Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ КАК СУБЪЕКТОВ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ КАК СУБЪЕКТОВ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ ТИПА А / ОБЩИЙ ИНДЕКС СТРЕССА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боровик О. Н.

В статье рассмотрены проявления спортивной деятельности как профессиональной, эмоциональное выгорание и поведение типа А как основные профессиональные деформации высококвалифицированных спортсменов. Выявлена взаимосвязь между спортивной специализацией, общими показателями стресса и признаками эмоционального выгорания, а также особенностями поведения, относящегося к типу А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF EMOTIONAL COMBUSTION OF HIGH-QUALIFIED SPORTSMEN AS A SUBJECT OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY

The article deals with the manifestations of sports activity as professional, emotional burnout and behavior of type A as the main professional deformations of highly qualified athletes. The relationship between sports specialization, general stress indicators and signs of emotional burnout is revealed, as well as peculiarities of type A behavior.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ КАК СУБЪЕКТОВ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ КАК СУБЪЕКТОВ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.Н. Боровик

ФГБУ ПОО «Кисловодское государственное училище (техникум)

олимпийского резерва», Кисловодск

Ключевые слова: высококвалифицированные спортсмены, профессиональные деформации, спортивная деятельность, эмоциональное выгорание, стресс.

Аннотация. Цель настоящего исследования заключается в выявлении и анализе проявлений эмоционального выгорания и поведения типа А, как профессиональных деформаций у высококвалифицированных спортсменов как субъектов их профессиональной деятельности. Результаты исследований показывают, что признаки эмоционального выгорания и поведения типа А у высококвалифицированных спортсменов, являются отражением негативных последствий стрессовых реакций в профессиональной спортивной деятельности, что вызывает изменения в личностной и поведенческой сферах спортсмена как ее субъекта. Разработанные индивидуальная система психологической подготовки и сопровождения будет способствовать коррекции указанных негативных эффектов и проявлений.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF EMOTIONAL COMBUSTION OF ELITE ATHLETES AS A SUBJECT OF THEIR PROFESSIONAL

ACTIVITY

O.N. Borovik

Federal state budgetary institution professional educational organization Kislovodsk State College (Technical School) of the Olympic Reserve, Kislovodsk

Keywords: elite athletes, professional deformities, sports activities, emotional burnout, stress.

Annotation. The purpose of this study is to identify and analyze the manifestations of emotional burnout and behavior of type A, as professional deformations in highly qualified athletes as subjects of their professional activity. The results of the research show that the signs of emotional burnout and behavior of type A in elite athletes are a reflection of the negative consequences of stressful

reactions in professional sports activity, which causes changes in the personality and behavioral areas of the athlete as its subject. The developed individual system of psychological preparation and support will help to correct these negative effects and manifestations.

Введение. Высококвалифицированный спортсмен является субъектом профессиональной деятельности и все анализируемые психологами проявления профессии соответствуют критериальным показателям деятельности спортсмена [2,3,5,6]. Среди них особо выделены следующие явления: в профессиональном спорте происходит слияние субъекта и объекта деятельности; в спорте формируются положительные черты личности спортсменов и закономерности группового взаимодействия, включая лидерство, сплоченность, совместимость и другие социально-психологические феномены; спорт формирует человека как личность не в меньшей степени, чем учебная и трудовая деятельность [7].

Каждый профессиональный вид деятельности определяет набор требований к ее субъекту и спорт не является исключением, поэтому, высококвалифицированный спортсмен вынужден сталкиваться и преодолевать сложности и переживания, характерные и для других профессионалов. Спортивная деятельность, по утверждению Р.М. Загайнова, является моделью деятельности, ориентированной на результат. Так как результат деятельности является личностно значимым для спортсмена, он всегда и самым прямым образом влияет на личность, на ее конструкцию, на динамику ее развития [5,12]. Спортивная деятельность носит и экстремальный характер и требует при выполнении максимум физических и психических напряжений, что приводит к развитию целого ряда неблагоприятных психоэмоциональных состояний, вплоть до профессиональных деформаций и деструкций [4].

В связи с этим, особую актуальность для успешной подготовки спортсменов приобретает изучение проявлений профессиональных деформаций у высококвалифицированных спортсменов, как субъектов профессиональной спортивной деятельности.

