УДК 159.9 Е. А. Троицкая
канд. психол. наук, ст. преподаватель каф. психологии и педагогической антропологии МГЛУ, e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ПОМОЩИ ШАГОМЕРА
В статье рассматриваются психологические особенности целенаправленного повышения двигательной активности при помощи шагомера. Анализируются психологические функции шагомера, выявляются основные факторы, определяющие изменение человеком его деятельности с целью повышения двигательной активности при помощи шагомера. Автор приходит к выводу, что сам по себе шагомер не является фактором, мотивирующим человека на изменение своей деятельности, а выступает лишь в качестве средства контроля процесса достижения поставленных целей.
Ключевые слова: шагомер; физическая активность; изменение двигательной активности; мотивация; ориентировочная основа деятельности; средство контроля; психология здоровья.
Troitskaya E. A.
PhD in Psychology, Assistant Professor, Department of Psychology and Pedagogical Anthropology MSLU
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PHYSICAL ACTIVITY INCREASE BY MEANS OF A PEDOMETER
The article deals with the psychological features of the purposeful increase of physical activity by means of a pedometer. Psychological functions of a pedometer are analyzed; the main factors determining the change of the activity by a person in order to increase the physical activity by means of a pedometer are explored. The author concludes that a pedometer by itself is not a factor motivating a person to change the activity, but serves only as a control device for the process of goals achievement.
Key words: pedometer; physical activity; physical activity change; motivation; orientation basis of activity; control device; health psychology.
В современном обществе одной из основных проблем является гипокинезия, которая в большинстве случаев приводит к гиподинамии. Достаточный уровень физической активности, как показывают исследования, связан не только с улучшением физического здоровья, но и с психологическим
благополучием личности, а именно - с ощущением счастья [24]. Однако в результате развития информационных технологий гипокинезии подвержены не только взрослые, работающие 8 часов в день за компьютером, но и школьники и даже дошкольники, которые подвижным играм всё чаще предпочитают компьютерные игры и просмотр телепередач. С другой стороны, в течение нескольких лет в нашей стране наблюдается повышенный спрос на гаджеты, позволяющие следить за физической активностью как днем, так и ночью, а именно - всевозможные фитнес-браслеты и мониторы активности. Такой интерес молодежи не может не радовать специалистов в области психологии здоровья, однако не совсем понятно, действительно ли применение этих гаджетов способно помочь человеку изменить его привычный образ жизни.
Изучение медико-психологической литературы по проблеме повышения уровня физической активности показывает, что существуют противоречивые данные об эффективности применения даже такого простого средства контроля двигательной активности, как шагомер. Вероятно, это связано с недостаточной разработанностью теоретического обоснования использования шагомера. Наше исследование направлено на выявление тех факторов, которые определяют изменение человеком его деятельности с целью повышения двигательной активности при помощи внешних средств таких, как шагомер.
Анализ многочисленных эмпирических исследований, проведенный американскими учеными, показал, что использование шагомера, особенно при наличии конкретной цели (например, 10000 шагов в день), способствует серьезному увеличению количества шагов, пройденных за день, значимому снижению индекса массы тела и снижению систолического артериального давления [10]. Однако, как подчеркивают авторы, остается неизвестным, насколько долговечны эти изменения. С другой стороны, в ряде исследований не было обнаружено значимого влияния использования шагомера на повышение физической активности, особенно в долгосрочной перспективе [19].
Исследования, проведенные в Австралии, показали, что использование шагомера при наличии конкретной цели в 10000 шагов способствует повышению уровня двигательной активности у женщин среднего возраста с избыточной массой тела [20]. Это согласуется с результатами проведенного в 2009 г. мета-анализа, который подтвердил, что больший эффект достигается при постановке цели в 10000 шагов в день, а также выявил половые различия: применение шагомера более эффективно у женщин [15].
