Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ВРАЧЕЙ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ВРАЧЕЙ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
проактивность / профилактика / врач / proactivity / prevention / doctor

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кабиева А.А., Левадняя М.О.

В статье приведены данные эффективности тренинга «Проактивное поведение врача» с позиции психологические аспектов повышения приверженности врачей первичной медико-санитарной помощи профилактической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кабиева А.А., Левадняя М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INCREASING THE ADHERENCE OF PRIMARY HEALTH CARE PHYSICIANS TO PREVENTIVE WORK

The article presents the data of the effectiveness of "Proactive behavior of a doctor" training from the perspective of psychological aspects of increasing the adherence of primary health care physicians to preventive work.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ВРАЧЕЙ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ»

The scientific heritage No 36 (2019) 51

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ВРАЧЕЙ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Кабиева А.А.,

студентка магистерской программы «Психология менеджмента» Департамента психологии и образования ШИГН ДВФУ

Левадняя М. О. кандидат психологических наук, доцент Департамента психологии и образования ШИГН ДВФУ

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INCREASING THE ADHERENCE OF PRIMARY HEALTH CARE

PHYSICIANS TO PREVENTIVE WORK

Kabieva A.,

a student of the master's

programme "Psychology of Management" at the Department of Psychology and Education, School of Art and Humanitarian Sciences, FEFU

Levadnyaya M. PhD in psychology, associate Professor of the Department of Psychology and Education, SAHS, FEFU

Аннотация

В статье приведены данные эффективности тренинга «Проактивное поведение врача» с позиции психологические аспектов повышения приверженности врачей первичной медико-санитарной помощи профилактической работе Abstract

The article presents the data of the effectiveness of "Proactive behavior of a doctor" training from the perspective of psychological aspects of increasing the adherence of primary health care physicians to preventive work. Ключевые слова: проактивность, профилактика, врач Keywords: proactivity, prevention, doctor

В настоящее время перед всем российским обществом и, в частности, перед медициной стоит важнейшая задача - увеличить продолжительность здоровой жизни населения страны до 67 лет к 2024 году. Это поставит Россию в один ряд со странами «80+».

В свете изменения парадигмы отечественного здравоохранения стало актуальным изучение отношения врачей первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) Приморского края к профилактике, а также поиск и разработка мер повышающих степень приверженности врачей профилактической работе.

Анализ современных научных источников и собственные наблюдения показали, что наибольшая степень приверженности профилактической работе может быть выражена у врачей, для которых характерна проактивная копинг-стратегия преодоления стресса [1] А проактивность - это чаще осознанно приобретенное качество личности [2].

С целью изучения инструментов, которые могут оказать существенное влияние на повышение уровня приверженности врачей профилактической работе в 2018 году было проведено исследование среди врачей ПМСП Приморского края. Всего в исследовании приняло участие 125 медицинских работников, которые были распределены на 4 группы.

В двух группах (31 и 33 человека) тренинг проводился, а в двух контрольных группах (30 и 31 человек) - не проводился. Каждому исследовательскому срезу было присвоено следующее обозначение: О1 предварительное исследование в

экспериментальной группе; О2 заключительное исследование в экспериментальной группе, где проводилось предварительное исследование; О3 предварительное исследование в контрольной группе; О4 заключительное исследование в контрольной группе, где проводилось предварительное исследование; О5 заключительное исследование в экспериментальной группе, где предварительное исследование не проводилось; О6 заключительное исследование в контрольной группе, где предварительное исследование не проводилось.

В качестве экспериментального воздействия на отношение врачей к профилактической части своей работы был использован психологический тренинг «Проактивное поведение врача первичной медико-санитарной помощи», разработанный на основе авторской программы В.Ю. Слабинского, Н.М. Воищевой "Тренинг проактивного поведения". Которая заключается в диагностике исходного уровня участников (батарея тестов) + лекционный материал + тренинг + посттренинговом сопровождении. Авторы применяли данную программу для развития у участников навыков про-активного совладающего поведения. Тренинг базируется на авторской концепции проактивности В.Ю.Слабинского и Н.М. Воищевой, а также на концепции проактивных копингов L.G. Aspinwall, R.Schwarzer, S.Taubert.