Анализ концептуальных подходов в отечественной и зарубежной психологической науке, позволяет обозначить эмоциональное выгорание и поведение типа А как проявление профессионально обусловленных деформаций, являющихся разновидностью профессионального стресса. Среди основных детерминант возникновения - индивидуальные особенности

личности, социально- демографические характеристики субъектов труда и профессиональная среда [1,8,9,10]. Согласно определению В. Шауфели [11], выгорание - это продолжительная реакция организма на хронические эмоциональные и внутриличностные стрессоры, возникающие в деятельности и сопровождающиеся тремя основными компонентами: неэффективностью, цинизмом и истощением. По определению К. Маслах, выгорание характеризуется тремя составляющими: эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений [1].

Выделяют ключевые признаки эмоционального выгорания: истощение (чувство перенапряжения, исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, усталость), личная отстраненность, отсутствие эмоционального отклика, ощущение утраты собственной эффективности, падение самооценки, снижение удовлетворенности профессией, утрата веры в профессиональные возможности и др. [10].

В качестве основных внешних причин развития эмоционального выгорания в спортивной деятельности выделяют физические нагрузки, неблагоприятные условия тренировочного процесса, сложности во взаимоотношениях с тренером, отсутствие поддержки со стороны семьи. К основным негативным последствиям эмоционального выгорания спортсменов как субъектов спортивной профессиональной деятельности, относятся снижение эффективности тренировочной и соревновательной деятельности, подверженность болезням, появление травм, уход из спорта [4].

Поведение типа А, по определению А.Б. Леоновой, - выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению целей, быстродействие как проявление стремительности и торопливости, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, постоянное чувство нехватки времени, повышенное чувство ответственности. Данный вид профессионально обусловленной деформации также может сопровождаться переоценкой конкурентов и переживанием неуверенности в собственных силах, поведенческой гиперактивностью и, как следствие, снижением результативности работы [8].

В поведенческом плане, проявления качеств целеустремленности как залога успешной спортивной карьеры, могут стать и фактором риска развития профессиональных деформаций. Стремясь к поставленной цели, высококвалифицированные спортсмены могут некритично оценивать разумные рекомендации, неграмотно определить баланс «спорт-жизнь»,

отказывая себе в личном времени, отдыхе, развлечениях, что и способствует в итоге формированию деструктивного паттерна поведения типа А [1].

Цель нашего исследования состояла в выявлении и анализе проявления эмоционального выгорания и поведения типа А как профессиональных деформаций у высококвалифицированных спортсменов как субъектов их профессиональной деятельности.

Методы и организация исследования. Базой экспериментального исследования стало ФГБУ ПОО «Кисловодское государственное училище (техникум) олимпийского резерва». В качестве респондентов исследования выступили высококвалифицированные спортсмены, имеющие спортивный разряд КМС и МС РФ, отделений легкой атлетики и дзюдо в количестве 24 человек.

Основными методами исследования стали: теоретический анализ литературы, компьютерная психодиагностическая методика А.Б. Леоновой «Методика интегральной диагностики и коррекции стресса» (ИДИКС), позволяющая диагностировать не только общий уровень стресса, но и проявление признаков выгорания и развитие поведения типа А, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Основные результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1

Различия показателей проявления эмоционального выгорания спортсменов-дзюдоистов и спортсменов-легкоатлетов

№ п/п Наименование показателя Дзюдо Легкая атлетика ^критерий Стьюдента

Методика ИДИКС 1 Признаки эмоционального выгорания 49,71 44,75 3,54**

2 Поведение типа А 50,7 45,7 1,18

3 Общий индекс стресса 50 44,04 3,50**

(* - 0,01^0,05; ** - 0,001^0,01; *** - p<0,001)

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что признаки эмоционального выгорания у дзюдоистов более выражены, чем у легкоатлетов и данные статистически значимы на уровне р<0,01. Результаты в группе спортсменов-легкоатлетов находятся в диапазоне умеренных значений, а в группе дзюдоистов в диапазоне выраженных и высоких проявлений.

Сходная тенденция прослеживается и по проявлениям поведения типа А - у дзюдоистов результаты оказались выше, чем у легкоатлетов. Также показателен факт различий по общему индексу стресса - у дзюдоистов он выше при статистически значимых различиях со спортсменами -легкоатлетами (р <0,01).

В нашем исследовании доказательством негативного влияния стрессогенных условий спортивной деятельности выступают тесные корреляционные взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания, поведения типа А с показателем общего индекса стресса (по методике ИДИКС). У дзюдоистов они имеют высокий уровень значимости- г = 0,77 и 0,79 соответственно (р<0,01), у легкоатлетов выявлена взаимосвязь одного показателя - эмоционального выгорания и общего индекса стресса -г= 0,61 при р < 0,05.

