Научная статья на тему 'Психологические аспекты подготовки плавсостава'

Психологические аспекты подготовки плавсостава Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1285
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / HUMAN FACTORS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL TRAINING / PSYCHOLOGICAL SERVICE / PSYCHOPEDAGOGICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриев Владимир Иванович, Козик Сергей Викторович

В статье на основе анализа причин аварийности на флоте, возрастании в этом роли человеческого фактора обосновывается необходимость организации психологической подготовки плавсостава. Психологическая подготовка будущих офицеров флота проводится и в ходе обучения по новой дисциплине «Психологические основы управления судовым экипажем» и в результате психологического обеспечения образовательного процесса в университете. Представлены организационные формы психологического обеспечения образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриев Владимир Иванович, Козик Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, by analyzing the causes of accidents in the fleet, an increase in the role of human-factors that justified the need for psychological training of seafarers is grounded. Psychological training of future officers of the fleet is carried out in the course of learning a new discipline The psychological foundations of management of the ships crew and as a result of the psychological support of the educational process at the university. Organizational forms of psychological support of the educational process are presented.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты подготовки плавсостава»

УДК 656.6.1+378.1 В. И. Дмитриев,

канд. техн. наук, доцент, СПГУВК;

С. В. Козик,

канд. воен. наук, доцент, СПГУВК

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЛАВСОСТАВА PSYCHOLOGICAL EDUCATION SUPPORT OF SEAFARERS

В статье на основе анализа причин аварийности на флоте, возрастании в этом роли человеческого фактора обосновывается необходимость организации психологической подготовки плавсостава. Психологическая подготовка будущих офицеров флота проводится и в ходе обучения по новой дисциплине «Психологические основы управления судовым экипажем» и в результате психологического обеспечения образовательного процесса в университете. Представлены организационные формы психологического обеспечения образовательного процесса.

In this article, by analyzing the causes of accidents in the fleet, an increase in the role of human-factors that justified the need for psychological training of seafarers is grounded. Psychological training offuture officers of the fleet is carried out in the course of learning a new discipline “The psychological foundations of management of the ship’s crew” and as a result of the psychological support of the educational process at the university. Organizational forms ofpsychological support of the educational process are presented.

Ключевые слова: человеческий фактор, психологическое обеспечение, психологическая подготовка, психологическая служба, психолого-педагогическая служба.

Key words: human factors, psychological support, psychological training, psychological service, psycho-pedagogical service.

АВАРИЙНОСТЬ на транспорте, в том числе и на водном, — объективная реальность, обусловленная сложными факторами транспортного процесса. Полное устранение этого негативного явления, к сожалению, не представляется возможным. Однако на практике вполне допустимо влиять на аварийность с помощью различных мер технического, организационного, эксплуатационного и правового характера и достичь ее относительного снижения на определенный период времени.

Аварийность судов зачастую влечет за собой человеческие жертвы и загрязнение водной среды, поэтому постоянная борьба за уменьшение числа аварийных случаев — насущная необходимость, продиктованная жизненными, моральными и хозяйственными интересами.

По данным Российского морского регистра судоходства, порядка 80 % аварийных случаев в находящемся под наблюдением Регистра флоте прямо или косвенно связаны с влиянием человеческого фактора. Примерно такие же цифры характеризуют причины аварийности и по мировому флоту. Так, по данным различных страховых компаний, анализирующих причины морских аварий, приведших к гибели людей, грузов и судов, а также загрязнению окружающей среды, в 60-80 % случаев аварии — результат непрофессиональных действий человека.

О чем свидетельствуют вышеприведенные цифры?

С одной стороны, это говорит о том, что чем выше эта доля, тем меньше аварий по причине отказа судовых технических систем и форс-мажорных факторов, с другой — необходимо направить все усилия на снижение доли человеческого фактора в общем числе аварий.

Ведь аварийность на флоте обусловлена тремя основными причинными факторами: непрофессиональными действиями экипажа (человеческий фактор), непредсказуемыми отказами функционирования техники (технический фактор) и неблагоприятными состояниями внешней среды (внешний фактор).

Выпуск 3

Выпуск 3

Можно высказать на первый взгляд парадоксальную мысль — необходимо стремиться к тому, чтобы доля человеческого фактора в общем числе аварий составляла 100 %! Это будет свидетельствовать о том, что степень надежности судовых технических систем составляет 100 %. Это во-первых. И во-вторых, никакие форс-мажорные обстоятельства в виде неблагоприятных погодных условий не сказываются на безопасности плавания судов, то есть суда надежны на 100 %!

