Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №2, Том 6 / 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/62PSMN218.pdf
Статья поступила в редакцию 13.04.2018; опубликована 07.06.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Агирбова Д.М. Психологические аспекты представлений студентов о способах получения доходов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/62PSMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Agirbova D.M. (2018). The psychological aspects of the students' ideas about ways for acquisition of income. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/62PSMN218.pdf (in Russian)
УДК 159.9
Агирбова Динара Мугазовна
ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия», Черкесск, Россия
Доцент кафедры «Философии и гуманитарных дисциплин»
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
Психологические аспекты представлений студентов о способах получения доходов
Аннотация. В данных социально-экономических условиях в российском обществе наблюдается отсутствие культуры финансово-психологической подготовки молодежи к рационализации способов получения доходов. А это в свою очередь приводит к тому, что финансовые представления студентов, складываются стихийно, оказываются недостаточно адекватными действительности и в последующем влияют на качество финансовой стабильности будущей семьи.
В статье отражены результаты эмпирического исследования психологических особенностей представлений студентов о способах финансового самообеспечения. Значимую информацию о том, насколько реалистичны представления молодых людей, дает сопоставление автором, уровня финансовых представлений студентов с реальными возможностями родительских семей по организации способов получения доходов. При диагностике полученного материала можно сделать выводы, что представления финансового самообеспечения студентов обнаруживают как позитивные, так и отрицательные моменты. Заслуживает одобрения системный подход к поиску доходов, который объединяет все многообразие источников (наемный труд, предпринимательская деятельность и деятельность внутри домохозяйства). Но при правильном анализе проблемы студенты в своих финансовых представлениях обнаруживают и отрицательные аспекты, к которым можно отнести следующее: закладка фантастических сумм в планируемых данных, наличие криминально ориентированных способов обогащения, несоответствия временных параметров. В завершении, хочется отметить, что социальным институтам необходимо заняться активизацией финансовой культуры у студенческой молодежи, оптимизацией планов по материальному самообеспечению, с учетом сопоставления свои реальных возможностей с существующими социально-экономическими условиями.
Ключевые слова: представления; финансовые представления; бюджет семьи; личный бюджет; источники доходов; доходы от домохозяйства; доходы от предпринимательской
https://mir-nauki.com
деятельности; доходы от неформальной деятельности; финансовое самообеспечение; финансовая культура
Представления являются неотъемлемым компонентом психической деятельности человека, посредством которых происходит формирование картины окружающего мира и адаптации к нему. В зависимости от доминирования определенного вида представлений они могут различаться преимущественно в зависимости от источника получения информации -зрительные, слуховые, двигательные. На практике у человека один из выделенных видов представлений доминирует, но в то же время полная картина формируется только посредством комбинирования всех типов представлений. То есть можно говорить о том, что разделение на видовую специфику представлений в аспекте психологии - условно.
Таким образом, представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта [13].
Рассматриваемые в многочисленных публикациях (как научных, так и популярных) представления, имеют междисциплинарный характер. То есть, в рамках общей психологии представления определяются как некоторый образ, существующий в сознании человека, основанный на прошлом опыте и, который при необходимости может быть воспроизведен. Другими словами, «представление» есть некоторая ступень при переходе от восприятия к мышлению [10]. В социальной психологии понятие «представление» имеет социальный контекст. Они выступают скорее в виде осмысленных знаний, являясь в современном обществе эквивалентом тому, что в традиционных обществах рассматривается как мифы и верования [4]. Несмотря на многогранность данного понятия, нас больше интересует позиции экономической психологии. В данном контексте, представление рассматривается, через понимание сознания, источников активности и видов регуляции экономического поведения. Основные теоретические представления об «экономическом человеке» как рациональном существе рассматривал шотландец Адам Смит. Анализ внутренних психологических тенденций, лежащих в основе экономических процессов (поступки, мотивы, потребности, цели, инертность привычек, традиции) заложили: Джон Кейнс - автор теории макроэкономики, основоположники экономической психологии: Г. Тард и Дж. Катона [3, 12].
Обзор мировых исследований, посвященных способам получения доходов и воздействию на сознание и поведение людей, дает О.С. Дейнека в учебнике психологии [8]. Из современных ученых, Барановская И. в своем издании «Человек и его ценности» отмечает, что достойная материальная база, здоровое отношение в семье, преданная любовь родителей, наличие представлений и желания преодолевать возникающие трудности, заставляет ребенка гармонично развиваться, верить семье и любить ее [6].
