Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БРАКУ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БРАКУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
991
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К БРАКУ / СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / СТУДЕНТЫ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ / ЭМПАТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хасьянова Азалия Амировна

Проблема психологической готовности молодых людей к браку состоит, в первую очередь, в том, что они не имеют представления о роли семьи и брака в целом. В настоящее время данная проблема очень актуальна, но, несмотря на это, изучена недостаточно. В статье рассмотрены личностные и социально-психологические факторы готовности молодых людей к браку. Готовность к семейным отношениям, успешность брачного союза в целом предполагает наличие эмпатии, альтруизма, комплекса моральных ценностей, а также умения выстраивать взаимодействие между людьми и продуктивно разрешать конфликтные ситуации. Цель проведенного нами эмпирического исследования состояла в теоретическом обосновании и эмпирическом выявлении основных психологических аспектов готовности студентов гуманитарного и технического вузов к браку. Выявлено, что студенты гуманитарного вуза характеризуются достаточной подготовленностью к браку, чаще используют идентификацию в эмпатии, умеют находить оптимальные способы выхода из конфликтной ситуации, приоритетными для них являются ценности семейной сферы. Студенты технического вуза проявляют удовлетворительную подготовленность к браку, чаще используют рациональный канал эмпатии, выбирают неэффективную тактику поведения в конфликтной ситуации, приоритетными для них являются ценности профессиональной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF STUDENTS’ READINESS FOR MARRIAGE

The problem of psychological readiness of young people for marriage is, first of all, that they have no idea about the role of the family and marriage in general. Currently, this problem is very urgent, but, despite this, it has not been sufficiently studied. The article examines the personal and socio-psychological factors of the readiness of young people for marriage. The readiness for family relationships, the success of the marriage union as a whole presupposes the presence of empathy, altruism, a complex of moral values, as well as the ability to build interaction between people and productively resolve conflict situations. The purpose of our empirical study was to theoretically substantiate and empirically identify the main psychological aspects of the readiness of students of humanitarian and technical universities for marriage. It was revealed that students of a humanitarian university are characterized by sufficient preparedness for marriage, more often use identification in empathy, are able to find the best ways to get out of a conflict situation, the values of the family sphere are priority for them. Students of a technical university show satisfactory readiness for marriage, more often use a rational channel of empathy, choose ineffective tactics of behavior in a conflict situation, and their priority is the values of the professional sphere.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БРАКУ»

УДК 372.881.1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К БРАКУ

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF STUDENTS' READINESS FOR MARRIAGE

А.А. Хасьянова

А. А. Khasyanova

Проблема психологической готовности молодых людей к браку состоит, в первую очередь, в том, что они не имеют представления о роли семьи и брака в целом. В настоящее время данная проблема очень актуальна, но, несмотря на это, изучена недостаточно. В статье рассмотрены личностные и социально-психологические факторы готовности молодых людей к браку. Готовность к семейным отношениям, успешность брачного союза в целом предполагает наличие эмпатии, альтруизма, комплекса моральных ценностей, а также умения выстраивать взаимодействие между людьми и продуктивно разрешать конфликтные ситуации. Цель проведенного нами эмпирического исследования состояла в теоретическом обосновании и эмпирическом выявлении основных психологических аспектов готовности студентов гуманитарного и технического вузов к браку. Выявлено, что студенты гуманитарного вуза характеризуются достаточной подготовленностью к браку, чаще используют идентификацию в эмпатии, умеют находить оптимальные способы выхода из конфликтной ситуации, приоритетными для них являются ценности семейной сферы. Студенты технического вуза проявляют удовлетворительную подготовленность к браку, чаще используют рациональный канал эмпатии, выбирают неэффективную тактику поведения в конфликтной ситуации, приоритетными для них являются ценности профессиональной сферы.

Ключевые слова: готовность к браку; студенты технического вуза; студенты гуманитарного вуза; психологические аспекты готовности; эмпатия; социально-психологические установки личности.

The problem of psychological readiness of young people for marriage is, first of all, that they have no idea about the role of the family and marriage in general. Currently, this problem is very urgent, but, despite this, it has not been sufficiently studied. The article examines the personal and socio-psychological factors of the readiness of young people for marriage. The readiness for family relationships, the success of the marriage union as a whole presupposes the presence of empathy, altruism, a complex of moral values, as well as the ability to build interaction between people and productively resolve conflict situations. The purpose of our empirical study was to theoretically substantiate and empirically identify the main psychological aspects of the readiness of students of humanitarian and technical universities for marriage. It was revealed that students of a humanitarian university are characterized by sufficient preparedness for marriage, more often use identification in empathy, are able to find the best ways to get out of a conflict situation, the values of the family sphere are priority for them. Students of a technical university show satisfactory readiness for marriage, more often use a rational channel of empathy, choose ineffective tactics of behavior in a conflict situation, and their priority is the values of the professional sphere.