Однако исследователи из Швейцарии, целью которых было не изменение двигательной активности у детей, а лишь констатация привычной активности отмечают, что осознание испытуемыми того, что происходит фиксация их ежедневной активности посредством акселерометра, влияет на привычную двигательную активность у школьников и особенно у дошкольников [13]. Первые день-два наблюдается повышение физической активности по сравнению с привычным уровнем. На наш взгляд, это является еще одним примером эффекта, открытого во время Хоторнских экспериментов. Тот факт, что по прошествии нескольких дней уровень физической активности снижается до привычного, свидетельствует о том, что одного лишь шагомера недостаточно для значимого и устойчивого повышения двигательной активности. Такой вывод подтверждается итогами исследования малоподвижных людей пожилого возраста [22]. В результате экспериментального воздействия, длившегося 12 недель, значимого повышения уровня физической активности достигла группа испытуемых, которая использовала шагомер для достижения индивидуальной цели (рассчитанной на основе предыдущего уровня активности), вела дневник пройденных шагов и еженедельно получала индивидуальную литературу мотивирующего характера. В то время как в группе, получавшей еженедельно стандартную учебную литературу о повышении физической активности, и в группе, получившей задание использовать шагомер с целью достижения 10000 шагов в день и вести дневник пройденных шагов (помимо чтения стандартной литературы) не было обнаружено значимого повышения уровня физической активности.
Итак, какие же психологические функции может выполнять шагомер при целенаправленном изменении уровня двигательной активности? В комплексных исследованиях интервенций, способствующих повышению уровня физической активности, шагомер применяется как средство, позволяющее получить обратную связь об изменении активности испытуемых [12]. Предоставление обратной связи и возможности контроля, а, следовательно, и управления изменениями своих действий, повышает уверенность в своих силах, которая связана с самоэффективностью. Некоторые ученые полагают, что шагомер является не только эффективным средством получения обратной связи, но и фактором, мотивирующим людей к повышению двигательной активности [16]. Канадские исследователи в результате изучения физической активности у больных диабетом второго типа пришли к выводу, что шагомер является важным мотивационным фактором, источником обратной связи и средством, напоминающим испытуемым о необходимости быть физически активным [23].
На основе данных упомянутого выше исследования, проведенного в Швейцарии, можно предположить, что в первые несколько дней использования шагомера он выполняет еще и «развлекательную» функцию: вначале он воспринимается, скорее, как игрушка, которую интересно протестировать (проверить, правильно ли он считает шаги). Вероятно, именно поэтому результаты дошкольников отличались от результатов школьников. С другой стороны, в этом есть и свое преимущество - в процессе игры усвоение новых способов деятельности происходит легче и быстрее.
В Великобритании в результате систематизации описанных в научных статьях и отчетах интервенций, применяемых с целью содействия изменению поведения, выделены 40 основных техник [18]. Данная классификация, среди прочего, включает в себя такие интервенции, как постановка дифференцированных задач; побуждение к мониторингу своего поведения и результатов изменения поведения; обучение использованию внешних средств, напоминающих о желаемом способе поведения; реструктурирование среды с целью сделать ее более благоприятной для нового поведения; содействие социальному сравнению. На наш взгляд, все эти
интервенции могут быть связаны с использованием шагомера для увеличения двигательной активности.
Исследования современных мониторов активности показывают, что большинство из них представляют собой не только средство для получения обратной связи и контроля своей активности, но и позволяют оценивать степень достижения поставленной цели, предоставляют возможности для социальной поддержки, социального сравнения, получения некоего «виртуального» вознаграждения и возможности концентрироваться на успехах, достигнутых в прошлом [17]. Как указывалось выше, наличие конкретной достижимой цели является одним из важнейших факторов определяющих эффективность изменения деятельности.
Что касается функции мотивирования, то, с нашей точки зрения, сам по себе шагомер не является предметом потребности, соответствующей повышению двигательной активности, т. е. не является мотивирующим фактором. Показатели, получаемые шагомером, не являются ни мотивом-стимулом, ни, тем более, смыслообразующим мотивом по классификации А. Н. Леонтьева [4], так как мотив, выполняя функции побуждения и смыслообразования, всегда представляет собой ответ на вопрос «ради чего?». Шагомер, скорее, является средством внешнего контроля, использование которого связано с различными мотивами. Например, возможность социального сравнения на основе достижений, измеренных при помощи шагомера, может быть связана с мотивом достижения. Под мотивацией достижения понимается мотивация, направленная на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности [3]. Согласно структурной модели процесса мотивации деятельности достижения, предложенной Т. О. Гордеевой, одним из четырех основных блоков является когнитивный блок, который включает в себя представление о контролируемости процесса и результата деятельности, а именно - в качестве средства контроля выступает шагомер.