Данный тренинг был адаптирован нами под специфику профессиональной группы - врачи первичной медико-санитарной помощи. И под задачу -

повышение приверженности профилактической работе, через развитие навыков проактивного поведения у врачей первичной медико-санитарной помощи. Дополнен кейсами задач «Краткое профилактическое консультирование в заключении диспансеризации» и «Тематическая школа здоровья для населения». Тренинг состоит из 7 блоков, включает в себя краткий информационный блок (лекции) и шеринг в начале (знакомство) и в конце тренинга, и 8 упражнений, каждое из которых решает определенные задачи, в определённой последовательности. Каждому участнику тренинга был предоставлен раздаточный материал в виде рабочей тетради.

Структура тренинга «Проактивное поведение врача ПМСП»:

Блок 1. Введение в тренинг состоит из знакомства с участниками упражнения «Снежный ком». Основной особенностью этого упражнения было то, что, называя свое имя, участнику нужно было добавить прилагательное, характеризующее здоровье, здоровый образ жизни, и начинающееся на первую букву имени. Цель этого блока - создание благоприятной атмосферы в группе. Обозначение темы тренинга. Длительностью 20-25 минут. Затем принятие правил группы и представление плана семинара. Упражнение инвентаризация образа жизни врача и пациента заключалась в обсуждении основных параметров образа жизни врача и пациента, уже перенесшего сосудистую катастрофу (инфаркт миокарда, инсульт) или чрезкожное коронарное вмешательство. Отмечались совпадения и различия. Цель: осознание того, что имеется ряд совпадений и различий. 30мин.

Лекция «Влияние проактивного поведения врача на успешность профилактической работы с населением» имеет целью: знакомство участников группы с основными принципами профилактической работы, которым должен следовать врач первичной медико-санитарной помощи, в связи с изменением парадигмы здравоохранения. О мотивации населения к ведению здорового образа жизни. Информирование о концепции проактивности В. Ю. Слабинского, Воищевой Н.М., основанной на уров-невой теории личности А.Ф. Лазурского, теории мотивации В.Ф. Чижа, этических императивах С.Л. Франка, концепции проактивности L.G. Aspinwall, R.Schwarzer, S.Taubert, Е.С. Старченковой. Рассчитана на 30 минут. И проведение скрининг-диагностики горизонта проактивности

Обсуждение на тему: на сколько лет вперед участники тренинга планируют свою профессиональную жизнь. Цель: диагностика горизонта проактивности. Применрно 30 минут.

Блок 2. Проактивное преодоление (процесс це-леполагания) начинался с упражнения «90-летний юбилей моего участкового врача», 40 минут. Нужно представить и рассказать группе, за что Вы будете уважать и ценить участкового врача, если Вы коллеги по работе и близкие люди, пациенты. Цель: максимально отодвинуть горизонт проактив-ности и осознать приоритетную смыслообразую-

щую цель. Затем упражнение «Визуализация профессиональной мечты» Нарисовать свою мечту. Я в профессиональной сфере. Цель: визуальное подкрепление права на большую мечту. 20 минут

Блок 3. Рефлексивное преодоление (выбор основных стратегий достижения цели). Упражнение «Кто я? Какой я?», в котором тренер помогает участникам ответить на вопросы: Кто Я сейчас? Кем я должен быть, чтобы достичь цели? Какой я сейчас? Каким я должен быть, чтобы достичь цели? Цель: осознание участниками группы того, что необходимо поменять в себе, чтобы достичь цель. Около 30 минут. Перерыв 10 минут

