Научная статья на тему 'Психологические аспекты профессиональной деформации преподавателей вузов'

Психологические аспекты профессиональной деформации преподавателей вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1350
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поляков А. В.

В статье рассматриваются основные направления исследований феномена профессиональной деформации в современной психологии. Показана взаимосвязь определенных психологических характеристик преподавателя вуза с наличием профессиональной деформации, которая представляется как негативное социально-психологическое явление, оказывающее деструктивное влияние на процесс и результат служебной деятельности, а также на общую жизнедеятельность человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of professional deformation of higher school teachers

In the clause the basic directions of research into the phenomenon of professional deformation in modern psychology are analyzed. The author studied interrelation of certain psychological characteristics of a higher school teacher with professional deformation, which is understood as a negative social-psychological phenomenon that has a detrimental effect on process and result of their work.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты профессиональной деформации преподавателей вузов»

ВЕСТНИК СА1ПСТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. б. 2007. Вып. 4

Поляков А. В.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Развитие современного общества предполагает наличие высокого уровня творческих возможностей личности. В настоящее время возрастают требования самой личности к профессии как средству самореализации, самовыражения. Противоположностью тенденции к профессиональному развитию в научной литературе выступают профессиональные деформации - новый предмет научного психологического исследования. Изучение профессиональных деформаций личности представляется важным с точки зрения выяснения причин появления и путей преодоления затруднений в профессиональном самоосуществлении личности. Профдеформации - относительно молодой предмет изучения в современной психологии. В профессиях типа «человек - человек» были более обстоятельно изучены проявления астении, выгорания, дезадаптации, пассивности, агрессии,-того, что в широком смысле слова относится к профдеформациям личности.

Изменения, сопровождающие профессиональную деятельность человека (астения, выгорание, пассивность, стагнация, - то, что относится к профессиональным деформациям личности в широком смысле слова), обстоятельно изучены у представителей МВД (Р. М. Шамионов, Н. Л. Гранат, С. Е. Борисова, О. В. Крапивина и другие), медицинских работников (Г. С. Абрамова, И. В. Тихонова и другие), управленцев (Ю.З. Шогенов и другие), социальных работников (Л. Б. Мардахаев), психологов (Д. А. Кутузова).

В исследованиях, выполненных Л. М. Митиной и ее сотрудниками, с концептуальных позиций рассмотрены явления профессионального регресса учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, специалистов службы занятости. Вместе с тем психологические особенности профессиональных деформаций преподавателей вузов недостаточно изучены. Именно преподавателям высшей школы поручено формировать будущих специалистов, способных к саморазвитию. Для этого самому педагогу необходимо обладать способностью к творческому обновлению. Роль преподавателя вуза в становлении личности будущего профессионала нельзя недооценивать: научные данные свидетельствуют о том, что имеющиеся у педагогов профессиональные деформации транслируются студентам в форме моделей поведения, установок, отношения.

Одной из главных проблем в системе высшего образования, по мнению A.B. Козловой, является возникновение и проявление в процессе осуществления профессиональной деятельности профессиональных деформаций личности преподавателя, негативно сказывающихся как на качестве педагогической деятельности и жизнедеятельности в целом, так и на личностном и профессиональном развитии студентов1. Решение этой проблемы предполагает изучение психологических и социально-психологических особенностей профессиональных деформаций личности преподавателя вуза. Система высшего образования отражает те же проблемы, что присущи образованию в целом. Неудовлетворение базовых потребностей (в безопасности, сопринадлежности, самоуважении, реализации своих духовных качеств и т. д.), требование непрерывности

© Поляков А. В., 2007

образования, самообразования и саморазвития создают дополнительную нагрузку на преподавателя высшей школы и фон, на котором более явственно проявляются или возникают профессиональные деформации личности.

В условиях модернизации современного образования внимание исследователей сосредоточено, главным образом, на подготовке будущих специалистов. Но от ныне работающих преподавателей высшей школы, их профессионального и личностного развития во многом зависит построение общества, и представляется важным проанализировать психологические, и в частности социально-психологические, особенности профдефор-маций их личности. Четко обозначилась необходимость профилактики и преодоления профдеформаций, развития творческих возможностей личности преподавателя высшей школы, ее самореализации и самоосуществления, что является задачей психологии личности и социальной психологии. Для этого необходимо исследовать социально-психологические особенности возникновения профдеформаций личности преподавателя высшей школы. В вопросах генезиса и предпосылок формирования деформаций в складе личности, ее сознания и путях развития мнения психологов расходятся. В концепции профессионального развития личности, разработанной Л. М. Митиной, нарушения и остановка профессионального развития находят отражение в модели адаптивного функционирования специалиста, особенно на стадии профессиональной стагнации, характеризующейся регрессом профессионализма и нарушениями здоровья педагога. В рамках концепции частично изучены проявления адаптивного поведения учителей: ригидности, низкой компетентности, выгорания, астении как свидетельства профдеформаций личности педагогов (О. А. Анисимова, К. А. Аветисян, О. В. Кузьменкова, К. В. Пирумова и другие), специалистов службы занятости (Я. В. Голубева).