Если рассматривать использование шагомера как часть комплексного процесса изменения деятельности, то
необходимо проанализировать основные психологические теории изменений в области здоровья.
Согласно теории убеждений о здоровье, разработанной А. Розенстоком, действия человека определяются его убеждениями, представлениями о здоровье [21]. Конструктами, описывающими представления человека о состоянии его здоровья, являются воспринимаемая тяжесть, уязвимость, выгода, воспринимаемые барьеры. Кроме того, важны самоэффективность и получение «сигнала к действию» [14]. Показания шагомера, как было сказано ранее, могут способствовать повышению уровня самоэффективности, а сам шагомер может выступать в качестве внешнего «сигнала к действию».
Теория запланированного поведения А. Айзена основывается на идее о том, что намерение человека действовать определенным образом зависит от трех факторов: аттитюдов к поведению (представления о его полезности и приятности); воспринимаемых норм (представления о социальном одобрении и социальных нормах) и воспринимаемого контроля за поведением (представления о контролируемости поведения и самоэффективности) [9].
Транстеоретическая модель изменения поведения, разработанная Дж. Прохазкой, является в настоящее время самой распространенной, теоретически и эмпирически обоснованной. В рамках данной модели, опирающейся на принципы бихевиоризма, выделено шесть стадий процесса изменения: сопротивление изменениям, размышления, подготовка, действие, сохранение изменений, завершение и связанные с ними методы изменений: повышение осознанности, социальное освобождение, эмоциональное пробуждение, переоценка «Я», принятие обязательств, контробусловливание, влияние среды, вознаграждение, поддерживающие отношения [5]. Однако авторы пришли к заключению, что на практике во многих случаях процесс изменения идет не прямолинейно, а по спирали, т. е. время от времени происходит повтор некоторых стадий [6]. В качестве критериев, которые определяют стадию завершения, выделяют новый образ «Я», отсутствие соблазна в любой ситуации, устойчивую самоэффективность и более здоровый образ жизни в целом. В рамках данной концепции
использование шагомера может быть связано, например, с влиянием среды, с вознаграждением, а частично и с повышением осознанности, поскольку в течение первых дней применения шагомера человек получает возможность оценить свою привычную двигательную активность и сравнить полученные значения с медицинскими рекомендациями. Однако осознанность в данном случае понимается шире: как получение любой информации о себе и о своей проблеме, т. е. значимую роль здесь играет осознание своих мотивов и особенностей деятельности.
В отечественной психологии концепция отношения к здоровью разрабатывается Р. А. Березовской, Г. С. Никифоровым. Отношение к здоровью понимается как система индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или угрожающих здоровью, оценка индивидом своего физического и психического состояния [7]. Отношение к здоровью включает три компонента: когнитивный (знания о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, влияющих на здоровье), эмоциональный (переживания, связанные с состоянием здоровья, эмоциональное состояние, обусловленное изменением самочувствия) и мотивационно-поведенческий (место здоровья в иерархии ценностей, мотивация в области здорового образа жизни, поведение в сфере здоровья, степень приверженности здоровому образу жизни). В данном контексте можно сказать, что наличие конкретной цели в сочетании с использованием шагомера может положительно сказываться на эмоциональном состоянии человека в случае достижения им ежедневной цели, выражаемой в определенном количестве шагов.
В результате анализа теоретических концепций и эмпирических исследований можно сделать вывод, что целенаправленное изменение уровня физической активности представляет собой комплексную задачу, успешное решение которой определяется рядом факторов, среди которых можно выделить факторы, связанные с созданием соответствующих условий и организацией деятельности. Представление о роли шагомера в этом процессе схоже с одним из основных положений
теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, а именно - с необходимостью создания таких условий, при которых учащийся с первого раза мог бы выполнять действие правильно и сам контролировать ход его выполнения, опираясь на схему ориентировочной основы деятельности [2]. Можно сказать, что показания шагомера выступают в качестве орудия ориентировки, которое позволяет сориентироваться в изначальном уровне двигательной активности человека, ставить конкретные цели и планировать, а также контролировать изменение деятельности. На начальном этапе изменения привычного уровня двигательной активности шагомер выступает как внешнее средство обратной связи, которое со временем перейдет во внутренний план в виде ощущения физического состояния организма, соответствующего определенному уровню двигательной активности. Однако, на наш взгляд, показания шагомера являются лишь частью ориентировочной основы действия, для полной же ориентировки в данной ситуации необходимо, как минимум, представление о различных доступных способах достижения поставленной цели (отказ от пользования общественным транспортом, прогулки с собакой, ходьба на месте дома, бег по утрам и др.) и сведения о состоянии здоровья человека.
