Научная статья на тему 'Психологические аспекты регулирования межличностных конфликтов в коллективе'

Психологические аспекты регулирования межличностных конфликтов в коллективе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2066
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликтная ситуация / межличностный конфликт / типы конфликтов / коллектив / организация. / conflict situation / interpersonal conflict / types of conflicts / group / organization.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Г В. Безуглая, И А. Пешков

В статье рассматриваются причины межличностных конфликтов в трудовом коллективе и методы их регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTERPERSONAL CONFLICTS IN GROUP

The causes of interpersonal conflicts in labor group and methods of their regulation are discussed the article.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты регулирования межличностных конфликтов в коллективе»

УДК 316.48

Г.В. Безуглая, И.А. Пешков

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: bezuglaya.galina@mail. ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ

В статье рассматриваются причины межличностных конфликтов в трудовом коллективе и методы их регулирования.

Ключевые слова: конфликтная ситуация, межличностный конфликт, типы конфликтов, коллектив, организация.

G.V. Bezuglaya, I.A. Peshkov

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: [email protected]

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTERPERSONAL CONFLICTS IN GROUP

The causes of interpersonal conflicts in labor group and methods of their regulation are discussed the article.

Key words: conflict situation, interpersonal conflict, types of conflicts, group, organization.

На сегодняшний день в любых формах социальных организаций применяются методы работы в коллективах - как в четко закрепленных иерархических единицах, так и в «мобильных» командах, работающих над каким-либо проектом [1]. При этом независимо от того, являются ли члены данного коллектива лидерами или аутсайдерами, командными «игроками» или напротив, независимыми специалистами, основная цель подобного социального объединения состоит в том, чтобы максимизировать производительность, креативность и результативность всей группы [2].

И хотя взаимодействие в коллективе представляет собой проверенный подход к организации деятельности, каждый раз, когда происходит объединение людей с различными характеристиками (слой общества, опыт, жизненные позиции, образование и прочее), неизбежно возникают межличностные конфликты.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обоснована потребностью изучения природы межличностных конфликтов в коллективе и методов их эффективного регулирования.

Так, стоит отметить, что большинство исследователей рассматривают конфликт как негативную реакцию и (или) пагубный процесс, которого необходимо избегать [2-5]. Однако конфликт, по своей природе, является естественным результатом совместной работы людей и возникает из-за столкновения восприятий, целей или ценностей в социальной группе, члены которой заботятся о результате деятельности данной группы. Таким образом, важно учитывать, что успешное управление конфликтом может принести пользу социальной группе - без конфликтов коллектив регрессирует до стадии апатии и эмоционального (профессионального) выгорания, которое поспособствует значительному снижению качественных и количественных показателей его деятельности [6, 7].

Итак, рассмотрим типы конфликтов. Основываясь на вышеизложенном, в первую очередь, можно выделить функциональный и дисфункциональный конфликт [1]. Функциональный конфликт находится на уровне, который позволяет коллективу максимизировать свою производительность и результаты деятельности. В умеренной степени данный тип конфликта желателен для поддержания общего психологического «тонуса» коллектива.

Однако, в случае когда данный тип конфликта эскалируется до уровня, разрушающего социальную группу и мешающего достижению ее целей, он эволюционирует в дисфункциональный тип конфликта, дальнейшее развитие которого ведет к распаду коллектива. Стоит отметить, что именно процесс управления балансом между функциональным и дисфункциональным конфликтом является одной из основ эффективного управления коллективом.

Следующая классификация предполагает разделение конфликтов, исходя из их происхождения (причин) [8]. Так, при установлении причин конфликта, можно сделать прогноз о его дальнейшем развитии, а также определить степень его влияния на результаты деятельности коллектива. Среди основных причин межличностных конфликтов в коллективе выделяют [4, 8]:

• ценности членов коллектива;

• личные и профессиональные отношения членов коллектива;

• цели и ожидания членов коллектива от результатов совместной деятельности;

• отношение к распределению ролей и обязанностей в коллективе.

Также стоит отметить, что исследователи в области конфликтологии верхнеуровнево рассматривают существование двух основных типов конфликтов [2, 4, 8]:

• когнитивный - конфликт, направленный на вопросы, идеи, принципы или процесс совместной деятельности;

• аффективный - конфликт, направленный на людей, эмоции или ценности членов коллектива.