Отсюда следует, что усилия необходимо направить не только на повышение надежности судовых технических систем и самого судна, способного противостоять любой стихии, но и сконцентрировать их на снижении аварийных случаев по причине непрофессиональных действий экипажа.

Со второй половины XX в. во всех развитых странах началось активное изучение влияния психологических особенностей моряков на эффективность их деятельности в системе «судно-сре-да-человек».

Наибольший интерес среди объектов этих исследований представляет профессиональная группа судоводителей. Так, оказалось, что в работе судоводителей наибольшее удельное значение (36 %) имеют ошибки, связанные с запаздыванием принятия решений и необходимых действий. На втором месте (31,6 %) находятся причины, связанные с запоздалым обнаружением опасности. Третье место (16,2 %) приходится на выполнение необоснованных маневров на малых расстояниях и в неподходящих условиях и еще 16,2 % приходится на все остальные аварии [1].

Сейчас ученые в спектр актуальных проблем, связанных с управлением судном, включают психологические аспекты профессионального реагирования и межличностного взаимодействия. Считается необходимым рассчитывать специфику психологических особенностей каждого члена экипажа судна, уровень сформированности его профессионально важных качеств.

К сожалению, психология все еще не играет на флоте той роли, которую должна была бы играть. Не всегда осознается важность психологических рекомендаций, имеющиеся на сегодняшний день достижения психологии реализуются не в полной мере. Далеко не везде и не всегда решаются такие традиционные и столь важные для морского флота проблемы, как организация профессиональной психологической диагностики судовых специалистов и поддержание высокого уровня их психологической готовности к работе.

Мало используется опыт психологии в учебных заведениях водного транспорта. Практически отсутствуют специализированные кафедры и специалисты, занимающиеся вопросами психологии для водного транспорта. Нет учебников и учебных пособий по курсу морской психологии. Нет четких программ, учебных планов и методических рекомендаций, позволяющих в достаточной мере вести психологическую подготовку студентов (курсантов), не предусматриваются для этих целей специализированные практические занятия, например психологические тренинги. Да и само понятие «морская психология» пока еще скорее формальное, чем реальное, не имеющее под собой хорошо проработанной научной, методической и практической базы.

Следствие этого — низкий уровень психологических знаний у работников судоходных компаний, плавсостава, значительной части преподавателей высших и средних учебных заведений водного транспорта.

Существенным прорывом в этой области являются принятые в Маниле поправки (Манильские поправки) к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78) [2]. Они предусматривают, в частности, обязательную подготовку командного состава судна в области управления ресурсами навигационного мостика, а также умение осуществлять руководство судовым персоналом.

В связи с этим в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по специальности 180403 «Судовождение» в гуманитарный, социальный и экономический цикл учебного плана подготовки включена дисциплина «Психологические основы управления судовым экипажем».

В соответствии с ФГОС ВПО специалист по направлению подготовки 180403 «Судовождение» должен решать следующие профессиональные задачи в организационно-управленческой деятельности:

— организация работы коллектива исполнителей с разнородным национальным, религиозным и социально-культурным составом, осуществление выбора, обоснования, принятия и реализации управленческих решений;

— организация работы коллектива в сложных и критических условиях, при чрезвычайных ситуациях, осуществление выбора, обоснования, принятия и реализации управленческих решений в рамках приемлемого риска.

Среди общекультурных компетенций, которыми должен обладать специалист, есть следующая (ОК-5): знание психологических основ управления коллективом, способов влияния на формирование целей команды и способов воздействия на ее социально-психологический климат.

Психологические знания помогают моряку правильно понять свои личностные особенности и найти рациональные приемы для самоформирования профессионально важных качеств; дают возможность проанализировать и объективно оценить психологические особенности других людей, без учета которых невозможно добиться успешной совместной работы в экипаже; позволяют моряку предвидеть и предупредить многие негативные явления, присущие длительному рейсу [3].

Велика роль психологических знаний для выпускников учебных заведений водного транспорта, будущих командиров, перед которыми зачастую встают задачи руководства коллективами в особо сложных условиях.