Кроме того, для освоения нового действия, помимо ориентировочной основы, необходима еще и мотивационная основа, которая должна способствовать не только изменению привычной деятельности на первом этапе, но и сохранению новых способов действия в дальнейшем. Трудность изменения привычных способов деятельности определяется тем, что они носят характер привычки, т. е. представляют собой автоматизированные действия, выполнение которых в определенных условиях стало потребностью [1]. Следовательно, одним из ключевых моментов формирования привычки к двигательной активности является изменение мотивационной сферы.
Прогресс в одном из направлений деятельности всегда означает регресс в каком-то другом, хотя бы за счет того, что ресурсы человека не безграничны, и выделяя время и силы на достижение одних целей, человек ограничивает себя в достижении каких-то других. Поэтому изменение деятельности
человека, связанное с достижением цели повышения двигательной активности, должно опираться на существующую у человека иерархию ценностей и мотивов или же сопровождаться перестройкой этой иерархии. Иначе никакой современный гад-жет для мониторинга физической активности не сможет способствовать изменению деятельности человека, ведь источником ее изменения является не сам шагомер, а та система мотивов, т. е. система отношений, в которую шагомер встраивается как средство контроля выполняемой деятельности.
Ирландские исследователи, изучавшие особенности использования приложения для смартфона с целью повышения физической активности, показали, что происходит изменение отношения испытуемых к физическим упражнениям в целом [11]. Процесс изменения отношения был описан авторами в виде взаимосвязанных этапов: 1) осознанность и знание; 2) постановка цели; 3) обратная связь; 4) награда; 5) контроль и фокусирование; 6) уверенность; 7) владение. Обнаруженный эффект получил название «знать - проверять - двигаться».
Необходимо понимать, что наша деятельность определяется не столько самими существующими объектами окружающего мира (наличием шагомера или его отсутствием), сколько теми отношениями, которые мы выстраиваем с ними. В данном случае «отношение» понимается в его философском смысле как момент взаимосвязи всех явлений [8]. Свойства объектов проявляются только в их отношениях к другим объектам, поэтому для создания условий, помогающих человеку изменить способы его деятельности или всю деятельность в целом, следует опираться на систему отношений субъекта, а, возможно, и изменить сложившуюся систему отношений, чтобы она соответствовала новой деятельности. Особенности использования конкретно шагомера определяются отношением человека к данному прибору: игрушка или модный аксессуар, средство контроля некими сторонними лицами (как в исследовании, описанном выше) или же средство, помогающее человеку осознанно управлять своей двигательной активностью.
В заключение можно сказать, что в результате проведенного нами исследования были описаны психологические
функции шагомера, выявлены основные факторы, определяющие изменение человеком его деятельности с целью повышения двигательной активности при помощи шагомера. С нашей точки зрения, сам по себе шагомер не является фактором, мотивирующим человека на изменение своей деятельности, а выступает лишь в качестве средства контроля процесса достижения поставленных целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. - 672 с.
2. Гальперин П. Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения // Возрастная и педагогическая психология: материалы Всесоюз. семинара-совещания. - Пермь : Изд-во Перм. гос. пед. ин-та, 1974. - С. 90-103.
3. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теория, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева - М. : Смысл, 2002. - С. 47-102.
4. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М. : Изд-во
Моск. ун-та, 1971. - 40 с.
5. Прохазка Дж., Норкросс Дж., ди Клементе К. Психология позитивных изменений. Как навсегда избавиться от вредных привычек. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 320 с.
6. Прохоров А. В., Велисер У. Ф., Прочаска Дж. О. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение // Вопросы психологии. - 1994. - № 2. - С. 113-122.
7. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2006. - 607 с.