Блок 4. Стратегическое планирование (разработка плана достижения цели). Упражнение «Шкала времени», в котором нужно было определить иерархию направлений жизнедеятельности. Оптимальным образом распределить на шкале времени сроки достижения результата по всем основным направлениям жизнедеятельности, начиная с самого важного. Цель: научить распределять нагрузку в долгосрочной и среднесрочной перспективе. Сделать тоже самое для пациента на кратком профилактическом консультировании. 20 минут

Блок 5. Превентивное преодоление (предвосхищение возможностей и угроз). Упражнение «Взгляд из будущего. Школа здоровья» и /или упражнение с пустым стулом. Участникам предлагалось дать себе из будущего совет по тому образу жизни, который будет способствовать достижению значимой цели. Цель: вселить уверенность, что реализации мечты возможна. Примерно 20 минут.

Блок 6. Просоциальные стратегии преодоления. Упражнение «Полоса препятствий», в котором разные участники пробуют дойти до своей картинки с мечтой через полосу препятствий: а) с закрытыми глазами без помощи группы; б) с закрытыми глазами с помощью группы; и в) с предварительным осмотром полосы препятствий и с помощью группы. Цель: демонстрация трех типов совладающего поведения: реактивного, активного, проактивного. Около 30 мин.

Блок 7. Завершение группы. Обратная связь. Сбор устной и письменной обратной связи от участников группы. Цель: обмен личным опытом пребывания на тренинговой группе, суммирование полученных результатов. Длится 30 мин.

В вопросе изучения приверженности врача профилактической работе был выбран критерий «качество проведения краткого/углубленного профилактического консультирования в конце диспансеризации или любого другого профилактического осмотра». Стандартного чек-листа для проверки качества профилактического консультирования не существует. Поэтому нами был разработан неструктурированный кейс из пяти задач «краткое/углубленное профилактическое консультирование». Построены они были с привлечением топ-менеджеров здравоохранения Приморского края. И основаны на реальном, фактическом материале. Максимально приближены к реальной ситуации деятельности врача ПМСП. В условиях задачи описаны наиболее типичные ситуации, встречающиеся при диспансеризации населения. Например, одна из таких задач изображена на рисунке 1.

Пожалуйста, проведите краткое/углубленное профилактическое консультирование

Женщина, 42 года. В анамнезе повышение АД (эпизодически) не обследовалась, препараты не принимает, остеохондроз поясничного отдела позвоночника, дискинезия желчевыводящих путей (ранее обследовалась и неоднократно лечилась)

Анкетирование: Жалоб нет. Курит. Нерациональное питание. Низкая физическая активность. Объективно: АД 130/80 мм.рт.ст., ОХС 5,2 ммоль /л.. Глюкоза 4,5 ммоль/л., Индекс массы тела 35,2 кг/м. Все остальные показатели в пределах нормы.

Какие еще вопросы Вы хотели бы задать:_

Пожалуйста, оцените суммарный сердечно-сосудистый риск, объясните:_

Определите группу здоровья, дайте объяснение:_

Диагноз:_

Факт оры риска:_

Выработайте тактику ведения:_

Дайте рекомендации но ведению здорового образа жизни:_

Возраст_Пол_ Стаж в профессии_

Благодарил/ Вас за участие

Рис 1. задача «Краткое/углубленное профилактическое консультирование»

Участникам предложено ответить на задание неограниченным по размеру текстом. Тестовые бланки респонденты заполняли до и после тренинга «Проактивное поведение врача ПМСП» и в контрольной группе. Чтобы достигнуть смыслового единства всех ответов между испытуемыми и исследователем мы систематизировали сегменты содержания по категориям, и давали подробную инструкцию перед началом исследования. Условием исследования была анонимность, поэтому вместо имен, при обработке фигурировали только соответствующий номер, присвоенный тестовому пакету. В качестве количественного метода использован метод контент-анализа текстовой информации, которые далее поддавались интерпретации приобретенных числовых закономерностей. Применяя метод контент-анализа, опираясь на обретенные знания об истинном содержании текстовых материалов, мы смогли вынести вывод о настоящих намерениях врача ПМСП, а именно о намерении и объеме и частоте упоминания различных компонентов , в ходе краткого профилактического консультирования дать пациенту рекомендации по ведению образа жизни.