При этом стоит учитывать, что в любой социальной группе представлены оба из перечисленных типов конфликтов - когнитивный конфликт является конструктивным, а аффективный -деконструктивным или разрушительным конфликтом для коллектива [2, 9].

Как упоминалось выше, коллектив является мощной силой социальной группы, так как он сформирован для решения сложных и стратегических вопросов, компетенция которых выходит за рамки навыков одного человека [7]. Таким образом, членство в коллективе представляет собой вступление человека в закрытую социальную группу, каждый член которой обладает специальными навыками или талантами для решения конкретных проблем и задач. Однако при наличии значительных профессиональных качеств, членам коллектива, как правило, не хватает навыков работы в команде [7, 10]. Таким образом, для того чтобы команда была успешной, важно, чтобы все ее члены знали основы регулирования конфликтов и формирования консенсуса. При этом важно именно обучение членов коллектива основам конфликтологии, так как при выступлении руководителя коллектива в качестве арбитра в решении конфликтных ситуаций снижает эффективность управления командой, а также уменьшает синергические преимущества деятельности в группе [10].

Далее рассмотрим основные стратегии в области регулирования межличностных конфликтов в коллективе. Так, каждая форма социальной организации должна разработать актуальную для нее стратегию обучения, подготовки и адаптации членов коллектива к работе в группе.

Стоит отметить, что одним из примеров эффективной стратегии является инициатива в Университете Монмута [11]. Она была направлена на внутриуниверситетскую организацию «Студенческая жизнь» (в состав которой входили директор организации, персонал, администрация и студенты). Так, было принято решение использовать периодические тренировки всего коллектива организации для активного управления конфликтом. В результате реализации данного решения были достигнуты следующие показатели [11, 12]:

• снижение стрессового фона у студентов до 11%;

• уменьшение числа деструктивных конфликтных ситуаций на 42%;

• рост производительности организации на 59%;

• увеличение числа предложений (идей) от членов коллектива на 86%.

Ниже приведен краткий обзор данной стратегии (состава тренировок) [9, 11].

Этап 1. Обзор осведомленности членов коллектива о вариантах разрешения конфликтов; примеры эффективного регулирования, стимулирующие потребность в обучении.

Этап 2. Тренинги по разрешению конфликтов, семинары для изучения навыков и методов управления конфликтными ситуациями.

Этап 3. Обучение посредничеству. Целью данного обучения было формирование профессиональных навыков посредника у лидеров коллектива, которые в будущем смогут обеспечить результативную поддержку своих коллег внутри социальных групп.

Этап 4. Подготовительные семинары, неофициальные сессии для закрепления концепций и дальнейшего повышения осведомленности членов организации о способах управления конфликтами.

Таким образом, стратегия Университета Монмута имеет три ключевых компонента, которые должны быть частью любого группового обучения в рамках курса конфликтологии [11]:

• обучение всех членов коллектива (лидеров и ведомых), без полноценного обучения всех членов коллектива невозможно в полном объеме передать им инструменты для эффективного и конструктивного регулирования конфликтов;

• акцент на том, что такое конфликт, и как им управлять, дает участникам ряд навыков, позволяющих не только признать факт наличия межличностного конфликта, но и своевременно принять соответствующие меры;

• постоянное подкрепление (повторение) изученного материала.

Что касается анализа стратегий в области регулирования межличностных конфликтов в коллективе, то исследователи выделяют два значительных направления [5].

1. Профилактические стратегии.

Так, первым шагом в управлении конфликтами является изучение того, как предотвратить или свести к минимуму конфликт. У коллектива есть несколько способов сделать это [5, 6]:

• сформировать свод правил поведения в рамках проведения различных видов переговоров в коллективе - так, сформированный документ должны включать процессы и (или) элементы поведения, которые приемлет или отвергает данный коллектив;

• разработать коллективное соглашение о том, как группа будет разрешать конфликтную ситуацию, если она произойдет - данный способ обязует членов коллектива сосредоточиться на конструктивном решении проблем, а также создает комфортную атмосферу за счет самого факта наличия подобного процесса и его легкой доступности в случае необходимости;

• разработать устав команды и (или) четко определить цели деятельности коллектива (особенно это важно на ранних стадиях взаимодействия коллектива, а также при приеме в коллектив новых членов) - актуальность четкого определения целей деятельности социальной группы заключается в том, что, как правило, конфликтные ситуации возникают из-за несогласованности целей и, как следствие, когнитивного диссонанса личности (между ожиданиями и реальностью).