Keywords: readiness for marriage; students of a technical university; students of a university of humanities; psychological aspects of readiness; empathy; social and psychological attitudes of the person.

Соответственно изменениям в обще- последствия для общества, в частности

стве меняется и отношение молодежи к в социально-демографической, экономиче-

различным аспектам жизни, в том числе ской и этико-психологической сферах.

установки на организацию брака и семей- В связи с этим очевидна актуальность ана-

ной жизни. лиза психологических аспектов готовности

Институт брака в наши дни претерпе- студентов к браку. вает существенные изменения. Молодежь Под готовностью к браку мы подразу-

становится склонной не столько к традици- меваем отношение к построению прочных

онному укладу семьи, сколько к так называ- семейных отношений, распределению ролей

емому гражданскому браку, а также к дру- и обязанностей между супругами и созда-

гим разновидностям брака (партнерскому, нию в семье благоприятной психологиче-

гостевому и т.д.). Молодые люди все чаще ской среды. При этом молодым людям не

обладают «внесемейной» ориентацией. Та- следует игнорировать и свои собственные

кое положение дел имеет отрицательные интересы и жизненные приоритеты. В целом

психологическая готовность к браку строится на таких важнейших ценностях, как любовь, преданность, уважение к партнеру, чувство собственного достоинства, а также поддержка и помощь друг другу в личностном развитии.

Проблемой психологической готовности молодежи к браку занимались Е.С. Гра-ненкова [1], С.В. Жолудева [2], Е.П. Ильин [3], И.С. Ильченко [4], Е.С. Калмыкова [5], Т.А. Кирдяшкина [6], В.С. Торохтий [7], Л.Б. Шнейдер [8] и др. Е.И. Зритнева определяет готовность человека вступать в брак как психосоциальное образование, которое представляет собой совокупность семейных ценностей, знаний о семейных отношениях, а также готовность к общению друг с другом в семье [9]. Вступая в брак, молодые люди должны быть готовы к взаимодействию с окружающими, понимать важность семьи для общества, оценивать себя как участника семейно-брачных отношений.

Молодость характеризуется развитием личностных качеств и когнитивных процессов, осознанием своей индивидуальности, оригинальности и отличий от окружающих. Особенности личности и взгляды студентов на мир определяются связанными с возрастом психологическими изменениями, которые являются основными факторами формирования внутреннего содержания личности [10]. Данные факторы включают профиль социального статуса личностного развития студентов, характер ведущей деятельности и личностные новообразования, приобретенные в студенческом возрасте. В зависимости от развития и усиления личностных качеств формируется избирательность в отношении восприятия социальных влияний. Следовательно, личностные и психосоциальные характеристики личности позволяют определить студенческие годы как наиболее подходящий период для формирования готовности к браку. Анализируя основные психологические характеристики студентов, мы получаем возможность расширить наше понимание содержания готовности их вступать в брак и ключевых аспектов ее формирования.

Основываясь на психологических исследованиях, можно предположить, что готовность студентов к семейной жизни определяют конкретные ключевые факторы, которые зависят от возраста, уровня социального развития, образовательной и профессиональной деятельности и активно формируются под влиянием университетского образования. По нашему мнению, в современных психологических исследованиях эти факторы практически не представлены.

Мы считаем, что выбор студентами того или иного университета или профессии так или иначе может повлиять на отношение к семейной жизни. Студенты, избравшие гуманитарные профили, обладают гуманитарным складом мышления и склонны к философствованию, в то время как студенты технических направлений, как правило, более собраны, прагматичны и склонны к аналитическим рассуждениям; их размышления логичны, конструктивны, что позволяет решать конкретные задачи.

Выбранный профиль обучения (гуманитарный или технический) также может сказываться на навыках и готовности выстраивать межличностное общение, которые определяются совокупностью специфических характеристик студентов. Следовательно, личностная ориентация студента способствует или препятствует гармоничному построению межличностных отношений, а значит, влияет на готовность вступить в брак.

Цель нашего исследования состояла в теоретическом обосновании и эмпирическом выявлении основных психологических аспектов готовности студентов гуманитарного и технического вузов к браку. Исследование было проведено на базе факультета психологии и специального образования ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» (далее СГСПУ) и ФГБОУ ВО «Академия строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета» (далее АСА СамГТУ). Выборка составила 80 человек (бакалавров и магистрантов).