Контент анализ текстов выполненных задач по проведению «краткого/углубленного профилактического консультирования», из разработанного

нами кейса позволил выявить изменения в качестве профилактического консультирования

В качестве единиц анализа, были взяты частота упоминаний всех смысловых категорий в совокупности всех текстов, которые принадлежат одному автору и в целом изучаемой группе.

Нами были выделены 14 признаков: оценка суммарного сердечно-сосудистого риска; определение группы здоровья; диагноз; факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний; выработка тактики ведения (в т.ч. дополнительное обследование); рекомендации по ведению здорового образа жизни; характер сообщения; упоминание о качестве и характере питания; упоминание о двигательной активности; упоминание о мо-ниторировании отдельных показателей здоровья в домашних условиях; упоминание о режиме сна; упоминание об отказе от вредных привычек; упоминание о тренировке стрессоустойчивости; упоминание о необходимости регулярных профилактических осмотрах (диспансеризации).

Все признаки условно распределены на 2 группы. Первая группа содержит пять признаков и является диагностической. Вторая группа состоит из девяти признаков и отражает суть рекомендаций врача пациенту по коррекции его образа жизни. Группы признаков представлены в таблице 1.

Таблица 1

_Две группы признаков контент-анализа_

№ 1 группа диагностические признаки № 2 группа Признаки, отражающие суть рекомендаций врача пациенту по коррекции его образа жизни

1 Оценка суммарного сердечно-сосудистого риска (ССР) 6 Рекомендации по ведению здорового образа жизни

2 Определение группы здоровья 7 Характер сообщения

3 Диагноз 8 Упоминание о качестве и характере питания

4 Выявленные факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний 9 Упоминание о двигательной активности

5 Выработка тактики ведения (в т.ч. дополнительное обследование) 10 Упоминание о мониторировании отдельных показателей здоровья в домашних условиях

11 Упоминание о режиме сна

12 Упоминание об отказе от вредных привычек

13 Упоминание о тренировке стрессоустойчивости

14 Упоминание о необходимости регулярных профилактических осмотрах (диспансеризации)

По каждому признаку определены от одной до восьми характеристики. Все они сведены в итоговый бланк контент-анализа задач «краткое/углубленное профилактическое консультирование» и приведены в таблице 2

Таблица 2

Итоговый бланк контент-анализа задач «краткое/углубленное профилактическое консультирование»

№ Единицы анализа Индикаторы оценки

1 Оценка суммарного сердечно-сосудистого риска 1.1 Оценен

1.2 Не оценен

1.3 Верно, оценен

1.4 Неверно оценен

2 Определение группы здоровья 2.1 Определена

2.2 Не определена

2.3 Определена верно

2.4 Определена не верно

3 Диагноз /подозрение на заболевание 3.1 Диагноз/ подозрение на заболевание сформулирован

3.2 Диагноз/ подозрение на заболевание не сформулирован

3.3 Диагноз/ подозрение на заболевание соответствует/полный

3.4 Диагноз/ подозрение на заболевание не соответствует/ не полный

4 Факторы риска 4.1 Выявлены максимально

4.2 Выявлены, не все

4.3 Не выявлены

5 Выработка тактики ведения (в т.ч. доп обследование) 5.1 Определена

5.2 Не определена/не полная

6 Рекомендации по ведению здорового образа жизни 6.1 Даны

6.2 Не даны

7 Характер сообщения 7.1 Кратко

7.2 Развернуто

7.3 Общее

7.4 Конкретное

7.5 Ограничивающее

7.6 Побуждающее

8 Упоминание о качестве и характере питания 8.2 Есть

8.3 (шаблонная) общая фраза

8.4 Кратность приема пищи

8.5 Количество

8.6 Соотношение белков/жиров/углеводов

8.7 Калораж суточный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Упоминание о двигательной активности 9.1 Есть

