взаимодействия с физической (предметной) и социальной (коммуникативно-символической средой) (6, 532).
От стиля деятельности во многом зависит трудоспособность людей.
Трудоспособность - психологическое образование, имеющее подвижный, динамический характер и сложную структуру, в нем рассматриваются такие качества личности, как активность, целеустремленность, постоянный поиск, общительность, которые составляют потенциальную характеристику трудоспособности.
1. Потребность в труде (невозможность находиться без дела, любовь к труду).
2. Трудовая активность (инициативность, интерес к новому в труде).
3. Трудовая выносливость (устойчивость к утомлению).
4. Трудовое усилие (преодоление трудностей, неудач) (1).
Трудоспособность рассматривается, в первую очередь,
относительно профессиональной деятельности.
В последнее время наблюдается снижение трудовой активности, потребности в труде, трудовой выносливости и трудового усилия в связи с накоплением переутомления, усталости, фрустрации, напряжения, стресса. Особенно это проявляется у сотрудников милиции, так как их профессиональная деятельность связана с повышенным риском для жизни, является стрессогенной, следствием чего становится развитие дезадаптивных состояний, оказывающих влияние на все уровни биологического и социального функционирования и приводящих к возникновению нервно-психических и психосоматических заболеваний, в результате чего и возникает нетрудоспособность. Состояние здоровья сотрудников правоохранительных органов, выполняющих служебно-оператив-ные задачи, затрагивает не только трудоспособность, но и проблему сохранения здоровья населения страны в целом. Межведомственной Комиссией Совета Безопасности РФ 23 июля 1997 г. было принято решение № 4, провозгласившее психическое здоровье населения страны проблемой национальной безопасности (2).
Формирование стиля имеет смысложизненное значение с точки зрения исключения реадаптации к профессии в ситуациях стресса. Необходимо формировать стили деятельности с учетом стрессовых факторов, индивидуальной типологии, саморегуляции.
Типология индивидуальных стилей, предложенная Л. Г. Дикой и П. Г. Щедровым, имеет в основе психическую саморегуляцию. Они рассматривают психофизиологический и психодинамический уровень индивидуальности, регулирующий затраты и восстановление психофизиологических ресурсов: тип вегетативной регуляции и уровень вертирован-ности. Авторы выделяют четыре устойчивых индивидуальных стиля: гармонический, экономный, затратный, накопительный (4,29-32). Их можно соотнести с типами синдрома эмоционального "выгорания":
1. Гармонический - здоровый, активный, способный к решению сложных проблем, контролирующий энергетические затраты. Положительная установка на выполнение деятельности, усиленная мобилизация положительных эмоций.
2. Экономный - средний уровень мотивации, энергетических затрат и профессиональных притязаний, дистанция по отношению к профессиональной деятельности. Экономная стратегия эффективна в ограниченных временных рамках, в длительных вероятно возрастание профессиональной неудовлетворенности.
3. Затратный - низкая устойчивость к стрессам и высокий уровень энергетических затрат негативных эмоций являются следствием психической перегрузки, неудовлетворенности своей деятельностью, отсутствия эмоциональной поддержки.
4. Накопительный - слабая устойчивость к стрессам, низкий субъективный уровень деятельности, ограниченная способность к релаксации, тенденция к отказу в грудных ситуациях, постоянное чувство беспокойства, страха.
Как видим, наиболее благоприятные стили - гармонический и экономный. В профессиональной деятельности сотрудникам правоохранительных органов желательно формировать стили, связанные с положительной установкой, контролирующие энергетические затраты, мобилизирующие эмоции, сохраняющие здоровье и ведущие к эффективной и успешной профессиональной деятельности (7; 8).
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б. Г. Избранные труды. - М., 1980.
2. Безчасный К. В. Психическое здоровье внутренних органов // Всероссийская психологическая газета. - 2004. - № 7-8.
3. Горелова Г. Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности // Кадры науки, культуры, образования. -2002. - № 6.
4. Дикая Л. Г. Итоги и перспективы направления исследований // Психологический журнал. - 2002. - № 6.
5. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.
6. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смена, 1999.
