Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ: НОРМАТИВНОСТЬ И ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ: НОРМАТИВНОСТЬ И ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / НЕГАТИВИЗМ / НЕЙРОТИЗМ / ПСИХОТИЗМ / ЭКСТРА- И ИНТРОВЕРСИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Урусова Л.Х.

Сравнительное исследование психологических особенностей личностно обусловленного поведения нормально развивающихся и делинквентных подростков, свидетельствует о комплексном воздействии неблагоприятных факторов (социальных и биологических) на формирование делинквентных подростков. На основании полученных экспериментальных данных разработана модель комплексной реабилитации подростков с учетом приоритета психологической службы. В результате психологической помощи были значительно снижены показатели некоторых отклонений подростков: проявления агрессивности и негативизма, психотизма и нейротизма; выявлена положительная динамика в развитии межличностных отношений, поведения в целом и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MODERN PERSONALITY FORMATION: REGULATORY AND DELINQUENCY

A comparative study of psychological characteristics of personality-conditioned behavior of normally developing and delinquent adolescents shows the complex impact of adverse factors (social and biological) on the formation of delinquent adolescents. On the basis of the obtained experimental data the model of complex rehabilitation of teenagers taking into account a priority of psychological service is developed. As a result of psychological assistance rates of some deviation of modern teenagers have been significantly reduced: manifestations of aggression and negativity, psychoticism and neuroticism; positive dynamics in the development of interpersonal relationships, behaviour in general.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ: НОРМАТИВНОСТЬ И ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ»

Л.Х. Урусова, канд. пед. наук, e-mail: lauraurusova@gmail.com Северо-Кавказский институт повышения квалификации (ф) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик

УДК 37.013.78+159.922.736.3

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ: НОРМАТИВНОСТЬ И ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ

Сравнительное исследование психологических особенностей личностно обусловленного поведения нормально развивающихся и делинквентных подростков, свидетельствует о комплексном воздействии неблагоприятных факторов (социальных и биологических) на формирование делинквентных подростков. На основании полученных экспериментальных данных разработана модель комплексной реабилитации подростков с учетом приоритета психологической службы. В результате психологической помощи были значительно снижены показатели некоторых отклонений подростков: проявления агрессивности и негативизма, психотизма и нейротизма; выявлена положительная динамика в развитии межличностных отношений, поведения в целом и т.д.

Ключевые слова: личность, типология личности, девиантное поведение, агрессивность, негативизм, нейротизм, психотизм, экстра- и интроверсия.

L.Kh. Urusova, Cand. Sc. Pedagogics

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF MODERN PERSONALITY FORMATION: REGULATORY AND DELINQUENCY

A comparative study ofpsychological characteristics ofpersonality-conditioned behavior of normally developing and delinquent adolescents shows the complex impact of adverse factors (social and biological) on the formation of delinquent adolescents. On the basis of the obtained experimental data the model of complex rehabilitation of teenagers taking into account a priority ofpsychological service is developed. As a result of psychological assistance rates of some deviation of modern teenagers have been significantly reduced: manifestations of aggression and negativity, psychoticism and neuroticism; positive dynamics in the development of interpersonal relationships, behaviour in general.

Key words: personality, personality typology, deviant behaviour, aggression, negativism, neuroticism, psychoticism, extra- and introversion.

В настоящее время практическая психология все чаще затрагивает проблемы, связанные с изучением социально-психологических особенностей лиц подросткового возраста, характеризующихся как нормативными, так и девиантными и делинквентными формами поведения. Существует целый ряд факторов, объясняющих это явление: общественная агрессия, экономический кризис, неустойчивый институт семьи и брака, малограмотность родителей и педагогов и т.д. Новые формы отклоняющегося поведения и девиантность молодежи остается актуальной проблемой современности. Причем делинквентность либо девиантность предпочтительнее изучать в контексте нормативности психологических особенностей развития подростков во избежание необъективности исследования данной проблематики.