Мы предположили, что среди студентов гуманитарного вуза больше тех, кто достаточно подготовлен к браку, чаще использует идентификацию в эмпатии, умеет находить оптимальные способы выхода из конфликтной ситуации, для кого приоритетными являются ценности семейной сферы. Среди же студентов технического вуза больше тех, кто проявляет удовлетворительную подготовленность к браку, чаще использует рациональный канал эмпатии, выбирает неэффективную тактику поведения в конфликтной ситуации, для кого приоритетными являются ценности профессиональной сферы.

Для проверки гипотезы (определения основные психологических факторов, которые влияют на готовность студентов к семейным отношениям) нами был подобран комплекс диагностических методик: тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации [11]; методика диагностики уровня эмпатийных способностей В.В. Бойко [12]; опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина [13]; тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда [14].

Тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда [14] показала, что студенты гуманитарного вуза (СГСПУ) имеют достаточную готовность к семейной жизни - 87%. Большинство респондентов знают об особенностях жизни в семье: диапазон подготовленности у них от 70 и более баллов. Студенты технического университета (АСА СамГТУ), согласно данной тест-карте, готовы к браку на удовлетворительном уровне (51%), а их баллы варьируются от 22 до 70.

Результаты теста-опросника К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации [11] показывают, что в группе студентов СГСПУ преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации является «компромисс» (73%), затем следуют такие способы регулирования конфликтов, как «сотрудничество» (25%) и «приспособление» (2%). Возможно, это связано со спецификой получаемой профессии, поскольку

психолога как профессионала определяет дипломатичность и корректность, что и отражают результаты данного тестирования.

Большинство студентов АСА СамГТУ (93%) в конфликтной ситуации избирают такую стратегию поведения, как «избегание». По нашему мнению, человек, который обладает рациональным мышлением, обычно не придает большого значения эмоциональным или душевным переживаниям (а конфликты относятся к области эмоциональных межличностных отношений). Поэтому будущие специалисты в технической области стремятся избегать эмоционального взаимодействия.

Далее рассмотрим результаты применения методики диагностики уровня эмпа-тийных способностей В.В. Бойко [12].

У студентов гуманитарного вуза наиболее высокий уровень эмпатийности (59%) выявлен по шкале «идентификация». Идентификация - это способность понимать другого, основанная на эмпатии, способность поставить себя на позицию партнера. Основные ее проявления - легкость, мобильность и гибкость эмоций, умение подражать. Следующим по значимости (41%) показателем эмпатии в этой группе является «проникающая способность», которая позволяет создать атмосферу открытости, доверия и близости и потому рассматривается в качестве важного коммуникативного навыка человека.

В группе студентов АСА СамГТУ высокий показатель (87%) был выявлен по шкале «установки, мешающие эмпатии». Этот факт свидетельствует о том, что данные студенты спокойно относятся к переживаниям и проблемам других людей. В целом студенты, обучающиеся по техническому профилю, имеют более низкий уровень эмпатии - 49%.

Рассмотрим результаты использования опросника терминальных ценностей И.Г. Сенина [13].

Для студентов-психологов СГСПУ, во-первых, одной из важных ценностей является «духовное удовлетворение» - 49%. Следовательно, они руководствуются преж-

де всего этическими принципами, и у них духовные потребности преобладают над материальными. Во-вторых, для студентов-гуманитариев важна шкала «активные социальные контакты» (35%), что может означать стремление установить благоприятные отношения в различных сферах социального взаимодействия, расширить свои межличностные отношения и реализовать свою социальную роль. Мы выявили, что для 78% студентов факультета психологии и специального образования СГСПУ наиболее важной сферой является сфера семейной жизни.

Иную картину дают результаты опроса студентов АСА СамГТУ. Так, 52% студентов в качестве своей основной ценности выбирают ценность «высокое материальное положение». Далее следует ценность «достижения» (45%), что говорит о том, что для студентов технического профиля важны постановка и решение некоторых жизненных задач. Следующей важной ценностью является «собственный престиж» -39%. Соответственно, студенты стремятся получить признание в обществе, следуя определенным социальным требованиям. Таким образом, наиболее важной сферой для студентов АСА СамГТУ является сфера профессиональной жизни.

Чтобы оценить различия между двумя независимыми выборками (студентами гуманитарного и студентами технического вузов) по уровню какого-либо признака, нами были использованы методы математической статистики: и-критерий Манна -Уитни и корреляционный анализ по методу Спирмена.

