9. China's Kashmir Policies and Crisis Management in South Asia. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.usip.org/publications/2017/02/chinas-kashmir-policies-and-crisis-management-south-asia (дата обращения 15.03.2019)
10. Joint statement between the People's Republic of China and the Islamic Republic of Pakistan. 2006. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.pkulaw.cn/display.aspx?cgid=100667646&lib=tax (дата обращения 10.03.2019)
11. Li Keqiang: China-Pakistan ties 'unbreakable', economic corridor planned. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web.archive.or/web/20140312032536/http://gbtimes.com/china/li-keqiang-china-pakistan-ties-unbreakable-economic-corridor-planned (дата обращения 13.03.2019)
12. Ministry of Commerce & Industry: Annual economic report. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://commerce-app.gov.in/eidb/ecntcom.asp (дата обращения 11.03.2019)
13. Pakistan arrests Mumbai suspects. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.aljazeera.com/news/asia/2008/12/2008121085228795428.html (дата обращения 12.03.2019)
14. Pakistan lands $46 billion investment from China. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://money.cnn.com/2015/04/20/news/economy/pakistan-china-aid-infrastucture/ (дата обращения 13.03.2019)
15. The boundary agreement between China and Pakistan, 1963. [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://people.unica.it/annamariabaldussi/files/2015/04/china-pakistan-1963.pdf (дата обращения 08.03.2019)
PLACE OF CHINA IN THE INDO-PAKISTAN CONFLICT IN THE 21ST CENTURY
M.R. Zaripov, student
A.G. Spiridonov, student Kazan federal university (Russia, Kazan)
Abstract. This article analyzes the Chinese influence on the Kashmir conflict in the 21st century. China has long acquired third-party status in the bilateral territorial dispute between India and Pakistan and is able to play an important role in the conflict resolution process. The article describes the main events related to the direct participation of China in the Kashmir conflict in the 21st century.
Keywords: Kashmir conflict, territorial differences, Chinese influence, China-Pakistan economic corridor.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОЕКЦИОННОМУ ЧЕРЧЕНИЮ
И.Н. Бочарова, канд. техн. наук, доцент С.Г. Демидов, канд. техн. наук, доцент
B.Г. Хрящев, канд. техн. наук, доцент
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11246
Аннотация. В статье рассматриваются психологические аспекты преподавания одного из разделов инженерной графики - проекционного черчения. Показано, что необходимо учитывать сформированные ранее особенности мыслительных процессов у студентов, протекающих при решении задач.
Ключевые слова: преподавание, психологические аспекты, обучение, графические дисциплины.
Проанализированная нами технология обучения проекционному черчению [1] показывает, что каждый студент приходит к формированию навыков решения проекционных задач по-своему, либо через усвоение логических правил выполнения построений с переходом к актуализации пространственного воображения, либо через сопоставление осознанных пространственных образов с правилами построения проекций детали. Наши наблюдения за коллегами-педагогами также показали, что и они, осознанно или нет, часто следуют одной из этих схем. Одни основной упор на усвоение правил проецирования, нахождения проекций точек на различных поверхностях, а затем уже полученное решение соотносят с пространственным образом, другие - активно используют при обучении поясняющие трёхмерные рисунки (образы), сопровождая ими решаемые задачи. Вероятно, это связано с психологическими особенностями функционирования мышления человека. Поэтому этот аспект обучения также необходимо учитывать при преподавании инженерной графики в техническом университете.
