Научная статья на тему 'Психологические аспекты обучения учащихся начальной школы коллективной работе'

Психологические аспекты обучения учащихся начальной школы коллективной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА / ЗНАНИЯ / УСПЕХ / АКТИВНОСТЬ / ИНТЕРЕС / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журакулова Кундуз Жалоловна

Статья посвящена проблеме психологическихе аспектов обучения учащихся начальной школы коллективной работе. Термин «коллектив» произошел от латинского «collectives» собирательный. Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности, субъект-субъектные отношения участников совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель организатор сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты обучения учащихся начальной школы коллективной работе»

Список литературы

1. Газиев Э. Особенности создания совершенного словаря по психологии/ Э. Fозиев, Л. Турсунов. Тошкент, 2005. 19 с.

2. Давлетшин М.Г. Психология: краткий толковый словарь. Тошкент, 1998.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЕ Журакулова К.Ж.

Журакулова Кундуз Жалоловна - психолог-практик, Школа № 15,

Каганский район, Бухарская область, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена проблеме психологическихе аспектов обучения учащихся начальной школы коллективной работе. Термин «коллектив» произошел от латинского «collectives» — собирательный. Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности, субъект-субъектные отношения участников совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель - организатор сотрудничества.

Ключевые слова: начальная школа, коллективная работа, знания, успех, активность, интерес, учебная мотивация.

В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился личностно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.

Термин «коллектив» произошел от латинского «collectives» — собирательный. «Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации и совместной деятельности» [2].

Таким образом коллектив — это «целеустремленный комплекс личностей специально организованных и обладающих органами самоуправления» [2].

Обучение, основанное на групповых формах организации урока, разрешает к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, доброкачественное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.

Групповая работа, будучи давно известной, до сих пор несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное «добывание» учащимися знаний в результате организации поисковой деятельности, субъект-субъектные отношения участников совместной деятельности, создание ученику ситуации успеха, активность, интерес, учебная мотивация, учитель - организатор сотрудничества.

В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества -воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная самого раннего детства, то особая роль отводится периоду

обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством учителя формируется учебное сотрудничество.

Таким образом, актуальность рассматриваемого в представленной работе вопроса определяется тем, что проблема совместной деятельности учащихся на уроках в практике начального обучения пока недооценивается. Вместе с тем, современными исследованиями педагогов и психологов доказано, что сотрудничество со сверстниками играет незаменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.

Главным учебным предметом в начальной школе считаем уроки литературного чтения и развитие речи, так как высокий уровень чтения и речевого развития - залог успешного обучения не только в начальных классах, но и в среднем звене. Что придумать, чтобы уроки литературного чтения стали любимыми? Как учить чтению, чтобы повышать эффективность учебной деятельности учащихся? Отправной точкой для выполнения аттестационной работы выступила реальная необходимость в преобразовании уже существующих материалов и разработке новых с использованием современных технологий для повышения эффективности обучения и развития школьников на уроках чтения.

Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Важнейшим средством достижения этой цели обучения на уроках чтения в начальной школе, по нашему мнению, является организация групповых форм учебного сотрудничества на уроке.

Можно выделить два подхода к организации учебного взаимодействия. Согласно первому подходу, отношения учителя и ученика строятся как отношения субъекта и объекта, при которых учитель, организуя взаимодействие, выступает активной стороной, а ученик - пассивной стороной образовательного процесса, объектом педагогических воздействий учителя. Согласно второму подходу, взаимодействие учителя и учеников осуществляется как субъект - субъектное, где участники образовательного процесса сотрудничают в поиске необходимых знаний и способов действий. Оптимальным типом взаимодействия в совместной деятельности является сотрудничество.

Слово «сотрудничество» обозначает одно из ведущих понятий современной гуманистически ориентированной педагогики. Сотрудничество - это, буквально, взаимодействие труда действующих вместе людей, то есть их совместная деятельность.

Суть сотрудничества заключается в том, что все партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.

Сотрудничество несет в себе все основные признаки совместной деятельности. Это наличие единой цели, побуждение участников совместной деятельности работать вместе, объединение индивидуальных деятельностей в единое целое, разделение единого процесса деятельности на отдельные взаимосвязанные операции, и их распределение между участниками, координация индивидуальных деятельностей и управление ими, наличие единого конечного результата.

Педагогическая значимость сотрудничества может быть понята на основе психологического закона связи деятельности и развития личности. [1] Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации ребенка. В совместной деятельности способности и возможности участников (партнеров) реализуются наиболее полно. Дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития.

При педагогически целесообразной организации совместной деятельности учащихся на уроках задействуются разные сферы личности ребёнка, что ведёт к его более гармоничному развитию.

Сотрудничество будет решать задачи воспитания, если учитель будет преднамеренно создавать, моделировать отношения в группе, привлекая к этому самих ребят, стимулировать подлинно нравственные переживания взаимного участия, заинтересованности в успехе одноклассников, ответственности за процесс и результат работы на уроке.

Таким образом, сотрудничество обеспечивает «субъект - субъектные» отношения, в сфере которых только и может происходить формирование субъектности ученика. Это отношения, требующие равноправной позиции участников деятельности, отношения к другому в соответствии со всей полнотой его человеческой сущности, признания за ним права на самоопределение и свободу. В силу особенностей возраста становление таких отношений доступно младшим школьникам, прежде всего, во взаимодействии друг с другом.

Итак, сотрудничество младших школьников в учебной деятельности повышает учебную мотивацию учащихся, способствует развитию «субъект - субъектных» отношений между участниками этой деятельности, при умелом руководстве учителя.

Список литературы

1. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. 321 с.

2. Смирнов С.А. Педагогика: теория, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. М.: Изд. центр Академия, 2006. 509 с.

ЭЛЕМЕНТЫ КОМПРЕССИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Шкурина В.А.

Шкурина Валентина Анатольевна - студент магистратуры, кафедра алгебры, геометрии и теории обучения математике, Курский государственный университет, г. Курск

Аннотация: в статье анализируются основные аспекты применения элементов компрессивного обучения в общеобразовательной школе. В частности рассматриваются возможности применения различных техник для развития памяти и внимания.

Ключевые слова: компрессивное обучение, внимание, память.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта одной из отличительных особенностей обучения в 10-11 классах стала профильная направленность образовательной программы. Таким образом, на изучение профильных дисциплин отводится большее количество времени, чем на изучение остальных дисциплин, не имеющих прямого отношения к конкретному профилю. Однако объем изучаемого материала в непрофильных дисциплинах остался достаточно большим, в связи с чем возникают сложности при его изучении. Поэтому применение элементов компрессивного обучения позволит при ограниченных временных затратах извлекать максимальную эффективность из образовательного процесса.

Базой для новой технологии обучения стала технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева. Поэтому для применения этой технологии необходимо учитывать несколько базовых особенностей:

1) построение программы линейное (т.е. материал изучается блоками, которые расположены в строгой последовательности, однако взаимосвязаны);

2) взаимосвязанные действия, процессы или операции изучаются одновременно;

3) практические задания выполняются по единой схеме;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.