Применение и-критерия Манна -Уитни показало существенные различия между студентами. У студентов факультета психологии и специального образования СГСПУ доминирующая поведенческая стратегией в конфликтной ситуации -«компромисс», а у студентов факультета промышленного и гражданского строительства АСА СамГТУ - «избегание» (И = 127 (р < 0,05)). У студентов СГСПУ в большей степени развиты «идентификация» (И = 129

(р < 0,05)), «проникающая способность» в эмпатии (И = 136 (р < 0,05)), а для студентов АСА СамГТУ в большей степени характерно проявление установок, мешающих эмпатии (И = 128 (р < 0,05)). В целом уровень эмпатии у студентов-психологов очень высок (И = 131 (р < 0,05)). Для студентов же технического профиля характерен заниженный уровень эмпатии (И = 116 (р < 0,05)). Для студентов СГСПУ наиболее важны являются следующие ценности: «духовное удовлетворение» (И =127 (р < 0,05)), «активные социальные контакты» (И = 132 (р < 0,05)). Для студентов АСА СамГТУ приоритентными являются ценности «высокое материальное положение» (И = 129 (р < 0,05)), «достижения» (И = 126 (р < 0,05)), «собственный престиж» (И = 126 (р < 0,05)). Важной для студентов-гуманитариев является сфера семейной жизни (И = 134 (р < 0,05)), а для студентов технического вуза - профессиональная сфера жизни (И = 119 (р < 0,05)).

Использование ранговой корреляции Спирмена показывает, что у студентов гуманитарного и технического вузов существует корреляционная зависимость между различными показателями готовности к браку.

Сходство между студентами обоих университетов заключается только в прямой корреляционной зависимости в паре «сотрудничество» - «достижения» (гя = 0,312 и Гя = 0,405 соответственно), то есть все студенты связывают положительные результаты своей деятельности и успехи с уровнем сотрудничества. По второй паре показателей («интуитивный канал эмпа-тии» - «высокое материальное положение») между студентами разных вузов наблюдается различие. Поскольку студенты технического профиля обучения показывают прямую связь между показателями «интуитивный канал эмпатии» и «высокое материальное положение» (гя = 0,350), то мы можем предположить, что они связывают рост материального благополучия с развитием способности пополнять информацию о другом человеке на основании своего опыта. Отрицательное значение коэффици-

ента корреляции для этой пары показателей (^ = -0,274), которое было обнаружено у студентов гуманитарного вуза, показывает, что у них существует обратная тенденция: чем выше оценка этого канала эмпатии у студентов, тем менее вероятно, что они отметят как важную ценность «высокое материальное положение».

Анализируя взаимозависимость показателей по другим шкалам готовности к вступлению в брак, мы выявили, что обнаруживаемые пары показателей, между которыми была выявлена корреляционная зависимость или тенденция к такой зависимости, у студентов гуманитарного и технического университетов различаются. Для студентов технического университета тип человеческих взаимоотношений, характеризующийся борьбой за что-то ценное, например, «соперничество», напрямую связан с показателями «активные социальные контакты» (^ = 0,328), «установки эмпатии» (^ = 0,334) и «достижения» (^ = 0,420). У студентов гуманитарного вуза выявлена тенденция к прямой взаимосвязи между показателями «соперничество» и «рациональный канал эмпатии» (^ = 0,289), то есть вступая в борьбу за что-то ценное, студенты повышают концентрацию внимания, уровень осведомленности и объем размышлений о состоянии, проблемах и поведении окружающих.

Чем выше способность студентов технического университета помочь в отсутствии предварительной информации о другом человеке, опираясь на свой опыт, тем больше они готовы разрешить спорную ситуацию путем взаимных уступок (в паре «компромисс» - «интуитивный канал эмпатии» г = 0,40). Мы пришли к выводу, что повышенная готовность к компромиссу, очень важная в супружеских отношениях, усиливает желание сохранить свою индивидуальность (в паре «компромисс» - «сохранение собственной индивидуальности» г = 0,356). В то же время возрастает и духовное удовлетворение, которое человек обычно испытывает, только делая что-то с благородной целью (в паре «компромисс» - «духовная удовлетворен-

ность» г = 0,410). Студенты СГСПУ готовы идти на уступки, сохраняя при этом «собственный престиж»: в паре «компромисс» -«собственный престиж» установлена тенденция зависимости (г = 0,291).

