ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.83+343.95
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE PREPARATION EMPLOYEES OF THE CORRECTIONAL SYSTEM FOR ACTIONS
IN EXTREME CONDITIONS
Kazberov Pavel Nikolayevich, candidate of psychological sciences, FKU "Research Institute of the Federal Penitentiary Service", head of the center, opodnii@yandex. ru
Kulakova Svetlana Vladimirovna FKU "Research Institute of the Federal Penitentiary Service", head of department, [email protected]
Fadeeva Xenia Fedorovna, FKU "Research Institute of the Federal Penitentiary Service", senior researcher, xenia [email protected]
Meshkova Lyubov Vladimirovna, FKU "Research Institute of the Federal Penitentiary Service", researcher, [email protected]
Abstract. The article disclosed theoretical aspects of the effects of human intervention in extreme events. Sets out the regulation and standardization of the various actions of psychologists on the specifics of institutions in the formation of a consolidated unit of employees of several divisions. Formulated especially the organization of events with staff psychoprophylactic criminal executive system, performing tasks as part of the operational groups. Performed the experience of psychological support of the staff who were sent to the disposal of operational teams.
Keywords: extreme conditions, psychodiagnostic methods, psychological support, the employees of the criminal executive system.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ
СИТУАЦИЯХ
Казберов Павел Николаевич, кандидат психологических наук, ФКУ «Научноисследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», начальник
центра, [email protected]
Кулакова Светлана Владимировна, ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», начальник отдела, [email protected]
Фадеева Ксения Федоровна, ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», старший научный сотрудник, xenia [email protected]
Мешкова Любовь Владимировна ФКУ, «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», научный сотрудник, [email protected]
Аннотация. В статье раскрываются аспекты последствий участия человека в экстремальных ситуациях. Излагаются принципы организации сопровождения психологами сотрудников различных по специфике учреждений, при формировании сводного отряда из нескольких структурных подразделений. Формулируются особенности организации психопрофилактических мероприятий с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, выполняющими задачи в составе оперативных групп. Представляется опыт психологического сопровождения личного состава, командируемого в распоряжение оперативных групп.
Ключевые слова: экстремальные условия, психодиагностический инструментарий, психологическое сопровождение, сотрудники уголовно-исполнительной системы.
Актуальность. Эффективность функционирования учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) тесно связана с психологическим благополучием персонала, нравственными и деловыми качествами сотрудников, их стрессоустойчивостью, эмоциональным самоконтролем. Роль психотравмирующих событий в профессиональной деятельности сотрудников УИС нуждается в особом внимании [7]. В последние годы уголовно-исполнительная система выполняла дополнительные задачи-поддержание конституционного порядка в составе оперативных групп Северокавказского региона (далее - СКР). В связи с необходимостью исполнения такой деятельности вопросы профессиональной подготовки пенитенциарных сотрудников приобрели особую актуальность. Сотруднику, выезжающему в составе оперативной группы, необходимо научиться быстро мобилизоваться, эффективно действовать, добиваясь необходимого результата, уметь восстановиться за ограниченный промежуток времени, быть подготовленным к экстремальным ситуациям, уметь регулировать свое состояние.
Целью данного исследования является анализ методов психодиагностики, обучения и подготовки сотрудников УИС к действиям в
экстремальных условиях для выполнения задач в составе оперативных групп в СКР.
Организация исследования. Экстремальная психология возникла в конце XX века, синтезировав конкретные исследования в области авиационной, полярной, космической, военной и других отраслей психологии. Экстремальная (от лат, extremus - крайний) ситуация - проявление экстремальных условий в локальных пространственно-временных границах. Порождается, как правило, единичным воздействием экзогенных экстремальных факторов, которое генерирует комплекс эндогенных факторов, собственно и определяющих специфику экстремальной ситуации [8, с. 602].