Однако проводилось недостаточно специальных исследований психологических особенностей личности, функционирующей в модели адаптивного поведения, не изучались социально-психологические особенности проявления профдеформаций личности преподавателей высшей школы. Большинство исследователей, описывая обсуждаемый феномен, утверждают, что профессиональная деформация - это измененный, отклоняющийся от общепризнанных нравственных и профессиональных норм личностный путь развития. С точки зрения А. К. Марковой, «профессиональная деформация обозначает постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда, а также на развитии самой личности»2. Изменения, происходящие в личности преподавателя вуза зависят от личности преподавателя, функциональной структуры выполняемой деятельности, особенностей процесса вхождения молодого преподавателя в коллектив учебного заведения, времени функционирования личности в этом виде деятельности.

Л. В. Мардахаев определяет деформацию личности как «изменение ее качеств и свойств (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для нее жизненно важное значение». А профессиональная деформация личности специалиста определяется соответственно как «изменение ее качеств и свойств под влиянием профессиональной деятельности»3. В. П. Подвойский, исследовавший профессиональные деформации руководителей социально-культурных учреждений, понимает под профессиональной деформацией «любую интенцию, рациональную или базирующуюся на комплексах, которая направлена не на реализацию личностной или социальной цели, необходимой для человека или группы, но скорее на разрешение взаимодействий и взаимоотношений участников ситуации. Важным

моментом профессиональной деформации является то, что целью взаимодействия может быть психологическая редукция одного из элементов»4. Профессиональная деформация представляется как негативное социально-психологическое явление, предстающее в виде разнообразных личностных, поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат служебной деятельности. Профессиональная деформация выступает не только как результат негативного воздействия на личность руководителя профессиональной служебной деятельности и социальных отношений, зависимостей в служебной иерархии, которые преломляются в субъектно-объектных характеристиках среды (микросоциума), ситуации и поведенческих актов подчиненных и руководителей, но также является результом нормативно-объектной детерминации личности в конкретный момент ее жизнедеятельности. Профессиональная деформация предстает как многоуровневая система адаптации личности к условиям социума и как способ активного преобразования собственной жизнедеятельности в конкретной управленческой ситуации в соответствии с психологическим опытом личности. По мнению В. П. Подвойского, психологическим механизмом профессиональной деформации являются негативные изменения психологического опыта личности под влиянием служебной деятельности.

Т. А. Жалагина предполагает, что профессиональная деформация преподавателя вуза «является многоуровневой системой адаптации к условиям социума и способом активного преобразования своей жизнедеятельности в соответствии с личным опытом»5. Деформации с этой точки зрения выступают как разнонаправленные онтогенетические изменения личности, меняющие поведение субъекта деятельности. Феномен профессиональной деформации представляет собой результат взаимодействия профессиональной деятельности и человека (итог личностной адаптации к условиям конкретной деятельности и социального окружения). Под деформацией понимается нарушение способов деятельности, профессиональных качеств, появление стереотипов поведения и психологических барьеров. Деформация преподавателя вуза проявляется в утрате специалистом «основы профессиональной самореализации - настроя на социальную поддержку и взаимодействие, профессиональный успех и жизненное удовлетворение»6.

С. П. Безносов в качестве психологического механизма профдеформации рассматривает процесс согласования, борьбы, конфликта между субъектом и личностью по поводу противоречий между различными нормами в сознании индивидуальности и их приложением к ситуациям разного типа. Одним из факторов деформации профессионала выступает объект его профессиональной деятельности, и только в деятельности возможна деформация. По мнению С. П. Безносова, профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли, сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности7. По Н. М. Шакировой, профессиональная деформация понимается как «искажение в разных структурах личности под влиянием специфических сторон профессиональной деятельности, снижающих ее результативность и социальную адаптивность»8.

