблемного использования интернета [4].

Гипотезой исследования являлось предположение, что на психическое здоровье курсантов, негативное влияние оказывает как самообучение в дистанционном режиме, так и место расположения.

Статистическая обработка материалов исследования выполнена с помощью стандартных статистических процедур. Использовались специализированные пакеты прикладных программ Microsoft Excel и IBM SPSS Statistics 22.0. Была проведена проверка на нормальное распределение данной выборки по критерию Колмогорова-Смирнова (р>0,05).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для выявления психологических аспектов сохранения и укрепления психического здоровья курсантов, в комплексе выбранных методик были выделены показатели, выявляющие значимые отличия дистанционного обучения (on-line) и обучения в аудитории (off-line). Ключевым показателем психического здоровья считается психологическое благополучие, которые мы будем определять через показатели субъективного благополучия Шкалы субъективного благополучия.

В представленном исследовании в период дистанционного обучения среднее значение по всем показателям Шкалы субъективного благополучия составило 3,5±2,05 стена, что свидетельствует о превышающем нормативный фон эмоциональном комфорте курсантов (норма 5,5±2,0). При сравнении показателей данной шкалы в зависимости от особенностей образовательной среды, были выявлены значимые различия, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели Шкалы субъективного благополучия при on-line и off-line обучении

Показатели on-line off-line

M±o M±o p

Моя учеба давит на меня 5,57±1,12 5,30±1,17 0,037

В последнее время я хорошо сплю 2,07±1,29 2,97±1,71 0,001

Я чувствую себя здоровым и бодрым 1,93±1,08 2,54±1,36 0,001

Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине 5,11±1,79 5,59±1,42 0,019

Утром мне трудно вставать и учиться 4,54±1,75 3,84±1,86 0,012

Мне нравится моя повседневная деятельность 2,25±1,27 2,59±1,20 0,045

Выявленные особенности говорят, что учиться дистанционно субъективно труднее, чем в аудитории, средний балл показывает умеренное субъективное благополучие, субъективное восприятие учёбы в период дистанционного обучения выявляет самый высокий показатель субъективного благополучия, что означает то, что курсантов больше всего беспокоят проблемы, связанные с обучением. Низкий показатель в период дистанционного обучения - это субъективная оценка здоровья, т.е. в этот период курсанты чувствуют себя здоровыми, бодрыми, выспавшимися, удовлетворенными повседневной деятельностью и привыкают к on-line социальному взаимодействию. Возможно, это связано с отсутствием необходимости раннего прибытия на площадки университета, ранним утренним подъемом, повседневной деятельностью, не связанной со служебными обязанностями.

В нашем исследовании мы использовали методику определения воспроизведения временных интервалов Индивидуальная минута, которая оценивает актуальное психологическое состояние - готовности или тревожности, несобранности. Данная методика относится к экспресс-тестам, респонденту предлагается отметить, когда пройдет ровно одна минута после включения секундомера, не считая «про себя» секунды. При максимальной готовности испытуемые демонстрируют показатели в пределах 58-62 секунд, уменьшение времени является показателем тревожности, возможными проблемами с саморегуляцией в напряженной ситуации. Нами были выявлены следующие показатели: в период дистанционного обучения 57,07±19,55, во время обучения в очном формате 52,9±9,4 (p<0,05). Данные результаты мы связываем с изменением психологического состояния и особым положением курсантов. В период нахождения в университете курсанты вынуждены выполнять действия, вызывающие тревожность, которые связаны с выполнением служебных обязанностей, при обучении дома таких обязанностей становится гораздо меньше.

Шкала проблемного использования интернета выявляет негативные последствия пользования интернетом, в период дистанционного обучения наибольшие значения выявлены по шкалам «Мое использование социальных сетей создало проблемы в моей жизни» (6,09±0,79) и «Мое использование социальных сетей создало трудности в управлении жизнью» (6,00±1,00). Это означает, что курсанты не довольны дистанционным обучением и осознают его негативные последствия. Меньше всего баллов получила шкала «Я использую социальные сети, чтобы поговорить с другими, когда чувствую себя в изоляции» 3,48±1,49, которая связана с регуляцией настроения, курсанты не стремятся выходить в сеть для улучшения своего настроения, скорее интернет для них является частью повседневной жизни в период дистанционного обучения. При сравнении показателей при online и off-line обучении значимые различия были выявлены только по одной шкале (таб-

лица 3).

Таблица 3 - Шкала проблемного использования интернета при on-line и off-line обучении

Показатели on-line off-line

M±o M±o Р

Для меня более комфортно социальное взаимодействие online, чем лицом к лицу 4,88±1,54 5,40±1,43 0,011

Данная шкала проблемного использования интернета показывает, что курсанты в период аудиторных занятий по сравнению с периодом дистанционного обучения предпочитают общение в интернете, курсанты лучше себя чувствуют и меньше ожидают негативных последствий коммуникации в период дистанционного обучения. Возможно это также последствия исполнения служебных обязанностей при нахождении на площадках университета.