7. Толочек В. А. Стилевые характеристики и взаимодействия руководителей в управленческой структуре // Вестн. Моск. унта. Сер. 14, Психология, - 1995,- №3.
8. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействий субъектов // Там же.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДДЕРЖАНИЯ БОЕСПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
А. В. Жуланов, преподаватель
Волгоградская академия МВД России
Экстремальные ситуации предъявляют особые, повышенные требования к адаптационным возможностям человека, находящегося в измененных, непривычных для него условиях. Поэтому они могут быть опасны для его жизни и здоровья. Основные психологические реакции человека в экстремальных условиях могут быть положительными и отрицательными: например, мобилизация психологических возможностей и проявление беспокойства, неуверенности, тревоги. Наличие ситуаций, чреватых потенциальными угрозами не только срыва решаемой задачи, но и жизни граждан и самих сотрудников, требует от сотрудника ОВД постоянной бдительности и готовности в любой момент действовать, в том числе с применением оружия. Помимо дискомфорта и лимитированного времени нормальное выполнение функциональных обязанностей в экстремальной ситуации у сотрудника ОВД осложняется чувством повышенной ответственности, возникающим в результате того, что ошибки, промедления, отсрочки и отказы, им допущенные, могут повлечь тяжелые последствия.
Совокупность морально-психологических качеств сотрудников ОВД, которые позволяют им в любой момент и в любой обстановке выполнять возложенные на них функции по обеспечению законности, безопасности и правопорядка, называется внутренней (психологической) боевой готовностью. Чтобы обеспечить высокую боевую готовность и бдительность, надо понимать, из чего она складывается, от чего зависит, как на нее влиять.
Внутренняя боевая готовность сотрудника - это личностное проявление. Для ее понимания следует вспомнить, что
все явления психики бывают устойчивыми (постоянно или длительно прослеживающимися у данного человека) и динамичными (быстро меняющимися, то возникающими, то исчезающими). Они обнаруживаются и в психологической боевой готовности, разделяя ее на две основные группы: группу психологических слагаемых предварительной и группу психологических слагаемых непосредственной боевой готовности.
Под боеспособностью здесь мы понимаем запас психологической энергии и физических сил, позволяющий сотруднику ОВД незамедлительно, решительно и эффективно действовать в экстремальных условиях.
Психологическая устойчивость личности сотрудника ОВД характеризует возможность человека переносить трудности, невзгоды, неудачи, умение "держать удар", не отчаиваться при неудачах, добиваться выполнения служебных задач при любых трудностях. Как и все в человеке, это свойство индивидуализировано и определенным образом зависит от природных задатков данного человека, от особенностей его социального развития, подготовки и общественного окружения.
Большое значение в сохранении психического здоровья и под держания боеспособности сотрудника имеет выносливость, т. е. его способность к экономной трате и рациональному распределению своих сил. Это представляется важным в силу того, что опасность для здоровья и жизни, трудности и неожиданности часто существуют в течение значительного времени, за которое человек находит способы решения возникающих проблем, адаптируется к этим условиям.
Основной целью психологического обеспечения является поддержание оптимального уровня психологического состояния, профессиональной работоспособности и боеспособности сотрудников при решении служебных задач в сложных условиях, сохранение их психического здоровья.
Психологическое обеспечение личного состава ОВД в экстремальных условиях предполагает проведение системы взаимосвязанных и непрерывных мероприятий. Во временном интервале эти мероприятия можно разделить натри этапа:
- подготовка к действиям в экстремальных условиях;
- психологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности личного состава в экстремальных условиях;
- психологическая реабилитация личного состава после пребывания в экстремальных условиях.
Цель настоящей работы заключается в выявлении факторов, снижающих боеспособность, и определении психологических аспектов, способствующих поддержанию боеготовности сотрудников ОВД в экстремальных условиях.
Эмпирическая часть исследования проводилась на базе ОМОН ГУВД Волгоградской области. Объектом исследования являлись сотрудники (56 человек), выполнявшие слу-жебно-боевые задачи в зоне ЧС. Возрастной интервал составил 25-40 лет.