Целью данной статьи является сравнительное изучение психологических особенностей личностно обусловленного поведения нормально развивающихся и делинквентных подростков. Научная новизна работы заключается в исследовании проблемы диагностики и психокоррекции некоторых психологических аспектов нормативности и делинквентности младших, средних и старших подростков.

Проблемы девиантного поведения в теоретическом и экспериментальном аспектах были предметом научных исследований многих отечественных и зарубежных авторов. Так, А. Бандура [2], А.К. Осницкий [7], Л.М. Семенюк [9] и др. занимались психологическим анализом

агрессивного поведения. Проблему типологического подхода в оценке личностных особенностей исследовали Т.И. Дьяконова [3], М.Ю. Кондратьев [4]. Проблема коррекции личностных особенностей подростков с нормативным и девиантным поведением представлены в работах Н.В. Майсак [5], В.Г. Баженова [1]. Вопросы целостного исследования девиации и делинквент-ности нашли отражение в трудах А.А. Реан [8] и Л.Б. Шнейдер [14] и т.п.

Традиционные и современные способы решения проблем воспитания подрастающего поколения [13], а особенно личностно обусловленного нормального либо делинквентного поведения подростков, необходимо рассматривать прежде всего в процессе развития и адаптации к социальной среде, поскольку они являются основными задачами психолого-социальной интервенции.

Основанием для написания данной статьи послужило проведенное эмпирическое исследование с целью изучения диагностики и психокоррекции некоторых психологических аспектов формирования современных нормально развивающихся и делинквентных подростков. Приоритетные задачи исследования:

1) определить формы агрессивности и враждебных реакций подростков;

2) выявить особенности личностных свойств и изучить их влияние на межличностные отношения;

3) изучить особенности реагирования и характеристики реакций подростков во фруст-рирующих ситуациях;

4) выявить проблемные зоны в межличностных и социальных отношениях подростков.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что комплексное воздействие

неблагоприятных социальных и биологических факторов приводит к формированию специфических особенностей личностного развития делинквентных подростков, которые объективируются в дисгармонизации межличностных отношений.

Данное эмпирическое исследование проводилось в г. Нальчике в 2014-2015 гг. и состояло из двух этапов: констатирующего и формирующего. К экспериментальному исследованию было привлечено 210 человек - нормально развивающихся и делинквентных подростков обоего пола (106 мальчиков, 104 девочки) в возрасте от 12 до 17 лет, которые составили две группы: «Норма» и «Делинквентность». В каждую группу входили подруппы, сформированные по принципу: младший (12-13 лет), средний (14-15 лет) и старший (16-17 лет) подростковый возраст. В группу «Норма» вошли нормально развивающиеся учащиеся-подростки (1217 лет) общеобразовательных школ (ОШ) № 2, 14, 19 г. Нальчика (52 девочки и 53 мальчика). В группу «Делинквентность» вошли воспитанники Реабилитационного центра трудновоспитуемых подростков (РЦТП) г. Нальчика соответствующего возраста и количества респондентов.

В проведенном психолого-педагогическом эксперименте учитывались гендерно-воз-растные особенности респондентов-подростков. На наш взгляд, учет возраста при изучении социального пола способствует более точному выявлению психологических особенностей личностно обусловленного поведения нормально развивающихся и делинквентных подростков [10, 12].

Методика диагностики и психокоррекции проводилась на уроках психологии в школах и реабилитационном центре, где непосредственно обучались подростки исследуемых групп. Экспериментальный этап исследования базировался на ряде тестов, признанных своей объективностью и результативностью в современной психологической науке: тесты Басса-Дарки, Г.Ю. Айзенка, Дж. Морено, Р. Жиля, С. Розенцвейга [6].