Проблема трудных и экстремальных жизненных ситуаций в отечественной психологии разрабатывалась многими авторами, опирающимися на такие понятия, как копинг-стратегии, стратегии совла-дания с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство: Ю.А. Александровским, Ф.Е. Василюком, Ц.П. Короленко, В.И. Лебедевым, М.Ш.Магомед-Эминовым, К.К. Муздыбаевым, Н.Н. Пуховским, М.М. Решетниковым, А.М. Столяренко, Н.В. Тарабриной и др. Деятельность сотрудника современного пенитенциарного учреждения характеризуется высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью, необходимостью быстрого реагирования на изменения, происходящие в среде поднадзорных.
Обучение действиям в экстремальных ситуациях является одной из важнейших задач подготовки личного состава, она комплексная и имеет много аспектов: собственно профессиональный, физиологический, медицинский, психологический, социальный, и привлекает к себе внимание специалистов различных областей, в числе которых психологи [1, с. 42].
Несмотря на то, что структура пенитенциарных учреждений детерминирована на принципе единоначалия и строгой субординации, повседневная служба сотрудника предполагает принятие ответственных решений в ситуациях, связанных с неопределенностью, риском, и в условиях ограниченного времени.
Патогенное социальное окружение в значительной степени и надолго препятствует здоровому саморазвитию. Современные исследования выделяют значительное количество (до 43) психотравмирующих факторов, отражающих «особенные жизненные события» [2,
с. 10]. Чрезмерный стресс приводит к тяжелой психологической дезинтеграции, которая может сопровождаться апатией, ступором и даже приводить к соматическим проблемам.
В целом, система психологической подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях представляет собой комплекс мероприятий, которые с организационной точки зрения можно разбить на три этапа.
Первый этап - психологическая подготовка к работе в экстремальных условиях: профессиональная подготовка, комплектование подразделения с учетом социально-психологических закономерностей и индивидуально-личностных особенностей.
Второй этап - психологическое сопровождение в «горячей точке» - в ходе выполнения служебно-боевых задач.
Третий этап - психологическая работа по возвращении к постоянному месту службы - предполагает проведение мероприятий по психологической реабилитации сотрудников, а также использованию положительных последствий экстремальных ситуаций для оптимизации подготовки личного состава ФСИН России [3].
На этапе психологической подготовки сотрудников к командировке в СКР основными задачами выступают:
- Психодиагностика личного состава, направляемого в командировку;
- Комплектование и формирование групповой сплоченности отправляемых подразделений;
- Специальная психологическая подготовка сотрудников и групп, направляемых в командировку.
В подразделениях ФСИН России на протяжении 10 лет накопился опыт психологического сопровождения личного состава, командируемого в распоряжение оперативных групп, в том числе сотрудников, выполняющих задачи в СКР [4, с. 2-4]. Подбор психодиагностического инструментария обусловлен целью и задачами исследования, которые, как правило, позволяют создавать различные психодиагностические батареи, состоящие из стандартизированного и проективного тестового материала:
- Включенное динамическое наблюдение и структурированное интервью;
- Методика изучения стилевой саморегуляции поведения
(В.И. Моросанова, Е.М. Коноз) [6, с. 118-127];
- теппинг-тест;
- Методика определения репрезентативной системы;
- Метод образовательной кинезиологии «Ленивая восьмерка»;
- Тест «Исполнение инструкций» (модификация теста Б. Руди-
ка);
- Личностный опросник Т. Лири «Интерперсональный диагноз»;
- Методика определения нервно-психической устойчивости,
риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»;
- Тест «Определения социотипа личности» и тест «Групповые роли»;
- Методика определения психоэмоционального статуса личности
в коллективе;
- Тест ММР1 (СМИЛ - 399);
- ИЯО-В (Опросник межличностных отношений В. Шультца);
- Тест ЬБ1 (Индекс жизненного стиля);
- Тест Сонди;
- цветоаналитический тест Фрилинга и т.д.