Широкое внедрение достижений научно-технической революции на флоте потребовало пересмотра требований, предъявляемых к специалистам водного транспорта, особенно к плавсоставу. Исследования показали, что определенные группы людей, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление к работе на флоте, не могут в силу своих психологических особенностей при этом добиться необходимого для службы на судах профессионального мастерства. Даже при достаточном уровне общих и специальных знаний они не только труднее и медленнее овладевают специальностью в процессе подготовки, но и работают на флоте хуже других, чаще допускают ошибки, являются основными виновниками разного рода аварий.

Необходимо поставить и решить задачу организации систематической и целенаправленной диагностики уровня развития профессионально важных качеств у кандидатов для обучения в учебных заведениях водного транспорта, чтобы как можно раньше начать планомерную психологическую работу по их развитию и формированию. Мы должны в ходе диагностики не закрывать двери на флот, а рекомендовать и советовать молодому человеку те или иные конкретные шаги. Человек может выработать отдельные недостаточно развитые качества личности, причем с тем большей вероятностью, чем более упорно и настойчиво он к этому стремится. Бывают случаи, когда недостающие качества заменяются другими, если студенту (курсанту) удается таковые в себе воспитать. Они вырабатываются упорным и долгим трудом, помноженным на желание и силу воли. Явление компенсации одних личностных качеств другими обязательно следует учитывать в практике формирования профессионально важных качеств.

На наш взгляд, для широкого внедрения диагностики профессионально важных качеств в практику приема в учебное заведение необходима большая разъяснительная работа среди абитуриентов и преподавателей, организация системы профориентационных мероприятий, глубокое научное обоснование применения методик диагностики, изучение взаимосвязи личностных особенностей и профессиональных требований к судовым специалистам, реакций личности на профессиональные и связанные с ними нагрузки на флоте.

Ни один метод психологии не получал, пожалуй, таких противоречивых оценок, не имел такого количества критики, как психологические тесты. Возможность применения тестов всегда вызывала острые дискуссии. Правда, в последнее время все больше специалистов убеждается в эффективности применения этого метода. Сейчас уже ставится вопрос не о возможности применения тестов для тех или иных практических целей, а о грамотном их использовании.

Целесообразно сразу же после зачисления студентов (курсантов) в учебные заведения заводить на них «профессиональный личностный паспорт», содержащий комплекс психологических

Выпуск 3

Выпуск 3

и психофизиологических характеристик индивида и перечень наиболее предпочтительных для него видов профессиональной деятельности (специальностей) на флоте. В этом паспорте в дальнейшем должны отмечаться все результаты психодиагностических обследований, рекомендаций по психологической коррекции недостаточно развитых профессионально важных качеств и целесообразности использования студента (курсанта) в той или иной специальности, а после прихода на флот — в той или иной должности.

Человек, удачно выбравший профессию, живет интересной и полнокровной жизнью, и не удивительно, что перед ним отступает даже старость. По данным геронтологов, подавляющее большинство людей в возрасте 80 лет и старше не меняли профессию на протяжении 60-70-летней трудовой жизни. Это означает, что для человека, выбирающего профессию моряка, крайне необходима научная помощь. И психологи должны помочь ему выбрать профессию на всю жизнь.

Психологическая помощь будущим морякам в ходе их обучения и становления в стенах образовательного учреждения должна быть оказана в рамках налаженной системы психологического обеспечения всех аспектов деятельности образовательного учреждения, и в первую очередь образовательного процесса.

Нет четко устоявшегося определения термина «психологическое обеспечение». Для этого есть и объективные (состояние научной разработанности проблемы) и субъективные причины (место, время, люди, средства).

Предлагается использовать следующее рабочее определение: это целенаправленное и планомерное использование психологических знаний в управлении образовательным процессом для повышения его эффективности.

Термин «знание» используется в очень широком смысле — это и знание психологических особенностей субъектов процесса (студентов, педагогов, других специалистов образовательного учреждения), это и психологические знания о процессах управления, это и психологические знания о процессах возрастных изменений человека, профессиональных деформациях и т. д.

Психологические знания «добываются» (получаются, собираются и т. д.) в результате комплекса психологических работ, они должны быть актуальными, объективными, адекватными для выработки управленческих решений.

В образовательном учреждении основной составляющей психологических знаний является информация о психологических особенностях студентов — развернутая психологическая характеристика (психологическое досье) студента.

Для выполнения такого комплекса психологических работ создается штатное подразделение учреждения, чаще всего это психологическая служба [4].