Экспериментально-психологическое обследование осуществлялось до выезда в зону ЧС, с целью установления степени
готовности к действиям в экстремальных условиях, и после пребывания в экстремальных условиях. Определялись уровень тревожности, стрессоустойчивости, психофизиологические особенности личности с использованием следующих методик: САН (самочувствие, активность, настроение) — оценка общего психофизиологического состояния сотрудников; измерение уровня тревожности Тейлора; многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ).
Данные психодиагностические средства были использованы нами в обследовании сотрудников ОВД, пребывавших в зоне ЧС, так как они позволяют за сравнительно короткий промежуток времени оценить наиболее характерные эмоциональные аспекты поведения человека, выявить личностные параметры, которые дают возможность осуществить прогноз успешности выполнения служебно-боевых задач. Кроме того, данные методики удобны в использовании и обработке, не требуют значительных временных затрат в подсчете количественных данных. Практика применения перечисленных выше тестов говорит об их надежности и валидности, что дает возможность получать достоверные данные.
Результаты отражают показатели по шкалам (самочувствие, активность, настроение) до пребывания сотрудников в экстремальных условиях и после возвращения из зоны ЧС. Степень выраженности того или иного показателя представлена в таких характеристиках, как очень хорошее, хорошее, нормальное, плохое, очень плохое (табл. 1).
Результаты исследования по методике САН, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что после выполнения задач в зоне боевых действий выявляются сотрудники с нервно-психической неустойчивостью, сниженными адаптационными возможностями, склонные к депрессивным состояниям, имеющие субъективное переживание психофизиологического истощения.
При обработке результатов психодиагностического обследования до и после пребывания в зоне ЧС по методикам МЛО-АМ (исследуемые показатели: нервно-психическая устойчивость - НПУ, коммуникативные способности - КС, личностный адаптивный потенциал - ЛАП, степень проявления этих показателей: высокая, средняя, низкая) были получены данные, представленные в табл. 2.
Эти данные свидетельствуют, что после прекращения действия экстремальных факторов (возвращения из зоны ЧС) уменьшилось число сотрудников с высокой нервно-психической устойчивостью и личностным адаптивным потенциалом, увеличилось количество сотрудников с низким уровнем не-рвно-психической устойчивости и личностного адаптивного потенциала. При этом показатель коммуникативных способностей до и после пребывания в экстремальных условиях остался неизменным.
Произведено было также исследование по методике измерения уровня тревожности Тейлора (табл. 3). При определении тревожности выявлялись высокий, средневысокий, средненизкий и низкий уровни проявления этого состояния.
Таблица 1
Психофункциональные показатели сотрудников, %
Степень проявления Самочувствие Активность Настроение
Пребывание в зоне ЧС
До После До После До После
Очень хороший 9,0 1,8 9,0 5,4 - -
Хороший 36,0 19,8 30,6 21,6 27,0 23,2
Нормальный 45,0 36,0 35,7 26,8 34,0 30,3
Плохой 7,2 37,8 18,0 37,5 27,0 28.6
Очень плохой 3,6 5,4 8,5 5,4 10,8 18,0
Таблица 2
Показатели адаптивности сотрудников, %
Степень проявления НПУ КС ЛАП
Пребывание в зоне ЧС
До После До После До После
Высокая 42,5 35,7 26,7 26,7 34,0 32,1
Средняя 42,5 41,7 55,4 55,4 50,0 46,4
Низкая 10,8 23,2 17,8 17,8 14,4 25,0
Таблица 3
Показатели тревожности сотрудников, %
Уровень Пребывание в зоне ЧС
тревожности До После
Высокий 21,5 28,4
Средневысокий 50,0 42,9
Средненизкий 23,4 17,9
Низкий 5,4 10,7
После пребывания в экстремальных условиях увеличилось количество сотрудников с высоким и низким уровнем тревожности (что является показателем неблагополучия их состояния). Количество сотрудников со средневысоким и средненизким уровнем тревожности, соответственно, уменьшилось. Таким образом, оптимальное состояние тревоги испытывают меньшее количество людей. Диагностические данные согласуются с результатами, приводимыми в работах В. В. Авдеева (1, 3-9), Н. В. Андреева, Н. Г. Хохловой (2, 88-96), Г. С. Човдыровой (3). В своих публикациях они указывают, что деятельность сотрудников ОВД в боевой обстановке характеризуется воздействием на психику стресс-факторов повышенной интенсивности, длительность воздействия которых, а также их психотравмирующий характер, могут способствовать возникновению изменений в психической деятельности и снижать боеспособность сотрудников.