По результатам составляются развернутые, составленные в лексическом поле заказчика, психологические характеристики на каждого сотрудника, убывающего в состав оперативных групп ФСИН России. В них выделяются сотрудники, нуждающиеся в поддержке и контроле со стороны руководства и психолога. Составляются рекомендации по обеспечению профессионально-психологической
адаптации сотрудников к новым условиям и рекомендации по контролю за состоянием морально-психологического климата в целом. При формировании сводного отряда, особенно тогда, когда задачей психолога оперативной группы является психологическое сопровождение личного состава различных территориальных органов, актуальность сбора такого вида аналитической информации увеличивается многократно.
С 2004 года в подразделениях, отправляющих сотрудников УИС в командировки, существует традиция оформления постеров-календарей, объединяющих в себе несколько задач. Помимо прямого назначения постера (отсчет дней командировки до возвращения домой), используются моменты информационного просвещения по самым значимым
и, возможно, кризисным периодам командировки; формируются общие рекомендации по всем точкам экстремума поездки. Находкой по-
стера 2004 года являлась трансформация классической «звезды выживания», которая несла цель установки «Я вернусь живым! Сохранив любовь, не предав товарищей, сильным телом и духом!». Каждый убывающий боец, сделав данное обещание, оставлял подпись на постере. Данный календарь возвратился на место постоянной дислокации, выполнив свою миссию.
В дальнейшем задачи календарей менялись, менялось их визуальное представление. Так в 2007 году календарь, выполненный в типографических форматах, кроме знаменательных дат содержал краткие психологические рекомендации: «Если ты руководитель», «Усыпите бессонницу», «Если соскучился по дому», «Как избежать конфликтов», «Азбука позитива» и т.д.
В 2011 году основная цель постера «Держись выбранного пути!» была призвана осуществить психологическую поддержку сотрудников, вызвать положительные эмоции, а также напомнить о памятных датах, днях рождения откомандированных сотрудников.
Вывод. Таким образом, использование алгоритма организации психологического сопровождения сотрудников уголовно-
исполнительной системы на этапе формирования оперативных групп, участвующих в выполнении оперативно-служебных задач в условиях экстремальных ситуаций и боевых действий, будет способствовать повышению качества профилактики развития посттравматического стрессового синдрома и эффективности организации их психологического сопровождения в целом.
Библиографический указатель:
1. Казберов П.Н. Психологическое обеспечение позитивных личностных изменений у сотрудников ОВД, выполнявших профессиональные задачи в экстремальных условиях: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.06. - М, 2006. - С. 45.
2. Кровяков В.М. Психотравматология. Психическая травма, психогении в этиопатогенетических механизмах развития психических расстройств: монография. - Екатеринбург, 2006. - С. 10.
3. Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. Психологические аспекты развития и проявления эмоционального выгорания сотрудников пенитенциарных учреждений как следствие профессиональной деятельности // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер. межрег. научн.-практ. конф., Томск, 15-16 апреля 2014 г.
/ под общ. ред. к.п.н. А.А. Вотинова. Выпуск 2; Томский ИПКР ФСИН России. - Томск - Иркутск: Изд-во ООО «Мегапринт», 2014. - С. 230.
4. По материалам обзора ФСИН России «О положительном опыте психологического обеспечения работников, находящихся в служебных командировках в составе Оперативной Группы ФСИН России на Северном Кавказе». - М., 2012. - С. 2-4.
5. Моросанова В.И., Коноз Е.М. Стилевая саморегуляция поведения человека // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 118-127.
6. Фадеева К.Ф., Федорова Е.М., Кулакова С.В., Мешкова Л.В. Механизмы переживания и способы совладания с последствиями психотравм сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вопросы науки: Воспитание добропорядочного человека и гражданина в современном обществе: сборник по материалам международной научно-практической конференции (22 июля 2014 г., Воронеж). - Воронеж, 2014. - № 1 (6). - С. 109.
7. Энциклопедия юридической психологии / под общей ред. проф. А.М.Столяренко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 607 с.
Статья поступила в редакцию 27.08.2014.