9.2 (шаблонная) общая фраза

9.3 Виды физ активности

9.4 Дозирование физ активности

9.5 Регулярность физ нагрузки

9.6 Диапазон PS для кардионагрузки

Упоминание о мониторировании отдель-

10 ных показателей здоровья в домашних условиях 10.1 Есть

10.2 (шаблонная) общая фраза

10.3 Глюкоза

10.4 Холестерин

10.5 АД

10.6 Пикфлоуметрия

10.7 Вес

10.8 Шагомер (Watch your step)

10.9 Мобильные приложения

10.10 Современные гаджеты (Watch часы)

11 Упоминание о режиме сна 11.1 Есть

11.2 Время «отбоя»

11.3 Длительность сна

12 Упоминание об отказе от вредных при- 12.1 Есть

вычек

12.2 (шаблонная) общая фраза

12.3 Конкретные рекомендации

13 Упоминание о тренировке стрессоустой- 13.1 Есть

чивости

13.2 (шаблонная) общая фраза

13.3 Конкретные рекомендации

Упоминание о необходимости регуляр-

14 ных профилактических осмотрах (диспансеризации) 14.1 Есть

При анализе первой «диагностической» группы единиц измерения контент-анализа (оценка суммарного сердечно-сосудистого риска, определение группы здоровья, формулировка диагноза/подозрение на заболевание, выявленные факторы риска, выработка тактики ведения, в т.ч. дополнительное обследование) во всех 6 исследовательских срезах (О1, О3, О4, О6, и О5) с одинаковой частотой встречались полные, конкретные и верные формулировки. Это указывает на то, что для врачей решение этих разделов задачи привычно и не вызывает особого затруднения.

Вторая группа состояла из 9 признаков и отражала суть рекомендаций врача пациенту по коррекции его образа жизни. За единицы измерения взяты: упоминание о качестве и характере питания, о двигательной активности, о мониторировании отдельных показателей здоровья в домашних условиях, о режиме сна, об отказе от вредных привычек, о тренировке стрессоустойчивости, о необходимости регулярных профилактических осмотрах (диспансеризации). При анализе этих признаков в текстах выполненных врачами задач, выявлены некоторые различия в заключительных исследованиях, проведенных в экспериментальных группах, т.е. после

прохождения тренинга (О2 и О5) по сравнению с исходными данными всех групп врачей (О1 и О3) и заключительными исследованиями контрольных групп (О4 и О6).

В исходных исследованиях групп врачей (О1 и О3) и в заключительных исследованиях контрольных групп (О4 и О6), обнаружено, что раздел о рекомендациях по ведению здорового образа жизни был заполнен только в 67, 87, 90, 81% случаях выполненных задач. А характер сообщения чаще был кратким, использовались общие фразы, шаблонные формулировки, и носили характер ограничивающих рекомендаций.

По данным заключительного исследования О2 и О5 в экспериментальной группе, т.е. после прохождения тренинга заполнение раздела о рекомендациях по ведению здорового образа жизни достигло 97 и 100% задач соответственно. А сообщение чаще стало носить характер более подробного, развернутого, конкретного, побуждающего.

В группах О1, О3 и О4, О6 из всех признаков (единиц анализа) наиболее часто встречается упоминание о двигательной активности - в 33, 53, 37 и 35% рекомендаций соответственно. Упоминание об отказе от вредных привычек содержалось в 36, 30,

37, 29% рекомендаций. Реже встречалось упоминание о необходимости регулярных профилактических осмотров (диспансеризации). Оно имелось лишь в 12, 17, 13, и 13% рекомендаций. Упоминание о качестве и характере питания встречалось в 9, 13, 10 и 10% текстов консультаций. О мониториро-вании отдельных показателей здоровья в домашних условиях, в группе О1 не было обнаружено ни одного упоминания, в группах О3, О4, О6 - 20%, 7%, 3% врачей упоминали о возможности мониториро-вания отдельных показателей здоровья в домашних условиях. Упоминаний о режиме сна, о тренировке стрессоустойчивости не содержала ни одна рекомендация врачей ПМСП в исходных данных и данных контрольных групп.