Одной из задач экспериментального исследования было определение индекса различных форм агрессивных и враждебных реакций, для чего был использован опросник Басса-Дарки [6]. Сравнительный анализ показал, что у подростков младших подгрупп из ОШ и РЦТП превалируют физические формы агрессивности, которые к старшему подростковому возрасту уступают свои доминирующие позиции вербальным формам. Между тем выявлены и различающиеся характеристики. Большая выраженность косвенной агрессии у учащихся ОШ (в 2 раза в среднем и в 1,5 раза в старшем подростковом возрасте). Этот факт можно объяснить

Вестник ВСГУТУ. № 3 (60). 2016

тем, что воспитанники РЦТП более склонны выражать свои негативные эмоции и внутреннее раздражение открытым способом - через агрессивные формы (крик) и словесные ответы (угрозы, ругань) вплоть до применения физической силы. Учащиеся же ОШ в силу воспитания и положительного влияния культурной социальной среды выражают свои агрессивные тенденции в основном косвенно - через шутки, сплетни, намеки и т.п.

Анализ проявлений негативизма выявил стабильную выраженность. Полученные данные подтверждают, что негативизм - это одна из основных характеристик подросткового возраста и показатель прохождения негативной фазы развития. У подростков ОШ отмечается тенденция его роста от среднего к старшему подростковому возрасту, а у воспитанников РЦТП к снижению. Снижение показателей негативизма у подростков РЦТП свидетельствует о постепенном приобретении значимости педагогов и воспитателей, признании их авторитета. Анализ показал, что в среднем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия (61%), которая значительно снижается к старшему подростковому возрасту (34%) и становится равной вербальной (62%). У девочек же в младшем подростковом возрасте также более выражена вербальная агрессивность (57%), которая к старшему подростковому возрасту не уступает своих доминирующих позиций (51%). Если у мальчиков отмечается тенденция к снижению физической агрессии на 27%, то у девочек ее процентное соотношение остается неизменным. Это свидетельствует об относительной устойчивости в проявлении физической агрессивности у девочек. Значительная часть трудновоспитуемых девочек отличается драчливостью, готовностью в конфликтных ситуациях применять физическую силу, и порой они оказываются даже более жестокими, чем мальчики.

С помощью опросника Г.Ю. Айзенка [6] изучались такие личностные свойства, как нейротизм, психотизм, вертированность. Высокие показатели нейротизма у большей половины подростков РЦТП (67%) характеризуют их как эмоционально неустойчивых, с лабильной нервной системой. Если сравнить с результатами учащихся школы (33%), то видно, что среди подростков РЦТП количество испытуемых с высокой степенью нейротизма в 2 раза больше. Среди подростков школы лишь треть характеризуется высоким уровнем нейротизма. Полученные показатели подтверждают наличие у значительной части подростков РЦТП глубоких внутренних переживаний. Повышенный уровень психотизма выявлен у половины подростков РЦ (52%), что свидетельствует о значительной конфликтности в сфере межличностных отношений: подростки часто равнодушны к состоянию других, проявляют неконтактность. К тому же высокий показатель психотизма является свидетельством склонности к асоциальному поведению.

Анализ распределения по типу «экстра»-, «интроверсия» выявил единство возрастных закономерностей в обеих группах подростков. Значительная часть подростков (72%) характеризуется экстравертированностью, что является выражением ведущей деятельности подросткового возраста - общения со сверстниками. Однако большая часть (70%) обеих групп испытуемых относится к промежуточному типу - амбивертам, сочетающим в себе характеристики экстравертов и интровертов. Отличительной особенностью подростков из РЦТП является то, что среди них значительная часть является интровертами, и эта группа характеризуется стабильностью на протяжении подросткового возраста.

Социометрическое исследование с помощью методики Дж. Морено [6] позволило определить статус каждого испытуемого и структуру группы. Так, высокий социометрический статус имеют 23% подростков из ОШ и 16% подростков РЦТП. Средний статус («предпочитаемые») имеют 37% из массовой школы и 54% из РЦТП. Низкий статус («отвергаемые» и «изолированные») - 30 и 40% соответственно. Соотношение различных социометрических статусов в обеих выборках сходное: наибольшей по численности является группа со средним статусом. В то же время отличие заключается в меньшем количестве «отвергнутых» учащихся в группе РЦТП, что объясняется опытом пребывания в учреждении интернатного, исправительного закрытого типа и большей терпимостью к одноклассникам, сформировавшейся способностью понимать сверстников с идентичной социальной ситуацией развития.

