Научная статья на тему 'Психологические аспекты проявления и коррекции игровой компьютерной зависимости у младших школьников'

Психологические аспекты проявления и коррекции игровой компьютерной зависимости у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1685
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компьютерная зависимость / младший школьник / психологические особенности личности / предрасположенность / computer addiction / junior / psychological features of the person / susceptibility

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рерке Виктория Игоревна

Исследуется предрасположенность к игровой компьютерной зависимости младших школьников, проанализированы особенности эмоциональной сферы и сферы общения обучающихся в начальной школе. На основании полученных данных поставлена и апробирована программа коррекции игровой компьютерной зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DEMONSTRATION AND CORRECTION JUNIOR’S COMPUTER ADDICTION

The article is consecrated to investigate susceptibility for computer addiction of junior; the characteristics of the emotional sphere and the sphere of student’s communication in primary school are analyzed. The program of correction computer addiction is stated and is approved build upon received data.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты проявления и коррекции игровой компьютерной зависимости у младших школьников»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 1. С. 27-31. УДК 159.9.072

В. И. Рерке

Иркутский государственный университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Исследуется предрасположенность к игровой компьютерной зависимости младших школьников, проанализированы особенности эмоциональной сферы и сферы общения обучающихся в начальной школе. На основании полученных данных поставлена и апробирована программа коррекции игровой компьютерной зависимости.

Ключевые слова: компьютерная зависимость; младший школьник; психологические особенности личности; предрасположенность.

V. I. Rerke

Irkutsk State University

THE PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DEMONSTRATION AND CORRECTION JUNIOR'S COMPUTER ADDICTION

The article is consecrated to investigate susceptibility for computer addiction of junior; the characteristics of the emotional sphere and the sphere of student's communication in primary school are analyzed. The program of correction computer addiction is stated and is approved build upon received data.

Keywords: computer addiction; junior; psychological features of the person; susceptibility.

В современном обществе огромное влияние приобретают телекоммуникационные и информационные технологии. Почти все сферы жизни уже немыслимы без использования этих технологий, а в некоторых отраслях управления и экономики они уже играют определяющую роль. Конечно, молодое поколение должно стремиться к освоению новых технологий, прежде всего компьютерных. В настоящее время осваивать информационные технологии и компьютерную технику молодые люди начинают ещё в раннем возрасте. Младшие школьники активно увлекаются компьютерными играми. Через них они очень быстро осваивают компьютер и информационные технологии. Однако чрезмерное увлечение работой за компьютером может привести к компьютерной зависимости.

С целью изучения проявлений и характеристики состояния уровня компьютерной зависимости у младших школьников был проведен констатирующий эксперимент на базе МБОУ «Начальная школа - детский сад

© Рерке В. И., 2016

№ 22» г. Усолье-Сибирское Иркутской области. В исследовании приняло участие 27 обучающихся (16 девочек и 11 мальчиков) 2-го «А» класса в возрасте 8-9 лет и 25 родителей данных детей. Психологическое исследование проводилось совместно с учителем начальных классов Е. П. Таюрской.

Для изучения уровня и проявлений игровой компьютерной зависимости младших школьников было проведено тестирование как самих обучающихся, так и их родителей.

На первом этапе был проведен тест для родителей «Определение игровой компьютерной зависимости у младших школьников» (А. В. Котлярова).

По результатам анкетирования детей и родителей видно, что игры, которым отдают предпочтение учащиеся, в большинстве -жестокого содержания, агрессивной направленности: ЗБ-асйоп - 33 % (9 учащихся), стратегии - 22 % (6 учащихся). В разные игры предпочитают играть 19 % (5 учащихся) и только 11 % (3 учащихся) не играют в игры

вообще. Большинство же родителей 64 % (16 родителей) не знают, в какие игры предпочитают играть их дети. Кроме того, 59 % (16 учащихся) и 60 % (15 родителей) считают, что время, проводимое детьми у компьютеров, достигает 3-5 часов. Более 5 часов в день у компьютера проводят 15 % (4 учащихся), так считают 16 % (4 родителя) родителей. По наблюдению 24 % (6 родителей), 26 % (7 учащихся) проводят у компьютера до 3 часов в день.