Неизбежно вытекает вывод о необходимости введения в практику психологического сопровождения сотрудников ОВД специальной учебной программы, направленной на формирование психологической устойчивости к факторам и трудностям боя, вооружение сотрудников разнообразными методиками управления собственным психическим состоянием (самовнушение, аутогенные приемы саморегуляции, самокоррекция, медитация, самогипноз) и др.
Реализация этого направления работы должна осуществляться на различных этапах психологической подготовки, которая является важным и неотъемлемым компонентом слу-жебно-боевой подготовки сотрудников ОВД. Изложенный подход к психологическому сопровождению позволяет заблаговременно формировать необходимую психологическую готовность к опасности и экстремальности службы, вырабатывать устойчивость к психотравмирующим факторам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеев В. В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях: Учебное пособие - М.: ВЮЗИ МВД СССР, 1988.
2. Андреев Н. В., Хохлова Н. Г. Изучение проявлений стресса и проблем психологического обеспечения деятельности сотрудников ОМОН ГУВД г. Москвы в экстремальных условиях // Проблемы деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Сб. науч. тр. ВНИИ МВД РФ, - М., 1995.
3. Човдырова Г. С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного Состава системы МВД России в экстремальных условиях - М.: ВНИИ МВД РФ, 1998.
АДАПТАЦИЯ
МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ ОВД
Р. М. Насиров, преподаватель Академия полиции МВД Республики Азербайджан, г. Баку
В процессе своей деятельности органы внутренних дел сталкиваются с множеством проблем, от которых зависят и успешное достижение целей, и решение задач, стоящих перед ними, и состояние самих ОВД как правоохранительных органов. В этом смысле проблема адаптации молодых согрудников стоит перед ними всегда, является одним из определяющих факторов. От степени успешности адаптации завися т как эффективность текущей деятельности, так и состояние ОВД в будущем.
От успешной адаптации зависят завершение учебного процесса и сохранение опыта, накопленного ОВД. На адаптации может положительно или отрицательно сказаться социально-психологический климат в коллективе. При этом психологический климат влияет и на адаптацию молодых сотрудников, и на успешную деятельность ОВД.
Деятельность органов внутренних дел сопряжена с постоянным психическим напряжением. Стрессовые ситуации возникают на каждом направлении деятельности. Поэтому процесс адаптации в коллективе ОВД так сложен: молодой сотрудник сталкивается с двойными трудностями. Здесь ему на помощь должны прийти не только психологические службы, но и весь коллектив.
После того как молодой сотрудник получает назначение, наступает непростой период адаптации в новом коллективе, который должен подтвердить или опровергнуть правильность и кадрового отбора, и выбора самого сотрудника. Поскольку МВД потратило средства и время на подготовку работника и уже сделало выбор, оно заинтересовано в том, чтобы сотрудник не только не уволился в течение ближайших месяцев, но и стал хорошим сотрудником, профессионалом. Статистика свидетельствует, что наибольшее количество вновь принятых сотрудников уходят в первые полгода. Основные причины -несовпадение ожиданий и действительности, а также сложности адаптационного процесса.
Сотруднику нужны адекватная оценка труда в форме зарплаты и премий; социальная защищенность (оплачиваемые отпуска, больничные листы и др.); гарантии роста и развития; установленный участок работы с определенными правами и обязанностями; комфортные условия труда; творческое взаимодействие с другими сотрудниками. Иерархия ожиданий здесь зависит от индивидуальных особенностей личности, конкретной ситуации.
В свою очередь, орган внутренних дел ожидает от вновь принятого квалифицированной работы, оптимальных личных