Анализ задач, выполненных участниками экспериментальных групп после прохождения тренинга «Проактивное поведение» О2 и О5, показал, что в текстах рекомендаций врачей обнаружены все девять единиц исследования. Но встречаются они с различной частотой. Так упоминание о двигательной активности, о качестве и характере питания встречалось в 100% рекомендаций в обеих группах. Упоминание о необходимости регулярных профилактических осмотров имелось в 91 и 94% рекомендаций. Упоминание о мониторировании отдельных показателей здоровья в домашних условиях было обнаружено в 73 и 90% рекомендаций. Упоминание об отказе от вредных привычек содержалось в 61 и 84% текстов рекомендаций врача.

Таким образом, контент-анализ текстов задач, а именно, исходного и заключительного исследования в экспериментальной и контрольной группах,

подтвердил влияние психологического тренинга «Проактивное поведение врача» на улучшение качества проведения краткого профилактического консультирования, которым завершается профилактический медицинский осмотр и диспансеризация взрослого населения. А это свидетельствует о повышении приверженности профилактической работе врачей первичной медико-санитарной помощи. Следовательно тренинг «Проактивное поведение врача первичной медико-санитарной помощи» может использоваться организаторами здравоохранения и специалиствми центров медицинской профилактики в работе по повышению приверженности врачей профилактической работе.

Список литературы

1. Водопьянова, Н. Е. 2009 Роль ресурсно-инвестиционного копинга в эмоциональном переживании экстремальных ситуаций и развитии индивидуальной стресс-резистентности / Н. Е.Водопьянова, Е. С. Старченкова Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика.,2009. - № 3-2.

2. Слабинский В. Ю., Воищева Н. М. Проак-тивность как смыслоцентрированное свойство личности / Когнитивная психология: методология и практика. /В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева, Коллективная монография. Под науч. ред. В. М. Аллах-вердова, Н. В. Дмитриевой, О. В. Защиринской, С. Н. Костроминой,.Т. В. Черниговской, Ю. Е. Шеле-пина. В. 120.- СПб.: ВВМ, 2015.

ДО ПРОБЛЕМИ ФОРМУВАННЯ ПРОФЕС1ЙНО1 САМОСВ1ДОМОСТ1 ФАХ1ВЦЯ

Омельченко М.С.

кандидат педагоггчних наук, доцент кафедри спец1ально1 педагогжи та тклюзи, Донбаський державний педагоггчний унгверситет

TO THE PROBLEM OF FORMATION OF THE SPECIALIST'S PROFESSIONAL SELF-IDENTITY

Omelchenko M.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of Department of Special Pedagogy and Inclusion, Donbas State Pedagogical University Slovjans 'k, Donetsk Region, Ukraine.

Аннотащя

Дана стаття присвячена проблемi формування професшно! самосввдомосп особистостг Автор визна-чае актуальшсть означено! проблеми, обгрунтовуе необхщшсть спрямованого формування самосввдомосп до та у процесы оволодшня професiйною дiяльнiстю, визначае основш складовi професшно! самосввдомо-стi та окреслюе шляхи !х становлення.

Розглянуп складовi професшно! самосвiдомостi - становлення та розвиток особистосп майбутнього фахiвця, формування iндивiдуального стилю особистостi та !! дiяльностi, процес професiйного самовизна-чення - е компонентами, яш повиннi бути обов'язково включенi у процес професшного становлення лю-дини.

Матерiали, представленi у статтi е науковим шдгрунтям для подальшого розроблення практичних ре-комендацiй щодо цiлеспрямованого формування самосвщомосп суб'ектiв рiзних сфер професшно! дiяль-ностi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.