Что касается вопроса о контролировании времени, проводимом за экраном монитора, то 24 % (6 родителей) подключают функцию контроля, а 76 % (19 родителей) не контролируют время, которое проводит ребенок за компьютером. При этом большинство детей 78 % (21 учащийся) считают, что родители не контролируют количество времени проведенного детьми у компьютера. У 22 % (6 учащихся) родители контролируют и знают, сколько времени проводит ребёнок у компьютера.

Далее нами был применен тест Такера на выявление предрасположенности к игровой компьютерной зависимости (модифицированный и адаптированный И. А. Коныкиной). В ходе тестирования младших школьников на определение уровня игровой компьютерной зависимости было установлено, что дети, которые набрали 8-12 баллов (11 учащихся), играют в компьютерные игры на уровне, ведущем к негативным последствиям. У таких детей уже формируется игровая компьютерная зависимость.

По 4 балла набрали 2 учащихся. Это дети, которые играют в компьютерные игры на уровне, который может привести к игровой компьютерной зависимости.

Набравшие менее 3 баллов 14 учащихся не имеют никаких негативных последствий от компьютерной игры.

Таким образом, по результатам тестирования младших школьников на определение уровня игровой компьютерной зависимости было установлено, что 52 % (14 учащихся) не имеют последствий от игры, у 7 % (2 учащихся) имеются некоторые последствия, у 41 % детей (11 учащихся) формируется игровая компьютерная зависимость.

По результатам тестирования родителей было установлено, что 56 % (14 учащихся) не находятся в зоне риска игровой компьютерной зависимости, а 44 % (11 учащихся)

детей расположены к игровой компьютерной зависимости, ярко выраженной зависимости нет.

Среди опрошенных и протестированных детей нам удалось выявить «группу риска» с несформированной культурой пользователя ПК, предрасположенных к игровой компьютерной зависимости, в которую вошло 11 учащихся (41 %). Проведенное нами анкетирование и тестирование родителей подтвердило данные опрошенных детей и правильность включения 11 учащихся (41 %) в «группу риска».

Следующим этапом нашей работы было изучение эмоциональной сферы и сферы общения этих детей. Мы выявляли уровень тревожности у детей «группы риска» по методике измерения уровня тревожности Тейлора в адаптации Т. А. Немчинова, определяли наличие или отсутствие агрессивности у этих учащихся.

Выявление уровня тревожности младших школьников позволяет нам констатировать, что 2 учащихся набрали более 35 баллов, что свидетельствует о высоком уровне тревоги. Это проявляется в переживании так называемого социального стресса - эмоциональном состоянии ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками. Средний уровень тревожности имеют 55 % (6 учащихся), 27 % (3 учащихся) имеют низкий уровень тревожности.

По опроснику Л. Г. Почебут «Выявление уровня агрессивности» установлено, что у 2 учащихся высокая степень агрессивности и низкие адаптационные возможности. Эти дети выражают свое агрессивное отношение к другому человеку вербально, используют словесные оскорбления. 64 % (7 учащихся) соответствуют среднему уровню агрессивности и адаптированности, 18 % (2 учащихся) имеют низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.

Таким образом, данные констатирующего эксперимента (диагностика детей, родителей) убедительно показали:

- 41 % учащихся имеют предрасположенность к игровой компьютерной зависимости (11 учащихся);

- подтверждается наличие негативного влияния игровой компьютерной зависимости на психологическое здоровье младших школьников: у 18 % детей (2 человека) высокая степень нарушений в эмоциональной

Психологические аспекты проявления и коррекции игровой компьютерной зависимости..

сфере и в сфере общения; у 64 % детей (7 человек) средняя степень нарушений в эмоциональной сфере и в сфере общения.

Это создает необходимость проведения специально организованной работы по профилактике игровой компьютерной зависимости.

В связи с этим был организован формирующий этап экспериментальной работы, целью которого является: создание специальных условий, способствующих профилактике игровой компьютерной зависимости младших школьников, уменьшение игровой зависимости младших школьников за счёт пропаганды здорового образа жизни.