Актуальность данного направления не вызывает сомнений, так как на сегодняшний момент времени целостной психологии денег не существует, есть лишь разрозненные исследования: восприятия денег, воздействие денежных средств на убеждения и поведение людей, взаимосвязь между ценностным отношением к деньгам и доходом на душу населения, гендерные отношения к деньгам. Помимо этого, отсутствие в социуме культуры финансово-психологической подготовки молодежи к рационализации способов получения доходов, с учетом стартового потенциала и психолого-личностных характеристик человека приводит к тому, что представления студентов об источниках получения доходов и размерах, складываются стихийно, оказываются недостаточно адекватными действительности и в последующем влияют на качество финансовой стабильности будущей семьи. Нельзя забывать, что экономические потребности являются катализаторами продуктивности действий молодых
людей, но, к сожалению, часто возникают внутренние противоречия между экономическими потребностями и реальными возможностями, что порождает деструктивное поведение и психологический дискомфорт.
Представления студентов о способах получения доходов являются продуктом мыслительной деятельности субъекта, отражающим предельно свернутую картину мира, в которой находит психическое отражение ряд значимых для личности факторов: актуальное состояние жизненной ситуации; желаемое (будущее) состояние ситуации; способы преобразования настоящей ситуации в желаемое будущее
При определении базы исследования мы исходили из того, что есть в жизнедеятельности человека фрагменты, вызывающие пристальное внимание, требующие изучения и решения, своего рода «горячие точки». При возрастном подходе к проблеме наиболее важным представляется пора студенчества, время, когда у личности формируются механизмы успешного вхождения во взрослость.
Чтобы психологически подготовить студентов к финансовому обеспечению своей будущей семьи, необходимо сначала диагностировать уровень его потребностей и соотнести с реальными возможностями личности в данных социально - экономических условиях.
Таким образом, базой нашего исследования являются студенты Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии.
Таблица 1
Гендерный состав студенческой группы
№ п.п. Студенты Количество студентов
Числен. значение %
1 Всего 113 100
2 Юноши 54 47.7
3 Девушки 59 52.2
Составлено автором
Основные результаты, полученные в ходе данного исследования, используются в учебном процессе Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, при чтении лекций студентам психологического факультета по курсу: «Экономическая психология».
Значимую информацию о том, насколько реалистичны представления молодых людей, дает сопоставление, уровня финансовых представлений студентов с реальными возможностями родительских семей по организации способов получения доходов.
Исследование было проведено в виде анкетирования. Вопросы были разбиты на группы, позволяющие более полно судить о психологических особенностях представлений относительно способов финансового самообеспечения. Особый интерес для нашего исследования представляют основные источники доходов населения. Мы провели сравнительный анализ соотношения способов получения доходов, во-первых, прогнозируемых студентами после окончания учебной деятельности; во-вторых, реальных доходов родительских семей. При этом поставили цель: определить удельный вес определенных методов получения доходов, планируемых студентами, и реально получаемых доходов родительскими семьями. Полученный эмпирический материал проранжировали на четыре группы основных источников дохода: бюджетные ассигнования; от домохозяйства; от предпринимательской деятельности; от неформальной деятельности. Рассмотрим таблицу 2, с помощью которых можно определить, процентное соотношение, приходящее на каждый из четырех способов их получения.
Таблица 2
Структура основных источников доходов родительских семей и планируемых студентами
Источники доходов Планируемые доходы студентов (%) Доходы родительских семей (%)
Бюджетные ассигнования 49 76
Доходы от домохозяйства 8 12
Доходы от предпринимательской деятельности 40 11
Доходы от неформальной деятельности 3 1
Составлено автором
Исходя из таблицы 2, можно сделать вывод, что у студентов меньше проявляется (49 %) желание получить доход за наемный труд, который в то время является основным источником доходов у родительских семей (76 %). Целеполагание, связанное с занятием предпринимательской деятельностью у студентов, во много раз превосходит эмпирические данные о загруженности предпринимательской деятельностью родительских семей. Эмпирические доходы от предпринимательской деятельности в структуре доходов родительских семей составляют 11 %, хотя сами студенты выражают желание получать доходы от предпринимательской деятельности в 4 раза (40 %) чаще, что подтверждает о том, что они взваливают на рыночные отношения огромные надежды, чем посчастливилось реально функционирующим семьям. Интересное и другое: доходы от домохозяйства в родительских семьях составляют 12 %, в то время как студенты не отказываются полностью от занятия домашним хозяйством, хотя существенно его уменьшают (8 %). Доходы от иной деятельности в общем объеме в родительских семьях, так и в прогнозах студентов, занимают небольшой удельный вес: от 1 % в родительских семьях; студенты выделяют этому источнику 3 % в общей схеме базовых источников дохода.