Заключение. Обобщая полученные результаты, необходимо подчеркнуть, что признаки эмоционального выгорания и поведения типа А у высококвалифицированных спортсменов, являются отражением негативных последствий стрессовых реакций в профессиональной спортивной деятельности, что вызывает изменения в личностной и поведенческой сферах спортсмена как ее субъекта. Все это и обуславливает необходимость создавать индивидуальную систему психологической подготовки и сопровождения, призванных в совместной работе с тренером корректировать указанные негативные эффекты и проявления. Полученные экспериментальные данные не претендуют на исчерпывающее рассмотрение излагаемой проблемы, носят промежуточный характер, требуют расширения объема выборки, в том числе и с включением других видов спорта, что может определить траекторию современной психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Список литературы 1. Барабанщикова В. В. Профессиональные деформации в спорте высших достижений / В.В. Барабанщикова, О.А Климова // Национальный психологический журнал. - 2015. - №. 2 (18). - С. 3-12.

2. Бодров В. А. Психологический стресс: природа и преодоление / В. А. Бодров. - М.: МГУ, 2006. - 528 с.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б.М. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 857 с.

4. Гринь Е.И. Личностные ресурсы преодоления психического выгорания у спортсменов: автореферат дис. канд. психол. наук / Е.И. Гринь. -Краснодар, 2009. - 24 с.

5. Загайнов Р.М. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления: монография / Р.М. Загайнов. - М.: Советский спорт. 2010. - 117 с.

6. Ильин Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - СПб.: Издательский дом «Питер», 2013. — 352 с.

7. Кузовкин В.В. Спорт и профессиональная деятельность: психологические особенности профессиональной деятельности спортсменов / В.В. Кузовкин, А.И Харитонова // Спортивный психолог - №1 - 2016. - С. 611.

8. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. / А.Б. Леонова -М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

9. Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека. / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - М.: Смысл, 2015. - 380 с.

10. Мищенко А.В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания спортивных тренеров: автореферат дис...канд. психол. наук/ А.В.Мищенко, Сочи, 2010.-24 с.

11. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Физическое, эмоциональное и умственное истощение] / В. Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №. 1. - С. 90-101.

12. Родыгина Ю.К. «Психологический портрет» спортсмена - борца / Ю.К. Родыгина, Е.Е. Хвацкая, В.В. Андреев // Спортивный психолог. - №3 - 2016. -С. 12-15.

References

1. Barabanschikova V.V. Professional deformations in the sport of higher achievements / V. V. Barabanshchikova, O. A. Klimova // National psychological journal. - 2015. - No. 2 (18). - P. 3-12.

2. Bodrov V.A. Psychological stress: nature and coping / VA. Bodrov. - Moscow: Moscow State University, 2006. - 528 p.

3. Great psychological dictionary / ed. B.M. Meshcheryakova, V.P. Zinchenko. -SPb: Prime-EVROZNAK, 2003. - 857 p.

4. Grin Ye.I. Personal resources to overcome mental burnout in athletes: the abstract of the dis. Cand. psychol. Sciences / Grin Ye.I. - Krasnodar, 2009. - 24 p.

5. Zagainov R.M. Crisis situations in sport and the psychology of overcoming them: monograph. - Moscow: Soviet Sport, 2010. - 117 p.

6. Ilyin E.P. Psychology of the will / E.P. Ilyin. - St. Petersburg: Publishing House "Peter", 2013. - 352 p.

7. Kuzovkin V.V. Sport and professional activity: psychological features of professional activity of athletes / V.V. Kuzovkin, A.I. Kharitonova // Sports psychologist - №1 - 2016. - P. 6-11.

8. Leonova A.B. Psychodiagnosis of human functional states / A.B. Leonova - M.: MSU Publishing House, 1984. - 200 p.

9. Leonova A.B. Psychological technologies of human condition management / A.B. Leonova, A.S. Kuznetsov. - M .: Sense, 2015. - 380 p.

10. Mischenko A.V. Personal determinants of emotional burnout of sports coaches: the author's abstract of the Cand. psychol.nauk / A.V.Mischenko, Sochi, 2010. - 24 p.

11. Orel V. Ye. The phenomenon of «burnout» in foreign psychology: empirical studies and perspectives [Physical, emotional and mental exhaustion] / V.E. Orel // Psychological journal. - 2001. - Vol. 22. - No. 1. - P. 90-101.

12. Rodygina Yu.K. «Psychological portrait» of a wrestler / Yu.K. Rodygina, E.E. Khvatskaya, V.V. Andreev // Sports psychologist - №3 - 2016. - P. 12-15.

Сведения об авторах Боровик Ольга Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, старший методист по научной работе ФГБУ ПОО «Кисловодское государственное училище (техникум) олимпийского резерва».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.