В ходе формирующего эксперимента решались следующие задачи:

1. Формирование культуры пользователя компьютерными технологиями у младших школьников.

2. Сохранение и укрепление эмоциональной сферы и сферы общения младших школьников.

3. Развитие кругозора учащихся, любознательности, познавательной активности.

4. Повышение информированности взрослых по данной проблеме.

Данный этап эксперимента проводился в течение учебного года с педагогами, учащимися «группы риска» и их родителями, с которыми проводилась работа на констатирующем этапе эксперимента.

Содержание формирующего этапа включало работу в разных направлениях: с детьми «группы риска», с родителями, с педагогами.

Была разработана программа по профилактике игровой компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста «Стоп, игра!».

Работа с родителями обучающихся предусматривает проведение тренингов, бесед, круглого стола, диспута, родительского собрания.

Работа с младшими школьниками также предусматривает проведение тренинговых занятий, бесед, игровых занятий, дискуссий, демонстрацию фильма, участие в конкурсах, проектах.

Третье направление предусматривает проведение консультаций, круглых столов, бесед, дискуссий.

Ожидаемые результаты: информированность детей и их родителей в области влияния игровых компьютерных технологий на пси-

хологическое здоровье детей; увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности; уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми; осознание детьми и их родителями влияния компьютерных игр на социально-психологическое здоровье.

В ходе формирующего эксперимента разработанная и апробированная программа «Стоп, игра!» обеспечивала создание условий, способствующих профилактике игровой компьютерной зависимости младших школьников: формировалась культура пользователя компьютерными технологиями через различные направления и формы работы; осуществлялась коррекция психологического здоровья детей «группы риска»; реализовывалось взаимодействие педагогов, родителей и детей в решении данной проблемы.

После апробации программы нами было проведено контрольное исследование, которое осуществлялось в два этапа:

1) выявление уровня игровой компьютерной зависимости младших школьников;

2) определение эмоциональной сферы и сферы общения учащихся «группы риска».

Из данных сравнительно-сопоставительного анализа видно, что на констатирующем и на контрольном этапах эксперимента сохранилось количество учащихся, которых увлечение игрой может привести к игровой компьютерной зависимости, - 7 %. Учащихся, у которых уже формируется игровая компьютерная зависимость, на констатирующем этапе был 41 %, а на контрольном этапе - 19 %. Показатель уменьшился на 22 %. Учащихся, не имеющих последствий от игры, на констатирующем этапе было 52 %, а на контрольном стало 72 %. Показатель увеличился на 22 %.

Для исследования показателей эмоциональной сферы и сферы общения младших школьников «группы риска» использовались следующие методы и методики: методика измерения уровня тревожности Тейлора в адаптации Т. А. Немчинова; тест на выявление уровня агрессивности (Опросник Л. Г. Поче-бут). Отметим, что на констатирующем этапе эксперимента 18 % имели высокий уровень тревожности, а на контрольном этапе 10 %. На констатирующем этапе имели средний уровень тревожности 55 %, а на контрольном этапе этот показатель уменьшился на 10 % (45 %).

Тематическое планирование

Направление Тема Количество часов

1. Просветительская беседа на тему «Компьютерные игры: забава или проблема» 1 час

2. Проведение беседы на тему «Компьютерная зависимость и как с ней бороться» 1 час

^ Е К С ® 3. Просмотр фильма «Виртуальная агрессия». Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия». Рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости 1 час

4. Проведение диспута «Поговорим о последствиях» 1 час

о го 1— о 5. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам, связанным с профилактикой игровой компьютерной зависимости 1 час

ю го о. 6. Встреча родителей с психологом. Круглый стол «Хочу спросить» 1 час

7. Оформление информационного стенда для младших школьников «Жизнь в игре» 1 час

8. Родительское собрание «Ребёнок и компьютер. Где опасная грань» 1 час

Всего: 8 часов

1. Проведение классного часа на тему «Роль компьютера в твоей жизни» 1 час

2. Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия». Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия» 1 час