В современной психологии существуют разные подходы к изучению процессов восприятия информации и мышления. В первую очередь, это физиологический подход, пытающийся понять закономерности мышления через функционирование мозга, органов чувств и т.д. Известно, что мозг человека состоит их двух полушарий, каждое из которых имеет свои функции, которые могут дополнять функции другого. Существует определённая доминантность полушарий [2]. Причём для разных процессов, происходящих в мозге она разная. Говорят о доминантности полушарий, например, в двигательной активности: хорошо известное всем деление людей на «правшей» и «левшей». Известна также асимметрия функций полушарий в речи [3], левое полушарие отвечает за абстрактное (логическое) мышление и имеет доминирующее значение, например для речи. Правое полушарие отвечает за асо-
циативное (образное) мышление и позволяет человеку, например только подражать речи других, функционировать речи, тогда как левое - позволяет осознать смысл речи, создаёт способность к абстракции. Это доказанные факты, полученные путём исследования речевых функций людей с повреждёнными левым или правым полушариями. С точки зрения пространственного восприятия объектов, психологами и физиологами установлено, что правое полушарие отвечает, в основном, за точное описание объекта, запоминает его конкретную форму объекта, его размеры, но не оценивает геометрические размеры, левое полушарие - обобщает и классифицирует образы, позволяет абстрагироваться и производить действия с ними. Следует отметить, что в данном случае асимметрия функции мозга не носит ярко выраженного характера, сами функции полушарий могут совершенствоваться через обучение [4].
Объяснить особенности пространственного мышления человека при помощи одного физиологического подхода не представляется возможным. Оно связано и с заложенными в детстве знаниями, умениями, навыками, особенностями их развития в дальнейшем. Поэтому существует и другой подход к изучению процессов восприятия пространственных образов и мышления - через познание общих закономерностей работы психики. Как отмечает С.Л. Рубинштейн [5] всякий мыслительный процесс совершается в понятиях, обобщениях. В реальном мыслительном процессе понятия не выступают в изолированном виде, они всегда функционируют в единстве и взаимопроникновении с наглядными моментными представлениями, которые будучи формой существования понятия, являются и вместе с тем некоторыми конкретными зрительными образами. Хотя теоретически в целях анализа нужно различать абстрактное теоретическое мышление и мышление наглядно образное, они отличаются друг от друга в действительности по тому что - понятие
или образ - является в них преобладающим. На первом этапе мышления образ, включаясь в мыслительный процесс, ин-теллектуализируется - он становится чувственным носителем некоторого обобщённого содержания, преобразует само чувственное содержание, на передний план выводит те его характеристики, которые связаны со значением объекта, остальные же характеристики отходят на задний план. В результате образ становится носителем мысли, что приводит в конечном этапе к переходу от вещественно-
пространственного представления к некоторой схеме. В то же время, наряду с конкретным образом, схема имеет в мышлении значительную роль сама по себе. Мыслительный процесс, поиск решения некоторой задачи, не всегда облекается в яркие наглядные образы, первичная работа мысли происходит через её движение в некоторой системе на основе некоторой схемы, которая предвосхищает в сознании ещё не развёрнутую систему мыслей. То есть в самых разнообразных формах осуществляется теснейшее сплетение логического мышления в понятиях с наглядным содержанием. Абстрактное логическое мышление неотрывно от наглядно чувственной основы, они многообразными способами переходят друг в друга, оно не означает внешней полярности, но оно существенно. Человек не может мыслить только в понятиях в отрыве от чувственной наглядности, но и не может мыслить только образами. Как подчёркивает
С.Л. Рубинштейн, у человека существует единый интеллект, не может быть и речи о двух различных интеллектах как о различных биологических механизмах. Но внутри единства, в зависимости от различных условий, дифференцируются различные виды мыслительных операций и характер их протекания.
Разному возрасту человека характерно доминирование тех или иных форм мыслительных процессов. Детскому возрасту, например, более характерно наглядно образное мышление, 16...19 летние переходят к понятийному, абстрактному мышлению [6] и др. Характер протекания мыслительных процессов зависит также и от
конкретных особенностей воспитания и обучения каждого человека.
Применительно к преподаванию графических дисциплин, и в частности проекционного черчения, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что особенностями предшествующего образования студентов, более чем физиологическими процессами мозговой деятельности, можно объяснить их дифференциацию по способу пространственного мышления. У одних хорошо развита способность пространственно воспринимать конкретный объект и отобразить его на бумаге, но абстрагирование, мышление, умозаключения, касающиеся конкретных геометрических понятий, вызывают сложности. Пример этого -студент может рисовать, отобразить решение проекционной задачи в виде рисунка, но при этом испытывает сложности при решении типовых задач начертательной геометрии, лежащей в основе проекционного черчения. Другие студенты могут хорошо абстрагироваться и работать с геометрическими и математическими понятиями, но с трудом отображают конкретные пространственные объекты на бумаге, по готовому решению проекционной задачи, с трудом представляют пространственную форму детали, особенно на первых стадиях обучения не могут отобразить конкретные объекты на бумаге. Хотя и те, и другие, готовы и могут мыслить логически - об этом свидетельствуют успешно сданные единые государственные экзамены, подготовка к которым ведётся, как правило, с упором на развитие абстрактного логического мышления.