2. Реактивные стратегии.

Данная группа стратегий применяется в случае возникновения конфликтной ситуации в коллективе [3, 6]. Так, вторым шагом в управлении конфликтами является его прекращение или перевод типа конфликта из дисфункционального в функциональный. Таким образом, в рамках данного шага у коллектива есть несколько способов остановить разрушительные действия конфликта по отношению к социальной группе [6]:

• авторитарный подход руководителя коллектива - в чрезвычайных ситуациях или когда эмоциональный уровень конфликтующих сторон высок, а проблема требует широко распространенных непопулярных решений, руководителю целесообразно все взвесить и установить четкий и необсуждаемый вердикт относительно сути конфликта;

• посредничество специально обученного члена коллектива - целью данного мероприятия является снижение эмоциональной окраски конфликта и возвращение его в рациональное направление (так, завершив посредничество, целесообразнее обобщить полученные договоренности, получить письменное подтверждение их исполнения и установить будущие контрольные точки для отслеживания дальнейшего развития последствий возникшей конфликтной ситуации);

• определение списка уступок сторон в целях достижения компромиссного завершения конфликтной ситуации.

При этом важным аспектом в реализации любой стратегии является тот факт, что в случае возникновения межличностного конфликта в коллективе нельзя допускать его игнорирования или откладывать решение проблемы, породившей конфликт, на более поздний срок [3, 4]. Наиболее эффективным будет решение конфликтной ситуации, когда важность основной проблемы (причины) конфликта низкая. Стоит учитывать, что межличностный конфликт в коллективе может является симптомом более серьезных проблем членов социальной группы.

Так, многие исследователи конфликтологии предлагают использовать поэтапный процесс анализа конфликтной ситуации [2, 9]. Это позволяет руководителю коллектива (члену-посреднику) следовать систематическому подходу в разрешении конфликта. Данный метод

характеризуется значительными затратами времени, однако он является наиболее эффективным в условиях существования и нивелирования конфликта в коллективе [13].

В заключении настоящего исследования можно отметить, что межличностные конфликты в коллективе основаны на несовпадении характеристик личностей, входящих в данную социальную группу и, тем самым, неизбежны. Они являются естественной частью развития общества (в целом) и групповой работы (в частности). И при эффективном использовании грамотно подобранной стратегии регулирования конфликтных ситуаций, именно всплеск эмоций от конструктивного общения личностей с противоположными взглядами является источником творчества (креативности) и триггером в достижении амбициозных целей, поставленных для коллектива.

Литература

1. Шипилов А.И. Социально-психологические особенности конфликтов в группе // Вопросы истории и теории психологии. - 2016. - № 9 (68). - С. 22-30.

2. Нечипоренко Л.А. Буржуазная «социология конфликта» // Актуальные проблемы психологии управления. - 2018. - № 2 (1). - С.160-177.

3. Кузнецов В.Н. Повышение психологической готовности кадров к деятельности в стрессовых ситуациях // Личность. Деятельность. Коллектив. - 2018. - № 3. - С. 10-16.

4. Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе // Теоретические принципы и опыт экспериментального исследования. - С. 232-249.

5. Худорошко Л.А. Психологический механизм деструктивных вертикальных конфликтов // Вопросы истории и теории психологии. - 2016. - № 12. - С.19-36.

6. Прутченков А.С. Социально психологический тренинг межличностного общения // Вопросы психологии. - 2018. - № 4 (140). - С. 146-158.

7. Шаленко В.Н. Исследование конфликтных ситуаций в коллективах и пути их разрешения // Актуальные проблемы психологии управления. - 2017. - № 22 (11). - С. 292-317.

8. Шохов А.С. Социальная организация как феномен // Новые исследования в психологии. - 2017. - № 11. - С. 21-33.

9. Анцупов А.Я. Проблема конфликта: аналитический обзор // Вопросы психологии. -2018. - № 4 (140). - С. 219-232.

10. Петровский В.Н. Активность различных коллективов в конфликтных ситуациях // Личность и группа. - 2016. - № 10. - С 139-144.

11. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг // Вопросы психологии. - 2017. - № 12 (136). - С. 216-227.

12. Матюшкин А.А. Основные модели проблемных ситуаций // Новые исследования в психологии. - 2018. - № 2. - С. 15-19.

13. Тузов А.П. Межличностные конфликты в коллективе // Личность. Деятельность. Коллектив. - 2017. - № 7. - С.113-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.