Согласно утверждению А. В. Козловой, профессиональная деформация - это объективное явление, связанное с трудовой занятостью человека, имеющее социальное и психологическое происхождение, проявляющееся в ситуации распаковывания психологического опыта личности, особенно ее духовно-нравственной составляющей, при взаимодействии с другими людьми. По результатам исследования, проведенного Е. В. Ивановой, можно заключить, что профессиональная деформация - это «...всякое изменение, наступающее в психике человека, вызванное профессиональной деятельностью, выполняемой

индивидом, нарушающее целостность личности, снижающее ее адаптивность и профессио-нально-эффективное функционирование в социуме, зачастую накладывающее "отпечаток" на внешний облик человека, приобретающее стойкий характер и негативную окраску»9, К характеристикам профессиональной деформации относятся изменение поведенческой составляющей, «психическая слепота» - недооценка роли психологии в жизнедеятельности субъекта, разноуровневость развернутой деформации, ее компенсаторный или защитный характер, негативное влияние на социальное общение личности.

На основе положений ряда авторов (Р. М. Грановская, Л. Н. Корнеева, Е. И. Рогов, Е. В. Руденский и другие), можно выделить особенности профессиональной деформации в педагогических профессиях. К ним относятся:

- общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. В результате их воздействия на личность педагога возникают такие черты, как назидательность, излишняя самоуверенность, драматичность и безапелляционность взглядов, отсутствие гибкости, закрытость в общении, оценочность суждений. Подобные качества переходят в черты характера и находят свое отражение в познавательных процессах;

- типологические деформации - слияния личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные комплексы: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель), предметник, - изменения в которых связывают с акцентуациями характера;

- специфические (предметные) деформации;

- индивидуальные деформации, не связанные с педагогической деятельностью.

Кроме того, выделяются типы деформированного поведения в учебном процессе,

возникновение которых обусловлено явлением коммуникативных деформаций педагога: конфронтационный, направленный на дезорганизацию системы учебной коммуникации; агрессивно-конфликтный, срывающий логику общения посредством интенсивной постановки провоцирующих вопросов; коммуникативно-нейтральный, демонстрирующий отсутствие интереса к теме общения; экспансивный, утверждающий необходимость особого к себе отношения в учебном общении; отчужденный, интеллектуально не включающийся в общение. При этом исследователи считают основой всех типов коммуникативных деформаций педагога аффективные нарушения системы диспозиционной регуляции процессов коммуникативного взаимодействия, что приводит к нарушению норм общения, а поведение педагогов приближается по своему характеру к аддитивному.

Таким образом, можно сказать, что рядом авторов феномен профессиональной деформации трактуется как объективное социально-психологическое явление, в основе которого лежат коммуникативные процессы, происходящие в среде, где действует личность-профессионал, и приводящие к взаимосвязанному изменению психологических черт личности и структуры ее профессиональной деятельности. По мнению Т. А.Жалагиной, способность к профессиональной деятельности преподавателя вуза требует таких качеств, как:

1. Предрасположенность к оценке и учету многообразия факторов, влияющих на конечный результат профессионально-личностного становления специалистов;

2. Стремление и способность организовать самостоятельную работу студентов, дав им возможность почувствовать собственную силу и способность достигать своих целей.

3. Умение создавать в учебной группе психологический климат, для которого характерно делегирование ответственности студентам, реальное их участие в организации учебного процесса10. Преподаватель вуза несет ответственность за то, насколько хорошо

он обеспечивает успешный ход процесса профессионально-личностного становления будущих специалистов. Среди факторов, определяющих индивидуальное поведение и успешность деятельности преподавателя вуза, Ш. Р. Хисамбеев и О. Б. Сосновская выделяют общие и специальные способности, личностные ценности, потребности и уровень притязаний, характер отношений с субъектами образовательной среды, содержание образовательных стандартов, характер среды предметно-пространственного окружения".