Критерий эффективности (целевая функция, цель) управления образовательным процессом — тоже многоплановое понятие, так как формируется вне «поля» системы психологического обеспечения, как внешний фактор из более общей системы.

В зависимости от «мощности» (объемности, сложности) критерия эффективности разрабатываются различные модели психологической службы, например модель М. Р. Битяновой на базе идеи психологического сопровождения, Ю. М. Забродина — личности в психодиагностике, А. В. Шувалова — антропологический подход к решению проблемы поддержания психологического здоровья, В. И. Слободчикова — мыследеятельностная модель системы развивающего образования и др.

Таким образом, можно сделать вывод (в самой первичной оценке рассматриваемого вопроса), чтобы было психологическое сопровождение, нужно организовать психологическую службу, которая в ходе комплекса психологических работ составит (будет поддерживать в актуальном состоянии) развернутую психологическую характеристику студентов (психологическое досье студента).

Комплекс психологических работ включает:

— психодиагностическую работу;

— консультационную работу;

— экстренную психологическую помощь.

Это целенаправленное и планомерное использование психологических знаний в управлении образовательным процессом для повышения его эффективности

Базис

Штатное подразделение университета:

— или психологическая служба;

— или отдел психологического обеспечения;

— или психолого-педагогическая служба;

— или кафедра

Содержание деятельности

Психологическая работа Организаторская работа Аналитическая работа Педагогическая работа Научная работа

- психодиагностическая работа;

- консультационная работа;

- экстренная помощь

— работа с кураторами

— аналитические справки

— коррекционная работа;

— обучение навыкам само-формирования;

— тренинги

— разработка нового психодиагностического инструментария

Рис. 1. Элементы психологического обеспечения

і

Анализ многолетнего опыта деятельности психологических служб (или подразделений, имеющих другое название, но решающих схожие задачи, в первую очередь это подразделения профессионального-психологического отбора, которые, например, в военно-морском флоте действуют с 1979 г.) позволяет выделить узловые моменты правильной организации психологической работы:

— для каждого вида работ нужен психолог, получивший специализацию по этому виду работы;

— качественная психодиагностическая работа может проводиться только в специально выделенные часы учебных занятий;

— качественная психодиагностическая работа может быть проведена только при наличии автоматизированной системы психодиагностики (сетевой компьютерный класс на 15-20 рабочих мест и специальное программное обеспечение);

— соблюдать важнейший принцип психодиагностики — сообщать обследуемому результаты психодиагностики (консультационная работа в расширенном варианте).

Следующий этап развития психологической службы связан с расширением спектра психологической работы.

Введение коррекционной психологической работы потребует создания психолого-педагоги-ческой службы подразделения, наиболее полно отвечающего комплексу мероприятий, обеспечивающих психологическое сопровождение.

Но базовой организацией для психолого-педагогической службы может быть только специализированная кафедра, например кафедра психологической подготовки, где студенты получают знания и навыки саморазвития с целью формирования у себя профессионально важных качеств [5].

В рамках учебного процесса наиболее оптимально проведение этой кафедрой всех видов психологической работы.

Психологическое обеспечение подготовки кадров плавсостава имеет исключительно важное значение для повышения качества и надежности судовых специалистов, безопасности судоходства. Очевидно, многое в решении психологических проблем, стоящих в единстве перед системой подготовки плавательных специальностей и флотом, зависит в первую очередь от квалифицированной и искусной организации и деятельности психологической службы отрасли, ее кадрового и материально-технического обеспечения. Вместе с тем немалую роль в этом играют и все остальные подразделения судоходных компаний и учебных заведений водного транспорта, без активного сотрудничества которых психология на водном транспорте вряд ли добьется значительных успехов.

ш

170 А

Список литературы

1. Качество судоходства: стандарты XXI века: XII Междунар. семинар. — СПб.: Морской регистр России, 2009. — 113 с.

2. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДМНВ-78) с поправками. — СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010. — 805 с.

3. Оперативная оценка функционального состояния судоводителя: отчет по НИР. — СПб.: СПГУВК, 2010. — 94 с.

4. Козик С. В. Концепция «Системы формирования профессионально важных качеств» у курсантов военно-морского института / С. В. Козик. — СПб., 2001. — 103 с.

5. Зайцев А. Г Теория и практика здоровья: Валеология профессиональной деятельности и семейной жизни / А. Г. Зайцев, С. В. Зайцев, С. В. Козик. — СПб., 2003. — 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.