Как показывают материалы нашего исследования, решение вопроса о том, на какие источники ориентируются в основном данные семьи, по мнению студентов, зависит от уровня жизни этой семьи [1].
Если подвести итоги, по нашим исследованиям, можно подчеркнуть, что благополучная предпринимательская деятельность является неизбежным компонентом благосостояния населения в нынешних социально-экономических условиях современной России. Наемная трудовая деятельность для многих людей является основным и стабильным источником получения дохода, но, к сожалению, трудовая деятельность по найму может удовлетворить только первичные потребности. Занятие домашним хозяйством служит основным и стабильным источником доходов для многих сельских семей и может оптимизировать уровень жизни вплоть до «зажиточного». Таким образом, основные источники доходов: предпринимательская деятельность, деятельность в рамках домохозяйства и наемный труд являются главными источниками доходов в жизнедеятельности родительских семей, которые повышают качество жизни, и занимают у студентов значительное место в прогнозируемых планах по финансовому жизнеобеспечению своего будущего.
Радует то, что студенты понимают преимущества и выгоды предпринимательской деятельности как основного источника доходов. Многие студенты готовы связать свое финансовое будущее с наемным трудом как основному источнику доходов. Занятие своим домашним хозяйством как источник материального обеспечения своей семьи, студенты сильно пренебрегают, но, при этом не против брать на вооружение как самостоятельный источник добывания средств. Складывается ощущение, что студенты благоразумно оценивают ситуацию и лучше старшего поколения разбираются в рыночных отношениях, понимая и осознавая способы для зарабатывания больших денег. Но при детальном анализе замечаем, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд. При сравнительном анализе представлений
студентов по получению доходов в суммарном выражении и реальных данных родительских семей, выявляется следующая картина.
Таблица 3
Представления студентов по планируемым и реальным размерам доходов
№ п/п Сумма доходов в месяц (руб.) % от общего числа студентов % от общего количества обследованных семей студентов
1 10000-28000 - 10.2
2 28000-3000 4 18.6
3 30000-35000 10.7 45.8
4 35000-40000 13.3 13.1
5 40000-50000 26.7 7
6 50000-60000 24 2.5
7 60000-65000 10.7 1.7
8 65000-70000 6.7 0.7
9 70000 и далее 4 0.4
Составлено автором
В этой таблице довольно выпукло вырисовывается нереальность финансовых ожиданий студентов. Они планируют получать как минимум от 28000 до 30000 рублей в месяц, причем это только 4 %, следующие 10,7 % студентов намерены зарабатывать от 30000 до 35000 рублей. Между тем реальные доходы большинства не доходят до порога 30 тысяч рублей: 10,2 % живут на сумму от 20000 до 28000 рублей в месяц; 18,6 % имеют от 28000 до 30000 рублей в месяц; 45,8 % получают от 30000 до 35000 рублей. Таким образом, доходы 72,1 % населения не превышают 40000 рублей в месяц, хотя, в формировании такого дохода участвуют несколько членов семьи; студенты же планируют единоличный доход намного выше всех доходов в целом, что вряд ли реально. Тем более, что основная масса студентов (71,8 %) намерены получать единоличный доход от 35000 до 70000 рублей в месяц. Фактические суммы выше 60000 тысяч рублей дохода в реальности имеют только 2,8 % населения (с учетом, что это доход семьи с несколькими работниками), но среди студентов такой доход намерены получать 21,4 % человек, а средняя заработная плата в КЧР почти в несколько раз ниже.
Желаемый уровень финансовой обеспеченности студентов превышает реальный, более чем в 7 (!) раз.
Из анализа полученного материала можно сделать выводы, что планы финансового самообеспечения студентов обнаруживают как позитивные, так и отрицательные аспекты. К положительным аспектам можно отнести следующее: большинство студентов как основной способ добывания доходов намечают предпринимательскую деятельность. Как показывает практика, именно она является источником основных доходов, обеспечивающих максимальный уровень финансового благосостояния на практике.
Заслуживает одобрения системный подход к поиску доходов, который объединяет все многообразие источников (наемный труд, предпринимательская деятельность и деятельность внутри домохозяйства).