8. Философский энциклопедический словарь / сост. А. Л. Грекуло-ва; ред. С. С. Аверинцев. - М. : Советская энциклопедия, 1989. -814 с.
9. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational behavior
and human decision processes. - 1991. - № 50. - P. 179-211. 10. Bravata D. M., Smith-Spangler C., Sundaram V., Gienger A. L., Lin N., Lewis R., Stave C. D., Olkin I., Sirard J. R. Using pedometers to increase physical activity and improve health: a systematic review // The Journal of the American Medical Association. - 2007. - № 298(19). -Р. 2296-2304.
11. Casey M., Hayes P. S., Glynn F., OLaighin G., Heaney D., Murphy A. W., Glynn L. G. Patients' experiences of using a smartphone application to increase physical activity: the SMART MOVE qualitative study in primary care // British Journal of General Practice. - 2014. -№ 64(625). - P. e500-e508.
12. de Greef K, Deforche B., Tudor-Locke C., de BourdeaudhuijI. A cognitive-behavioural pedometer-based group intervention on physical activity and sedentary behaviour in individuals with type 2 diabetes // Health Education Research. - 2010. - № 25(5). - P. 724-736.
13. Dössegger A., Ruch N., Jimmy G., Braun-Fahrländer Ch., Mäder U., Hänggi J., Hofmann H., Puder J. J., KriemlerS., Bringolf-Isler, B. Reactivity to Accelerometer Measurement of Children and Adolescents // Medicine & Science in Sports & Exercise. - 2014. - № 46(6). - P. 11401146.
14. Janz N. K., Becker M. H. The Health Belief Model a decade later // Health Education Quarterly. - 1984. - № 11. - P. 1-47.
15. Kang M., Marshall S. J., Barreira T. V., Lee J. O. Effect of pedometer-based physical activity interventions: a meta-analysis // Research Quarterly for Exercise & Sport. - 2009. - № 80(3). - P. 648-655.
16. Kolt G. S., Schofield G. M., Kerse N., Garrett N., Schluter P. J., Ashton T., Patel A. The Healthy Steps Study: A randomized controlled trial of a pedometer-based Green Prescription for older adults. Trial protocol // BMC Public Health. - 2009. - № 9. - P. 404.
17. Lyons E. J., Lewis Z. H., Mayrsohn B. G., Rowland J. L. Behavior Change Techniques Implemented in Electronic Lifestyle Activity Monitors: A Systematic Content Analysis // Journal of Medical Internet Research. - 2014. - № 16(8). - P. e192.
18. Michie S., Ashford S., Sniehotta FF., Dombrowski S. U., Bishop A., French D. P. A refined taxonomy of behaviour change techniques to help people change their physical activity and healthy eating behaviours: The CALO-RE taxonomy // Psychology & Health. -2011. - Vol. 26 (11). - P. 1479-1498.
19. Newton K. H., Wiltshire E. J., Elley C. R. Pedometers and Text Messaging to Increase Physical Activity // Diabetes Care. - 2009. - № 32(5). -P. 813-815.
20. Pal S., Cheng Ch., Egger G., Binns C., Donovan R. Using pedometers to increase physical activity in overweight and obese women: a pilot study // BMC Public Health. - 2009. - № 9. - P. 309.
21. RosenstockI. M. Historical origins of the Health Belief Model // Health Education Monographs. - 1974. - № 2. - P. 328-335.
22. Strath S. J., Swartz A. M., Parker S. J., Miller N. E., Grimm E. K., Cashin S. E. A Pilot Randomized Controlled Trial Evaluating Motivationally Matched Pedometer Feedback to Increase Physical Activity Behavior in Older Adults // Journal of Physical Activity & Health. - 2011. -№ 8(02). - P. 267-274.
23. Tudor-Locke C. E., Bell R. C., Myers A. M., Harris S. B., Lauzon N., Rodger N. W. Pedometer-determined ambulatory activity in individuals with type 2 diabetes // Diabetes Research and Clinical Practice. - 2002. - № 55 (3). - P. 191-199.
24. Wang F., Orpana H. M., Morrison H., de Groh M., Dai S., Luo W. Long-term association between leisure-time physical activity and changes in happiness: analysis of the Prospective National Population Health Survey // American Journal of Epidemiology. - 2012. -№ 176(12). - P. 1095-1100.