Вероятно, данный факт подтверждается существующей у студентов технического университета взаимозависимостью между шкалами «развитие себя» и «приспособление», которая характеризует социальное поведение в конфликтной ситуации, где можно пожертвовать своими интересами ради другого человека (в паре «приспособление» - «развитие себя» ^ = 0,364). У студентов гуманитарного университета шкала «приспособление» коррелирует с «активными социальными контактами» (^ = 0,444), «проникающими способностями в эмпатии» (^ = 0,331). Можно предположить, что студенты, ищущие активные контакты с другими людьми, могут пожертвовать своими собственными интересами, чтобы усилить атмосферу открытости, доверительности, душевности. Об этом также свидетельствует выраженная тенденция к зависимости в паре «приспособление» - «установки, способствующие эмпатии» (^ = 0,291) (данные установки, отмечаемые у студентов гуманитарного университета, облегчают действие всех эмпатических каналов).

В то время как для достижения духовной удовлетворенности студенты АСА СамГТУ используют стратегию компромисса, студенты СГСПУ прибегают к другой стратегии поведения, которая заключается в том, чтобы любой ценой избегать борьбы и сохранять нейтралитет (в паре «избегание» - «духовная удовлетворенность» установлена тенденция зависимости (ъ = 0,271)).

Среди студентов технического вуза выявлены тенденции корреляционной зависимости всех признаков эмпатии с диагностированными показателями готовности к браку. Если, как отмечено выше, «интуитивный канал эмпатии» коррелирует с «компромиссом», то «рациональный канал эмпатии» - с «достижением» (^ =

0,364), «эмоциональный канал эмпатии» -с «собственным престижем» (гя = 0,407), «установки эмпатии» - с «активными социальными контактами» (гя = 0,330).

Показатель «креативность» среди студентов АСА СамГТУ напрямую связан с «активными социальными контактами» (гя = 0,511), «высоким материальным положением» (гя = 0,430) и «развитием себя» (гя = 0,375). Напротив, у студентов СГСПУ данный показатель коррелирует с «идентификацией».

Корреляционный анализ показал, что у студентов СГСПУ наиболее многочисленные корреляции выявлены у показателя «сохранение собственной индивидуальности» и «сотрудничество» (гя = 0,317), «собственный престиж» (гя = 0,366), «высокое материальное положение» (гя = 0,322), «развитие себя» (гя = 0,339), «достижение» (гя = 0,277).

Это означает, что студенты технического и гуманитарного университетов обнаруживают разные взаимосвязи между показателями, которые позволяют нам диагностировать психологические аспекты готовности студентов к браку.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты гуманитарного университета достаточно подготовлены к браку, чаще используют идентификацию в эмпатии, умеют находить оптимальные способы выхода из конфликтной ситуации; приоритетными для них являются ценности семейной сферы. Студенты же технического университета проявляют удовлетворительную подготовленность к браку, чаще используют рациональный канал эмпа-тии, выбирают неэффективную тактику поведения в конфликтной ситуации; приоритетны для них ценности профессиональной сферы.

* * *

1. Граненкова Е.С. Теоретико-методологические подходы к изучению готовности к семейной жизни // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1. С. 172-174.

2. Жолудева С.В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости : дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2009. 258 с.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб. ; Питер, 2002.544 с.

4. Ильченко И.С. Проблема формирования психологической готовности личности к брачной жизни в современной психологической науке // Вектор науки ТГУ. 2013. № 1(12). С. 88-90.

5. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Психология семьи : хрестоматия / ред. Д.Я. Райгородский. Самара : Бахрах-М, 2007. С. 474-485. (Психология семейных отношений).

6. Кирдяшкина Т.А. Психологические и духовно-нравственные основы семьи : учебно-методическое пособие. Челябинск : РБИУ, 2013. 156 с.

7. Торохтий В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение : учебное пособие для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2018. 488 с. (Университеты России).

8. Шнейдер Л.Б. Семейная психология : учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. : Академический Проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2006. 768 с.

9. Зритнева. Е.И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни : дис. ... канд. пед наук. Ставрополь, 2000. 212 с.

10. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии : методическое пособие / ред. Л.И. Вассерман. М. ; СПб. : Фолиум, 1996. 63 с.

11. Томас К. Тест-опросник на поведение в конфликтной ситуации. URL: https://psytests.org/interpersonal/thomas1.html (дата обращения: 15.02.2020).

12. Бойко В.В. Методика диагностики уровня эмпатийных способностей. URL: https://vsetesti.ru/375/ (дата обращения: 15.02.2020).

13. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. URL: http://www.altermed.by/index.php? item=test&pst=otz (дата обращения: 11.02.2020).

14. Юнд И.Ф. Тест-карта оценки готовности к семейной жизни. URL: https://poisk-ru.ru/s42151t2.html (дата обращения: 15.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.