С помощью методики С. Розенцвейга [6] были изучены особенности реагирования и характеристики реакций подростков во фрустрирующих ситуациях. По направлению реакции среди воспитанников РЦТП более половины (59,4%) характеризуются преобладанием импу-нитивных реакций, когда фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемыми как малозначащая. На втором месте по выраженности - направление интропунитивных реакций, когда испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как подходящую для себя (24,6%). И третью по численности группу составили испытуемые с преобладанием экстрапунитивных реакций, когда осуждается внешняя причина фрустрации, или решение ситуации вменяется в обязанность другому лицу (16%). Если сравнить с показателями подростков из общеобразовательной школы, то количественное соотношение направлений реакций оказалось отличным от группы РЦТП: импунитивные (12%), интропунитивные (34%) и экстрапунитивные (54%) реакции. Таким образом, делинквентные подростки в большей своей массе не склонны брать ответственность на себя, а возлагают надежды на то, что все разрешится само собой. Это подтверждается превалирующим типом реакций самозащитных.

Проблемные зоны в межличностных и социальных отношениях подростков были выявлены с помощью методики Р. Жиля [6]. Для испытуемых обеих групп наиболее конфликтной зоной межличностных отношений является семья. Качественные отличия проявились в том, что в основном воспитанники РЦТП рассматривают членов семьи изолированно, в то время как учащиеся общеобразовательной школы - как родительскую чету в целом. Конкретно-личностные отношения к членам семьи у трудновоспитуемых подростков распределились следующим образом: 1) отношение к матери; 2) отношение к отцу; 3) отношение к братьям, сестрам, другим родственникам. Таким образом, подтвердились данные, что в ценностной шкале детей-сирот непоколебимой остается семья (57,1%). Несмотря на неблагополучие, безнравственность родителей или лишение родительских прав, подростки часто тоскуют по родителям. Другая половина (42,9%) склонна идеализировать свои отношений с родственниками, приписывать им отсутствующие положительные личностные качества, оправдывать их асоциальное поведение.

Полученные результаты диагностики психологических особенностей подростков групп «Норма» и «Делинквентность» свидетельствуют о потребности современных подростков в помощи штатных специалистов-психологов реабилитационного центра и школ, участвующих в эксперименте с целью психопрафилактики и коррекции отклоняющихся особенностей развития личности. Поддержка специалистов заключалась в психолого-педагогическом воздействии на девиантных младших, средних и старших подростков при помощи определенных методов и приемов, а также комплекса мероприятий: игр, музыкотеропии, куклотерапии, психогимнастики и т.д., индивидуально либо в группе. Данный подход деятельности является наиболее эффективным в целях изменения результатов экспериментального исследования личностно обусловленного девиантного поведения подростка, отдельных его свойств или психических реакций: агрессии, закомплексованности, завышенной или заниженной самооценки; склонности к страхам, слабости самоконтроля и саморегуляции, конфликтности в обществе и семье и т.д.

После целенаправленной работы группы специалистов-психологов с нормальными, де-линкветными и девиантными подростками, нуждающимся в психологической коррекции проблем личностно обусловленного поведения, было проведено повторное исследование на предмет результативности эксперимента.

В группе «Делинквинтность» сравнение показателей проявлений физической агрессивности снизились на 15%, а вербальной - на 4%. Заметно некоторое увеличение показателей косвенной агрессивности, что приближает воспитанников РЦТП к подросткам из массовой школы и доказывает результативность работы психологической службы.