Но при правильном видении проблемы студенты в своих финансовых представлениях обнаруживают и отрицательные аспекты, к которым можно отнести следующее:
• планы студентов изобличают отрыв от реальности при определении сумм, которые они хотели бы получать при наличии обозначенных способов получения доходов;
• временные параметры, которые закладывают студенты для достижения оптимального уровня доходов в 40000 и более составляет срок не более 4-5 лет, что не соответствует возможностям молодого специалиста, поэтому
сформулированная таким образом задача является для молодых специалистов непосильной;
• наличие криминально ориентированных способов обогащения, которое обнаруживает 5,9 % студентов, не может не вызывать тревогу, значительная часть студентов намерена искать и использовать нелегитимные способы обогащения.
Таким образом, неумение и нежелание родителей и социальных институтов государства обучать молодых людей основам рационализации и анализа своего будущего бюджета, с учетом стартового потенциала и социально-экономических условий, способствуют развитию негативных тенденций в их поведении. К студенческому возрасту эти тенденции усугубляются и порождают противоречивые качества, которые, могут помешать человеку при освоении общечеловеческих стандартов, регулирующие микроэкономическое поведение взрослеющего молодого человека. Психолого-педагогической практике необходимо заняться активизацией финансовой культуры у студенческой молодежи, оптимизацией представлений по материальному самообеспечению, с учетом сопоставления своих расходов с наличными доходами. Изучение данного направления может улучшить материальные и психологические условия существования семьи, а также будет содействовать экономическому прогрессу нашего общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агирбова Д.М. Диагностика психологической готовности студентов вуза к регулированию финансовых ресурсов домохозяйства. Дисс. на соискание ученой степени канд. псих. наук. - Черкесск. 2005, - 162.
2. Агирбова Д.М. Гендерные особенности целевой ориентации студентов вуза. [Текст] // в сб. Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике. Сборник статей международной науч. -прак. конф. - Екатеринбург: МЦИИ ОМАГА САЙНС, 2017 - 106 с.
3. Адам Смитт. Исследования о природе и причинах богатств» (1776).
4. Андреева Т.В. Психология современной семьи. - СПб: Речь, 2006.
5. Балакина А.П., Бабленкова И.И. Финансы [Текст]: учебник. - М.: Дашков и К., 2015. - 383 с.
6. Барановская И. Человек и его ценности. - СПб.: Питер, 2017. - 256 с.
7. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 504 с.
8. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 504 с.
9. Дейнека О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании // Психологический журнал, 2002, том 23, № 2. с. 36-46.
10. Дейнека О.С. Экономическая психология: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000.
11. Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.
12. Китова Д.А., Агирбова Д.М., Хатуева С.Т., Балова Д.Ю. Психологическая готовность молодежи к управлению семейной экономикой: коллективная монография. - Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2010. - 214.
13. Лебедев-Любимов А.Н. Психология для экономистов: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва.: Юрайт, 2014.
14. Маклаков А.Г. Общая психология. Маклаков А.Г. - СПб.: 2008.
15. Чернокова Т.Е. История возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. -Архангельск: САФУ, 2013.
16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.
62PSMN218
https://mir-nauki.com
Agirbova Dinara Mugazovna
North Caucasian state humanitarian technological academy, Cherkessk, Russia
E-mail: [email protected]
The psychological aspects of the students' ideas about ways for acquisition of income
Abstract. In these socio-economic conditions in the Russian society, there is a lack of a culture of the financial and psychological preparation of the young people for work simplification to gain income. And this, in its turn, leads to the fact that the financial representations of students are formed spontaneously, are not enough adequate to reality and subsequently affect the quality of financial stability of the future family.
The article reflects the results of an empirical study of the psychological features of students' ideas about the ways of financial self-sufficiency. The significant information about how realistic representations of the young people is obtained as a result of comparison by the author the level of the financial representations of students with the real possibilities of the parents' families to organize ways for acquisition of income. When diagnosing the as-received material, it may be concluded that the students' financial self-sufficiency representations shows both positive and negative points. A systematic approach to the income search that gets together the whole variety of sources (wage labor, entrepreneurial activities and activities within the household) merits approval. But with the correct analysis of the problem, in their financial representations the students also discover the negative aspects, which include the following ones: investing fantastic sums into the planned data, the presence of criminal-oriented methods of enrichment and inconsistencies between the time parameters. In conclusion, it should be mentioned that the social institutions need to engage in activating the financial culture among the young students and optimizing plans for financial self-sufficiency, taking into account the comparison of their real opportunities with the existing socio-economic conditions.
Keywords: representations; financial representations; family budget; personal budget; income sources; household income; business income; income from informal activities; financial self-sufficiency; financial culture
62PSMN218