ВЫВОДЫ

Дистанционное обучение является вынужденной мерой в период пандемии COVID-19 и принятием изоляционных мероприятий. Такое обучение, связанное с регулярным нахождением в интернете, может оказывать негативное влияния на психическое здоровье. В период вынужденной изоляции отмечается усиление тревожности, стрессовых реакций и других негативных эмоциональных состояний, приводящих к нарушениям здоровья. Ключевым показателем психического здоровья считается психологическое благополучие. Проведенное исследование показывает, что в целом, независимо от способа обучения, отмечается эмоциональный комфорт курсантов, говорящий о субъективном благополучии и психическом здоровье. Однако респонденты отмечают, что дистанционно учиться субъективно труднее, но при этом курсанты чувствуют себя более свободно, при этом осознают негативные последствия такого обучения, в виде недостаточного объема знаний, умений, навыков, поэтому предпочитают обучение в аудиториях. В привычном режиме обучения они вынуждены выполнять свои служебные обязанности, исполнение которых вызывает тревожность и недостаток сна. Можно также отметить, что социальное сети оказывают негативное воздействие на здоровье курсантов, как в период дистанционного обучения, так и при очном обучении, создавая проблемы и трудности в управлении жизнью. Результаты нашего исследования позволяют в целом, говорить о положительном влиянии дистанционного обучения на психическое здоровье курсантов, но для более тщательного изучения данной проблемы мы, в дальнейшем предполагаем, увеличить выборку исследования и подобрать методики, направленные на выявление тревожности и других показателей психического здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Kohrt, Brandon A (2021), COVID-19 and global mental health / Brandon A Kohrt. - DOI: 10.1016/S2215-0366(21)00073-0 // the Lancet Psychiatry. - 2021. - Volume 8, Issue 6. - P. 456.

2. Xiang Y-T. Timely mental health care for the 2019 novel coronavirus outbreak is urgently needed / Y-T. Xiang. - DOI: 10.1016/S2215-0366(20)30046-8 // Lancet Psychiatry. - 2020. - No. 7. - P. 228-229.

3. Временные методические рекомендации. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 11 (07.05.2021) : Министерство здравоохранения Российской Федерации // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347896/ (дата обращения: 01.08.2021).

4. Герасимова А.А. Общая шкала проблемного использования интернета: апробация и ва-лидизация в российской выборке третьей версии опросника / А.А. Герасимова, А.Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - Т. 26., № 3. - С. 56-79.

5. Мерденова Л.А., Такоева Е.А., Тагаева И.Р., Нартикоева М.И. Характеристика общего состояния организма по показателям индивидуального восприятия времени / Л.А. Мерденова, Е.А. Такоева, И.Р. Тагаева, М.И. Нартикоева. - DOI: 10.24411/1609-2163-2018-16196 // Вестник новых медицинских технологий. - 2018. - № 4. - С. 96-100. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия:

руководство / М.В. Соколова. - 2-е изд. - Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 42 с.

REFERENCES

1. Kohrt, Brandon A (2021), "COVID-19 and global mental health", The Lancet Psychiatry, Volume 8, Issue 6, pp. 456. DOI: 10.1016/S2215-0366(21)00073-0.

2. Xiang, Y-T. (2020), "Timely mental health care for the 2019 novel coronavirus outbreak is urgently needed". Lancet Psychiatry, No. 7, pp. 228-229, DOI: 10.1016/S2215-0366(20)30046-8.

3. Ministry of Health of the Russian Federation (2021), Temporary guidelines. Prevention, diagnosis and treatment of new coronavirus infection (COVID-19). Version 11 (05/07/2021), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_347896/ (data accessed 01.06.2021).

4. Gerasimova, A.A. and Kholmogorova, A.B. (2018), "General scale of problematic Internet use: testing and validation in the Russian sample of the third version of the questionnaire", Counseling Psychology and Psychotherapy, Vol. 26, No. 3, pp. 56-79.

5. Merdenova, L.A., Takoeva, E.A., Tagaeva, I.R. and Nartikoeva, M.I. (2018), "Characteristics of the general state of the body in terms of individual perception of time", Journal of new medical technologies, No. 4, pp. 96-100, DOI: 10.24411 / 1609-2163-2018-16196.

6. Sokolova M.V. (1996). The subjective wellbeing scale: a guide. Second ed., NPC "Psychodiagnostics", Yaroslavl.

Контактная информация: barinova195297@gmail.com

Статья поступила в редакцию 29.06.2021

УДК 159.923.5:796.814

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ЮНЫХ САМБИСТОВ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Айдамир Батербиевич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Юлия Александровна Иоакимиди, кандидат педагогических наук, доцент, Нина Владимировна Карягина, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет, Майкоп

Аннотация

В настоящее время актуальными остаются проблемы, связанные с повышением психологической готовности спортсменов, так как гораздо легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, соревнованию, чем готовности психической. Психическое состояние спортсмена является определяющим фактором успешного выступления до и во время выступления на соревнованиях. Нередко причиной неудачного выступления на соревнованиях является наличие у спортсменов психологических барьеров, препятствующих созданию боевой готовности к состязанию. Целью исследования явилось выявление психологических барьеров самбистов. В исследовании приняли участие 75 самбистов, занимающихся в спортивной секции не более 2-х лет и имеющие спортивную квалификацию не выше второго юношеского разряда. Нами были выявлены доминирующие психологические барьеры для данной категории спортсменов, такие как страх перед противником, страх перед проигрышем, страх не выдержать высокий темп схватки. Анализ полученных данных позволил сформулировать рекомендации для тренеров по организации психологической подготовки самбистов к соревнованиям, учитывающие типичные для данной группы факторы преодоления психологических барьеров.

Ключевые слова: психологическая подготовка самбистов, психологические барьеры, учитывающие типичные для данной группы факторы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p417-423

PSYCHOLOGICAL BARRIERS OF YOUNG SAMBO ATHLETES AND THEIR

OVERCOMING

Aidamir Baterbievich Bguashev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Yulia Ale-ksandrovna Yoakimidi, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nina Vladimi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.