В констатирующем эксперименте было обнаружено, что показатели негативизма у респондентов-делинквентов средней подростковой подгруппы снижаются к старшему подрост-

ковому возрасту. Уровень негативизма снизился на 7% у испытуемых младшего подросткового возраста. Данные половозрастных дефиниций агрессивности свидетельствуют о стойкости у девочек с делинктивным поведением данного свойства личности. Так, в обеих группах лишь на 3% удалось понизить показатели физической агрессивности. Проценты вербальной агрессивности у девочек 12-13 лет неизменны, у 14-15-летних показатели уменьшились на 6%. Прежними остались показатели косвенной агрессивности у девочек среднего подросткового возраста, а увеличение на 7% наблюдалось у старших подростков. У мальчиков в средней возрастной группе физическая агрессивность снизилась на 7%, а в старшей - на 4%. Косвенная агрессивность во всех возрастных подгруппах возросла на 8%. Вербальная агрессивность в среднем подростковом возрасте осталась прежней, а в старшем - на 6,6% уменьшилась.

Для делинквентных подростков достаточно продуктивной оказалась проведенная работа в отношении явлений нейротизма и психотизма. Так, численность испытуемых с высоким уровнем нейротизма и психотизма снизилась на 15%. Наглядно представлены положительные тенденции в проявлении психотизма: уровень психотизма снизился у испытуемых на 14,1%. Исследование выраженности комплекса неполноценности показало, что треть воспитанников РЦТП характеризуется высоким уровнем закомплексованности, что превышает показатели подростков из ОШ в 2,5 раза. Однако после проведенного исследования на 3,3% снизилось количество подростков с высоким уровнем комплекса неполноценности. На 10% увеличилось количество подростков, способных справляться со своими проблемами и комплексами. После оказания психологической помощи количество испытуемых, критикующих себя и свое поведение, повысилось на 16%. Анализ результатов по методике Р. Жиля [6] показал, что если в констатирующем эксперименте было выявлено доминирование у трудновоспитуемых подростков направления реакции М (у 59,4% испытуемых), то в формирующем эксперименте эта реакция присутствует лишь у 39,6% и сравнивается по выраженности с реакцией I. Это свидетельствует о том, что в результате психокоррекции личностных свойств и межличностных отношений произошли изменения в оценивании фрустрирующих ситуаций и они реже оцениваются как малозначащие и могущие разрешиться сами собой. Повышается значимость личного участия в разрешении конфликтных и фрустрирующих ситуаций. Также перестает доминировать тип реакции ЕД в направлении Е, что свидетельствует о снижении враждебности, ослаблении обвинительной позиции и упреков в отношении окружающих. Таким образом, результаты формирующего эксперимента доказали эффективность проведенной работы по преодолению негативных личностных свойств и особенностей межличностных отношений делин-квентных воспитанников.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: у подростков с нарушениями поведения особенности личностных свойств объективируются в межличностных отношениях в группе и со взрослыми. Незрелость эмоционально-волевой сферы личности и самосознания, недостаточное сознание своих поступков, неумение строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми приводят к выражениям агрессивности, своеобразным реакциям в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. В свою очередь, нарушения в сфере общения сказываются на развитии личностных свойств, искажая представления о себе, отношение к себе, осознание себя как личности. Установленная в результате комплексной диагностики сложная структура нарушений личности и межличностных отношений требует реализации системы комплексной, многоуровневой, динамической реабилитации, направленной на восстановление подростков в плане их психического здоровья, преодоление отклонений в личности и поведении, обретение социального статуса как субъекта деятельности - коммуникативной, учебной и др.

Очевидно, что выделенная проблема не может ограничиться разрозненными способами помощи отдельной группе подростков и нуждается в тщательной разработке программы, способной исправлять возникающие в психолого-педагогическом плане вопросы. Проведенное исследование можно считать пробным либо пилотажным. Данное исследование не закрывает

тему, а приглашает специалистов к продолжению научного диалога с целью коррекции психологических особенностей личностно обусловленного поведения нормально развивающихся и делинквентных подростков.

Библиография

1. Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 320 с.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 512 с.