3. Психологический тренинг для учащихся «Живое общение: научи меня общаться» 1 час

4. Тренинг для учащихся «Живое общение: неверные средства общения» 1час

5. Проведение диспута «Компьютерные игры в моей жизни» 1 час

6. Классный час на тему «Любите себя и других, или Как приобрести уверенность в себе» 1 час

7. Игровое занятие по теме «Моя самооценка». Упражнения на повышение самооценки участников: «Я - первый», «Волшебная рука», «Букет» 1 час

8. Конкурс плакатов, рисунков, слоганов учащихся «Жизнь в игре и в реале» 1 час

Е -О 1— Ф 9. Дискуссия «Какими способами мы общаемся?». Упражнения на закрепление навыков общения: «Сломанный телефон», «Подарок», «Просьба-отказ» 1 час

о го 1— о ю го о. 10. Игровое занятие по теме «Общение, самооценка, тревожность». Упражнения на развитие коммуникативных навыков участников, повышение их самооценки и снижение тревожности: «Комплименты», «Дракон», «Разговор через стекло», «Рукопожатие» 1 час

11. Игровое занятие по теме «Тревожность». Упражнения на снижение уровня тревожности: «Насос и мяч», «Стрессовые ситуации», «Два стула», «Хорошо или плохо», «Позитив» 1 час

12. Дискуссия «Уроки жизни. Дружба без агрессии». Обсуждение притчи «Безвредная змея». Просмотр и обсуждение фильма «Чучело» по повести Владимира Железникова 1 час

13. Игровое занятие по теме «Агрессия». Упражнения на снижение уровня агрессивности: «Мой хороший попугай», «Кляксы», «Сороконожка», «Крепость», «Липучка» 1 час

14. Разработка проектов «Компьютерные игры в моей жизни» 1 час

15. Психологический тренинг для детей и родителей «Связующая нить» 1 час

16. Итоговое занятие «Я - компьютерная игра, не суди меня строго». Ролевая игра 1 час

Всего: 16 часов

1. Беседа «Как распознать зависимость?» 1 час

2. Просветительская беседа на тему «Компьютер, игры и дети» 1 час

3. Дискуссия на тему «Причины игровой компьютерной зависимости. Что делать?» 1 час

(С 4. Рекомендации педагогам по профилактике компьютерной зависимости 1 час

(С ® с 5. Дискуссия «Уроки жизни. Правомерности агрессивного поведения». Обсуждение притчи «Безвредная змея» 1 час

го 1— 6. Круглый стол «Психологические аспекты игровой компьютерной зависимости» 1 час

ю го о. 7. Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия». Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия» 1 час

8. Разработка и оформление буклетов для детей и родителей «Игры с "экранным насилием"» 1 час

Всего: 8 часов

Психологические аспекты проявления и коррекции игровой компьютерной зависимости.

Кроме того, на контрольном этапе увеличился показатель детей, имеющих низкий уровень тревожности, на 18 % (45 %), а на констатирующем этапе их было 27 %. На констатирующем этапе эксперимента 18 % учащихся имели высокий уровень агрессивности, а на контрольном этапе их стало 10 %. Показатель уменьшился на 8 %. На констатирующем этапе 64 % учащихся соответствовали среднему уровню агрессивности, а на контрольном этапе этот показатель уменьшился на 19 % (45 %). А вот показатель низкого уровня агрессивности увеличился на 27 %. На констатирующем этапе было 18 % учащихся, а на контрольном этапе стало 45 %.

Мы убедились, что при создании специальных социально-психологических условий и взаимодействия всех субъектов образова-

тельного процесса (педагогов, детей и родителей) возможно снижение уровня игровой компьютерной зависимости, повышение культуры пользователя компьютерными технологиями, улучшение состояния психологического здоровья детей, увлеченных компьютерными играми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рерке В. И. Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодежи с зависимостью от социальных сетей // Социокультурная среда в изменяющемся мире: тенденции, проблемы, поиски. - Иркутск: Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2014. - С. 177-182.

2. Ярославцева И. В., Рерке В.И. Выбор за тобой. - Иркутск: Аспринт, 2008. - 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.