А. Ф. Шикун и А. В. Копнышева, исследуя профессиональную компетентность преподавателей вузов, выделяют в ее структуре предметную, психологическую и методическую компетентность. По мнению Дж. Равена, успешно работающие преподаватели обладают способностью размышлять о личных качествах студентов и заботиться об их развитии; замечать, предвидеть и учитывать реакции студентов; демонстрировать свои собственные предпочтения и ценности, а также глубоко личные способы мышления и переживания; понимать внешние социальные факторы. Т. А. Жалагина разработала структурную модель профессиональной компетентности преподавателя вуза, которая включает в себя три типа компонентов эффективной деятельности: когнитивный, аффективный и волевой. В когнитивный компонент входят такие характеристики, как понимание целей деятельности и путей их достижения; анализ возможных препятствий и способов их преодоления; текущий контроль результатов деятельности; ценностные конфликты, их выявление и разрешение; соотнесение своих действий со своей социальной ролью; согласование своих действий с образом «я». В состав аффективного модуля входят: переключение эмоций на выполняемые задачи; отказ от мысли о непривлекательности выполняемых задач; предвосхищение радости от успеха и разочарование от неудач. К волевым характеристикам относят: дополнительные усилия по снижению риска, связанного с деятельностью; обеспечение и контроль необходимых ресурсов; переоценка и варианты использования ресурсов деятельности; настойчивость в достижении поставленных целей; формирование отношений сотрудничества с субъектами деятельности.

В структуре психологической компетентности преподавателя вуза особую роль играют: способность работать самостоятельно без постоянного руководства со стороны заведующего кафедрой или декана; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность проявлять инициативу без обращения к учебно-методическим управленческим структурам, готовность замечать проблемы и искать пути их разрешения; умение сотрудничать с коллегами и студентами; способность постоянно осваивать новые знания по собственной инициативе, опираясь на свой опыт и обратную связь со всеми субъектами образовательного процесса. Возникновению профдеформаций в педагогических профессиях способствуют следующие особенности специалистов:

- высокий уровень психической ригидности, затрагивающий преимущественно эмоционально-аффективную сферу, с которой связано малоадаптивное поведение, способствующее фиксации стереотипа реагирования на сложные ситуации нервно-психического напряжения, проявляющегося в стремлении подчинять, критиковать, упрощать;

- неадекватная самооценка, завышенная, заниженная или неустойчивая;

- мотивация избегания неудач, препятствующая достижению успеха, эффективной деятельности;

- искаженная Я-концепция, недостаточный уровень самопринятия, авторитарность педагога.

Действие психологических защит может приводить к возникновению высокомерия, надменности в поведении педагога, маскирующих его беспомощность, некомпетентность,

неуверенность в себе, чувство вины. С точки зрения Шнейдера, Клемпа, Кастендиека, преподавателям высшей школы для эффективной работы необходимо сочетание способности к центрированности (умение откликаться на нужды, интересы и увлечения студентов) с директивностью (способностью придавать обучению смысл и целенаправленность). Профессиональная деформация выступает как результат воздействия профессиональной деятельности, социальных отношений, служебной иерархии. Так, субъект-субъектный характер вузовской образовательной среды является постоянно действующим фактором детерминации личности. С помощью факторного анализа, проведенного А. В. Козловой применительно к данным, полученным в результате исследования профессиональной деформации у преподавателей московских вузов, были выделены следующие факторы, включающие в себя различные психологические характеристики профессионалов:

- обыденно-психологическая с тяготением к нсгативистичности направленность личности, личностная некомпетентность, связанная с трудностями смыслопостроения, неготовности к ответственности за собственную жизнь;

- деятельностная некомпетентность, формализм в профессиональной деятельности, затруднения в нестандартных ситуациях;

- коммуникативная некомпетентность (социально-перцептивная оценка собеседника, навыки взаимодействия, оценка отношения к себе со стороны другого, чувствительность к экспрессивно-речевым особенностям собеседника, стремление регламентировать поступки другого и т. д.);

-показатели самосознания профессионала (слабая структурированность сознания, нсоправданность Я, что увеличивает вязкость ситуативных детерминант, не позволяет выстраивать «вертикаль» бытия).

- личностная некомпетентность, ригидность (поведенческая, интеллектуальная, эмоциональная).

Таким образом, исследование профессиональной деформации должно основываться на понимании своеобразия и противоречивости процесса развития субъекта труда, которые состоят в том, что изменения личности происходят в целостном процессе жизнедеятельности, включающем в качестве базового компонента содержание достигнутого.