3. Дьяконова Т.И. Особенности характера и познавательных способностей подростков - воспитанников детских домов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2000. - 20 с.

4. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. - С. 69-78.

5. Майсак Н.В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением: монография. - Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2009. - 167 с.

6. Описание психологических методик [Электронный ресурс] // Effection studio. - URL: http: //www. effecton. su/docs/description.pdf (дата обращения 10.06.2015).

7. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Биология в школе. - 1998. - № 2. - С. 61-68.

8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Личность и деформации ее «ядра» при делинквентном поведении // Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - С. 39-47.

9. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: Модэк, 1996. - 95 с.

10. Урусова Л.Х. Воспитание свободной личности: дифференцированный подход // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 1-4 (61). - С. 128-130.

11. Урусова Л.Х. Гендерная толерантность в современном обществе // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - № 2-2 (58). - С. 122-124.

12. Урусова Л.Х. Особенности гендерной идентичности личности в разных возрастных группах // Эволюция современной науки: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (20 октября 2015 г., г. Казань). В 2 ч. Ч. 1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 179-181.

13. Урусова Л.Х. Традиционные способы решения проблем воспитания современной молодежи // Эволюция современной науки: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (20 октября 2015 г., г. Казань). В 2 ч. Ч. 1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. - С. 142-144.

14. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект; Трик-ста, 2005. - 336 с.

Bibliography

1. Bazhenov V.G., Bazhenov V.P. Psychological mechanisms of correction of deviant behavior of pupils. - Rostov on Don: Phoenix, 2007. - 320 p.

2. Bandura A., Walters R. Teenage aggression. The influence of education and family relations. - M.: Eksmo-Press, 1999. - 512 p.

3. Dyakonov T.I. Features of character and cognitive abilities of adolescents - orphans: Author's abstract. dis. ... cand. Psych. Sc. / T.I. Dyakonova. - SPb., 2000. - 20 p.

4. KondratievM.Yu. Typological features of the psychosocial development of adolescents // Questions of Psychology. - 1997. - N 3. - P. 69-78.

5.MaisakN.V. Diagnostics and correction of the personal characteristics of adolescents with behavioral problems: Monograph. - Astrakhan: Publishing house of «Astrakhan University», 2009. - 167 p.

6. Description of psychological techniques [Electronic resource] // Effection studio. - URL: http://www.effecton.su/docs/description.pdf (Reference date: 06.10.2015).

7. Osnitsky A.K. Psychological analysis of aggressive manifestations of pupils // Biology at school. -1998. - N 2. - P. 61- 68.

8. Rean A.A., Kolominsky J.L. Personality and deformation of its "core" with delinquent behavior // Social Educational Psychology. - SPb.: Piter, 1999. - P. 39-47.

9. Semenyuk L.M. Psychological features of aggressive behavior of teenagers and the conditions for its correction / Ed. D.I. Feldstein. - М.: IPP; Voronezh: Modjek, 1996. - 95 p.

10. Urusova L.H. Free person Education: differentiated approach // Bulletin of Kemerovo State University. - 2015. - N 1.-4 (61). - P.128-130.

11. Urusova L.H. Gender tolerance in modern society // Bulletin of Kemerovo State University. - 2014. -N 2-2 (58). - P. 122-124.

12. Urusova L.H. Features of gender identity of the individual in different age groups // The Evolution of Modern Science: a collection of articles of the International Scientific-Practical Conference (October 20, 2015, Kazan). In 2 parts. P. 1. - Ufa: AETERNA, 2015. - P. 179-181.

13. Urusova L.H. Traditional ways of solving the problems of today's youth education // The Evolution of Modern Science: a collection of articles of the International Scientific-Practical Conference (October 20, 2015, Kazan). 2 hours. P. 1. - Ufa: AETERNA, 2015. - P. 142-144.

14. SchneiderL.B. Deviant behavior of children and adolescents. - M.: Academic Project; Triksta, 2005. - 336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.