Задача преподавателя инженерной графики помочь перекинуть мостик от наглядного образного мышления к абстрактному или наоборот. Деятельность инженера многогранна: для неё важны как развитое образное мышление, так и абстрактное логическое. Ведь даже создание новой техники может идти одним их этих путей. Например, в воспоминаниях о деятельности А.Н. Туполева [7] приводятся такие факты, что он часто наглядно, в виде рисунка, представлял себе решение той или иной инженерной задачи, а затем проверял их расчётами. И такие случаи не единич-
ны. С другой стороны, современные металлорежущие станки можно проектировать и по методике, описанной в книге [8], в соответствии с которой по предварительной оценки требуемой производительности оборудования, через кинематические, силовые, гидравлические электрические и электронные схемы управления происходит переход к конкретному пространственному воплощению каждого функционального узла станка с последующим объединением их в единое целое и применению к этому целому художественного конструирования, гармонизации формы и пр.
Примером такого подхода к обучению может служить представленная в работе [9] теория решения задач начертательной геометрии, в которой наряду с геометрическими пространственными представлениями графических объектов дано их абстрактное описание с использованием логических определений.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что занятия по про-
работу со студентами при преподавании графических дисциплин следует строить из сложившихся у них к началу обучения в университете особенностей пространственного мышления. Студентам с выраженным логическим мышлением следует помочь научиться мыслить образно как в пространстве, так и на бумаге с помощью средств технического рисунка, компьютерной поддержки пространственного воображения, решения многовариантных проекционных задач. Студентам, способным хорошо воспроизводить на бумаге конкретные пространственные объекты, следует помочь установить тесные взаимодополняющие связи образного мышления с абстрактным через акцентирование внимания на алгоритм решения проекционной задачи, сопровождением его сложных элементов наглядным рисунком, использовать компьютерную поддержку пространственного мышления, позволяющую осуществлять логическое построение трёхмерной детали и переход к её изображению в виде проекций.
екционному черчению, индивидуальную
Библиографический список
1. Бочарова И.Н., Демидов С.Г. Актуальные проблемы преподавания проекционного черчения в техническом университете // Инженерный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2015. № 4. Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/765229.html
2. Милнер П. Физическая психология. Пер. с англ. - М.: Мир, 1973. - 648 с.
3. Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1999. -298 с.
4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. - СПб., Питер, 2001 г., -464 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: ПитерКом, 1999.- 720 с.
6. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6-ти т. - М., 1984.
7. Бодрихин Н.Г. Туполев. - М.: Молодая гвардия, 2011, 455[9] с., ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1327)
8. Металлорежущие станки и автоматы: Под ред. А. С. Проникова / А. С. Проников, Н. И. Камышный, Л. И. Волчкевич и др. - М.: Машиностроение, 1981. - 480 с.
9. Власов В.В., Хрящев В.Г., Горячкина А.Ю. Общая теория решения задач применительно к начертательной геометрии // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 2 (10). С. 9-16.
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PROJECTION DRAWING LEARNING
I.N. Bocharova, candidate of technical sciences, associate professor S.G. Demidov, candidate of technical sciences, associate professor V.G. Khryachev, candidate of technical sciences, associate professor Bauman Moscow state technical university
(Russia, Moscow)
Abstract. The article deals with the psychological aspects of teaching one of the sections of engineering graphics - projection drawing. It is shown that it is necessary to take into account the previously formed peculiarities of the thinking processes of students proceeding in solving problems.
Keywords: teaching, psychological aspects, training, graphic disciplines.