В соответствии с выводами диссертационного исследования феномена профессиональной деформации, проведенного С. П. Безносовым, можно отметить, что:

- профессиональная деятельность оказывает более мощное (де-)формирующие воздействие на личность работника по сравнению с непрофессиональными видами деятельности и приводит к не случайным, но закономерным различиям в профессиональных типах личности. Профессиональная деформация личности - это объективное явление, негативные эффекты которого могут быть элиминированы только посредством других, непрофессиональных факторов (социализации, воспитания и т. п.); это процесс и результат влияния субъектных качеств человека, сформированных в соответствии со спецификой определенного профессионального труда, на личностные свойства целостной индивидуальности работника-профессионала. В пространстве профессиональной деятельности человек проявляет лишь свои сугубо субъектные качества - специальные способности и знания. Личностные же свойства он волен проявлять только в «околодеятельностной» области. В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, имеющих как общую, так и специфическую природу. Точное определение последних требует конкретных эмпирических и экспериментальных исследований с целью их обнаружения и формирования программы мероприятий по профилактике профессиональной

деформации личности. Наиболее глубокие негативные поражения личности работника свойственны профессиям типа «человек - ненормальный человек». Определение сущности профессиональной деформации зависит от качественного содержания используемых исследователем понятийно-мыслительных и концептуальных средств. Наиболее общее понимание сущности и специфики профессиональной деформации, ее динамики и психологических механизмов можно гарантированно достигнуть при комплексном использовании следующих понятийно-мыслительных средств: аппаратов теории нормативного описания деятельности, теории индивидуальности и теории профессиональной этики и деонтологии. Среди факторов профессиональных деформаций надо выделять общие и частные. К общим факторам относятся объективное разделение социального труда и принципиальная ограниченность внутренних ресурсов отдельного человека-деятеля. Из-за влияния общих факторов профессиональной деформации каждый специалист способен в профессиональном труде реализовывать лишь «субъект-предметный» подход к предмету своего труда. Предметность подхода специалиста - это обязательный атрибут профессионализма. Субъект является носителем и хранителем особых деятельностных норм (цель, план, программа, технология, проект, метод и методика, подход и принципы профессионального труда), а личность - норм этики и деонтологии. Деятельностные нормы призваны регулировать активность человека в подпространстве профессиональной деятельности, а нормы этики - вне этой сферы. Нормы профессиональной этики и деонтологии играют роль дополнительных оснований для конкретизации деятельностных норм в ситуациях «усматривания». Психологический механизм профессиональной деформации может адекватно анализироваться как процесс согласования, борьбы или конфликта между субъектом и личностью как компонентами единой структуры индивидуальности по поводу соотнесения этих норм применительно к особенностям конкретной ситуации. Ошибочные действия этого механизма проявляются в неадекватном переносе сугубо деятельностных норм как регуляторов активности профессионала в подпространство «жизни его личности» сферу личностного общения, поведения, быта, делового общения с представителями других профессиональных цехов и мировоззрений. Технология конкретного психологического исследования различных профессиональных деформаций личности в определенной отрасли труда заключается в последовательном анализе того специфического содержания всех компонентов структуры акта деятельности, которые соответствуют особенностям данной профессии, и их влияния на личность работника.

Исходя из вышеизложенного, мы можем заключить, что в настоящее время существует незначительное число исследований, определяющих структуру и особенности профессиональной деформации преподавателей вузов. Недостаточно четко определена социально-психологическая составляющая профессиональной деформации в педагогической деятельности, в частности, в профессии преподавателя вуза. Актуальной задачей является выделение социально-психологических особенностей преподавателей вузов, подверженных профессиональной деформации, а также определение стратегии и тактики их профессионально-личностной поддержки.

' Козлова А. В. Психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавагеля высшей школы: Автореф. канд. дис. М., 2006.

2 Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 2002.

3 Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учеб. пособие. М., 2003.

4 Подвойский В. П. Профессиональная деформация и модели адаптации руководителя в служебной деятельности // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма: Сб. науч. трудов. М., 2002. Вып. 5.

3Жалагина Т. А. Профессиональная деформация преподавателя вуза: структура и содержание. Тверь, 2002.

6 Жалагина Т. А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: Автореф. докт. дис. Тверь, 2004.

7 Безносое С. П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.

8 Шакирова Н. М. Профессионально-личностная деформация в коммуникативной сфере // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма: Сб. науч. трудов. М., 2003. Вып. 7.

9 Иванова Е. В. Личностные особенности, обусловливающие возникновение профессиональной деформации учителя, и их изменения в процессе профилактико-коррекционной работы: Автореф. канд. дис. Ярославль, 2003.

10 Жалагина Т. А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: Автореф. докт. дис. Тверь, 2004.

" Хисамбеев Ш. Р., Сосновская О. К. К проблеме психологической экспертизы образовательной среды // Материалы 2-ой Российской конференции по экологической психологии. М.; Самара, 2001.

Статья принята к печати 24 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.